Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание
домашнего животного).
- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про
вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или
не любит, где спит, где ест, с чем любит играть…).
- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите
внешность? (Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела…).
- Какие части тела можно описать? (Голову :глаза, уши,
усы, нос; туловище, лапы, хвост…).
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных? Взгляните
на рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия они имеют? Как
это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошка любит
наблюдать за воронами в окно», «Моя собака любит играть с мячиком»…).
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение).
- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним
определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?
- Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего
кота, потому что...», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я
гуляю с ней и кормлю её»…).
5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании
и обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать
прилагательные в описательном тексте).
- Послушайте 2 описания и скажите, чем они отличаются
друг от друга:
«Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он
всего боялся, а потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он
много ел. Когда он ел у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка.»
«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его
назвали Ласка, потому что он был очень добрый и ласковый.
Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках
у неё - розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими
зелёными глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком
и спать, свернувшись клубочком.
Я очень люблю мою ласковую кошку.»
- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему?
- Какие части речи делает описание более полным,
точным и образным? (Прилагательные)
- Посмотрите на свои рисунки и назовите те
прилагательные, которые вы будете использовать в описании.
6. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
7. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не
убирайте ваши рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее
представить того, кого вы описываете.
8. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить
твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
домашнему животному.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части
текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок
лучшего друга, отразить в нём все особенности внешности и, по возможности,
характера.
Конспект урока.
Сочинение-описание «Мой лучший друг».
Цели:
1. Повторение особенностей описательного текста и
формирование умения отличать описание человека от других видов описания.
2. Формирование умения строить описание
(последовательно и связно описывать);
3. Формирование умения раскрывать тему и основную
мысль в сочинении;
4. Формирование умения отбирать материал в
соответствии с темой сочинения;
5. Формирование умения использовать прилагательные в
описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста.
Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать
прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на
вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому,
помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.)
- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является
описанием человека, а какой - нет.
Учитель зачитывает 2 сочинения:
«У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с
ней в детском саду.
У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые
глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она
всегда меня выручит.
Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго.»
«Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже
2 года.
Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери.
Я люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат.
Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры.
Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим
друг друга.»
- Докажите, что первый текст является описанием друга,
а второй - нет. Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно
описать своего друга? (Имена прилагательные).
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза,
чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер
хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат).
- Какую роль играют прилагательные в описании человека?
(Они помогают ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших
друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
(Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать человека? На какой вопрос вы
должны ответить в своём сочинении? (Какой он?)
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли
они ответить на вопрос «Какой мой друг?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что
эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль
сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в
вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать
своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам
помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения
строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в
соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в
водной части? (Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание друга).
- Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего
друга? (Можно описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или
не любит).
- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите
внешность? (Можно описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку,
голос, жесты…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к
другу, написать о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не
убирайте ваши рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь
ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить
твоего друга. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
другу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части
текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок
твоей комнаты.
Конспект урока.
Сочинение-описание «Моя комната».
Цели:
1. Повторение особенностей описательного текста, и
формирование умения анализировать и сравнивать описания.
2. Формирование умения строить описание
(последовательно и связно описывать);
3. Формирование умения раскрывать тему и основную
мысль в сочинении;
4. Формирование умения отбирать материал в
соответствии с темой сочинения;
5. Формирование умения использовать прилагательные в
описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста.
Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать
прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на
вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому,
помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.)
- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик
лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения:
«Мы живём в доме на втором этаже.
В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж,
компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет
спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную
стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.»
«У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в
ней много интересного.
Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На
окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой
секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном
висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой
коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу стоит
телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.
Мне очень нравится моя уютная комната.»
- Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.
В 1 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура описания: вводная часть
практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части
описание комнаты непоследовательно.
2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор
относится к своей комнате.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще
не нужны («В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень
хочу иметь спортивную стенку.»).
4. Описание не позволяет представить комнату, т.к.
предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного
прилагательного, описывающего их.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут
ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
(Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать комнату? На какой вопрос вы
должны ответить в своём сочинении? (Какая она?)
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли
они ответить на вопрос «Какая комната?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что
мне нравится моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного…).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль
сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в
вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какая моя комната и выражать
своё отношение к ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки,
они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения
строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в
соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть
комната. Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал,…).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание комнаты).
- Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать
описывать вашу комнату? (Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая,
просторная, светлая…»).
- Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель,
ковры, технику…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к
своей комнате, написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему…).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не
убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить
твою комнату. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
комнате.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части
текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок
класса.
Конспект урока.
Сочинение-описание «Мой класс».
Цели:
1. Повторение особенностей описательного текста, и
формирование умения анализировать и сравнивать описания.
2. Формирование умения строить описание
(последовательно и связно описывать);
3. Формирование умения раскрывать тему и основную
мысль в сочинении;
4. Формирование умения отбирать материал в
соответствии с темой сочинения;
5. Формирование умения использовать прилагательные в
описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста.
Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать
прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на
вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому,
помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.)
- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик
лучше описывает свой класс, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения:
«Мы учимся в большом, просторном классе.
В нём 3 ряда парт, напротив них - доска и учительский
стол. На окнах висят светло-голубые занавески. Справа у стены - небольшие шкафы
с книжками и тетрадками. На стенах - много разных комнатных растений. В
дальнем углу стоит цветной телевизор.
Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нём -
одно удовольствие.»
«В нашем классе много разных вещей и предметов. Когда
я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с
Васей. В классе 14 парт, 2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол со стулом. В
горшках много растений. Есть даже красивая роза. Она недавно зацвела, а Боря
сорвал цветок. Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс.»
- В 1 тексте автор лучше описывает комнату.
Во 2 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура описания: нет вводной части,
из заключения не понятно, как автор относится к своему классу, в основной части
описание непоследовательно.
2. Не раскрыта основная мысль.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще
не нужны, т.к. не относятся к описанию класса («Когда я прихожу утром в
класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей.», «…Боря
сорвал цветок. Его за это ругала учительница.»).
4. Описание не позволяет точно представить класс, в
тексте использовано мало прилагательных.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут
ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
(Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Как раскрыть тему сочинения? (Описать класс.
Ответить в своём сочинении на вопрос какой он?).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите какой
класс.
- Какая будет основная мысль вашего сочинения?(Моё
отношение к классу). Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится мой класс, мой
класс уютный, мне хорошо учиться в моём классе).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в
вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой класс и выражать
своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам
помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения
строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в
соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в
просторном, красивом, большом классе,…).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание класса).
- Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы
опишите в своём классе.
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к
классной комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему,…).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|