Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
Этапы (алгоритм) работы
классного руководителя: диагностический, прогностически -проектировочный,
организаторский, формирующий, контрольно-аналитический, оценочный,
координационно-коррекционный
Процессуальний-
коммуникативный компонент
Методы воспитания: методы
организации жизни и деятельности детского коллектива; методы повседневного
систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского,
доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях; методы
детской самодеятельности методы психологического и педагогического прикосновения
воспитателя к личности ребенка и др.
Формы воспитания: классные
часы, беседы, дискуссии, дебаты, экскурсии, встречи, вечера, просмотр и
обсуждение кино- и видеофильмов, обсуждения художественных произведений, защита
проектов, трудовые акции, коллективные творческие дела (КТД), игры, походы,
соревнования и др.
Схема 2
Блоки программы
«Культурное наследие земли Чувашской»
Оздоровительная
деятельность
(экскурсии, прогулки и др.)
|
|
Данные блоки в своей совокупности формируют воспитательную среду класса, в
которую с первых же занятий погружаются подростки. Каждый блок конкретизирует
цель программы в соответствующих задачах.
Границы воспитательной
среды в процессе реализации данной программы значительно расширяются: ее полноправными
участниками становятся учащиеся и учителя школы, творческие объединения детей,
кружки, спортивные секции, Дома культуры, шефские организации, производственные
коллективы, музеи, библиотеки, архивы, исторические памятники города, района,
республики.
Для оценки
сформированности ценностных ориентаций у подростков, планирования и
корректировки воспитательной работы нами были разработаны критерии,
показатели, а также уровни сформированности ценностных ориентаций (табл.
1).
Таблица 1
Критерии, показатели и
уровни
сформированности
ценностных ориентаций у подростков
Критерии
|
Показатели
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях)
|
глубокие знания о ценностях (наличие убеждений)
|
неполные знания о ценностях (наличие суждений)
|
поверхностные знания о ценностях
|
отсутствие знаний о ценностях
|
эмоциональный (отношение к общечеловеческим и национальным
ценностям)
|
положительное отношение к ценностям
|
нейтральное отношение к ценностям
|
индифферентное отношение к ценностям
|
негативное отношение к ценностям
|
поведенческий
(опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме)
|
устойчивое нравственное поведения в социуме
|
относительно устойчивое поведение в социуме
|
неустойчивое поведение в социуме
|
проявление отрицательного поведения
|
уровни сформированности ценностных ориентаций
|
наивысший
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
На основе разработанных
критериев и показателей на констатирующем этапе эксперимента были выявлены
четыре группы подростков экспериментальных и контрольного классов с учетом
уровня сформированности ценностных ориентаций (табл. 2).
Таблица 2
Распределение подростков по уровням сформированности
ценностных ориентаций
(констатирующий этап эксперимента, 2004 г.)
Класс
|
Кол-во учащихся
|
Уровень сформированности ценностных ориентаций
|
Ср
|
V
|
наивысший
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
экспериментальные классы
|
6 А (Э-1)
|
29
|
4 (14%)
|
6 (21%)
|
13 (45%)
|
6 (20%)
|
2.29
|
0.97
|
6 Б (Э-2)
|
27
|
3 (11%)
|
5 (19%)
|
12 (44%)
|
7 (26%)
|
2.15
|
0.91
|
контрольный класс
|
6 В (К)
|
25
|
3 (12%)
|
7 (28%)
|
11 (44%)
|
4 (16%)
|
2.36
|
-
|
Прим.:
Ср - средний
показатель, отражающий количественную оценку роста уровня сформированности
ценностных ориентаций: (a, b, c, d – количество подростков (%),
находящихся на низком, среднем, высоком и наивысшем уровнях). V - коэффициент эффективности
экспериментальной методики, который отражает качественный рост исследуемого
критерия: (- значение среднего
показателя экспериментальной группы, - значение среднего
показателя контрольной группы).
Согласно гипотезе
исследования повышение теоретического и методического уровней готовности
классных руководителей осуществлялось путем внедрения авторской программы
методического семинара «Деятельность классного руководителя по формированию
ценностных ориентаций у подростков». Семинар вооружал классных руководителей
философскими, психолого-педагогическими знаниями о ценностях, ценностных
ориентациях личности, современными концепциями воспитания, передовым опытом
работы, методами научного планирования, организации, оценки воспитательной работы
в коллективе класса; помогал правильно и всесторонне анализировать
педагогические ситуации и применять в работе инновационные педагогические
технологии, учитывая уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.
Семинар предусматривал
проведение лекционных, практических, тренинговых занятий, организацию
самообразования классных руководителей, изучение передового опыта, проведение
исследовательских работ и др. На семинарах выступали учителя, классные
руководители, педагоги-ученые, психологи. Итогом работы стала
научно-практическая конференция учителей и классных руководителей школы.
Важным
условием эффективности формирования ценностных ориентаций у подростков
выступало комплексное педагогическое воздействие на когнитивный,
эмоциональный, поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций у подростков.
Оно обеспечивалось внедрением в учебно-воспитательный процесс
авторской программы «Культурное наследие земли Чувашской», которая
предусматривала взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных нами выше
четырех основных блоков.
Первый блок, направленный
на организацию познавательной деятельности учащихся, заключался в проведении
специальных этических бесед: продолжительность беседы в контексте
воспитательного занятия – 15-20 минут; лекторы - классный руководитель,
работники музеев, краеведы, деятели культуры и искусства, известные спортсмены
города, республики; в основе подачи материала – проблемное изложение.
Второй блок,
предполагающий организацию оценочной деятельности учащихся, являлся логическим
продолжением первого блока и базировался на создании ситуаций нравственного
выбора, «проживания», прочувствования эмоционального состояния учащихся:
продолжительность дискуссии – 25-30 минут, включенность каждого подростка в
оценочную деятельность, осуществление рефлексии.
Третий блок,
подразумевающий организацию творческо-практической деятельности учащихся, строился
на осуществлении коллективных творческих дел как логического обобщения
какого-либо раздела программы воспитания (трудовые дела, выполнение
общественных поручений, концерты художественной самодеятельности, защита
проектов, выпуск тематических газет, альманахов и т. д.).
Четвертый блок,
предусматривающий организацию оздоровительной деятельности учащихся,
рассматривался нами в качестве сопутствующего первым трем блокам и
реализовывался в форме экскурсий, походов, прогулок, спортивных тренировок и
соревнований и т. д.
Управление разносторонней
деятельностью воспитанников в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось
с заданными воспитателями образцами-идеалами Гражданина,
Работника, Семьянина. Образец гражданского поведения выступал как цель формирования
ценностных ориентаций учащихся.
Следующее условие -
создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе
- обеспечивалось профессиональной компетентностью классного руководителя,
его умениями сплачивать детский коллектив, выдвигать перед коллективом и отдельными
учениками близкие, средние и дальние перспективы жизнедеятельности;
организацией ученического самоуправления; выполнением учащимися временных и
постоянных индивидуальных, групповых, постепенно усложняющихся общественных поручений
(учебных, трудовых, культурно-просветительных, спортивных, организационных).
Интеграция воспитательных
сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры, производственных
коллективов реализовывалась
в системе деятельности классного руководителя по следующим направлениям:
- взаимодействие с
родителями учащихся: изучение возможностей семьи и родителей в
воспитании и поддержке детей; вовлечение родителей в
учебно-воспитательный процесс (совместные походы, экскурсии, дни здоровья,
праздники; организация дня открытых дверей); повышение
психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев,
семинара-тренинга «Педагогическое понимание подростка» (автор: С. В. Шик) и т.
д.;
- взаимодействие с
учителями-предметниками: изучение познавательных и профессиональных интересов
учащихся (посещение уроков, оказание помощи в выборе кружков, элективных
курсов, профилей обучения); обеспечение
единства действий в развитии детей в учебном процессе, создание ситуаций успеха
в учебной и во внеклассной работе и т. д.;
- взаимодействие с
представителями общественности, учреждений культуры, производственных
коллективов, народными умельцами, ветеранами войны и труда и т. д.
Осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе
поэтапного формирования у них ценностных ориентаций предполагало: наличие у
педагога адекватного представления об уровне сформированности ценностных
ориентаций каждого ученика, сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его
личности; организацию воспитательных дел, направленных на развитие социальной
активности учащихся и презентацию их личных творческих достижений, апробацию
детьми своих возможностей в различных видах общественно полезной деятельности;
поддержку социально-ценных инициатив, увлечений, интересов; обеспечение
эффективного взаимодействия учащихся разных уровней сформированности ценностных
ориентаций; стимулирование стремления к самовоспитанию.
Реализация вышеназванных
педагогических условий обеспечило формирование у подростков экспериментальных
классов этических понятий, убеждений, нравственно ценных качеств.
Данные, полученные в ходе
формирующего эксперимента, свидетельствуют, что в течение четырех лет (с 6 по 9
классы) произошли позитивные изменения уровней сформированности ценностных
ориентаций у подростков. В конце формирующего эксперимента (2008 г.) учащиеся экспериментальных и контрольного классов были вновь распределены по уровням
сформированности ценностных ориентаций (табл. 3).
Таблица 3
Распределение подростков по уровням сформированности
ценностных ориентаций
(заключительный этап эксперимента, 2008 г.)
Класс
|
Кол-во учащихся
|
Уровень сформированности ценностных ориентаций
|
Ср
|
V
|
наивысший
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
экспериментальные классы
|
Э-1
|
29
|
10 (35%)
|
13 (45%)
|
6 (20%)
|
-
|
3.15
|
1.21
|
Э-2
|
27
|
9 (33%)
|
10 (37%)
|
8 (30%)
|
-
|
3.03
|
1.17
|
контрольный класс
|
К
|
25
|
4 (16%)
|
8 (32%)
|
12 (48%)
|
1 (4%)
|
2.60
|
-
|
В
табл. 4 представлена динамика роста уровней
сформированности ценностных ориентаций у подростков, среднего показателя и
коэффициента эффективности в ходе опытно-экспериментальной работы
Таблица
4
Сводные
данные опытно-экспериментальной работы
класс
|
G
|
наивысший
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
G по Ср
|
G по V
|
Э-1
|
6 (21%)
|
7 (24%)
|
- 7 (- 25%)
|
- 6 (- 20%)
|
+ 0.86
|
+ 0.24
|
Э-2
|
6 (22%)
|
5 (18%)
|
- 4 (- 14%)
|
- 7 (- 26%)
|
+ 0.88
|
+ 0.26
|
К
|
1 (4%)
|
1 (4%)
|
1 (4%)
|
- 3 (- 12%)
|
+ 0.24
|
-
|
Прим.: G - показатель абсолютного прироста, который означает разность
начального и конечного уровня развития рассматриваемого критерия (показателя): (П(кон) – конечное значение показателя;
П(нач) – начальное значение показателя.
Как
видно из приведенной табл. 4, в экспериментальных классах изменения уровней сформированности
ценностных ориентаций более значительны, чем в контрольном. Так, на 21-22% увеличилось количество подростков экспериментальных
классов с наивысшем уровнем сформированности ценностных ориентаций против
4% соответственно в контрольном; в среднем на 23%
уменьшилось количество подростков экспериментальных классов с низким уровнем
сформированности ценностных ориентаций, в то время как в контрольном классе на
12%.
Соотношение количества
учащихся экспериментальных и контрольного классов, имеющих низкий, средний,
высокий и наивысший уровни сформированности ценностных ориентаций,
свидетельствует об эффективности выделенных и реализованных нами педагогических
условий.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
В результате проведенной
работы нами были:
1. Уточнены сущностные характеристики
ценностных ориентаций у подростков. Ценностные ориентации представляют собой
сложное, относительно устойчивое
новообразование в психологической структуре личности подростка, определяющее
его сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностное
отношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителем
деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в
обществе системой ценностей. Формирование ценностных ориентаций у подростков есть
целенаправленно организованный процесс их приобщения к общечеловеческим и
национальным ценностям, которые охватывают основные аспекты
жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
2. Выявлены типичные
трудности современных классных руководителей в работе по формированию
ценностных ориентаций у подростков. Таковыми являются: недостаточная
теоретическая и методическая готовность к организации этого процесса,
несформированность педагогических умений: аналитических, прогностических,
проектировочных, организационных, информационных, коммуникативных,
перцептивных, диагностических, рефлексивных, прикладных.
3. Определены критерии и
показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющие
отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций:
а) когнитивный критерий,
отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели:
глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);
б) эмоциональный критерий,
отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям (показатели:
положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);
в) поведенческий,
отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производить
самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей
(показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное
поведение).
В соответствии с
критериями и показателями разработаны уровни сформированности ценностных ориентаций
у подростков (наивысший, высокий, средний, низкий).
4. Выявлены
педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностных
ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя:
- организация
воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования
ценностных ориентаций, включающей ценностно-целевой, субъект -субъектный,
содержательный, процессуально -коммуникативный, диагностико -результативный
компоненты. При этом система ценностей понимается в соотношении с духовным
бытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими
людьми и самим собой (становление субъекта культуры), а педагогическая деятельность
классного руководителя как социокультурный межсубъектный диалог;
- обеспечение повышения
теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению
подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения
авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных
ориентаций у подростков»;
- оказание комплексного
педагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий
компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации
авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;
- создание высокого
нравственного, социально-психологического климата в классе, способствующего
через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности
организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного
отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;
- обеспечение интеграции
воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и
производственных коллективов;
- осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе
поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.
Проведенное исследование
не претендует на всю полноту решения этой сложной и многоаспектной проблемы.
Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно
к учащимся старшего школьного возраста различных типов
образовательно-воспитательных учреждений.
Основное содержание исследования отражено в публикациях автора
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ
1. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных
ориентаций в системе воспитательной деятельности педагога [Текст] / Т. В.
Михайлова // Образование и саморазвитие. - 2007. - № 4. – С. 139 -143.
Монографии
2. Михайлова, Т. В. Деятельность классного
руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков : монография
[Текст] / Т. В. Михайлова. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2007. – 238
с.
Учебно-методические пособия
3. Михайлова, Т. В. Культурное наследие земли
Цивильской : классные часы по духовно-нравственному воспитанию учащихся :
учебно-методическое пособие [Текст] / Т. В. Михайлова. - Чебоксары : ЧГПУ им.
И. Я. Яковлева, 2006. – 126 с.
4. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций
у подростков : программа методологического семинара классных руководителей :
учебно-методическое пособие [Текст] / Т. В. Михайлова. - Чебоксары : Чуваш.
гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2007. – 43 с.
Научные статьи в журналах и сборниках
5. Михайлова, Т. В. Формирование коммуникативных
качеств у подростков в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Т. В. Михайлова
// Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования : сб.
науч. ст. – М. : АПСН, 2004. – С. 124 - 128.
6. Михайлова, Т. В. Использование гуманитарных
педагогических технологий в воспитании [Текст] / Т. В. Михайлова //
Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования : сб. науч.
ст. – М. : АПСН, 2004. – С. 268 - 273.
7. Михайлова, Т. В. Развитие творческих способностей у
подростков [Текст] / Т. В. Михайлова // Технологическое образование учащейся
молодежи : состояние, проблемы, тенденции : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш.
гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 70 - 74.
8. Михайлова, Т. В. Современные технологии в
образовании [Текст] / Т. В. Михайлова, О. В. Михайлова // Технологическое
образование учащейся молодежи : состояние, проблемы, тенденции : сб. науч. ст.
– Чебоксары : Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 150 -
154.
9. Михайлова, Т. В. Информационные технологии обучения
[Текст] / Т. В. Михайлова, Т. Б. Боровикова // Технологическое образование
учащейся молодежи : состояние, проблемы, тенденции : сб. науч. ст. – Чебоксары
: Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 155 - 159.
10. Михайлова, Т. В. Проявление общечеловеческих ценностей
в чувашских пословицах [Текст] / Т. В. Михайлова // Психолого-педагогические
проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном
учреждении : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : МПА, 2005. – С. 57 - 61.
11. Михайлова, Т. В. Формирование общественной
активности учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Формирование социальной
активности у учащейся молодежи : опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. –
М. : МПА, 2005. – С. 48 - 51.
12. Михайлова, Т. В. Воспитание подростков на общечеловеческих
ценностях [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы формирования личности в системе
непрерывного образования : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : МПА, 2005. – С.
264 - 266.
13. Михайлова, Т. В. Формирование морально – волевых
качеств у учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы формирования личности
в системе непрерывного образования : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : МПА,
2005. – С. 149 - 152.
14. Михайлова, Т. В. Инновационная деятельность
учителя [Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс в условиях
модернизации образования : сб. научно - метод. ст. – М. : МПА, 2005. – С. 296 -
298.
15. Михайлова, Т. В. Сущность и содержание понятия
«ценность» [Текст] / Т. В. Михайлова // Совершенствование подготовки будущих специалистов
в условиях высшего профессионального образования : сб. науч. ст. – Москва –
Чебоксары : АН ЧР, 2006. – С. 231 - 237.
16. Михайлова, Т. В. Отражение духовных ценностей в
произведениях устного народного поэтического творчества [Текст] / Т. В.
Михайлова, О. В. Михайлова // Совершенствование системы подготовки
педагогических кадров в условиях национально - регионального образования : сб.
науч. статей. – Москва – Чебоксары : МПА, 2006.
- С. 255 – 263.
17. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации в системе
воспитательной деятельности педагога [Текст] / Т. В. Михайлова, В. И. Павлов,
В. А. Данилова // Педагогический процесс : проблемы и перспективы : сб. науч.
ст. – М. – Чебоксары : АН ЧР, 2007. – С. 64 - 69.
18. Михайлова, Т. В. Планирование воспитательной
работы на основе системно-ролевой концепции воспитания учащихся [Текст] / Т. В.
Михайлова // Педагогический процесс : проблемы и решения : сб. науч. ст. –
Москва – Чебоксары : АН ЧР, 2007. – С. 56 - 60.
19. Михайлова, Т. В. Деловая игра «Портфолио» [Текст] /
Т. В. Михайлова // Педагогический процесс : проблемы и решения : сб. науч. ст.
/ – Москва – Чебоксары : АН ЧР, 2007. – С. 78 – 84.
20. Михайлова, Т. В. Отражение духовных ценностей в
фольклоре чувашского народа [Текст] / Т. В. Михайлова, О. В. Михайлова //
Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований. Часть 2. Сборник
материалов. Общее собрание АПСН 27-28 апреля 2007 г., Москва 2007. – С. 82 - 90.
21. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации как
психологическое новообразование подросткового возраста [Текст] / Т. В.
Михайлова // Совершенствование профессиональной подготовки студентов
педагогического вуза : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007.
– С. 439 - 443.
22. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций
у подростков [Текст] / Т. В. Михайлова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - №
3 (55). – 2007. – Т. 2. – С. 69 - 73.
23. Михайлова, Т. В. К вопросу о содержании процесса
формирования ценностных ориентаций у подростков [Текст] / Т. В. Михайлова //
Целостный педагогический процесс : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед.
университет им. И. Я. Яковлева, 2007. – С. 326 – 332.
24. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных
ориентаций учащихся на основе национальной культуры [Текст] / Т. В. Михайлова
// Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования
: сб. науч. ст. Выпуск 3. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 181
– 188.
25. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций
учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова, И. В. Павлов // Известия Академии педагогических
и социальных наук : сб. науч. ст. Часть 1 / Отв. ред. Бондырева С. К. и др. –
Москва – Воронеж : Издательство Московского психолого-социального института,
Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – С. 540 - 546.
26. Михайлова, Т. В. Культура как общечеловеческая
ценность. [Текст] / Т. В. Михайлова, Т. Б. Боровикова // Педагогический
процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального
образования: М – Чебоксары : сб. науч. ст. - Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева,
2008. – С. 225 – 230.
27. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации личности
[Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс и особенности его
организации в условиях регионально-национального образования : М – Чебоксары : сб.
науч. ст. - Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 161 – 175.
Материалы семинаров и конференций
28. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных
ориентаций у подростков сельской школы [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы
воспитания нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательным
влияниям среды : материалы региональной научно-практической конференции,
посвященной памяти доктора педагогических наук И. П. Прокопьева. – Белгород :
Изд-во ООО «ГиК», 2006. – С. 207 – 209.
29. Михайлова, Т. В. Воспитательная система класса
«Культурное наследие» [Текст] / Т. В. Михайлова // Образование на рубеже веков
: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа : Вагант,
2007. – С. 154 - 157.
30. Михайлова, Т. В. Уровни готовности классных
руководителей к формированию ценностных ориентаций учащихся [Текст] / Т. В.
Михайлова // Профессионально-педагогическая культура : проблемы, поиски решения
: материалы II Всероссийского научного семинара. –
Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – С. 199 - 202.
31. Михайлова, Т. В. Аксиологический подход к
воспитанию личности [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы детства в контексте
междисциплинарных исследований. - Материалы республиканской научно-практической
конференции. – Чебоксары, 2007. – С. 113 – 117.
Автореферат разрешен к печати
диссертационным советом ДМ 212.300.01
при ГОУ ВПО «Чувашский
государственный педагогический
университет им. И. Я.
Яковлева» 4 июля 2008 года
Подписано в печать 4 июля
2008 г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
Печать оперативная. Усл.
п. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 783.
Отпечатано в отделе
оперативной полиграфии информационно-издательского центра Территориального
органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики
428027 г. Чебоксары, ул. Хузангая, 16.
Лицензия № 2747 от 10.03.2007
Страницы: 1, 2, 3
|