бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическое воспитание в процессе обучения бесплатно рефераты


VI тур (для болельщиков)

А сможете ли вы войти в лес другом?

Проведем викторину: «Умеешь ли ты общаться с природой?»

1.                 Перечислите заповеди поведения в лесу? (не рвать, не ломать, не играть, не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнезда, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц)

2.                 Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (чужой запах отпугивает птицу и она покидает гнездо)

3.                 Как правильно собирать грибы, ягоды, цветы? (не повреждая веток, грибы не сбивают, букеты собирать из цветов, выращенных человеком)

4.                 Почему нельзя рубить деревья и кустарники в лесу? (куст растет 5 – 8 лет, дерево 15 – 18 лет)

5.                 Причиной чего может стать разбитая в лесу банка или бутылка? (осколки собирают солнечный свет, может случиться пожар)

6.                 Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? (костер залить водой, заложить дерном, мусор сжечь, консервные банки закопать)


VII тур

Какой же привал без песни?

Каждая команда за 3 минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений. Песни поются по очереди, Выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню, повтор песен запрещен.


VIII тур

Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса.

Ребята! Давайте всегда помнить, земля по которой мы ходим, на которой растем, живем, радуемся и работаем – это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь ее.

Дети , несмотря на то что это все таки была развлекательная игра очень серьезно отнеслись к этому мероприятию, тщательно продумывали свои ответы и действия. В отличии от обычного урока они вели себя очень активно как будто каждый из них, уже был готов кинуться в бой чтобы сберечь и сохранить, хоть маленький кусочек своей планеты.

По итогам игры был проведен краткий 10 минутный опрос, в ходе которого я поняла, что у учащихся 6 класса уже сформированы самые главные понятия, что наука «Экология» несет за собой серьезное значение и предполагает:

 - потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

 - установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

 - убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

 - потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.

Цели внеклассного мероприятия были достигнуты. После проведенного мероприятия учащиеся класса ответили на ряд вопросов анкеты, которая должна выяснить отношение учащихся к природе и экологическим проблемам.


Таблица№1. Вопросы анкеты.

1.                   Чем для вас является природа?

а.                   самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись

б.                   источником полезных ископаемых и прогресса

в.                   областью интересов

г.                    не думал об этом

д.                   другое

2.                   Обсуждаете ли вы экологические проблемы в семье?

а.                   часто

б.                   иногда

в.                   никогда

г.                    другое

3.                   Знаете ли вы о наличии в вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?

а.                   да, мне известны такие организации и их деятельность.

б.                   знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них

в.                    нет, ничего об этом не знаю

г.                    другое

4.                   Принимаете ли вы личное участие в охране окружающей среды?

а.                   нет

б.                   хочу , но не знаю как

в.                   да(если да, то как)

г.                    другое

5.                   Как вы относитесь к регулярному проведению субботников и рейдов?

а.                   они необходимы

б.                   это бессмысленно

в.                   другое


Как показал анализ результатов формирующего эксперимента больше чем у половины учащихся экспериментальной группы наблюдается прирост по всем компонентам показателя уровня экологической воспитанности учащихся 6-7 классов. Наглядно эти результаты представлены (в Таблице №2). Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают предположение о том, что реализация комплекса выделенных педагогических условий повышает эффективность процесса экологического воспитания учащихся 6-7 классов.


Таблица №2

Чем для Вас является природа?

Ответы школьников в(%)

а.                   самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись

54.5

б.                   .источником полезных ископаемых и общественного прогресса

16.1

в.                   областью интересов

16.7

г.                    не думал об этом

18

д.                   другое

2.9

Обсуждаете ли Вы экологические проблемы в семье?


а.                   часто

0.1

б.                   иногда


в.                   никогда

100

г.                    другое


Знаете ли Вы о наличии в Вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?


а.                   да, мне известны такие организации и их деятельность

7

б.                   знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них

28

в.                   нет, ничего об этом не знаю

65

г.                    другое


Принимаете ли Вы личное участие в охране окружающей среды?


а.                    нет

46.9

б.                    хочу, но не знаю как

41.3

в.                    да (если да, то как)

11.8

г.                    другое


Как Вы относитесь к регулярному проведению экологических субботников и рейдов?


а.                   они необходимы и дадут хорошие результаты

76.2

б.                   б это бессмысленно, так как они не дадут положительных результатов

23.1

в. другое

7.1


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

- по литературным источникам выяснили роль и задачи экологического воспитания;

- теоретически обосновали и доказали возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.

Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ


1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 378 с.

2. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 378 с.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980. – 284 с.

4. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.

5.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991-135с.

6. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. – 215 с.

7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999. - 308с.

8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999. - 167с.

9. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная школа. -1990.– N5. – С. 28-34.

10. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.

11. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

12. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. – 163с.

13. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987. – 169 с.

14. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. – 347с.

15. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. – 256с.

16. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.– М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.

17. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.

18. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.

19. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.


Страницы: 1, 2, 3, 4