Этическая защита педагога
В нашем примере с «тиграми» и
«ослами» этот способ мог быть наиболее действенным, хотя выглядел бы менее
эффектно: «Вероятно, вы хотели спросить, пропущу ли я вас (выхожу ли я) на
следующей остановке?» Зато вы подняли бы оппонента на другой уровень общения и
при этом сохранили бы его и собственное достоинство.
6. Проявление доброжелательности —
способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на
детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне...», «Если бы не вы, я бы забыл или
не заметил...», «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне...»
Жесткие формы защиты [8]
Жесткие формы защиты могут
применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками. Их используют редко,
поскольку в результате коммуникация временно прерывается.
1.Великодушное прощение — видимое
смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если
вам так хочется...», «Если только так вы и умеете...», «Если это приносит вам
чувство удовлетворения...». Это сильное воздействие, не предполагающее
дальнейшего общения или выяснения отношений.
2. Сопоставление достоинств партнера
с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в
возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять.
Парадигма данного способа: «Вы такой...(умный, порядочный) а, ...». Последняя
часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.
3.Оставить наедине с собой — способ
жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за
содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не
способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас
произошло», «Вы не понимаете, что сделали».
Используя способы этической защиты,
важно проследить, чтобы педагог не скатывался в вязкое болото нравоучений и
открытой оценки. И помните главное: даже защищаясь, вы призваны развивать
личность воспитанника, поскольку учитель - эталон для подражания.
Самоуправление - целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек,
который сам управляет своими формами активности: общением, поведением,
деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции.
Самоуправление - процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с
необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей,
поиском новых решений и средств достижения целей [12].
Саморегуляция - это тоже изменения, но совершаемые в рамках имеющихся
правил, норм, стереотипов. Функция саморегуляции иная - закрепить то, что
приобретено в процессе самоуправления. Таким образом, самоуправление и саморегуляция
- не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое
единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира
человека.
Можно выстроить целую иерархию самопроцессов, начиная ее с авторегуляции,
т. е. непроизвольной саморегуляции в системе жизнеобеспечения организма
животных и человека, затем надстроить более сложные процессы произвольной
регуляции и психического самоуправления; а на самом высоком уровне поместить
взаимоуправление по ходу совместной деятельности и общения - как самый сложный
процесс психического управления и регуляции, в котором участвуют не менее двух
человек - субъектов самоуправления и саморегуляции. На каждом из уровней
появляются новые качества, которых не было на предыдущих, что и дает право
говорить об их специфичности и относительной самостоятельности, а вместе с тем
и об их целостности [16].
Развитие способности самоуправления проходит две стадии. На первой стадии
происходит формирование горизонтальной ее структуры. Прежде чем начнет
складываться система самоуправления, должна возникнуть потребность в ней. Такая
нужда действительно возникает, когда привычные, ранее сложившиеся способы и
средства общения, поведения, деятельности не "срабатывают", не
приводят к успеху. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими
поступками и действиями, недовольства собой. Человек начинает действовать
методом "проб и ошибок", перебирает известные и неизвестные подходы,
приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к
рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке
цели и к целенаправленному изменению (самоуправлению) его. С этого момента и
начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя
восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий,
прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества,
принятия решения к действию, контроль, коррекция.
Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально [19].
1.Анализ противоречий или ориентировка в ситуации- человек формирует субъективную
модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас не
получается так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что
происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившихся обстоятельствах)?
Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?
2.Прогнозирование - человек формирует модель-прогноз, которая основана на
анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и
настоящим. Прогноз - это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий
или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: можно ли
что-то изменить? Что может измениться, если я вмешаюсь и буду как-то
действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?
3.Целеполагание - человек формирует субъективную модель желаемого или
должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о
принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных
результатах. Люди стремятся получить ответы на такие вопросы: какими должны быть
результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение
или деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя?
Целеполагание - это процесс создания системы целей, соотнесения их между собой
и выбора предпочтительных. При выборе целей их сравнивают по длительности
(стратегические цели рассчитаны на всю жизнь, на их основе выдвигают
тактические цели, осуществление которых требует 5-7 лет, а они, в свою очередь,
определяют оперативные цели, реализация которых требует дней, месяцев). С точки
зрения субъективной привлекательности оцениваются вероятность достижения цели,
усилия, необходимые для ее достижения.
4.Планирование - человек формирует модель средств достижения цели и
последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть
стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет ответы на такие
вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности
их следует применять?
5.Критерии оценки качества - человек должен решить вопросы: какими должны
быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить,
что сделанное было необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия
достаточны?
Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и
поступков, а по ходу действия их лучше корректировать. Поспешная выработка
критериев может привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными
или просто ошибочными, а это может привести к совершенно иным результатам, чем
было первоначально задумано.
6. Принятие решения - это переход от плана к действиям, это самоприказ:
начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые
вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать действовать
или еще нужно подождать немного? Человек стремится найти оптимальное решение,
которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать
"сломя голову", "лезть в воду, не зная броду", но и нельзя
слишком оттягивать исполнение задуманного. Упущенное время может быть потеряно
безвозвратно. Когда человек наконец решился на активные действия, то оказалось,
что к этому моменту все изменилось настолько значительно, что любое, даже очень
хорошо подготовленное, действие теряет всякий смысл.
7. Самоконтроль - сбор информации о том, как идет выполнение плана в
реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает себе на вопросы: как
идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?
8. Коррекция - изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний,
а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть
дальше? Ответ на этот вопрос зависит от результатов самоконтроля. Если идет как
задумано, то человек может продолжать действовать так же, повторить еще и еще
раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления.
Фактически - это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было
найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется
разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и
деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках
и действиях? Когда нужно произвести изменения, немедленно или через некоторое
время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе
самоуправления, чтобы получить желаемый результат? После этого начинается новый
цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т.
д.
Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании
отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления, пока не произойдет переход к
саморегуляции, т. е. к привычным поступкам и действиям, совершаемым на основе
найденных целей, планов, критериев оценки качества [4].
Способность человека к управлению своими психическими состояниями
(саморегуляция на психологическом уровне) может целенаправленно развиваться.
Основывается она на самовоздействии человека на работу вегетативных функций
организма (саморегуляция физиологического уровня), на способности к
самовнушению, на способности к управлению основными психическими процессами. По
мнению Н.М.Пейсахова, процесс целенаправленного формирования способности произвольной
саморегуляции у детей необходимо должен включать в себя следующие компоненты:
формирование у детей мотивации к самопознанию, к саморазвитию, к возможности
управлять собой; предоставление учащимся первичной информации об их психических
процессах, о психических возрастных закономерностях, об особенностях протекания
психических состояний в разных ситуациях жизни и деятельности; формирование у
детей способности распознавать текущие психические состояния, обозначать их;
обучение основам саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния [8].
Существуют следующие приемы самоуправления [31].
Самоубеждение - мысленная аналитико-синтетическая работа, включающая
критический анализ своей готовности, поиск убедительных доводов для обоснования
успешного исхода предстоящих событий. В случае неуверенности в своих силах при
решении какой-либо задачи необходимо представить и проанализировать опыт
успешного решения аналогичных задач в прошлом. В конце концов, следует твердо
сказать себе: "Я решал задачи и посложнее, решу и эту! "
В целях "включения" механизмов эмоционально-волевой
саморегуляции рекомендуется многократно осмыслить предстоящее событие,
"просчитать" все возможные варианты его развития. Это позволит
привыкнуть к будущей ситуации и блокировать действие известной психологической
закономерности "чего не знаю - того боюсь"
Самоубеждение - радикальный и наиболее эффективный способ самовоздействия,
он реализуется в разговорах с самим с собой или другими людьми и осуществляется
путем многократного повторения слов или словесных формулировок, содержащих
возможность реального достижения цели. Самоубеждение основано на аргументации,
логике, доказательствах, адресовано сознанию.
Самовнушение заключается в принятии на веру категорических установок
типа: "Все будет нормально", "Я достаточно подготовлен, чтобы
выполнить эту задачу". Внушение основано на минимизации критики и
противодействия получаемой информации, оно адресовано подсознанию человека.
Если самоубеждение - это доказательства, рассуждение, то самовнушение -
наставления, требования, приказы себе.
Формируя у себя навыки волевой мобилизации, следует учиться совершать
любые волевые действия в обыденной жизни после отдачи самоприказа, например:
"Вперед", "Давай", "Держись" и т.п. Частое
сочетание волевого действия с самоприказом закрепляется рефлекторно. Это
позволит в критических условиях создать волевое напряжение путем отдачи
самоприказа.
Специалисты рекомендуют и такой прием. Ожидая то или иное событие и
испытывая сомнения в его благополучном исходе, в своих силах, проделайте
следующее. Внимательно посмотрите на себя в зеркало (можно мысленно), стараясь
придать лицу спокойное, уверенное, решительное выражение, и тогда, в силу
обратной связи, придет в равновесие и нервная система.
Связь самоубеждения и самовнушения с волевым действием упрочится, если
систематически дополнять ее самоподкреплением, то есть одобрением собственных
успешных действий по реализации самоприказа (например, "Молодец!",
"Орел!", "Здорово!" и т.п.) [3].
Варьирование целеполаганием. Известно, чем выше цель, тем ниже вероятность
ее достижения, и, следовательно, больше неопределенность и острее негативные
переживания (тревоги, беспокойства, неуверенности).
Чтобы снизить их дезорганизующее воздействие на психику, необходимо
варьировать целями. Лучший способ - разбить общую цель на более мелкие,
частные, доступные и, используя методы самоубеждения и самовнушения, последовательно
достигать их.
Возбуждающее дыхание. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч.
Расслабиться, установить ровное, глубокое дыхание. Сделать медленный, полный
вдох через нос, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая перед лицом
ладонями к себе. После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота,
опуская руки вниз, сделать резкий выдох через открытый рот - в конце выдоха
собраться и резко, с силой вытолкнуть из легких остаток воздуха. При выдохе
издается гортанный звук. Трехкратное повторение этого приема позволит
мобилизовать силы и активизировать деятельность в сложной обстановке.
"Волевое внимание". Известно, что для воплощения мысли в
действие нужно проявить волю. В условиях, когда борьба мотивов "за" и
"против" идет на равных, а принимать решение необходимо, поможет
прием обострения волевого внимания. Упражнение выполняется так. Представьте
конкретную ситуацию с борьбой мотивов и попытайтесь найти доводы в пользу
"за". Отыскав такие доводы, сделайте небольшой вдох, задержите
дыхание и, несколько раз выпячивая и втягивая живот, мысленно произнесите:
"Я сделаю это!". При этом движение диафрагмы и сокращения брюшных
мышц повысят мышечный тонус, что явится толчком к волевому действию. Воплощению
мысли в действие в условиях преобладания негативного настроения поможет и
мысленное представление того, что действие уже выполняется вами с одновременным
повторением про себя формулы "Мне это легко". После такой
психологической подготовки действие выполнится значительно легче. В данном
случае желание переходит в действие под влиянием идеомоторного акта и приведения
в движение нервно-мышечных путей, которые дополняются работой механизмов самовнушения.
Таким образом, человек должен научиться сознательно и целенаправленно
изменять всю иерархию форм своей активности: общение, поведение, деятельность,
переживания. Это можно осуществлять последовательно, начиная с нижнего этажа, -
с чувств и эмоций. Возможны и другие пути, например можно начинать
совершенствование способности управлять собой с того, что лучше получается, к
чему есть устойчивый интерес.
Итак, самоуправление - целенаправленное изменение, и цель себе ставит
человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением,
деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции.
самоуправление и саморегуляция - не два разных процесса, а две стороны
активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в
непрерывном развитии субъективного мира человека.
Развитие способности самоуправления проходит две стадии: возникновение
потребность в ней и собственно формирование системы самоуправления, включающей
в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий,
прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества,
принятия решения к действию, контроль, коррекция.
Перейдем к практическому рассмотрению внутренних механизмов этической
защиты педагога в профессиональной деятельности.
Глава II.
Экспериментальное исследование проблемы этической защиты педагога
В данной части исследования перед нами стояла задача изучения способности
к саморегуляции педагогов как внутреннего психологического механизма этической
защиты.
Базой экспериментального исследования стал новокузнецкий институт
повышения квалификации. В эксперименте принимали участие педагоги в количестве
24 человека (жен), которые в ходе анкетирования оценили свою способность к
этической защите как недостаточную.
Эксперимент проходил в 2 этапа:
Организация экспериментального исследования.
Анализ данных и выработка рекомендаций
В качестве основного метода исследования использовалось тестирование с
помощью методики "Способность самоуправления", разработанной в
лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под
руководством Н. М. Пейсахова (приложение 1).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|