Экологическое воспитание в процессе обучения
Экологическое воспитание в процессе обучения
Федеральное
агентство по образованию
САРАТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Кафедра
методики преподавания биологии и экологии
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Научный руководитель:
Заведующий кафедрой:
Саратов 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Историко-педагогический
аспект проблемы экологического воспитания
1.2 Многообразие
экологического воспитания
1.3 Проблемы
современного экологического воспитания
2. ТЕОРИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Сущность
экологического воспитания
2.2 Цели и задачи воспитания
экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического
воспитания
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Развития эстетического отношения
к природе
3.2 Внеклассная работа как одна из
форм экологического воспитания в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда перед
человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе
и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой
как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония
человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с
природой, возможно, его существование на планете Земля.
Человечество подошло к
порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый
менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и
воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее
законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все
возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной
деятельности (Популярный экологический словарь, 1999).
Задача
общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать
определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков
научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи
природе.
Одной из эффективных форм
работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе
которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой,
приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность,
пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной обстановке
позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению
природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических
конкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами
исследований через современные телекоммуникационные средства.
Экологические знания и
умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время
включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.
Успешное экологическое
воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно
осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе
одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы
подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Целью данной работы было
выяснение роли и задач экологического воспитания в системе школьного
образования и практическое его применение в школьной практике 6 класса. Для
достижения цели ставились следующие задачи:
- по литературным
источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
- теоретически обосновать
и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера
во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у
детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на
начальном этапе обучения.
Объект исследования:
процесс организации внеклассной работы по экологическому воспитанию совместно с
семьями учащихся.
Предмет исследования:
возможности организации экологического воспитания при осуществлении внеклассной
работы с привлечением для активного участия в этом процессе семей учащихся.
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Историко-педагогический
аспект проблемы экологического воспитания
Экология имеет точную
формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина
Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об
отношениях организмов с окружающей средой». Само слово «экология» в переводе с
греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть
дела: дом – окружающий нас мир, знание устройства дома – это наука, изучающая
взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однако
факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом –
«отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения
биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически
существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает
немедленного формирования соответствующей научной дисциплины. В 1972 году в
Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на
этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную
расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно
вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время
экология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственные
объекты и методы исследования, а также собственный концептуальный аппарат.
Большой вклад в
формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский
естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон.
Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога
Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды
великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя
учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев,
Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто
осуществил экологический эксперимент.
Если в период своего
возникновения экология была составной частью биологии, то современная экология
охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым
рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика,
математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология – это
универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое
практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наука
будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса
этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно
начинаться с раннего детства, с начальной школы.
Проблема
взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей,
т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно
процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая
дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все
свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа
развивается по определенным законам, а человек - это часть природы,
следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим
закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и
воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование
человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем
возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И
доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа
таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится,
если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево
маленькое. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен
изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед
постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется
с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и
кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические
принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается
принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Ян Амос
Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже
в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи
человека и природы, о их неотделимости друг от друга (Старостин, 1990).
Педагогическую
ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и
такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787
гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ
А.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги
говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его
облагораживающего влияния на человека.
Ж.-Ж. Руссо в
книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от
испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно
происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка
совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоцци
в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания -
развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять
естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип
воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую
природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против узкого
практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения
к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А.И. Герцен (1844 г.), Н.А. Добролюбов (1858 г.), Д.И. Писарев (1861 г.), Н.Г. Чернышевский (1863 г.) . Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о
природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности,
которые определяют поведение детей в природе.
Не остался в
стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует
отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических
связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо
рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ
диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение
экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического
мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть
самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно,
состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных
звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием
становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал
расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что
воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике". В книгах
Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание
воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В
учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и
домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями
природы; при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Во второй
части "Детского мира", в отдел I, который называется "Из
природы", Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает
отдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность или
опасность для человека).
Вот как
раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым
животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него
разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы,
паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших
крылатых мучителей - комаров и мух". Кроме насекомых в книге повествуется
о морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах,
грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается
рассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логике
природы: "Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и,
пожирая премудрые создания божьи, не подозревала, сколько премудростей в
каждой, самой маленькой травинке". Идеи Ушинского о воспитании средствами
природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами. (Капулова,
1990).
Проблемой
экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках,
хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина
"экологическое воспитание".
1.2 Многообразие
экологического воспитания
Характерно, что природа в
деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления
соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом
заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом
целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и
дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в
занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного
изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном
искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования
отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую,
познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую,
туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди
природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой
налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера
общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения,
общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на
сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от
целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные
приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической
деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы
убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению
и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и
личный пример воспитателя. Как актуальная социально – педагогическая задача
формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно
пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы:
в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно
политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки
учащихся.
Среди объективных
предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего,
свойства и явления естественной среды. Другой объективной предпосылкой
выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников.
Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает
использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей
среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают
необходимость заботиться о ее сбережении. Третья предпосылка формирования
отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе
которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями.
Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является
целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и
организация общественно – полезных действий. Они помогают школьникам овладевать
коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные
позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.
Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная
деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели
личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и
обществу. Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к
окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и
осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в
оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с
внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои
потребности и стремления. Природоохранительная деятельность определяется
знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии,
химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и
лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к
сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств (Клепинина,
1987)
В совокупность их
практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в
воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках,
полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются
навыки рационального природопользования. Нравственная сторона
природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту
окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности,
полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к
среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных
источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят
ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны
приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений.
Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать
стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на
отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место
жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко
девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность
познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. Есть различия в
отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере
осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям.
Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся
к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует
установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные
показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных
социальных факторов на отношения к окружающей среде. Особую роль во
взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность
сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды
одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда. Часть
детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с
товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы,
эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и
человеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное
отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны
среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму
окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то
же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают
коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее
относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к
ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – универсале,
который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности
воспитания отношений к природе и людям (Дерябо, Ясвин 1996г).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|