Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения
В
младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия
- слушание. У школьников слушание становится не только средством, но и видом
его учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, т.к. все действия
школьника, его успех, а значит и отметка, в первую очередь зависят от его
умения слушать объяснения и указания учителя. Кроме того, дети слушают с критической
направленностью ответы, решения, объяснения своих одноклассников. Слушание, как
и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей.
Восприятие
любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении
составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны.
Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков,
сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез). Такая
мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного
содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т. е.
является формой сложной умственной деятельности [8].
Процесс
развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления,
описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различной степени
понимания ребенком данного ему содержания и зависят от: а) структуры картины;
б) степени близости ее сюжета опыту ребенка; в) формы поставленного вопроса; г)
общей культуры ребенка, умения наблюдать; д) развития его речи.
Развитие
восприятия есть переход от слитного, синкретичного, фрагментарного восприятия
ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению
вещей, событий, явлений в их пространственных, временных причинных связях. С
развитием восприятия изменяется и его структура, его механизм. Все большую роль
начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого
содержания.
Внимание
не является психическим процессом. Это психическое состояние личности, выраженное
в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение человека к
определенному объекту. Различают три вида внимания в зависимости от того, что
является причиной его возникновения.
1. Непроизвольное
(первичное) внимание привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем.
2. Если
школьник интересуется чем-то (книгами, фильмами и т. д.), то его внимание
привлекают и удерживают те предметы или явления, которые удовлетворяют этот
интерес. Это вторичное непроизвольное внимание. Оно не требует от ученика
усилия, привлекается самим предметом, но не его яркостью или необычностью, а
содержанием, отвечающим направленности, интересам этого ученика.
3. Произвольное
внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть
внимательным [8].
Каждому
учителю известно, что нельзя строить повседневную работу на волевом
произвольном внимании детей, тем более на первых этапах обучения. Оно требует
большого нервного напряжения и оказывается очень трудным для маленьких
учеников. Следует ориентироваться на 2-ой вид внимания, который поддерживается
интересом, - на послепроизвольное, вторичное внимание.
Оно
возникает там, где дети должны думать над своей работой, искать способы
решения, находить сходное и разное, известное в новом и уже знакомом, разбирать
и делать выводы, рассуждать и доказывать. Словом, внимание поддерживается
активной мыслительной деятельностью. Если она интересна и продуктивна, она
"держит" внимание детей, не требуя от них большого нервного
напряжения. Но не все в учебной деятельности интересно, и у детей надо
понемногу формировать способность к волевому сосредоточению.
Основными
качествами внимания являются его объем, концентрация (сила сосредоточения) и
устойчивость (длительность сосредоточения). Объем внимания - это количество
объектов, которые человек может одновременно "схватить" с одинаковой
ясностью. У ребенка объем внимания мал. Поэтому, если ему приходится сразу
ознакомиться с двумя новыми буквенными или цифровыми знаками, с двумя сходными
картинами или близкими по смысловому содержанию стихотворениями, происходит
"спутывание" воспринимаемых объектов. В этом случае очень
целесообразно ввести прием сравнения [9].
Концентрация
внимания характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой
нового раздражителя, которая необходима для угашения прежней доминанты и
создания новой. У маленьких школьников сила сосредоточения невелика.
Устойчивость
внимания. Также невелико у младших школьников время сохранения одной доминанты.
Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут
слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. Но вместе с тем учителям
также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников,
трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное
время - рассеянность детей. Быть рассеянным - значит не уметь надолго
сосредоточиться на чем-то одном. Одна из наиболее часто встречающихся причин
рассеянности детей - их легкое и быстро появляющееся утомление. Оно наступает
особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы.
Нередко
причиной рассеянности детей, особенно очень впечатлительных, хорошо умственно
развитых, начитанных и думающих, является отсутствие у них необходимой гибкости
внимания или его переключаемости [9].
В
силу сказанного условиями организации учебной деятельности детей выступают:
хороший темп урока и продуманная его организация; четкость, доступность и
краткость пояснений, инструкций, указаний учителя; максимальная опора на
активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение учителя к вниманию
детей; разнообразие видов и форм работы; включение в учебную деятельность всех
учеников.
Память
ребенка отличается большой пластичностью, что создает благоприятные условия для
быстрого пассивного запечатления материала и его легкого забывания. С развитием
ребенка память приобретает избирательный характер: ребенок лучше и на большой
срок запоминает то, что ему интересно, и использует этот материал в своей
деятельности [8].
Развитие
памяти выражается в том, что:
а)
увеличивается объем запоминаемого;
б)
нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;
в)
запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику
возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях,
обеспечивает больший объем запоминания и длительность сохранения;
г)
память приобретает произвольный характер;
д)
дети осваивают рациональные способы заучивания.
Развитие
памяти ребенка повышает возможности развития его воображения. Предвосхищение
результата собственного действия является началом развития воображения.
Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение
из воспроизводящего, фрагментарного становится все более творческим, логичным и
богатым.
В
процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все более
управляемой. Развивается произвольная память. Непроизвольное запоминание
сохраняет свое значение.
Деятельность
памяти и воображения изменяется и в зависимости от тех мотивов, которые побуждают
ребенка к усилию: запоминанию и припоминанию воспринятого материала, к созданию
нового рисунка или сочинения. Подражательная и непроизвольная деятельность
превращается в творческую, которой ребенок научается управлять, подчиняя ее
принятой задаче [8].
Выделяют
различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и
как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между
наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает
наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженные в словах.
С
особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми
различного учебного материала.
Память
заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении
того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и
воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно
по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может
быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к
другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо математические
формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить
выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то,
что когда-то запомнили.
Словесно-логическая
память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении
теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана
с воображением.
У
одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном
восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали
или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и
словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Важно знать,
какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом
(ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно важно),
положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что
безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить,
активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для
развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения
на запоминание, а побуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам,
развитие положительного отношения к ним.
Воображение
- это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на
основе которых возникают новые действия и предметы. Основная функция
воображения - преобразование опыта. По степени самостоятельности воображения и
оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и
творческое.
Воссоздающее
воображение – это представление новых для человека объектов в соответствии с их
описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых
различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль [4].
Усваивая
учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст
учебника), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь; например,
вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Только на
знания опирается воссоздающее воображение. Если знания недостаточны, то и
представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта
высотой с четырехэтажный дом.
Чтобы
создать у учащихся правильные представления о новом учебном материале, надо не
только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно
дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный
материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссозданный образ
становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную
действительность.
В
отличие от воссоздающего воображения творческое воображение есть
самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
Творческая деятельность – это деятельность, которая дает новые, впервые
создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие
новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, создание произведений
искусства, литературы и т. п.
Без
достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа
школьника. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных
процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность [4].
Учителю
необходимо знать возрастные особенности психологического развития школьников
для успешного построения учебной деятельности детей.
Таким
образом, теоретический анализ, проведенный в первой главе, позволяет сделать
следующие выводы. Сущность эстетического воспитания состоит в организации
разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на
формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания
прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и
идеалов, развитие творческих задатков детей.
Эстетическое
воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой
деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п.,
а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной
воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в
образовательном процессе начальной школы решаются с помощью таких школьных
предметов, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение,
окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание,
учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления,
восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в
соответствии с этими особенностями.
Глава 2. Содержание
работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию школьников на
уроках трудового обучения
2.1 Реализация учителями
начальных классов задач эстетического воспитания школьников в процессе
трудового обучения
С целью изучения
особенностей работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию
школьников на уроках трудового обучения нами было проведено анкетирование. В
исследовании принимали участие 14 человек. Это 8 учителей Вохтожской средней
школы № 1, 4 учителя Вохтожской средней школы №2, учитель школы №40 и учитель
школы №23 г. Вологды.
Респондентам была
предложена анкета (см. приложение 1), состоящая из 9 вопросов: 3 открытых
вопроса и 6 закрытых вопросов. Вопрос 1 предполагает выбор одного варианта
ответа, а в вопросах 4, 5, 6, 7 возможен выбор нескольких вариантов ответа. В
содержательной части вопросы предполагали выявление мнений учителей по следующим
позициям:
· необходимость решения задач
эстетического воспитания в процессе обучения (вопрос 1);
· школьные предметы, которые имеют
большие возможности в эстетическом воспитании (вопрос 2);
· взаимосвязь трудового обучения с
другими школьными дисциплинами в области эстетического воспитания (вопрос 3);
· сущность термина "эстетика труда";
наиболее полный ответ будет при выборе всех предложенных вариантов ответа
(вопрос 4);
· элементы процесса труда,
способствующего эстетическому воспитанию; процесс труда включает и четкость,
правильность действий, и творчество детей (вопрос 5);
· эстетика рабочего места учащегося
(вопрос 6);
· требования, которыми руководствуются
учителя при выборе объекта труда (вопрос 7);
· методы работы учителя, которые в
большей степени способствуют эстетическому воспитанию на уроках трудового
обучения (вопрос 8);
· эффективность выполнения задач
эстетического воспитания начальной школой на сегодняшний день (вопрос 9).
Проведенное исследование
показало, что все респонденты видят необходимость решения задач эстетического
воспитания в процессе обучения. По мнению отвечающих, уроки изобразительного
искусства обладают наиболее высоким эстетическим потенциалом. Но были
предложены и другие школьные дисциплины: музыка – 11 человек, трудовое обучение
– 11 человек, окружающий мир – 8 человек, литературное чтение – 6 человек,
истоки – 5 человек. 3 человека отметили, что все школьные предметы имеют
эстетический потенциал. Только один респондент отметил 1 школьный предмет. В
одной анкете указаны 2 школьных предмета, в трех анкетах – 3 предмета, в пяти анкетах
– 4 предмета, в одной анкете – 5 предметов.
Учителя отметили связь
трудового обучения со следующими предметами: изобразительное искусство – 14
человек, окружающий мир – 7 человек, музыка – 6 человек, литературное чтение –
3 человека. Связь только с одним предметом указана в 4 анкетах, с двумя – в 5
анкетах, с тремя – в 4 анкетах, с четырьмя – в 1 анкете.
6 человек считают, что
эстетика труда предполагает творческий процесс, красоту действий, красивые,
качественные изделия как результат труда, правильную организацию условий труда
учащихся, 3 человека – творческий процесс, красоту действий и красивые,
качественные изделия как результат труда, 2 человека – правильную организацию
условий труда и творческий процесс, красоту действий. Трое опрошенных выбрали
по одному варианту ответа.
По мнению 8 человек,
процесс труда, способствующий эстетическому воспитанию, включает творчество
детей. 6 человек считают, что он включает четкость, правильность действий и творчество
детей, в чем и оказались правы.
На вопрос "В чем
заключается эстетика рабочего места учащегося?" - ответы распределились
следующим образом: 10 человек выбрали красивое оформление, порядок, удобство,
правильное расположение оборудования, 3 человека – порядок, удобство,
правильное расположение оборудования, 1 человек – красивое оформление. Один
учитель отметил качество оборудования. Из этого следует, что учителя не в
полной мере осознают, в чем заключается эстетика рабочего места учащегося.
Необходимо отметить, что
8 человек учитывают при выборе объекта труда заинтересованность детей, внешний
вид объекта труда, возрастные особенности детей, 4 человека –
заинтересованность и возрастные особенности детей, 2 человека – внешний вид
объекта труда и возрастные особенности детей. Только 8 человек из 14 назвали
все те факторы, которые необходимо учитывать при выборе объекта труда. 2
человека дописали такой фактор как сезонность, 1 человек – материальные
возможности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|