бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе бесплатно рефераты

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваш класс.


7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.


8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок другой любимой игрушки.

 

 

Конспект урока.

Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2).

Контрольный срез.

 

Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых умений у учащихся.


Ход урока.

1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.


2. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.


3. Сочинение.


4. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

 

 

 

 

 

Анализ результатов (контрольный срез).


Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:


·«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);

·«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

·«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);



Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:



Результаты формирующего эксперимента.

Умения


\


Уровни развития умений

Умение строить описание

Умение раскры-

вать тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

Умение использовать прилагательные в описательном тексте


Высокий



88%



88%


94%


94%


Средний



12%


12%


6%


6%


Низкий



0%


0%


0%


0%


Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении  -4, максимальное - 14.


Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%.

Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.

 

Примеры детских сочинений:


Коренной Витя.

«        Моя любимая игрушка - тигр.

У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год.

Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и  хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы.

Он мне очень нравится!»


Голубева Лиза.

«        Моя любимая игрушка - кукла Роза.

У меня есть кукла. Её зовут Роза.

У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы.

Мне нравится с ней играть.»


Корнилова Оля.

«        Моя любимая игрушка - попугай Кеша.

Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится.

Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный.

Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»


Кудряшева Диана.

«        Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка.

На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась.

Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер.

Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»


По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).


 

Выводы.

 

Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.

Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%;        умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 35%;         умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения -на 41%;        а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%.

Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании, которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94% детей.


Анкета.


С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало участие 17 человек.


Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? Как именно они тебе помогли?

4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?

6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?


Анализ ответов.

По результатам анкеты была составлена таблица.


№ вопроса

/

Ответы


№1


№2


№3


№4


№5


№6


Да



94%


76%


100%


94%


70%


82%


Нет



6%


6%


0%


6%


30%


18%


Не очень


0%


18%


0%


0%


0%


0%


Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще (так считают 94% класса).

На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были следующие:

- было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») - 41%;

- легче, удобнее описывать - 35%;

- описание получается более точным и подробным - 24%.


70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки, получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили, что они были более подробными и точными.

82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок.

 

Выводы.

Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше.

Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.































ВЫВОДЫ.



1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей.

 

2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.


3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.

До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.


До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.


После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса.




Уровни развития речевых умений до и после обучения.

 

Уровень развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать)

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 



 

Уровень развития умения раскрывать тему

и основную мысль в сочинении

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 


Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень   -

Уровень развития умения отбирать материал

 в соответствии с темой сочинения

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 






Уровень развития умения использовать

 прилагательные в описательном тексте

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 

 

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень   -

До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.


Количество употреблённых в описаниях прилагательных

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.


Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%) учащихся класса;   на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10 (9%) класса,  на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у кого (0%).

 

Средние показатели уровней развития

 рассматриваемых речевых умений

 до(1) и после (2) обучения.

 

 

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень   -

 

Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%.

Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения составлять описание при использовании интеграции с изобразительным искусством повысился в среднем на 40%.



4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к. было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным.

2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.



Результаты ответов на вопросы анкеты.

 

Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях?

4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие?

6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?




«Да»              -

«Нет»          -

«Не очень»  -

 



Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.



5. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании  художественного творчества детей повысился на примерно на 40%.


































БИБЛИОГРАФИЯ.

 

1. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989.

2. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1981.

3. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.

4. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.,1978.

5. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

6. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

7. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

8. Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964.

9. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.

10. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

11. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

12. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

13. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994

14. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1987.

15. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

16. Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

17. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении  и воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1984.

18. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994

19. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М., 1983.

20. Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

21. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.

22. Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1976.

23. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

24. Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. Л-д, 1962.

25. Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1977.

26. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.




1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.


[1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143.

1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.

[2] Там же, стр. 303.

1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298.

1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8.

2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442.

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287.


1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения.

М., 1963, т. II, с. 175.

2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178.

3 Там же, т. 5, с. 355.

1 Там же, т. 3, с. 177.

             1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

          1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993

             2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994

             3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993

1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994


1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

          1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997



1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. Стр.77


1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.