Экологическое воспитание в процессе обучения
VI тур (для болельщиков)
А сможете ли вы войти в
лес другом?
Проведем викторину:
«Умеешь ли ты общаться с природой?»
1.
Перечислите заповеди
поведения в лесу? (не рвать, не ломать, не играть, не шуметь, не рубить, не
мусорить, не разорять гнезда, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц)
2.
Почему нельзя
дотрагиваться до яиц в гнезде? (чужой запах отпугивает птицу и она покидает гнездо)
3.
Как правильно
собирать грибы, ягоды, цветы? (не повреждая веток, грибы не сбивают, букеты
собирать из цветов, выращенных человеком)
4.
Почему нельзя
рубить деревья и кустарники в лесу? (куст растет 5 – 8 лет, дерево 15 – 18 лет)
5.
Причиной чего
может стать разбитая в лесу банка или бутылка? (осколки собирают солнечный
свет, может случиться пожар)
6.
Что нужно
сделать, покидая место привала в лесу? (костер залить водой, заложить дерном,
мусор сжечь, консервные банки закопать)
VII тур
Какой же привал без
песни?
Каждая команда за 3
минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений. Песни
поются по очереди, Выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню,
повтор песен запрещен.
VIII тур
Попробуйте за 10 минут из
пустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса.
Ребята! Давайте всегда
помнить, земля по которой мы ходим, на которой растем, живем, радуемся и
работаем – это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь ее.
Дети , несмотря на то что
это все таки была развлекательная игра очень серьезно отнеслись к этому
мероприятию, тщательно продумывали свои ответы и действия. В отличии от
обычного урока они вели себя очень активно как будто каждый из них, уже был
готов кинуться в бой чтобы сберечь и сохранить, хоть маленький кусочек своей
планеты.
По итогам игры был
проведен краткий 10 минутный опрос, в ходе которого я поняла, что у учащихся 6
класса уже сформированы самые главные понятия, что наука «Экология» несет за
собой серьезное значение и предполагает:
- потребности общения с
природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
- установок и мотивов
деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в
необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
- потребности участия в
практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда
экологических знаний.
Цели внеклассного
мероприятия были достигнуты. После проведенного мероприятия учащиеся класса
ответили на ряд вопросов анкеты, которая должна выяснить отношение учащихся к природе
и экологическим проблемам.
Таблица№1. Вопросы
анкеты.
1.
Чем для вас является природа?
|
а.
самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись
б.
источником полезных ископаемых и прогресса
в.
областью интересов
г.
не думал об этом
д.
другое
|
2.
Обсуждаете ли вы экологические проблемы в семье?
|
а.
часто
б.
иногда
в.
никогда
г.
другое
|
3.
Знаете ли вы о наличии в вашем городе природоохранных организаций и
движений и об их деятельности?
|
а.
да, мне известны такие организации и их деятельность.
б.
знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них
в.
нет, ничего об этом не знаю
г.
другое
|
4.
Принимаете ли вы личное участие в охране окружающей среды?
|
а.
нет
б.
хочу , но не знаю как
в.
да(если да, то как)
г.
другое
|
5.
Как вы относитесь к регулярному проведению субботников и рейдов?
|
а.
они необходимы
б.
это бессмысленно
в.
другое
|
Как показал анализ
результатов формирующего эксперимента больше чем у половины учащихся
экспериментальной группы наблюдается прирост по всем компонентам показателя
уровня экологической воспитанности учащихся 6-7 классов. Наглядно эти
результаты представлены (в Таблице №2). Таким образом, результаты
опытно-экспериментальной работы подтверждают предположение о том, что
реализация комплекса выделенных педагогических условий повышает эффективность
процесса экологического воспитания учащихся 6-7 классов.
Таблица №2
Чем для Вас является природа?
|
Ответы школьников в(%)
|
а.
самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись
|
54.5
|
б.
.источником
полезных ископаемых и общественного прогресса
|
16.1
|
в.
областью
интересов
|
16.7
|
г.
не думал об
этом
|
18
|
д.
другое
|
2.9
|
Обсуждаете ли Вы экологические
проблемы в семье?
|
|
а.
часто
|
0.1
|
б.
иногда
|
|
в.
никогда
|
100
|
г.
другое
|
|
Знаете ли Вы о наличии в Вашем
городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?
|
|
а.
да, мне
известны такие организации и их деятельность
|
7
|
б.
знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них
|
28
|
в.
нет, ничего об
этом не знаю
|
65
|
г.
другое
|
|
Принимаете ли Вы личное участие в
охране окружающей среды?
|
|
а.
нет
|
46.9
|
б.
хочу, но не
знаю как
|
41.3
|
в.
да (если да,
то как)
|
11.8
|
г.
другое
|
|
Как Вы относитесь к регулярному
проведению экологических субботников и рейдов?
|
|
а.
они необходимы
и дадут хорошие результаты
|
76.2
|
б.
б это
бессмысленно, так как они не дадут положительных результатов
|
23.1
|
в. другое
|
7.1
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, можно
сделать следующие выводы:
- по литературным источникам
выяснили роль и задачи экологического воспитания;
- теоретически обосновали
и доказали возможность широкого использования сведений экологического характера
во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у
детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на
начальном этапе обучения.
Экология
наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить
природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней
широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его
влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к
объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором
времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их
последствия.
Сущность экологического
воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности -
отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы.
Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную
функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации
экологического воспитания.
В результате
экологического воспитания должно быть сформированное экологическое
мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях,
отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и
природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся
понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в
результате экологического воспитания может способствовать установлению
социального порядка.
Экологическое
мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом
воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной
задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им
отношение и поведение к природе, человеку, обществу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биологический
энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия,
1986. – 378 с.
2.
Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская
энциклопедия, 1986. – 378 с.
3. Богданова
О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.:
Просвещение, 1980. – 284 с.
4. Боровская
Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях
города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.
5.Букин. А.П. В дружбе с людьми и
природой. – М.: Просвещение, 1991-135с.
6. Воспитание
и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие
для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. – 215 с.
7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.
Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999. - 308с.
8. Волков
Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999. - 167с.
9. Дерим-Оглу
Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная
школа. -1990.– N5. – С. 28-34.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.
Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.
11. Захлебный
А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.
- М.: Просвещение, 1984.
12. Измайлов
И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение,
1983. – 163с.
13. Клепинина
З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.:
Просвещение, 1987. – 169 с.
14. Коменский
Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.:
Педагогика, 1989. – 347с.
15. Пакулова
В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение,
1990. – 256с.
16. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.– М.:
Устойчивый мир, 1999.-186 с.
17. Старостин В.И. Природа в системе
эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.
18. Экологическое образование и
воспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
19. Эстетическая культура и
эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С.
Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|