бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения бесплатно рефераты

На вопрос "Какие методы работы учителя в большей мере способствуют эстетическому воспитанию на уроках трудового обучения?" - ответы распределились следующим образом: 9 человек написали иллюстративный метод, 8 человек – беседа, 3 человека – показ образцов изделий, 1 человек – метод проектирования. Два учителя, имеющих высшее образование, затруднились ответить на вопрос.

10 человек оценили эффективность выполнения задач эстетического воспитания начальной школой на сегодняшний день на 4 балла, 2 человека – на 3 балла, 2 человека - на 5 баллов.

В целом анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Их затруднил вопрос о методах работы учителя и вопрос о процессе труда, способствующем эстетическому воспитанию. Многие учителя при выборе объекта труда не учитывают такие факторы, как заинтересованность детей и внешний вид объекта труда. Отвечающие понимают, что выполнение задач эстетического воспитания на сегодняшний день происходит неэффективно. Однако известно, что уровень работы школы в целом определяется качеством работы каждого учителя.

На наш взгляд, возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. В курсе Трудовое обучение авторов В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления.

Важным условием для осуществления эстетического воспитания на уроках трудового обучения является органическая связь с некоторыми другими предметами начальной школы. Например, изобразительное искусство: тема, сюжет, композиция, колорит, элементы дизайна; развитие чувства прекрасного и др.; музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и др. [14]. Таким образом, осуществляя систему эстетического воспитания на уроках трудового обучения, необходимо широко использовать межпредметные связи.

Анализ программы В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой и программы Т. М. Геронимус по трудовому обучению позволил выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках трудового обучения.

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного труда напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразования материала в изделие. Причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Теоретическая работа должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме. По возможности в 1-2 классах вносить элементы игры. А самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.

На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:

·          правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, - работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;

·     соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;

·     экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;

·     строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;

·     постоянно контролировать правильность выполнения задания;

·     находить ошибки и по возможности исправлять их.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, их количество, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность разметки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего изделия.

Конструирование по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение для конструкторских способностей и творчества имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Конструируя по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию конструкторских способностей, технического и художественного творчества.

Итак, проведенное анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Вместе с тем, возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. Эта идея нашла отражение в проанализированной нами программе для начальной школы.


2.2 Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения


Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить следующие основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения: 1) создание благоприятных условий труда; 2) постановка цели труда; 3) выбор объекта труда; 4) эстетический анализ предметов. Рассмотрим содержание данных направлений деятельности учителя.

Значительную часть своего времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках труда, оказывает серьезное влияние на их развитие. Условия труда неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей и всегда положительно или отрицательно влияют на нее. Своими успехами в работе дети во многом обязаны правильно организованным условиям труда. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это богатейший источник эстетических воздействий на ребенка – активный воспитатель.

В наших школах нет специальных мастерских, предназначенных для проведения уроков труда в начальных классах. Отчасти это объясняется недостатком помещений, но основная причина коренится в недооценке предмета. Есть школы, где легко можно выделить необходимое помещение, однако эта перспектива не волнует ни руководителей, ни учителей. А такие комнаты, безусловно, необходимы. Хорошо оборудовав их, можно обеспечить проведение уроков труда на высоком методическом уровне, создать все условия для успешного осуществления эстетического воспитания младших школьников. При правильном понимании роли уроков труда в развитии детей многие наши школы имели бы отличные кабинеты для трудовых занятий. Пока они – приятное исключение. При отсутствии специальных мастерских в большинстве наших школ возникает вопрос: как обеспечить эстетические условия труда учащихся, проводя уроки трудового обучения в обычных классных комнатах?

Первое и необходимое условие – просторный и светлый класс. В таком помещении дети с удовольствием трудятся. При хорошей освещенности рабочего места меньше утомляются глаза, заметно повышается активность ребят и их успехи в работе. Чтобы решить проблему освещенности, недостаточно поставить мощные светильники или иметь в классе большие окна. Гораздо важнее добиться равномерности и мягкости освещения: резкий свет не менее утомляет и беспокоит, чем слабый. Равномерность освещения хорошо обеспечивает рассеянный свет. Здесь могут помочь обыкновенные оконные занавески. Например, занавески фисташкового цвета. Ослепительные лучи солнца падают на парты. Дети щурят глаза и с трудом выполняют задание. Учитель предлагает задернуть занавески – лучи рассеиваются, наполняя комнату мягким светом.

Заботясь о хорошем освещении классных комнат, нельзя забывать о цвете. Немало света в помещении добавляют или крадут краски, которыми покрашены стены, мебель. Самым светоносным цветом является белый. Белая поверхность отражает 80% падающего на него света. Но вряд ли можно положительно относиться к увлечению белым цветом. Ведь каждый цвет, помимо того, что он усиливает или ослабляет освещенность, оказывает еще и определенное, к тому же весьма сильное и неодинаковое воздействие на человека. Одни цвета действуют благоприятно, другие неблагоприятно. Одни – успокаивают, другие – возбуждают [15].

Есть большое число удачных цветовых сочетаний. Гармоничны сочетания трех цветов (триады): красный – синий – желтый, оранжевый – синий – желто-зеленый, зеленый – фиолетовый – желтый. Близкие по тону цветовые оттенки также могут давать гармоничные сочетания: светло-желтые и оранжевые, оранжевые и красные, красные и фиолетовые. Можно использовать сочетания производных от одного цвета, например: темно-голубой со светло-голубым, темно-зеленый со светло-зеленым и т.д. Хорошо выглядят пары дополнительных цветов: различные оттенки желтого и синего, оранжевого и голубого, красного и зеленого [1].

Все это нельзя не учитывать при покраске классных помещений. Дать рациональное цветовое решение классного помещения – значит обеспечить одно из важнейших условий труда, один из существенных факторов эстетического воздействия.

Эстетика рабочего места, предполагающая высокое качество инструментов, оборудования, материалов и культуру их содержания и использования – следующее эстетическое условие труда школьников. Требования, которым должны отвечать инструменты с точки зрения эстетического воспитания:

1.   Прежде всего, инструмент должен доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом.

2.   Инструмент должен быть удобен. Этим качеством он оказывает положительное эстетическое воздействие на детей. Если инструмент удобен, то учащийся с удовольствием работает, трудовые действия его точны, ритмичны, производительны, успеха он достигает легко, без лишнего напряжения. Неудобен инструмент – труд несет школьнику огорчение, гасит интерес к заданию, не дает желаемого результата.

3.   Не меньшую роль играет качество оборудования (баночек для клея и для воды, коробочек для обрези бумаги и т. д.). Оборудование, как и инструмент, должно быть красивым и удобным. Для этого совсем не обязательно быть ему дорогостоящим. Какое-то оборудование дети могут изготовить сами [15].

Мало обеспечить себя инструментом, оборудованием, материалами, надо научиться культурно с ними обращаться, т. е. трудиться так, чтобы на парте был порядок, чтобы все было под руками и ничего не мешало работе. Каждого младшего школьника следует убедить в мысли, что уважающий себя и свой труд человек должен уделять внимание содержанию рабочего места, что культура рабочего места делает труд не только приятнее, но и успешнее.

Правильно организованные условия труда не только оказывают непосредственное эстетическое воздействие на младших школьников, способствуют достижению детьми высоких результатов в их занятии, но и активно формируют лучшие трудовые навыки и привычки, которые столь необходимы для них в любой сфере деятельности – и в учебе, и в труде.

Следующее направление – постановка цели труда. Цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает и учебную, и воспитательную, и предметную, и эстетическую, и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная, эстетическая, общественная – связаны с объектом труда, направлены на достижение высоких результатов труда.

Как правило, труд младших школьников носит учебно-воспитательный характер. Поэтому учитель обязательно продумывает, какие новые знания, умения, навыки, какие качества должны приобрести дети, выполняя очередное трудовое задание. Это определяет содержание учебной и воспитательной целей труда. Иногда учителя раскрывают их перед школьниками, иногда сознательно оставляют при себе. Кто из них делает правильно, а кто ошибается, можно судить, лишь учитывая конкретную педагогическую ситуацию, в которой поставлена цель.

Однако можно утверждать, что подчеркивание учебных и воспитательных целей ставит ребенка в позицию ученика, воспитуемого, что обедняет содержание детского труда, особенно его общественной направленности. Напротив, сознательное умолчание об учебных и воспитательных целях и подчеркивание предметной, эстетической, общественной целей труда насыщает труд детей той полезной игрой "во взрослого труженика", которая делает учебный труд оптимальным с точки зрения развития учащихся. Именно поэтому правильно поступают те учителя, которые оставляют учебные и воспитательные цели при себе, но, направляя деятельность школьников на успешное достижение предметной, общественной и эстетической целей, решают учебные и воспитательные задачи [15].

Уроки труда в основном связаны с изготовлением конкретных вещей. Привлечение внимания детей к выбранному объекту труда, демонстрация объекта с установкой на его изготовление – это постановка предметной цели труда. При постановке предметной цели труда нельзя ограничиваться названием объекта труда, а следует демонстрировать изделие-образец, которое помогает детям конкретно, точно представить цель своего труда.

Педагогическая задача при постановке эстетической цели – создать у школьников эстетическое отношение к объекту труда и пробудить (а если оно возникло в момент предварительных наблюдений, то укрепить) стремление к созданию красивого предмета. Раскрытие этой цели следует начинать с демонстрации модели-образца.

Как известно, эстетическое восприятие конкретно-чувственное. В сфере прекрасного нет и не может быть абстракций. То, что недоступно чувственному восприятию, что мы не можем непосредственно видеть или слышать, остается за пределами нашей эстетической оценки. Именно поэтому нельзя пренебрегать демонстрацией модели-образца. Она рассчитана на побуждение переживаний школьников, вызванных созерцанием красивого предмета, мастерски сработанного человеком. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов труда. Немалое значение имеют разъяснения детям, почему надо делать вещи красивыми, например:

- Красиво делать значит окружать себя красивыми вещами, которые доставляют радость и наслаждение. Недаром говорят: красиво делать – красиво жить. Чтобы принести больше радости себе и людям – делай вещи красиво!

- Говорят, человек творит по законам красоты. Это значит, что бы он ни делал, он старается сделать красиво. Если ты хочешь стать настоящим человеком, в любое дело стремись вносить красоту.

- Даже в самом маленьком деле можно стать великим художником, если к делу относиться с любовью, творчески.

- Лучшая характеристика труженика – это предмет, сделанный его руками. Все прекрасное в человеке, прежде всего, раскрывается в труде. Ты покажи, как ты сделал,- я скажу, кто ты.

- Помни, ты тогда научишься понимать и ценить красоту предметов, тогда воспитаешь в себе высокий вкус, когда создашь по-настоящему красивый предмет. Ведь вкус лучшим образом развивается в труде, в труде по созданию красивых предметов. Делай красиво – разовьешь вкус!

Таким образом, постановка цели труда может и должна быть использована как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Всесторонне раскрытая цель выступает перед школьниками зримой и интересной. Характер постановки цели труда накладывает свою печать и на характер труда детей. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников [15].

Эстетическое воспитание на уроках труда в значительной мере связано и с выбором объекта труда. Это первый этап подготовки детей к выполнению трудового задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Разумеется, эффективность его будет зависеть от того, насколько педагогически правильно учитель его организует, насколько активно привлечет школьников к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявит к намеченному для изготовления изделию.

Очень важно активно включать самих учащихся в выбор объекта труда. Это не только усиливает интерес учащихся к намеченным для изготовления вещам, но и становится актом общения детей с красотой предметного мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности и, в частном, к намеченному для изготовления предмету.

Участие детей в выборе объекта труда может быть различным: беседы о вещах, которые хочется сделать на уроке, коллективный анализ письменных ответов учащихся на вопрос: "Что бы ты хотел сделать на уроках труда?"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6