Этическая защита педагога
Оценка полученных данных осуществлялась по следующим критериям.
Если результаты анкетирования будут выше 31-ого балов (выше среднего), то
в целом система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае
существует опасность того, что данный человек слишком расчетлив и рационален,
что ему не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, следует понаблюдать за
собой, проанализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания
рационального и эмоционального.
Результаты анкетирования от 24 до 30 баллов означает, что у человека
имеется рациональная система самоуправления (средний уровень).
Если результаты анкетирования будут ниже 23-х балов (низкий уровень), то
у данного человека еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы
лишь отдельные звенья. Скорей всего такой человек сильно переживает свои
неудачи, но дальше этого не идет. У него эмоциональная оценка преобладает над
рациональным анализом, т. е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже
не начинается, а поэтому и не формируется.
Чтобы лучше узнать о сформированности отдельных этапов системы
управления, нужно сравнить свои результаты с цифрами, приведенными в шкале (см.
"Этапы") и определить степень развития каждого из восьми звеньев
процесса самоуправления. Все они оцениваются по одной шкале от 0 до 6 баллов.
0 – 2 балла – низкий уровень развития данного элемента самоуправления
3 –5 баллов – средний уровень
5 – 6 баллов – выше среднего
На первом этапе нами было проведено анкетирование педагогов (приложение
2). Обобщенные результаты этой работы представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1
Обобщенные результаты изучения общей способности к самоуправлению
педагогов
|
Выше среднего
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
% педагогов
|
16,7
|
62,5
|
20,8
|
Графически результаты изучения общей способности к самоуправлению
представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Изучение
общей способности к самоуправлению
Анализ сформированности компонентов
способности самоуправления представлен в таблице 2.
Таблица 2
Результаты обобщенного изучения
сформированности цикла самоуправления у педагогов
|
Анализ противоречий
|
Прогнозирование
|
Целеполагание
|
Планирование
|
Критерий оценки качества
|
Принятие решения
|
Самоконтроль
|
Коррекция
|
Выше среднего
|
29,2
|
8,33
|
16,66
|
29,2
|
8,33
|
24,99
|
20,8
|
4,7
|
Средний
|
49,96
|
36,96
|
58,43
|
37,46
|
70,83
|
62,51
|
49,96
|
32,8
|
Низкий
|
20,8
|
54,7
|
24,9
|
33,33
|
20,83
|
12,49
|
29,2
|
62,49
|
Таким образом, из таблицы видно, что наименее всего у педагогов группы
риска по способности к этической защите развиты такие компоненты цикла
самоуправления как прогнозирование, планирование и коррекция.
Графически результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты обобщенного изучения сформированности компонентов
цикла самоуправления у педагогов
Итак, в целом способность к самоуправлению развита в экспериментальной
группе в более, чем 80% педагогов, что говорит о том, что этическая защита
педагогов будет достаточно продуктивной.
Недостаточная сформированность умений саморегуляции, является основной
причиной трудностей при осуществлении требований к данной профессиональной
деятельности, применении необходимых в ней умений и знаний.
Благодаря развитию и совершенствованию у педагогов системы саморегуляции
у них формируется совокупность умений саморегуляции: ставить цели и определять
наиболее актуальные из них; анализировать условия и выделять наиболее значимые
для достижения поставленной цели; выбирать способы действий и организовывать их
последовательную реализацию; оценивать промежуточные и конечные результаты
деятельности, подбирая для этого наиболее подходящие критерии оценки;
исправлять допущенные ошибки. Как и все формируемые умения, умения
саморегуляции могут быть предметом сознательного контроля. Именно на основе
осознанной психической саморегуляции и формируются социально опосредствованные
механизмы управления индивидуально приобретенным арсеналом непосредственно-чувственного
и опосредствованного опыта.
По результатам этих исследований видим, что развитие психической саморегуляции
у педагогов как основного элемента этической защиты должно осуществляться по
следующим направлениям:
1. Формирование позитивного, конструктивного отношения к развитию и
совершенствованию психорегуляции и использованию ее в деятельности.
2. Развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе
психорегуляции.
3. Развитие помехоустойчивости к сбивающим факторам объективного и
субъективного характера.
4. Обучение самоконтролю и саморегуляции психического состояния (успокоению,
расслаблению, мобилизации).
5. Обучение управлению направленности сознания на содержание выполняемой
деятельности.
6. Повышение эмоциональной устойчивости.
Таким образом, гипотеза о том, что в
основе этической защиты педагога лежит развитая способность к самоуправлению,
подтвердилась.
Современное образование
переживает кризисный и глубоко противоречивый этап своего развития. Много;
численные практические запросы активизации «человеческого фактора» в условиях
ускоренного социального развития разбиваются о «быт», моносубъектного
экстернального подхода к теории обучения и воспитания, который активизирует
селективную оценочную функцию с позиции принятия-непринятия воспитанника. А
также недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи интра- и
интерперсональных отношений в аспекте особенностей принятия, организации
этической защиты в диаде педагог - школьник.
Идея педагогического
взаимодействия в процессе развития личности ребенка в образовательных
учреждениях развивается издавна и в большинстве исследований понятие «развитие
личности» трактуется как формирование системы отношений «Я-Взрослый» в процессе
взаимодействия. Поскольку межличностное отношение строится на основе
имплицитной модели оценивания, существенное место в которой занимает образ
принимаемого и отвергаемого, можно утверждать, что непринятие личностной
идентичности воспитанника инициирует действие этической защиты.
Актуальность данной
проблемы также связана с тем, что одним из внешних регуляторов развития
самосознания и самооценки детей служат оценки из внешнего социального
пространства, прежде всего педагогов. На несамостоятельность, подчиненность
отношения ребенка к себе оценкам ф взрослых указывают большинство
исследователей. Однако определение условий, тормозящих личностный рост,
самоидентификацию, значимости для ребенка оценочного отношения взрослого
остается пока малоизученной проблемой.
Сегодня при рассмотрении
психологической защиты наметилась тенденция к ее изучению как феномена
межсубъектного взаимодействия и способа нейтрализации внешних воздействий. В
настоящее время создана определенная теоретическая и эмпирическая база для
исследования специфики этической защиты в системе «педагог—ребенок», однако еще
не объединенная общим смысловым полем.
Разработка этих вопросов
представляет теоретический и практический интерес в период моделирования
гуманистических основ педагогического процесса, поскольку охватывает спектр
внешне-внутренних защитных процессов, обуславливающих поведение личности во
взаимодействии в системе «педагог-ребенок».
Теоретическое
исследование также указало на сложный внутренний механизм, на котором основана
этическая защита педагога, состоящий преимущественно в способности к
самоуправлению.
Экспериментальное
исследование подтвердило, что способность к этической защите взаимосвязана с
уровнем способности к самоуправлению, следовательно, гипотеза подтвердилась.
Список
литературы
1. Александрова В.Г. Какая наука
нужна сегодня учителю? / В.Г. Александрова // Магистр. — 2000. - №
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного
творчества. - М. , 1990. – 300 с.
3. Белякова Г.И. Профессиональный
этикет. – М.,1975.
4. Булатов О.С. Педагогический артистизм:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. , 2001. – 240 с.
5. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога
как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд.
пед. наук / Ж.В. Ваганова. — Челябинск, 2000. — 81с.
6. Взаимоотношение учителя с учениками
//Школ. Психолог: Приложе-ние к газете «Первое сентября».-2000.-№9.-с.5-12.
7. Дмитриевский В.А. Психологическая
безопасность в учебных заведениях.-М., 2002.-с.179-187.
8. Занина Л.В. Меньшикова Н.П. Основы
педагогического мастерства.-Ростов н/д., 2003.-с.135-204.
9. Зевина Л. В. Образовательные
технологии // Школ. технологии. – 2002. - №5. – с. 62 – 67.
10. Иванов В. В. Этическая составляющая в
информационной культуре учителя // Начальная школа. – 2005. - №11. – с. 117 –
119.
11. Введение в педагогическую
деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С.
Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2
- изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
12. Русская Е. Имидж современного
педагога / Е. Русская // Мир образования. — 1995. — № 1.- С. 91.
13. Кукушин В.С. введение в
педагогическую деятельность: Учеб. пособие. Серия «Педагогическое
образование».- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 224 с.Основы
этических знаний. 2- е изд., испр., доп.- СПб.: Издательство «Лань», 2002. –
224 с.
14. Методические рекомендации и материалы
к профессиограмме современного учителя. / Под ред. Г.А. Бордовского. - М.,
1987.
15. Морозова О.П. Педагогический
практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.
16. Неудахина Н.А. Основы педагогического
мастерства: Учеб.-метод.пособ / Н.А. Неудахина. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002.
- 152 с.
17. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение
в педагогическую деятель-ность.-М.,2004.-с.43-47.
18. Норд У. Педагогическая этика //
Первое сентября.-2002.-20 июля.- с.8-9.
19. Основы профессиональной культуры/Под
редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск. 1997. – с. 205 – 212.
20. Петрова Н.А. Педагогика. – М. 2003. –
с. 60 – 65.
21. Пинт А.О. Высокое призвание: Очерки
культурно – просветительной педагогики. – 2005. - №11. – с. 170 - 185.
22. Полякова Т. Н. Педагогическая защита
// Классный руководитель.-2000.-№5ю-с.98-103.
23. Понаморева С. ЧП школьного масштаба
// Лидеры образования.-2004.-№9-10.-с.102-103.
24. Профессиональное самовоспитание
учителя. /Под ред. С.Б. Елканова - М.,1986.
25. Роботова А. С. Педагогический такт //
Введение в педагогическую деятельность. – М., 2000. – с. 99 – 101.
26. Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога. - М., 2002.
27. Рыданова И.Н. Основы педагогики
общения. - Мн., 1998.-с.63-83.
28. Савкина С. В. Правила
профессиональной этики при проведении педагогической диагностики // Классный
руководитель. – 2005. - №5. – с. 16.
29. Соломина Г.М. Совершенствование
профессиональной компетентности преподавателя: Социально-психологический
тренинг: Учеб. Пособ / Г.М. Соломина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-
пед. ун-та, 1996. – 119 с.
30. Станкин М.И. Профессиональные
способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. - М.:
Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 368 с.
31. Хозяинов Г.И. Педагогическое
мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,1998. - 166 с.
32. Чернокозова В. Об этике учителя //
Воспитание школьников. – 1993. - №4. – с.17 – 19.
33. Чернявская А.П. Педагогическая
техника в работе учителя / А.П. Чернявская. - М.: Центр "Педагогический
поиск", 2001. - 176 с.
34. Шульпин С. Е. Этический компонент деятельности
учителя // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей
КГУ.-Курган.1999.-с.99-102.
35. Шульпин С. Е. Этические проблемы в
педагогической деятельности. // Наука и образование Зауралья. – 1998. - №2(3).
– с. 136 – 138.
36. Щуркова Н.Е. Педагогическая
технология.-М., 2002. – с. 74 – 82.
37. Этический кодекс педагога – психолога
службы практической психологии образования России // Вестник психосоциальной и
коррекционно – реабилитационной работы. – 2003.-№3.- с.86-90.
Приложение 1
Тест «Способность
самоуправления»
Методика «Способность самоуправления» разработана в лаборатории
психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством
Н. М. Пейсахова.
Инструкция. Предлагаемая анкета дает возможность
узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены
две группы утверждений:
I. Утверждения, требующие обращения к
опыту, например, п. 5. Если Вы действительно часто оцениваете свои действия и
поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте
«да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет».
II. Утверждения, характеризующие ваши
отношения к общепринятому мнению, например, п. 20. Если вы согласны с мнением,
то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен
«+». ответ «нет» - знаком «-»(минус).
Образец для заполнения_____________________________
Ответы на вопросы
|
Баллы
|
1
|
17
|
33
|
9
|
25
|
41
|
|
2
|
18
|
34
|
10
|
26
|
42
|
|
3
|
19
|
35
|
11
|
27
|
43
|
|
4
|
20
|
36
|
12
|
28
|
44
|
|
5
|
21
|
37
|
13
|
29
|
45
|
|
6
|
22
|
38
|
14
|
30
|
46
|
|
7
|
23
|
39
|
15
|
31
|
47
|
|
8
|
24
|
40
|
16
|
32
|
48
|
|
АНКЕТА
Страницы: 1, 2, 3, 4
|