Эмоциональное воспитание
Эмоциональное воспитание
Учреждение
образования “Брестский государственный университет
имени А.С.
Пушкина”
Кафедра
педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эмоциональное
воспитание
Студент:
Крапивный
А.В.
Брест, 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие эмоций. Эмоциональная
система
Глава 2. Эмоциональное воспитание
школьников
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование эмоций
– одна из важнейших педагогических, психологических и философских проблем.
Являясь неотъемлемой
частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую
постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Необходимо
отметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоций
неоднозначно. Казалось бы, что отмечаемая всеми значимость эмоциональных
процессов для жизнедеятельности человека должна привлекать к ним большое
внимание исследователей. Действительно, с давних времён и до современности
исследование эмоциональных процессов не перестаёт быть одной из центральных
проблем. В то же время из-за многочисленных неудач при попытках объективного
изучения эмоций интерес к ним несколько снизился. Это особенно заметно после
экспериментального «изобилия» 1950-19809-х гг. в отечественной и зарубежной
психологии эмоций. Внимание современных исследователей ограничивается главным
образом изучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых
составляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний на
деятельность школьников.
Исследование эмоций
осложняет и терминологические расхождения. Их возникновение связано с тем, что
разные концепции создавались в разные эпохи и на разных языках. Сыграли свою
роль и традиции отдельных школ, связывающие определённые состояния с терминами
«эмоции», «страсти» или «чувства».
Различие теоретических
позиций проявлялось и в представлениях об эмоции. Эмоция определялась как
«состояние, регулирующее телесные действия» (Б. Спиноза); «особое состояние
сознания» (когнитивные теории), «любое переживание сильного чувства, обычно
сопровождаемое соматическими изменениями» (Н.Е. Миллер, 1948); «общее
оргазмическое возбуждение» (Э. Даффи, 1951), причём Даффи предлогал вообще
отказаться от термина «эмоции»; «результат взаимодействия потребности и возможности
её удовлетворения» (П.В. Симонов).
Особая проблема в
изучении эмоций – разграничение эмоциональных и неэмоциональных явлений.
Расхождения между отдельными точками зрения возникают при попытке уточнить
характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Практически
любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство. В
то же время в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, которое
современные учёные обозначают термином «аффект». Но эмоциональное разрешение
ситуаций – функция не только аффекта; её могут выполнять и другие ситуативные
эмоции, например гордость, обида, возмущение и др.
Для современной
педагогики неоднозначно рассматривается проблема эмоционального развития детей,
по праву признания одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это
связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в
различных научно-теоретических подходах. Таким образом, эмоциональное развитие
– сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения
эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребёнка.
Эмоциональное
воспитание – очень сложная тема, но она меня заинтересовала. Поэтому я выбрал
именно эту тему.
Целью я вижу выявление
сущности эмоционального воспитания.
Объектом является
процесс эмоционального воспитания.
Задача – определить,
что необходимо для эмоционального воспитания школьника.
Глава 1.
Понятие эмоций. Эмоциональная система
Эмоции –
реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих
ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают
оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением
потребностей человека в данный момент (4).
Возникновение
и проявление чувств и эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой коры
и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется их
тесная связь с деятельностью сердца (“от страха сердце замерло”), органов
дыхания (“слушал с интересом, затаив дыхание”), с выразительными движениями
всего тела (пантомима), деятельностью лицевых мышц (мимика), с изменением
интонаций голоса (голосовая мимика) и др.
Эмоции –
особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые
в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в
познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах -
значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации.
То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают
показателем того, как происходит их удовлетворение.
По форме
протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти,
стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека – устойчивые
чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят
отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо
конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся
их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные
переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих
явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают
в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют
собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве,
жизни людей (24).
Также из рассуждений
А.Д. Кошелевой можно отметить, что изменения в эмоциональной сфере связаны с
развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности,
самосознания.
Н.А. Ветлугина
писала: “Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий
“красивое” и “некрасивое”, “истинное” и “ложное”, нельзя научить его стремиться
к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла
и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях”. Эмоции оказывают большое
влияние на психические процессы. Психические процессы делятся на
познавательные, эмоциональные и волевые (12). Деление это условно, так как
психика условна и все психические явления в ней взаимосвязаны. Эмоции
воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение,
память и мышление. Эмоциональный он присутствует уже в ощущениях, которые могут
быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для
радостного человека все вокруг приятно, раздраженный замечает в предмете своего
гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает
запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами
чувства, когда-то владевшие ими. Эмоции связаны и с забыванием. Человек
забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с
качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению
познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные
эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее отнимают. (“Когда я злюсь, мне
не нравится рисовать”). Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение
отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения
и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принимаемого
решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы ребенка,
облегчает выполнение решения. Способность к волевому усилию снижена у людей,
находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек,
так же не может быть волевым. С точки зрения отечественных специалистов
отмечено, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций,
поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать
себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не
бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности,
творчестве, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач,
без ошибок и срывов.
Разбалансировка
чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводимых к
отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов
(25). Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный
на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая,
генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат.
"emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не
специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на
протекание всех психических процессов.
У человека эмоции
порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п.,
которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие
эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных
изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ― ходе
развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю
сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высших
эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических,
которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.
Даже так называемые
низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человека
продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их
инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов
эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным,
мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения
между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с
тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в
мимике и эмоциональных жестах.
Таким образом, эмоции и
эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не
рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и
выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной,
необходимую и важную роль.
К эмоциональным, в
широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты,
собственно эмоции и чувства.
Аффектами называют в
современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные
переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными
проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в
частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты
вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического
существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они
могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в
результате социальных оценок и санкций.
Одна из особенностей
аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую
ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи с
этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта -
аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по
отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Другое свойство
аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное
отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может
разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - "аффективном
взрыве".
При сильных аффектах
(испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается,
сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все
другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией,
тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после
первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений,
находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе,
гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок.
Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со
стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку;
наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми
процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях,
способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими
действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят
название физиологических аффектов.
В отличие от аффектов,
собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь
слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный
ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к
складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим
проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторныи
характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события,
которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о
пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их
способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека
гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в
результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми,
и в частности передаваемых средствами искусства.
Собственно эмоции
находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Первые
воспринимаются субъектом как состояния моего "я", вторые - как
состояния, происходящие "во мне". Это отличие ярко выступает в
случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно
появление эмоции боязни, появления аффекта страха или эмоции, вызываемой
пережитым аффектом, например аффектом острого гнева. Особый вид эмоций
составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии
смысловой сферы личности.
Более условным и менее
общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных
процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный
предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций,
связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или
обобщенном, отвлечённом например, чувство любви к человеку, к родине, чувство
ненависти к врагу и т. п.
Другая особенность
чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных
чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами,
относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с
разными по своей форме - обобщениями - объекта чувств: образами или понятиями,
образующими содержание нравственного сознания человека. Существенную роль в
формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции,
в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например,
знамя), некоторые обряды и социальные акты. Как и собственно эмоции, чувства
имеют у человека свое положительное развитие и , имея естественные предпосылки,
являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.
Современные теории
признают особую роль отдельных эмоций в жизни человека. Исследователи,
занимающиеся прикладной психологией — инженерной, педагогической или
клинической, — так или иначе приходят к пониманию специфичности отдельных
эмоций. Люди, с которыми они работают, испытывают именно счастье, гнев, страх,
печаль или отвращение, а не просто “эмоцию”. Современная практика отходит от
использования таких общих терминов, как “эмоциональная проблема”,
“эмоциональное нарушение” и “эмоциональное расстройство”. Психологи пытаются
анализировать отдельные аффекты и аффективные комплексы и воздействовать на них
как на различные мотивационные феномены в жизни индивида. Эмоциональная система
редко функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоции
или комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют с
перцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективное
функционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем и
их интеграции. В частности, так как эмоция любой интенсивности имеет тенденцию
организовать действие организма как целого, все физиологические системы и
органы до некоторой степени включаются в эмоцию.
Возникновение эмоционального
процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные
реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия
возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.
Эмоция, получившая
достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое
влияние на функциональное состояние различных психических механизмов.
Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:
·
в
форме выразительных движений,
·
в
форме эмоциональных действий,
Страницы: 1, 2, 3
|
|