Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
Автор является
победителем районного и республиканского конкурсов классных руководителей «Самый
классный классный - 2007», лауреатом премии Президента Российской Федерации,
установленной Указом «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
В 2008 г. автор стал абсолютным победителем II Всероссийской олимпиады аспирантов по педагогическим наукам
«Научное творчество», проходившей в Российском государственном педагогическом
университете им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В 2008 г. Указом Президента Чувашской Республики за монографию «Деятельность классного руководителя по
формированию ценностных ориентаций у подростков» диссертанту присуждена
Государственная молодежная премия Чувашской Республики в сфере образования,
воспитания и молодежной политики.
Апробация результатов
исследования осуществлялась
путем внедрения разработанного учебно-методического комплекса в педагогический
процесс школ г. Цивильска и Цивильского района Чувашской Республики, школ
№№ 10, 39, частного образовательного учреждения «Центр «Интеллект» г. Чебоксары;
в ходе обсуждений материалов исследования на семинарах классных
руководителей и методологических семинарах аспирантов и докторантов кафедры
педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на заседаниях педагогических советов
опытно-экспериментальных школ, выступлений на всероссийских и республиканских
научно-практических конференциях и семинарах, посвященных современным проблемам
воспитания учащейся молодежи и проводившихся в Белгороде, Москве, Уфе, Казани,
Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Санкт – Петербурге в период с 2002 по 2008 г. Результаты исследования отражены в 2 учебно-методических пособиях, 1 монографии, 28 статьях,
опубликованных в сборниках научных трудов и научно-методических журналах, в том
числе в ведущем рецензируемом научном журнале «Образование и саморазвитие» (выпуск
№ 4, 2007).
Общий объем публикаций
составляет 40,0 п. л.
На защиту выносятся
следующие положения:
1. Ценностные ориентации представляют собой сложное, относительно
устойчивое новообразование в психологической структуре личности подростка,
определяющее его сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностное
отношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителем
деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей.
2. Формирование
ценностных ориентаций у подростков есть целенаправленно организованный процесс
их приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые охватывают основные аспекты
жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
3. Критериями и
показателями сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющими
отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных
ориентаций, являются:
а) когнитивный критерий,
отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели:
глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);
б) эмоциональный
критерий, отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям
(показатели: положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);
в) поведенческий,
отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производить
самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей
(показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное
поведение).
4. Эффективность
формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности
классного руководителя обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованных
и экспериментально проверенных педагогических условий:
- организации
воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования
ценностных ориентаций, включающей в себя следующие компоненты: целевой,
субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, результативный;
- обеспечении повышения
теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению
подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения
авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию
ценностных ориентаций у подростков»;
- оказании комплексного
педагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий
компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации
авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;
- создании высокого
нравственного, социально-психологического климата в классе, способствующего
через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности
организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного
отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;
- обеспечении интеграции воспитательных
сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и производственных коллективов;
- осуществлении
индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе
поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной литературы (293 наименования), 24
таблиц, 3 схем, 6 диаграмм и 3 приложений.
Во введении обоснованы актуальность, научная и практическая
значимость проблемы, выбранной в качестве темы исследования; определены его
цель, задачи, объект, предмет; сформулирована гипотеза, освещающая методологические
основы и методы исследования; изложены положения, выносимые на защиту; раскрыты
научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования;
приведены сведения об апробации и внедрении результатов
опытно-экспериментальной работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования ценностных ориентаций
у подростков в системе деятельности классного руководителя» проведен анализ
состояния изучаемой проблемы в научной литературе и практике, уточнена сущность
понятия «ценностные ориентации», раскрыто содержание процесса формирования
ценностных ориентаций у подростков, выявлены типичные недостатки и затруднения
классных руководителей в работе по формированию ценностных ориентаций у
подростков, обоснована модель процесса формирования ценностных ориентаций у
подростков в системе деятельности классного руководителя.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию
ценностных ориентаций у подростков» раскрываются содержание, методика, ход
опытно-экспериментальной работы по реализации гипотезы исследования,
осуществляется качественный и количественный анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования,
подтвердившие его гипотезу и положения, выносимые на защиту.
В приложении даются программа воспитательной
работы «Культурное наследие земли Чувашской», программа методического семинара
«Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у
подростков», программа семинара-тренинга для родителей «Педагогическое
понимание подростка», диагностические методики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
Анализ литературы
свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция,
выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности.
Данная проблема представлена исследованиями следующих ученых: в философии -
С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, А.Н.
Максимова, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова, Б.А. Чагина и др.; в социологии - А.Г.
Здравомыслова, Т.Ю. Любимовой, В.Б. Ольшанского, С.И. Попова, В.А. Ядова и др.;
в психологии - Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, А.В.
Битуевой, Б.С. Братусь, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна
и др.; в педагогике - В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А.
Сластенина, В.А. Сухомлинского, Г.И. Чижаковой и др.
Осмысление категории
«ценностная ориентация» осуществлялось нами в процессе анализа научных понятий:
отношение, направленность, ценность, потребность, интерес.
Ценностные
ориентации личности представляют собой центральное образование, определяющее
направленность, отношение
к тому или иному явлению действительности как к ценному или неценному с позиции
общечеловеческой морали, являющей собой высший
уровень регуляции социальным поведением личности. Социально-нравственные
взгляды, идеалы и убеждения занимают стержневое место в системе ценностных ориентаций.
В типологии ценностных
ориентаций выделяют варианты ценностных систем: терминальные (ценности-цели) и
инструментальные (ценности-средства) (М. Рокич); духовные, социальные и
материальные (С. С. Бубнова, В. Ю Крылов, И. Я. Яковлев); общечеловеческие и
национальные (Г. Н. Волков, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, Г. К. Селевко,
В. А. Сластенин) и т. д. По мнению исследователей, общечеловеческими ценностями
являются: ценности Отечества, его культура и его история; самобытность народа,
которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы коммуникативности
и взаимодействия людей своего круга и языка; ценность человеческой жизни,
уважение прав и свобод людей; ценности семьи, брака, любви и родительства,
ценности жизни ребенка в глазах старших поколений; ценности природы, бережное
отношение к ее богатству; ценности личных человеческих качеств, таких как мужество,
смелость, решительность, благородство, рыцарское отношение к женщине.
Ценностные ориентации
представляют собой единство компонентов: когнитивного (знания о предметах,
явлениях, процессах, мировоззрение, представление о своей жизни),
эмоционального (отношение к миру, своим связям, чувствам) и поведенческого
(предрасположенность к тому или иному типу социального поведения).
Система ценностных
ориентаций осуществляет следующие функции: мотивационно-побудительную,
регулятивную, смыслообразующую, социально-ориентирующую, функции интеграции
духовного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов.
Основы
формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в
подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих
возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и
стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в
самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах
личности, которые он считает ценными).
Формирование ценностных
ориентаций у подростков нами рассматривается как процесс их приобщения к наиболее
значимым общечеловеческим ценностям: Земле, Отечеству, Семье, Труду, Знаниям,
Культуре, Миру, Человеку (В.А. Караковский). Система этих ориентиров
привлекательна для нас тем, что она содержит возможности для обращения к
национальным ценностям, поскольку одним из ведущих в ней выступает понятие «Отечество»,
а ряд других ценностей позволяют осмыслить их с учетом национальных реалий.
Национальное неразрывно связано с общечеловеческим.
Формирование ценностных
ориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностного
сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие
убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная
мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям
действительности; способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению
и рефлексии.
Структура процесса
формирования ценностных ориентаций представлена тремя направлениями,
происходящими в единстве: развитие познавательной, оценочной и деятельностной
направленности личности.
Полный цикл формирования
ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей
воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных
ориентаций, реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;
закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в
статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние;
актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах
личности учителя.
Специфические особенности
процесса формирования ценностных ориентаций личности: двусторонность, длительность
и непрерывность, концентризм, обеспечение единства педагогических влияний на
личность школьника, осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь,
без назиданий и нравоучений.
Ценностные
ориентации формируются и развиваются в процессе социализации под влиянием
различных факторов: общественных отношений, родного языка, культуры,
образования, социального окружения и т. п. Ведущую роль в формировании
ценностных ориентаций у подростков в общеобразовательной школе играет классный
руководитель.
Изучение
деятельности 134 классных руководителей общеобразовательных школ показало, что
многие из них испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций у
учащихся: не обладают достаточными теоретическими и методическими знаниями, аналитическими, прогностическими,
проектировочными, организационными, информационными, коммуникативными,
перцептивными, диагностическими, рефлексивными, прикладными умениями. Из числа
обследованных классных руководителей 39% имеют репродуктивный, 44% -
технологический и лишь 17% - творческий уровни готовности к формированию
ценностных ориентаций у подростков.
Полученные данные реально
отражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличие
противоречия между возрастающими требованиями общества к формированию
ценностных ориентаций у подростков и недостаточной теоретической и методической
разработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.
В связи с этим, согласно
гипотезе исследования, нами была разработана и реализована теоретическая
модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе
деятельности классного руководителя (схема 1).
Модель включает в себя
следующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы), субъект
-субъектный (классный руководитель, учащиеся, родители, педагогический
коллектив школы, общественность), содержательный (направления деятельности
классного руководителя, этапы (алгоритм) работы классного руководителя),
процессуально -коммуникативный (формы, методы, средства), диагностико -результативный
(критерии, показатели, уровни, результат).
Центральным системообразующим компонентом модели является авторская
программа воспитательной работы «Культурное наследие земли Чувашской». Ее цель:
формирование ценностных ориентаций у подростков на основе воспитывающего
потенциала историко-культурного наследия родного края. Программа охватывает
различные сферы деятельности, представленные в виде взаимосвязанных блоков
(схема 2).
Схема 1
Модель процесса
формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности
классного руководителя
Принципы: общественно -ценная целевая направленность
воспитания; культуросообразность; ориентация на ценностные отношения
воспитанников; обеспечение рефлексии учащихся; единство сознания и опыта
деятельности; вариативность и добровольность; диалогичность; природосообразность;
опора на положительное в человеке, единство требовательности и уважения к
ребенку, воспитание в коллективе, социальная защита, компетентность и др.
|
|
Закономерности: воспитание определяется
потребностями общества, интересами государства, этническими нормами; результат
воспитания обусловлен согласованностью педагогических воздействий; учет потребностей,
интересов и возможностей личности в воспитании; эффективность воспитания
детерминирована степенью собственной активности личности; эффективность
воспитания обусловлена отказом от прямых императивных способов педагогического
воздействия, признанием личности как целостности
|
|
Ценностно-целевой компонент
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи: мониторинг уровня сформированности ценностных
ориентаций учащихся; организация познавательной, оценочной,
коллективно-творческой и спортивно-оздоровительной деятельности
подростков; развитие органа ученического самоуправления; создание единой
воспитательной направленности школы, семьи, социума; повышение
профессионально-педагогической компетентности классных руководителей
|
|
Содержательний
компонент
Направления работы
классного руководителя: педагогическая диагностика, реализация авторской
программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской», создание высокого
нравственного, социально-психологического климата в классе; взаимодействие с
учителя-ми-предметниками, родителями учащихся, представителями общественных и
культурных учреждений, производственных коллективов города; осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам; повышение теоретического
и методического уровня на основе программы семинара «Формирование ценностных
ориентаций у подростков»
Страницы: 1, 2, 3
|
|