бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя бесплатно рефераты

Этапы (алгоритм) работы классного руководителя: диагностический, прогностически -проектировочный, организаторский, формирующий, контрольно-аналитический, оценочный, координационно-коррекционный

Процессуальний- коммуникативный компонент

Методы воспитания: методы организации жизни и деятельности детского коллектива; методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях; методы детской самодеятельности методы психологического и педагогического прикосновения воспитателя к личности ребенка и др.

Формы воспитания: классные часы, беседы, дискуссии, дебаты, экскурсии, встречи, вечера, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, обсуждения художественных произведений, защита проектов, трудовые акции, коллективные творческие дела (КТД), игры, походы, соревнования и др.


Схема 2

Блоки программы «Культурное наследие земли Чувашской»

Оздоровительная деятельность

(экскурсии, прогулки и др.)

 

Данные блоки в своей совокупности формируют воспитательную среду класса, в которую с первых же занятий погружаются подростки. Каждый блок конкретизирует цель программы в соответствующих задачах.

Границы воспитательной среды в процессе реализации данной программы значительно расширяются: ее полноправными участниками становятся учащиеся и учителя школы, творческие объединения детей, кружки, спортивные секции, Дома культуры, шефские организации, производственные коллективы, музеи, библиотеки, архивы, исторические памятники города, района, республики.

Для оценки сформированности ценностных ориентаций у подростков, планирования и корректировки воспитательной работы нами были разработаны критерии, показатели, а также уровни сформированности ценностных ориентаций (табл. 1).


Таблица 1

Критерии, показатели и уровни

сформированности ценностных ориентаций у подростков

Критерии

Показатели

«5»

«4»

«3»

«2»

когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях)

глубокие знания о ценностях (наличие убеждений)

неполные знания о ценностях (наличие суждений)

поверхностные знания о ценностях

отсутствие знаний о ценностях

эмоциональный (отношение к общечеловеческим и национальным ценностям)

положительное отношение к ценностям

нейтральное отношение к ценностям

индифферентное отношение к ценностям

негативное отношение к ценностям

поведенческий

(опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме)

устойчивое нравственное поведения в социуме

относительно устойчивое поведение в социуме

неустойчивое поведение в социуме

проявление отрицательного поведения

уровни сформированности ценностных ориентаций

наивысший

высокий

средний

низкий

 

На основе разработанных критериев и показателей на констатирующем этапе эксперимента были выявлены четыре группы подростков экспериментальных и контрольного классов с учетом уровня сформированности ценностных ориентаций (табл. 2).

Таблица 2

Распределение подростков по уровням сформированности ценностных ориентаций

(констатирующий этап эксперимента, 2004 г.)

Класс

Кол-во учащихся

Уровень сформированности ценностных ориентаций

Ср

V

наивысший

высокий

средний

низкий

экспериментальные классы

6 А (Э-1)

29

4 (14%)

6 (21%)

13 (45%)

6 (20%)

2.29

0.97

6 Б (Э-2)

27

3 (11%)

5 (19%)

12 (44%)

7 (26%)

2.15

0.91

контрольный класс

6 В (К)

25

3 (12%)

7 (28%)

11 (44%)

4 (16%)

2.36

-

Прим.: Ср - средний показатель, отражающий количественную оценку роста уровня сформированности ценностных ориентаций:  (a, b, c, d – количество подростков (%), находящихся на низком, среднем, высоком и наивысшем уровнях). V - коэффициент эффективности экспериментальной методики, который отражает качественный рост исследуемого критерия:  (- значение среднего показателя экспериментальной группы, - значение среднего показателя контрольной группы).

Согласно гипотезе исследования повышение теоретического и методического уровней готовности классных руководителей осуществлялось путем внедрения авторской программы методического семинара «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков». Семинар вооружал классных руководителей философскими, психолого-педагогическими знаниями о ценностях, ценностных ориентациях личности, современными концепциями воспитания, передовым опытом работы, методами научного планирования, организации, оценки воспитательной работы в коллективе класса; помогал правильно и всесторонне анализировать педагогические ситуации и применять в работе инновационные педагогические технологии, учитывая уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.

Семинар предусматривал проведение лекционных, практических, тренинговых занятий, организацию самообразования классных руководителей, изучение передового опыта, проведение исследовательских работ и др. На семинарах выступали учителя, классные руководители, педагоги-ученые, психологи. Итогом работы стала научно-практическая конференция учителей и классных руководителей школы.

Важным условием эффективности формирования ценностных ориентаций у подростков выступало комплексное педагогическое воздействие на когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций у подростков. Оно обеспечивалось внедрением в учебно-воспитательный процесс авторской программы «Культурное наследие земли Чувашской», которая предусматривала взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных нами выше четырех основных блоков.

Первый блок, направленный на организацию познавательной деятельности учащихся, заключался в проведении специальных этических бесед: продолжительность беседы в контексте воспитательного занятия – 15-20 минут; лекторы - классный руководитель, работники музеев, краеведы, деятели культуры и искусства, известные спортсмены города, республики; в основе подачи материала – проблемное изложение.

Второй блок, предполагающий организацию оценочной деятельности учащихся, являлся логическим продолжением первого блока и базировался на создании ситуаций нравственного выбора, «проживания», прочувствования эмоционального состояния учащихся: продолжительность дискуссии – 25-30 минут, включенность каждого подростка в оценочную деятельность, осуществление рефлексии.

Третий блок, подразумевающий организацию творческо-практической деятельности учащихся, строился на осуществлении коллективных творческих дел как логического обобщения какого-либо раздела программы воспитания (трудовые дела, выполнение общественных поручений, концерты художественной самодеятельности, защита проектов, выпуск тематических газет, альманахов и т. д.).

Четвертый блок, предусматривающий организацию оздоровительной деятельности учащихся, рассматривался нами в качестве сопутствующего первым трем блокам и реализовывался в форме экскурсий, походов, прогулок, спортивных тренировок и соревнований и т. д.

Управление разносторонней деятельностью воспитанников в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось с заданными воспитателями образцами-идеалами Гражданина, Работника, Семьянина. Образец гражданского поведения выступал как цель формирования ценностных ориентаций учащихся.

Следующее условие - создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе - обеспечивалось профессиональной компетентностью классного руководителя, его умениями сплачивать детский коллектив, выдвигать перед коллективом и отдельными учениками близкие, средние и дальние перспективы жизнедеятельности; организацией ученического самоуправления; выполнением учащимися временных и постоянных индивидуальных, групповых, постепенно усложняющихся общественных поручений (учебных, трудовых, культурно-просветительных, спортивных, организационных).

Интеграция воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры, производственных коллективов реализовывалась в системе деятельности классного руководителя по следующим направлениям:

- взаимодействие с родителями учащихся: изучение возможностей семьи и родителей в воспитании и поддержке детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (совместные походы, экскурсии, дни здоровья, праздники; организация дня открытых дверей); повышение психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев, семинара-тренинга «Педагогическое понимание подростка» (автор: С. В. Шик) и т. д.;

- взаимодействие с учителями-предметниками: изучение познавательных и профессиональных интересов учащихся (посещение уроков, оказание помощи в выборе кружков, элективных курсов, профилей обучения); обеспечение единства действий в развитии детей в учебном процессе, создание ситуаций успеха в учебной и во внеклассной работе и т. д.;

- взаимодействие с представителями общественности, учреждений культуры, производственных коллективов, народными умельцами, ветеранами войны и труда и т. д.

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций предполагало: наличие у педагога адекватного представления об уровне сформированности ценностных ориентаций каждого ученика, сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности; организацию воспитательных дел, направленных на развитие социальной активности учащихся и презентацию их личных творческих достижений, апробацию детьми своих возможностей в различных видах общественно полезной деятельности; поддержку социально-ценных инициатив, увлечений, интересов; обеспечение эффективного взаимодействия учащихся разных уровней сформированности ценностных ориентаций; стимулирование стремления к самовоспитанию.

Реализация вышеназванных педагогических условий обеспечило формирование у подростков экспериментальных классов этических понятий, убеждений, нравственно ценных качеств.

Данные, полученные в ходе формирующего эксперимента, свидетельствуют, что в течение четырех лет (с 6 по 9 классы) произошли позитивные изменения уровней сформированности ценностных ориентаций у подростков. В конце формирующего эксперимента (2008 г.) учащиеся экспериментальных и контрольного классов были вновь распределены по уровням сформированности ценностных ориентаций (табл. 3).


Таблица 3

Распределение подростков по уровням сформированности ценностных ориентаций

(заключительный этап эксперимента, 2008 г.)

Класс

Кол-во учащихся

Уровень сформированности ценностных ориентаций

Ср

V

наивысший

высокий

средний

низкий

экспериментальные классы

Э-1

29

10 (35%)

13 (45%)

6 (20%)

-

3.15

1.21

Э-2

27

9 (33%)

10 (37%)

8 (30%)

-

3.03

1.17

контрольный класс

К

25

4 (16%)

8 (32%)

12 (48%)

1 (4%)

2.60

-


В табл. 4 представлена динамика роста уровней сформированности ценностных ориентаций у подростков, среднего показателя и коэффициента эффективности в ходе опытно-экспериментальной работы

Таблица 4

Сводные данные опытно-экспериментальной работы

класс

G

наивысший

высокий

средний

низкий

G по Ср

G по V

Э-1

 6 (21%)

7 (24%)

- 7 (- 25%)

- 6 (- 20%)

+ 0.86

+ 0.24

Э-2

6 (22%)

5 (18%)

- 4 (- 14%)

- 7 (- 26%)

+ 0.88

+ 0.26

К

1 (4%)

1 (4%)

1 (4%)

- 3 (- 12%)

+ 0.24

-

Прим.: G - показатель абсолютного прироста, который означает разность начального и конечного уровня развития рассматриваемого критерия (показателя):  (П(кон) – конечное значение показателя; П(нач) – начальное значение показателя.

Как видно из приведенной табл. 4, в экспериментальных классах изменения уровней сформированности ценностных ориентаций более значительны, чем в контрольном. Так, на 21-22% увеличилось количество подростков экспериментальных классов с наивысшем уровнем сформированности ценностных ориентаций против 4% соответственно в контрольном; в среднем на 23% уменьшилось количество подростков экспериментальных классов с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций, в то время как в контрольном классе на 12%.

Соотношение количества учащихся экспериментальных и контрольного классов, имеющих низкий, средний, высокий и наивысший уровни сформированности ценностных ориентаций, свидетельствует об эффективности выделенных и реализованных нами педагогических условий.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

В результате проведенной работы нами были:

1. Уточнены сущностные характеристики ценностных ориентаций у подростков. Ценностные ориентации представляют собой сложное, относительно устойчивое новообразование в психологической структуре личности подростка, определяющее его сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностное отношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителем деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей. Формирование ценностных ориентаций у подростков есть целенаправленно организованный процесс их приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

2. Выявлены типичные трудности современных классных руководителей в работе по формированию ценностных ориентаций у подростков. Таковыми являются: недостаточная теоретическая и методическая готовность к организации этого процесса, несформированность педагогических умений: аналитических, прогностических, проектировочных, организационных, информационных, коммуникативных, перцептивных, диагностических, рефлексивных, прикладных.

3. Определены критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций:

а) когнитивный критерий, отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели: глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);

б) эмоциональный критерий, отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям (показатели: положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);

в) поведенческий, отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производить самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей (показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное поведение).

 В соответствии с критериями и показателями разработаны уровни сформированности ценностных ориентаций у подростков (наивысший, высокий, средний, низкий).

4. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя:

 - организация воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций, включающей ценностно-целевой, субъект -субъектный, содержательный, процессуально -коммуникативный, диагностико -результативный компоненты. При этом система ценностей понимается в соотношении с духовным бытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими людьми и самим собой (становление субъекта культуры), а педагогическая деятельность классного руководителя как социокультурный межсубъектный диалог;

- обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;

- оказание комплексного педагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;

- создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе, способствующего через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;

- обеспечение интеграции воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и производственных коллективов;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.

Проведенное исследование не претендует на всю полноту решения этой сложной и многоаспектной проблемы. Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся старшего школьного возраста различных типов образовательно-воспитательных учреждений.

Основное содержание исследования отражено в публикациях автора

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ

 1. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций в системе воспитательной деятельности педагога [Текст] / Т. В. Михайлова // Образование и саморазвитие. - 2007. - № 4. – С. 139 -143.

 Монографии

2. Михайлова, Т. В. Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков : монография [Текст] / Т. В. Михайлова. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2007. – 238 с.

Учебно-методические пособия

3. Михайлова, Т. В. Культурное наследие земли Цивильской : классные часы по духовно-нравственному воспитанию учащихся : учебно-методическое пособие [Текст] / Т. В. Михайлова. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006. – 126 с.

4. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций у подростков : программа методологического семинара классных руководителей : учебно-методическое пособие [Текст] / Т. В. Михайлова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2007. – 43 с.

Научные статьи в журналах и сборниках

5. Михайлова, Т. В. Формирование коммуникативных качеств у подростков в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Т. В. Михайлова // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования : сб. науч. ст. – М. : АПСН, 2004. – С. 124 - 128.

6. Михайлова, Т. В. Использование гуманитарных педагогических технологий в воспитании [Текст] / Т. В. Михайлова // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования : сб. науч. ст. – М. : АПСН, 2004. – С. 268 - 273.

7. Михайлова, Т. В. Развитие творческих способностей у подростков [Текст] / Т. В. Михайлова // Технологическое образование учащейся молодежи : состояние, проблемы, тенденции : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 70 - 74.

8. Михайлова, Т. В. Современные технологии в образовании [Текст] / Т. В. Михайлова, О. В. Михайлова // Технологическое образование учащейся молодежи : состояние, проблемы, тенденции : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 150 - 154.

9. Михайлова, Т. В. Информационные технологии обучения [Текст] / Т. В. Михайлова, Т. Б. Боровикова // Технологическое образование учащейся молодежи : состояние, проблемы, тенденции : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 155 - 159.

10. Михайлова, Т. В. Проявление общечеловеческих ценностей в чувашских пословицах [Текст] / Т. В. Михайлова // Психолого-педагогические проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : МПА, 2005. – С. 57 - 61.

11. Михайлова, Т. В. Формирование общественной активности учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Формирование социальной активности у учащейся молодежи : опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. – М. : МПА, 2005. – С. 48 - 51.

12. Михайлова, Т. В. Воспитание подростков на общечеловеческих ценностях [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы формирования личности в системе непрерывного образования : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : МПА, 2005. – С. 264 - 266.

13. Михайлова, Т. В. Формирование морально – волевых качеств у учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы формирования личности в системе непрерывного образования : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : МПА, 2005. – С. 149 - 152.

14. Михайлова, Т. В. Инновационная деятельность учителя [Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс в условиях модернизации образования : сб. научно - метод. ст. – М. : МПА, 2005. – С. 296 - 298.

15. Михайлова, Т. В. Сущность и содержание понятия «ценность» [Текст] / Т. В. Михайлова // Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : АН ЧР, 2006. – С. 231 - 237.

16. Михайлова, Т. В. Отражение духовных ценностей в произведениях устного народного поэтического творчества [Текст] / Т. В. Михайлова, О. В. Михайлова // Совершенствование системы подготовки педагогических кадров в условиях национально - регионального образования : сб. науч. статей. – Москва – Чебоксары : МПА, 2006. - С. 255 – 263.

17. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации в системе воспитательной деятельности педагога [Текст] / Т. В. Михайлова, В. И. Павлов, В. А. Данилова // Педагогический процесс : проблемы и перспективы : сб. науч. ст. – М. – Чебоксары : АН ЧР, 2007. – С. 64 - 69.

18. Михайлова, Т. В. Планирование воспитательной работы на основе системно-ролевой концепции воспитания учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс : проблемы и решения : сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары : АН ЧР, 2007. – С. 56 - 60.

19. Михайлова, Т. В. Деловая игра «Портфолио» [Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс : проблемы и решения : сб. науч. ст. / – Москва – Чебоксары : АН ЧР, 2007. – С. 78 – 84.

20. Михайлова, Т. В. Отражение духовных ценностей в фольклоре чувашского народа [Текст] / Т. В. Михайлова, О. В. Михайлова // Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований. Часть 2. Сборник материалов. Общее собрание АПСН 27-28 апреля 2007 г., Москва 2007. – С. 82 - 90.

21. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации как психологическое новообразование подросткового возраста [Текст] / Т. В. Михайлова // Совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогического вуза : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 439 - 443.

22. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций у подростков [Текст] / Т. В. Михайлова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - № 3 (55). – 2007. – Т. 2. – С. 69 - 73.

23. Михайлова, Т. В. К вопросу о содержании процесса формирования ценностных ориентаций у подростков [Текст] / Т. В. Михайлова // Целостный педагогический процесс : сб. науч. ст. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2007. – С. 326 – 332.

24. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций учащихся на основе национальной культуры [Текст] / Т. В. Михайлова // Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования : сб. науч. ст. Выпуск 3. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 181 – 188.

25. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова, И. В. Павлов // Известия Академии педагогических и социальных наук : сб. науч. ст. Часть 1 / Отв. ред. Бондырева С. К. и др. – Москва – Воронеж : Издательство Московского психолого-социального института, Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – С. 540 - 546.

26. Михайлова, Т. В. Культура как общечеловеческая ценность. [Текст] / Т. В. Михайлова, Т. Б. Боровикова // Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования: М – Чебоксары : сб. науч. ст. - Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 225 – 230.

27. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации личности [Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования : М – Чебоксары : сб. науч. ст. - Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 161 – 175.

Материалы семинаров и конференций

28. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентаций у подростков сельской школы [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы воспитания нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательным влияниям среды : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук И. П. Прокопьева. – Белгород : Изд-во ООО «ГиК», 2006. – С. 207 – 209.

29. Михайлова, Т. В. Воспитательная система класса «Культурное наследие» [Текст] / Т. В. Михайлова // Образование на рубеже веков : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа : Вагант, 2007. – С. 154 - 157.

30. Михайлова, Т. В. Уровни готовности классных руководителей к формированию ценностных ориентаций учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Профессионально-педагогическая культура : проблемы, поиски решения : материалы II Всероссийского научного семинара. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – С. 199 - 202.

31. Михайлова, Т. В. Аксиологический подход к воспитанию личности [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы детства в контексте междисциплинарных исследований. - Материалы республиканской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2007. – С. 113 – 117.

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом ДМ 212.300.01

при ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева» 4 июля 2008 года


Подписано в печать 4 июля 2008 г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать оперативная. Усл. п. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 783.

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии информационно-издательского центра Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики

428027 г. Чебоксары, ул. Хузангая, 16. Лицензия № 2747 от 10.03.2007


Страницы: 1, 2, 3