бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения бесплатно рефераты



1

9

10


5


2

7

6



3



4



По горизонтали:

1.       Росли на болоте растения…

Теперь это топливо и удобрение

(Торф).

2.       Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

(Уголь).

3.       Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе,

Сам он – удобрение.

(Известняк).

4.       На кухне у мамы –

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(Газ).

5.       По доске он бегает,

В классе дело делает.

(Мел).

6.       В воде родится, а воды боится.

(Соль).



По вертикали:

7.       Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

(Глина).

8.       Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Что это?

(Нефть).

9.       Он варился долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделать

Ножницы, ключи.

(Пирит).

10.   Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

и он в стекле расплавлен даже

(Песок).




Красная книга состоит из цветных страниц.

На чёрных страницах помещены списки тех животных, которых мы уже никогда не увидим. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились. Их ещё можно встретить, но их уже осталось так мало, что они скоро могут исчезнуть совсем.

На жёлтых страницах перечислены те животные, количество которых уменьшается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы.

Белые страницы отведены для тех животных, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших территориях, положение их неустойчиво.

На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

На зелёных страницах – самых обнадёживающих указаны те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение их численности приостановлено.

2-ой ученик: Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир. Давайте же мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса (звучат голоса птиц).

3-ий ученик: Особые экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. К примеру, в зоне льдов – это растущие загрязнения северных морей, обеднение рыбных запасов. В зоне тундры – загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение растительного покрова вездеходами. В лесной зоне наиболее драматично складываются отношения в системе «лес – человек». Губятся молодые деревья, заготовленную древесину попросту бросают. Лесопосадки отстают от лесозаготовок. Трагична судьба степной зоны: здесь почти не осталось степей – они распаханы. На волоске висит жизнь целого сообщества видов растений и животных. В пустынях мелеют и без того редкие и мелководные реки, вычерпываемые ради сельскохозяйственных культур. Приходят в движение пески, которые засыпают дороги, поля, целые посёлки.

Учитель: А теперь нам с вами предстоит решить несколько экологических задач, проблем, ситуаций.

Экологический пример:

Ми + краб – аб + об + ы = ?

Экологическое стихотворение:

Прогулка. (С. Михалков)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают как хотят сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

– Эй, ребята! – крикнул Дима, -

Вот местечко – хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли –

Веселились как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на поляне у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Учитель: Правильно ли вели себя ребята на прогулке? Какой вред они нанесли окружающей среде, себе, другим людям?

Экологические задачи:

1.       Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30–35 тонн пыли, лиственного леса – 50–70 тонн пыли. Каких деревьев нужно сажать больше и их оберегать?

2.       Семья больших синиц за лето «обслуживает» 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых, а дятел за день съедает до 750–900 короедов. Какая птица съедает больше вредителей?

3.       Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

4.       В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько стало заповедников?

5.       Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получатся из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев требуется нашему классу?

6.       Задача в стихах:

О комарах. (И. Демьянова)

Над болотцем тихо, тихо…

В тёплом воздухе парят

Сам Комар да Комариха,

С ними – туча комарят!

Комариха с Комаром говорят:

– Сосчитай-ка, Комар, комарят.

– Как же счесть, Комариха, комарят?

Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала Комариха сорок пар.

А продолжил этот счёт сам Комар.

Комарят Комар до вечера считал.

Насчитал тринадцать тысяч и устал…

А теперь считайте сами, вы друзья:

Велика ли комариная семья? (13 082).

Учитель: Вот сколько задач, проблем и ситуаций мы с вами решили. Но это только капля в море экологических проблем планеты. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения Я. Акима:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Детям вручаются эмблемы с изображением птиц, животных растений из Красной книги.


Внеклассная работа по природоведению открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у младших школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.




4.        Роль межпредметных связей

в экологическом образовании младших школьников

 

В содержании экологического образования различают два компонента: связанные с формированием мировоззренческих и нравственных качеств; конкретные экологические знания и умения.

Интегральный характер содержания экологического образования обуславливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение.


Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на международной основе. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и предметы. Возможны три модели: однопредметная, многопредметная и смешанная (рис. 12).

Чётко выраженная экологическая направленность курса природоведения, который в наши дни именуется традиционным, создала определённую установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели. Но, как показала практика, однопредметная модель оказалась малоэффективной. Основная причина этого в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, справиться с формированием многогранных отношений младших школьников с природой и социальной средой не может.

Уже в середине семидесятых годов на повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процессе школьников. Возникла идея многопредметной или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой (Симонова, 1998). Но заманчивость такой модели, актуальность которой сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания и реализации его на практике: каждый учебный предмет строится в логике своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.

Современные тенденции развития экологического образования в отечественной и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на себя один из альтернативных интегрированных современных курсов экологической направленности, в содержании которых в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль других предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых многообразна, – вспомогательная. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определённый путь становления: от однопредметной – к многопредметной и смешанной. Но поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности (Тарасова, 2000).

Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников методом познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и русского языка, так как изучение материала о жизни природы на уроках чтения и русского языка, образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

Программа начальной школы даёт возможность осуществлять связь уроков природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержания и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8