Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще (так считают 94% класса). На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были следующие: - было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») - 41%; - легче, удобнее описывать - 35%; - описание получается более точным и подробным - 24%. 70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки, получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили, что они были более подробными и точными. 82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок.
Выводы. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше. Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность. ВЫВОДЫ. 1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей.
2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями. 3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился. До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса. До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса. После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса. Уровни развития речевых умений до и после обучения.
Уровень развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Уровень развития умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень - Уровень развития умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Уровень развития умения использовать прилагательные в описательном тексте до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень - До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14. Количество употреблённых в описаниях прилагательных до (1) и после (2) формирующего эксперимента. Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%) учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10 (9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у кого (0%).
Средние показатели уровней развития рассматриваемых речевых умений до(1) и после (2) обучения.
Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень -
Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%. Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения составлять описание при использовании интеграции с изобразительным искусством повысился в среднем на 40%. 4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к. было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее. Результаты ответов на вопросы анкеты.
Вопросы анкеты: 1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям? 2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях? 3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? 4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок? 5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? 6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок? «Да» - «Нет» - «Не очень» -
Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность. 5. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании художественного творчества детей повысился на примерно на 40%. БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989. 2. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1981. 3. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970. 4. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.,1978. 5. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 6. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997 7. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991. 8. Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964. 9. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981. 10. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995 11. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995 12. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993 13. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994 14. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1987. 15. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г. 16. Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г. 17. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1984. 18. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994 19. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М., 1983. 20. Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995 21. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990. 22. Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1976. 23. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. 24. Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. Л-д, 1962. 25. Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1977. 26. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983. 1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509. [1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143. 1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303. [2] Там же, стр. 303. 1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298. 1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8. 2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442. 1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253 1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287. 1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963, т. II, с. 175. 2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178. 3 Там же, т. 5, с. 355. 1 Там же, т. 3, с. 177. 1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г. 1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993 2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994 3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993 1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994 1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995 2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995 1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997 1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. Стр.77 1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292 |