Экологическое воспитание в процессе обучения
1.3 Проблемы современного
экологического воспитания
Происходящее в последние
десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей
человека среды привело к природному дисбалансу, экологическим катастрофам
техногенного характера, разрушению экотопов в глобальном масштабе. Эти явления
представляют собой не что иное, как последствия утилитарно-прагматического
отношения человечества к природе, проявлений антропоцентрического типа
экологического сознания Обострение экологической обстановки в мире вызвало
повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления.
Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, по
мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового
типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из
основных социокультурных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной
проблемы, является школа. Существует несколько подходов по данному вопросу:
экологизация всей образовательной системы, включая учреждения дошкольного и
дополнительного образования; изучение учебной дисциплины «Экология», начиная со
среднего звена в общеобразовательной школе.(Богданова 1980г).
Однако, существование
огромного количества экспериментальных образовательных программ, учебников,
методических материалов по экологическому обучению и воспитанию учащихся, не
приносит ощутимых результатов. До сих пор реальна проблема низкой экологической
культуры, как взрослого населения, так и учащейся молодежи. Социологические и
педагогические исследования, проводимые с целью диагностики экологической
воспитанности школьников младшего и среднего звена показывают, что уровень
субъектного отношения к миру природы, начиная с младшего школьного возраста к
старшему подростковому, резко снижается. Таким образом, проблема
актуализируется сохранением субъектного отношения к природе у подростков, и на
его основе формирование компонентов экологической культуры, т.е. их
экологического воспитания (Старостин 1990г).
Не менее актуальным
вопросом в отечественной системе экологического образования учащихся является
выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного
воспитания. По мнению большинства ученых и педагогов, практических работников
системы образования, увеличению результативности данного процесса способствует
народная педагогика, основа народного воспитания. Поэтому без учета традиций
народного воспитания, экологичных по своей сути и включающих, кроме того, и
нравственные компоненты, без изучения педагогического опыта народов, с нашей
точки зрения, не может быть эффективно организовано экологическое воспитание
учащихся, в целом, и подростков, в частности.
В настоящее время
общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и
образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который
пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем изощрённее
он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях.
Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете
совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, что
древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они
лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания,
люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть?
чем обогреться?) и над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти
вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Избранные
экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой,
с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду
от таких контактов не уберечь. Экологическую грамотность, заключающуюся в
культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь не
остается времени. Разрушение природных комплексов возрастает.
В наши дни отношение к
природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом.
Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее
уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду
такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в
экологическом и биологическом смысле. Важность экологического воспитания для
детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема
охраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологического
образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней
педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того,
насколько экологически грамотными будут дети.
Острота современных
экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной
практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание
молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе,
защиты и возобновления природных богатств (Кнященко, Лейзеров, Каган и др., 1983).
Экологические вопросы
должны прослеживаться на всех уроках и во внеклассной работе, экологическое
воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время
качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать
удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского:
«Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике»
(Волков, 1991)
В свое время философ Д.
Дидро писал: «Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши
чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и в душе нашей
звучит чудная музыка». (Боровская, 1991). Гуманному восприятию природы, в
сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г.
Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие. К.Д. Ушинский
считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее
влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение
с ней: «Все это помогает, – отмечал К.Д. Ушинский, – возгореться искрами любви
к Отечеству» (Букин, 1991). Разумная деятельная любовь к природе – одна из
граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее
красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с
раннего детства. «Школьное экологическое образование призвано решить одну из
важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом
мышления и типом поведения – экологическим» (Василькова, 1999).
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность
экологического воспитания
На наш
взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с
определения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание - составная
часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем
единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На
формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и
убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.
Для этого мы дополнили действующий учебник экологическими вопросами. Во время
преобразующего эксперимента мы формировали следующие представления: - почему
поле, лес, луг называют природными сообществами; - для чего существуют
различные элементы природных сообществ; - как должен вести себя человек,
находясь в этих природных сообществах.
Эти
экологические знания на протяжении ряда уроков переводили в убеждения,
доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с
природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое
поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний,
конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на
которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии
проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием,
удовлетворение).
Выявив в
сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое
сознание, вторая - экологическое поведение; мы пришли к выводу о необходимости
рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как
для этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. А
экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во
внеклассной и внешкольной деятельности.
Таким
образом, определяя сущность экологического воспитания можно выделить,
во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование
экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в)
формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка
навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся
потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4)
скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического
аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2)
формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и
установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и
привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей
экологической деятельности. (Богданова, 1980).
Поэтому
формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать
с младшего школьного возраста.
2.2 Цель и
задачи воспитания экологической культуры
Создание
нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая
и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать
экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на
неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи
становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова
понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Цель
экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей
среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает
соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду
идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей
местности.
Сама природа
понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в
себя человека.
Отношение к
природе тесно связано с семейными, общественными, производственными,
межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную,
политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую,
правовую.
Ответственное
отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание
законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении
нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной
деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного
природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей
природе.
Условием
такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной,
нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием
сформированности ответственного отношения к окружающей среде является
нравственная забота о будущих поколениях.
Цель
экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов,
потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и
практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды
своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических
ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Нужны
конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на
базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное
содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии
(человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем)
; экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) (Деряпин,
1996).
Содержание
экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и
предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся
от господствующих.
С
традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой
всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское
отношение к природе.
В противовес
новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности
природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при
характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Выявляется
междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно
сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и
деятельностный.
Научный -
ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную
среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как
объектов использования и охраны.
Ценностный -
экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели,
идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности;
понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат,
необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный -
система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов
экологического характера.
Критерием
эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система
знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение
окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников (Коменский,
Локк 1989).
2.3 Методы и
формы экологического воспитания
Содержание
экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
Каждая из
форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной
деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками
информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности,
позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем,
пропаганду ценных идей.
На первых
этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют
сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и
потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности,
учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные
реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе
формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы,
стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи
направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на
формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции
изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя
проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными
местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. (Захлебный,
1984).
На этапе
теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и
природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы
охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального,
регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует
моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают
опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и
потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических
чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов
познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности,
эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством
психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям
выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Ряд методов
имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению
величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления;
экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты,
иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.)
позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и
отношение к ним как к лично значимым.
Стремясь
вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность
безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание
рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.
Если данные
методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом
психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то
учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность (Измайлов,
1987).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|