Эмоциональное воспитание
·
в
форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,
·
в
форме определенного отношения к окружающему.
Смех является довольно
распространенным признаком радости и удовлетворения. Нередко с помощью смеха
выражается также презрение и насмешливое отношение. Более значительные различия
наблюдаются в выражении радости. Так, например, на Таити для выражении радости
люди иногда причиняют себе боль. Уилсон (цит. по: Klineberg, 1948, с. 194)
приводит пример старой женщины, которая, неожиданно встретив сына, от радости
исцарапала себя до крови. Подобные формы проявления радости наблюдались среди
аборигенов Австралии. И все же самой распространенной формой выражения радости
является смех.
Таким образом, можно
предположить, что у человека существует готовность к определенного рода
реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным
способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря
научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой
"природной" связи с той или иной эмоцией.
Глава 2. Эмоциональное
воспитание школьников
В настоящее время
имеются различные позиции природы и сущности чувств и эмоций, их
взаимоотношений, особенностей протекания и классификации. При тесной практической
взаимосвязи чувств и эмоций имеется, однако, необходимость в их различении.
Эмоции возникают при удовлетворении органических потребностей, при
непосредственных реакциях человека на предметы окружающей обстановки, а также в
процессе ощущений, как их эмоциональный тон. Чувства раскрывают социальную
природу человека и складываются как отношения к окружающему миру, к
удовлетворению сложных потребностей, возникших в процессе развития человека.
В характеристике
эмоционального строя личности особое место занимают эмоциональные состояния,
окрашивающие на определённый период всю деятельность человека. Так, в
педагогическом труде часто будет приходиться иметь дело с настроениями
учащихся, их аффективными состояниями. Зависящие от определённого соотношения
объективных и субъективных условий, они характеризуются определённой
длительностью, динамичностью, силой, своеобразием протекания. Средний школьный
возраст. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника,
является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте
существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению
основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя
занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие
требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего
возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не
утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или
даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало
младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые
побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не
появились.
Подросток не всегда
осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко
практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить
правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать
грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток
же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках
можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и
недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
В то же время подростки
склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках.
Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются
на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью
и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Особенно ярко проявляет
себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других
дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий.
Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием:
коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т.
д.
Большая активность,
готовность подростков участвовать в различных видах деятельности проявляется в
пионерской работе. Им нравится обежать множество квартир и побывать в
неожиданных ситуациях при сборе макулатуры или металлолома. Они охотно
включаются в оказание тимуровской помощи. «Красные следопыты» готовы пройти и
проехать по многим местам, чтобы получить желаемые сведения.
Ярко проявляет себя
подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят
подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования.
Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол,
игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план
выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков
носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте
проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер
(шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.).
Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и
учебными занятиями.
В школьном обучении
учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область
теоретическх знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о
них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков
начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их
возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной.
Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной
деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить
главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно
подробно рассказывают, например, о восстании под предводительством Степана
Разина, но вскрыть его социально-историческую сущность затрудняются. Для
подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на
запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.
В то же время в отличие
от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое,
подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие
подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски,
стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами
могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример,
высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью
мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который
все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к
содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.
В области
эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность,
неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в
отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен
«взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть.
Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко
эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с
жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает
вместе с героями кинофильмов или книг. При встрече с трудностями возникают
сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит
до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым,
выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.
Для подросткового
возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка —
это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который
служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки
поведения других людей. Но действенность идеала определяется не столько
рассудочной деятельностью подростка, сколько силой его эмоций. В качестве
идеала часто выступает конкретный человек. Обычно это выдающиеся люди, яркие,
героические личности, о которых он узнает из книг, кинофильмов и реже близкие
люди, по отношению к которым в большей степени проявляется критичность. На
психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание.
Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть
и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою
взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет.
Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости
окружающими остро переживается. В связи с «чувством зрелости» у подростка
появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным
сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и
привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные,
чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения
(способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и
прическах, а подчас курение, употребление вина).
Стремление быть
взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток
протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют,
наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и
интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы
взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на
равноправие со взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений
с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к
подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться.
Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может
возникнуть конфликтная ситуация. Для подросткового возраста характерна
потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива,
мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка.
Особенно велико влияние пионерской и комсомольской организаций. Активно
участвуя в жизни пионерской организации, находясь под контролем коллектива,
подростки приучаются выполнять каждодневные обязанности, формируют общественную
активность, инициативу, способность определять свою волю и интересы волей коллектива.
Подросток не мыслит
себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко
ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он более чутко
и сознательно по сравнению с младшим школьником относится к мнению коллектива,
руководствуется им. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется
похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подростка
больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает
неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в
классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.
Место, которое занимают
подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое
значение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки,
которые в школе относятся к категории изолированных. Сильнейшим стремлением
подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть
уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он
ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от
того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения. Иной характер по сравнению
с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат
на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой
дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются
довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может
сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно
устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения,
оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки
ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто
идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков
возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не
боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо,
стойкость некоторых «моральных установок», которые из года в год существуют в
среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию, например,
осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на
уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает
и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще
недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения
товарищей. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в
другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое
он и принимает.
У подростков ярко
проявляется высокое гражданское чувство советского патриотизма. Особенно ярко
патриотизм пионеров проявился в годы Великой Отечественной войны. Движимые
чувством советского патриотизма, современные подростки-пионеры идут по местам
революционной, боевой и трудовой славы старшего поколения, обогащая свой опыт
новыми знаниями и высокими гражданскими чувствами. Они горячо любят свою
Родину, стремятся как можно скорее и больше принести пользы обществу, мечтают
прославить Родину замечательными героическими подвигами.
Старший школьный
возраст. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов
деятельности старшеклассников. В связи с тем что в старших классах расширяется
круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов
действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом
возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно
распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной
науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не
случайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народном
образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной
грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
Различие в отношении к
учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы,
связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем,
мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников
характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений.
Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор
жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной
профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием
интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться
сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в
определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают
систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать
в школах юных математиков, юных химиков и т. п.
Старший школьный
возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная
стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим
и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию
навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора
профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие
некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья
и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой
самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание
своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои
силы, пессимизм.
Старший школьник стоит
на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную
ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает
перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших
классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и
значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный
процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе,
чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции
настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
В старшем школьном
возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и
учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у
старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует
формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В
связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность
разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших
классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ,
различных учебных дисциплин. Характерным для учебного процесса является
систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных
связей. Все. это создает почву для овладения общими законами природы и
общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший
школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными
операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время
познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если
подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший
школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить
мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач
для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое,
оригинальное.
Страницы: 1, 2, 3
|
|