бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения бесплатно рефераты

Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (природоведение, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленная на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.

Большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, необходимость проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и так далее.

В своей практической деятельности учителя начальной школы разрабатывают интегрированные курсы. Например, группой учителей средней школы № 70 города Краснодара разработан интегрированный курс «Природоведение – развитие речи». Приведём пример урока этого курса по теме «Грибы – особое царство природы».


Тема: Грибы – особое царство природы.

Цель: Познакомить с видами грибов, как одним из представителей «сообщества леса»; научить различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; познакомить с исчезающими грибами Кубани; упражнять детей в письменной речи.

Оборудование: таблица «Съедобные и несъедобные грибы»; муляжи "Грибы"; образцы гриба.

Ход урока.

I.         Организация урока.

II.      Сообщение темы урока:

Тему нашего урока мы узнаем отгадав загадку: «Шапочка да ножка – вот и весь Ермошка» (гриб). Правильно, сегодня мы будем говорить о грибах.

III. Работа над новой темой.

Где вы собирали грибы? (Значит грибы – представители природного сообщества «лес»). Какие вы знаете грибы, как их различаете? Какие грибы называются съедобными, несъедобными, ядовитыми? Какими ядовитыми грибами лечатся животные? (мухоморами лечатся сороки и лоси). Какой гриб страшнее кобры? (бледная поганка). Противоядие от бледной поганки – не трогать её и не брать в руки! Как вы понимаете пословицу, применительно к грибам: «Пока змее на хвост не наступишь, она тебя не укусит»?

Записать названия съедобных и несъедобных грибов в тетрадь.

Дети, а как вы думаете, гриб – это растение или нет? Какие органы растения вам известны? (корень, стебель, ветки, лист, цветок, плод и семена). Попытайтесь найти их у грибов.

Строение гриба (рассматривается по таблице).

Грибы не растения, они составляют особое царство природы. Грибы в отличие от своих зелёных собратьев не содержат чудодейственного хлорофилла и поэтому не могут добывать из воздуха питательные. углеводы. Они вынуждены приспосабливаться к существованию уже готовых органических веществ. В лесном сообществе они тесно связаны с деревьями. Под их корнями или у старых пней разрастаются грибницы. Какова же роль грибов в лесном природном сообществе? (Они способствуют круговороту веществ в природе).

Работа с муляжами грибов.

Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Рассмотрите внимательно муляжи и скажите отличаются ли внутренняя поверхность шляпок у белого гриба и у лисички? Чем? (дети сами делают выводы). Как вы думаете, где расположены семена (споры) у трубчатых и у пластинчатых грибов? Назовите теперь известные вам трубчатые грибы (белый гриб, подберёзовик, маслята, подосиновики, моховики). Назовите известные вам пластинчатые грибы (грузди, рыжики, волнушки, лисички, опята и так далее). Какую пользу приносят грибы?

а) Грибы употребляются в пищу животными, птицами и людьми;

б) Превращают пни и корни деревьев в трухлявые гнилушки и удобряют почву питательными веществами.

Какой вред приносят грибы? Как приспосабливаются грибы? (цвет, окраска шляпок). Грибы не всегда имеют привычный, известный вам вид. Есть грибы, как плесень на продуктах, на гниющих деревьях. Рассмотрите этот гриб. Где вы его встречали? Правильно, на деревьях. А как они туда попали, кто догадался? Правильно, споры этих грибов-паразитов переносятся ветром, они попадают в дыры на стволах. Там они разбухают, разрастаются внутри дерева. Дерево обречено на гибель. Таким образом грибы-паразиты приносят вред. Но оказывается из грибов добывают вещества стимулирующие рост растений. Всегда ли грибы приносят пользу? Грибы способны впитывать в большом количестве тяжелые металлы, ядохимикаты, компоненты сточных вод и выхлопных газов автомобилей. Человек, животные, употребляющие такие грибы в пишу, могут отравиться или заболеть. Не собирайте грибы вблизи садов и полей, обрабатывае­мых ядохимикатами, и не собирайте вблизи дорог на расстоянии не менее 300 метров.

IV. Итак, мы с вами познакомились, с удивительным населением живой природы – грибами. К сожалению некоторые виды исчезают и скоро, если человек не будет их оберегать, они совсем исчезнут. Так в Красную книгу Кубани внесены такие грибы: грифола зонтичная, цезарский гриб, решеточник красный, каштановый гриб, гриб-баран и другие.

Сообщения детей о грибах.

Записать названия грибов, занесённых в Красную книгу.

V. Подведение итога беседы:

Какие виды грибов вам известны? Какой вред приносят грибы? Какую пользу приносят грибы? Как приспосабливаются грибы в лесном сообществе?

VI. Работа по развитию речи.

Чтение текста на доске. Запись по памяти.

После дождя пахнет в лесу грибами. В траве прячутся крепкие боровики, розовеют сыроежки, краснеют мухоморы. Между стволами берез разросся молодой ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики. А на лесных полянах показались первые рыжики, желтеют золотистые лисички.

VII. Итог урока.

Домашнее задание: Записать пословицы и приметы грибников. Прочитать дополнительную литературу о грибах.


Помимо разработки интегрированных курсов, проводятся и отдельные интегрированные уроки: природоведение и русский язык, природоведение и чтение, природоведение и математика, природоведение и трудовое обучение и другие. В результате проведения таких уроков у младших школьников процессы формирования и восприятия экологических понятий происходит намного активнее.

Учителя начальных классов недостаточно обеспечены методической литературой по вопросам осуществления экологического образования на межпредметной основе. Имеющиеся пособия и методические рекомендации в основном ориентируют учителя на проведение этой работы при изучении курса природоведения. Весь комплекс задач по экологическому образованию и воспитанию младших школьников можно разрешить лишь на уроках природоведения не представляется возможным. Да, и, уроки природоведения не занимают в сетке учебных часов такого количества времени, чтобы можно было говорить о систематически ведущейся работе по экологическому воспитанию. Вот почему в современных условиях ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к данной проблеме.



Заключение

 

В настоящей дипломной работе проанализированы различные курсы природоведения. Наиболее полно отвечают целям экологического образования и воспитания младших школьников система курсов «Зелёный мир» автора А.А. Плешакова. Эта система является традиционной обновлённой.

Система экологических знаний младших школьников включает в себя два блока:

1.Блок опорных экологических знаний (предметах и явлениях в природе, их свойствах и многообразии и связях между ними);

2.Экологические знания о биологических системах (взаимоотношениях организмов со средой обитания).

Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе природоведения основывается на расширении уже имеющихся экологических представлений и их конкретизации на знакомых местных предметах и явлениях. Изучение природоведения в разных классах предполагает поэтапное знакомство с экологическими проблемами ближайшего окружения, города, края, страны и всей планеты. Через конкретные объекты и явления дети составляют общие представления о региональных и глобальных экологических проблемах.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, имеющих экологическую направленность, и отражающих взаимодействие организмов в природной среде и взаимодействие человека с окружающей природой. Системные задания позволяют младшему школьнику составить общее представление об экосистемах и роли различных факторов в формировании экологического состояния данных систем.

Конкретность мышления младших школьников определяет важность игровых моментов в усвоении основных экологических представлений. В связи с этим большое внимание в работе уделяется методическим разработкам уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, интегрированных уроков. Это лишь небольшая часть тех методических разработок, применяемых автором в повседневной работе с младшими школьниками.

В дипломной работе представлены методические разработки:

1.     Урок по теме «Что такое экология?», на котором формируются у младших школьников понятия окружающей среды и экологии как науки на доступных примерах.

2.     Урок-путешествие «Лес и человек» способствует формированию понятия о многообразии лесов, живых существ в природном сообществе «лес».

3.     Экскурсия по теме «Природа вокруг нас», на которой дети непосредственно наблюдают за изменениями в природе, которые происходят под воздействием человека, взаимосвязи всего живого.

4.     Внеклассное занятие «Мир вокруг нас» в факультативном курсе «Экология для младших школьников, на котором в игровой форме у младших школьников закрепляются знания, приобретённые на уроках природоведения.

Более эффективным методом экологического образования и воспитания младших школьников является использование межпредметных связей. Экологическая направленность курса природоведения позволяет применять многопредметные или межпредметные модели, в которых каждый учебный предмет (природоведение, русский язык, математика, чтение, труд, музыка и другие) раскрывает проблему взаимодействия человека с окружающей средой.

Курс природоведения сам по себе уже является интегрированным, так как в нём объединены начальные представления таких наук как география, физика, химия, биология и других. . но цели экологического образования будут достигаться эффективнее при изучении экологических знаний на межпредметном уровне. Приведена методическая разработка интегрированного урока «Грибы – особое царство природы». На примере этого урока показана межпредметная связь между природоведением и развитием речи.

В результате изучения курса «Природоведение» по системе «Зелёный мир» у младших школьников расширяется кругозор, повышается эффективность обучения. Дети получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения. Этот курс насыщен творческими заданиями экологической направленности, представленными в рабочих тетрадях и учебниках, что учит детей мыслить широко и разносторонне, искать пути решения экологических проблем соответственно возраста.






Литература

 

1.        Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

2.        Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе, 1989, №6.

3.        Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 1998.

4.        Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Кубани. Краснодар, 1995.

5.        Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 1999 году. Краснодар, 2000.

6.        Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.

7.        Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.

8.        Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 1998, №8.

9.        Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

10.    Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.

11.    Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

12.    Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

13.    Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.

14.    Красная книга Краснодарского края. /Составитель Нагалевский В.Я. Краснодар, 1994.

15.    Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998.

16.    Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? СПб.: СОЮЗ, 1998.

17.    Лотышев И.П. Путешествие по родному краю: Природоведение. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 1999.

18.    Литвинская С.А. Экологическая ситуация. //Атлас Краснодарский край. Республика Адыгея. Минск: Белгеодезия, 1996.

19.    Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3.

20.    Молоканов Г.И. Системная экология. Краснодар, 1995.

21.    Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

22.    Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.

23.    Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.

24.    Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.

25.    Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.

26.    Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.

27.    Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.

28.    Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.

29.    Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.

30.    Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999.

31.    Ривкин Е.Ю. Экологизация школьного географического образования. //География в школе, 1993, №3.

32.    Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 1998, №2.

33.    Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.

34.    Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 1998, №6.

35.    Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 1999, №3.

36.    Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.

37.    Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

38.    Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, №10

39.    Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.: Академия развития, 1997.

40.    Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

41.    Экологическое воспитание школьников.//География в школе, 1989, №5.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8