Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья №1 многодетная,
состоит из пяти человек, в семье трое детей. Два сына и дочь, у обоих мальчиков
один и тот же диагноз, генетически обусловленный «Умственная отсталость лёгкой
степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения,
обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно
выраженная социальная дезадаптация». С семьей был проведён социальный патронаж
и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].
Семья №1 насилие в семье,
нарушение межличностных отношений между братьями. Проживает семья в 4х
комнатной квартире Ребёнок делит комнату со старшим братом, где созданы все
условия для комфортного проживания. Материальное состояние семьи благополучное,
оба родителя работают. В семье единство требования в воспитании детей,
соблюдение традиции, почитание старших. В семье относительно удовлетворительный
психологический климат.
Совместно с психологом
было проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты
которого описаны в таблице 2.
Таблица 2
Результаты
психологического тестирования семьи № 1
Результаты обследования семьи
|
Оценка результатов
|
Условная балльная
оценка
|
Психологическое здоровье родителей
|
Эпизодические нервозоподобные
реакции, повышенная тревожность к болезненным эмоциональным реакциям в
случаях конфликтных ситуаций, снижение толерантности к фрустрациям
|
Относительно удовлетворительный
уровень психического здоровья
|
3
|
Психологический климат (характер
взаимоотношений)
|
Эпизодические, но болезненные
конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная
фиксация на негативных элементах взаимоотношений
|
Относительно удовлетворительный
уровень психического здоровья
|
3
|
Реабилитационная компетентность
родителей
|
Достаточно полные знания и
совершенные навыки, которые реализуются на практике, адекватность и
заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с
затруднениями социально – экономического характера.
|
Удовлетворительный уровень
реабилитационной компетентности
|
2
|
Общий
балл – 8
Определилась
УСЛОВНО РАЦИОНАЛЬНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание
методики в [приложение ].
В семье №1 у родителей
относительно удовлетворительный уровень психического здоровья, т.е.
эпизодические нервозоподобные реакции повышенная тревожность склонность к
болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтной ситуации. Снижение
толерантности к фрустрациям.
В первой семье уровень
реабилитационной компетентности удовлетворительный. У родителей достаточно
полное знание и навыки, которые реализуются на практике, адекватность и
заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями
социально-экономического характера.
Семья №2 состоит из трёх
человек, в семье один ребёнок, диагноз ребенка «Умственная отсталость,
умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром).
Сенсонервная тугоухость первой степени». С семьей был проведён социальный
патронаж и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].
Семья №2. Семья формально
полная, проживает семья в 2х комнатной квартире. У ребёнка отдельная комната.
Материальное состояние в семье не стабильное работает одна мама, отец инвалид III группы. В семье отсутствует единство
требований, микроклимат относительно удовлетворительный.
В семье №2 выявилась
проблема психологического насилия (эпизодический). Травмирующим фактором
является нервозность отца связанная с черепно-мозговой травмой. Он терроризирует
свою семью, устраивает драки, бьет ребёнка и поднимает руку на мать.
Совместно с психологом
был проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты которого
описаны в таблице 3.
Таблица 3
Результаты психологического
тестирования семьи № 2
Результаты обследования семьи.
|
Оценка результатов
|
Условная балльная
оценка
|
Психологическое здоровье родителей
|
Выраженные нервозоподобные
расстройства, частые эмоциональные срыва, недостаточно адекватное поведение,
тенденции к асоциальному поведению
|
Пониженный уровень психического
здоровья
|
4
|
Психологический климат (характер
взаимоотношений)
|
Эпизодические, но болезненные
конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная
фиксация на негативных элементах взаимоотношений
|
Относительно удовлетворительный
уровень психического здоровья
|
3
|
Реабилитационная компетентность
родителей
|
Бессистемные знания, владения
некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное
использование на практике, фетишизация значения отдельных видов реабилитации
и отрицание других.
|
Пониженный уровень реабилитационной
компетентности
|
4
|
Общий балл – 11
Определились ДЕСТРУКТИВНАЯ
позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание методике в
[приложение ].
У родителей второй семьи
пониженный уровень психического здоровья, т.е. выраженное нервозоподобное
расстройство, частые эмоциональные срывы, недостаточно адекватное поведение, тенденции
к асоциальному поведению.
Реабилитационная
компетентность у родителей во второй семье, находится на пониженном уровне, а
именно у родителей бессистемные знания, владение некоторыми навыками помощи
ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация,
знание отдельных видов реабилитации и отрицание других.
2.2 Реализация технологии социальной
работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребёнка
ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический
климат в семье. Все члены семьи и мать находятся в состоянии эмоционального
стресса, а это неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии
ребёнка. Поэтому врачу, психологу, социальному педагогу надо оказывать помощь
не только ребенку, но и всем членам семьи. И прежде всего родителям.
Создание социальных
технологий в работе с семьёй - это коллективная деятельность.
В социальной реабилитации
семьи очень важно взаимодействие всех специалистов [приложение 1].
Совместно с психологом и
воспитателями социальный педагог прежде всего, должна научить мать внимательно
наблюдать за развитием своего ребёнка, вести дневник наблюдения, а так же
овладеть основными приёмами воспитания и обучения ребёнка. Как социальный
педагог, анализируя особенности семейного воспитания ребёнка, необходимо обращать
внимание на такие параметры как эмоциональное принятие ребёнка в семье,
заинтересованность в ребёнке, забота о нём, требовательность к нему,
демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и
личного наблюдения нужно определить преобладающий тип семейного воспитания:
отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь.
Необходимо, прежде всего, убедить родителей, что подрастающему больному ребёнку
нужно тоже, что и остальным детям:
- игры;
- дружба, уважение, любовь;
- участие в семейных
делах;
-путешествия и
приключения;
- школа или другие формы
обучения;
- участие в общественной
жизни.
Таблица 4
Схема совместных
действий различных служб и ведомств в оказании социальной помощи семьям с
факторами социального риска ребёнка и неблагополучными семьями
Семейная
ситуация
|
Виды помощи семье и детям
|
Ответственные
|
Неполная семья
|
1. Вовлечение ближайших родственников в процесс воспитания ребенка с
девиантным поведением
|
Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог,
воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, учитель
|
2. Наблюдение, беседы, консультации
|
3. Вовлечение ребенка в различные кружки, секции
|
Социальный педагог, тренер,
психолог, специалист по социальной работе, педагог дополнительного
образования.
|
4. Обучение одного из родителей навыкам воспитания ребенка без второго
родителя
|
Психолог, специалист, социальный педагог, врач-педиатр
|
5. Содействие в постановке на учет в органы социальной защиты
|
Специалист по социальной работе, юрисконсульт
|
6. Привлечение родительских общественных организаций к воспитанию ребенка
с девиантным поведением
|
Социальный педагог, специалист по социальной работе,
психолог
|
Жестокое обращение с ребенком в семье со стороны родителей
|
1. Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с
целью социального патронажа
|
Врач-педиатр, психолог, юрисконсульт, социальный педагог,
специалист по социальной работе, воспитатель
|
2. Содействие в постановке семьи на учет в комиссию по
делам несовершеннолетних, при необходимости к врачу психиатру, наркологу
|
Врач-педиатр, юрисконсульт, специалист по социальной
работе, социальный педагог
|
3. Обмен опытом с другими родителями о воспитании ребенка с
девиантным поведением в семье
|
Психолог, социальный педагог, родители
|
Неполная семья, где родитель злоупотребляет алкоголем или
наркотиками
|
1.Организация консультаций нарколога
|
Врач-нарколог, социальный педагог
|
2.Содействие в постановке семьи на учет к наркологу
|
Врач-нарколог, социальный педагог
|
3.Вовлечение ребенка в посещение секции, кружков
|
Социальный педагог, тренер,
специалист, педагог дополнительного образования, психолог
|
4.Работа с родителями
|
Врач-нарколог, специалист по социальной работе
|
5. Ходатайство в органы опеки и попечительства о лишении
родительских прав
|
Социальный педагог, специалист по социальной работе,
юрисконсульт, психолог
|
6.Обследование ребенка у психиатра
|
Врач-психиатр, психолог
|
Формально полная семья, но один из родителей злоупотребляет
алкоголем, наркотиками
|
1.Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью
социального патронажа
|
Социальный педагог, психолог, инспектор по делам
несовершеннолетних
|
2.Организация консультаций нарколога, проведение
обследования
|
Врач-нарколог, социальный педагог
|
3. Содействие в проведении обследования ребенка у психиатра
|
Врач-психиатр, психолог
|
4. Вовлечение ребенка в посещение спортивных секций,
кружков по интересам
|
Социальный педагог, тренер, педагог дополнительного
образования
|
5.Индивидуальная работа по коррекции межличностных
отношений в семье
|
Психолог, социальный педагог
|
6.Вовлечение родителей в клуб взаимоподдержки по проблемам
в семье
|
Психолог
|
Предлагаем конкретный
пример тесной взаимосвязи специалистов различных служб, учреждений, ведомств
оказание социальной помощи семье имеющей ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья по г. Лангепасу [приложение 2].
С семьями была проведена
следующая работа
Проводя социальный патронаж,
обращаем внимание на вид, окружение дома, подъезда, квартиры. Встречаясь с семьей,
стараемся увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими членами семьи.
Беседуем с родителями о потребностях, проблемах, ресурсах семьи, расспрашиваем
о внешкольных занятиях ребенка, а так же отвечаем на вопросы всех членов семьи.
Между тем ведётся целенаправленное наблюдение за тем как в семье обращаются с
ребёнком обучают и развивают его. При взаимодействии с другими специалистами
членам семьи демонстрируются стратегии поведения, обучения и решения проблем.
По итогам социального патронажа оформляем акт посещения семьи [приложение 9].
С родителями ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья систематически проводятся индивидуальные и
групповые консультации, при тесном взаимодействии с другими специалистами
учреждения. На консультациях специалисты отвечают на вопросы родителей,
объясняют, обсуждают полученную информацию. Помогаем воспитателям в организации
родительских собраний по разным вопросам, касающимся воспитания и развития
детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же предлагаем рекомендации
для использования средств реабилитации в домашних условиях. Родителям предлагаем
подборку методической литературы по различным вопросам воспитания
При взаимодействии с
психологом для родителей проводятся социально-психологические тренинги
личностного роста. Совместно с воспитателями был проведён день открытых дверей
(социально-трудовая реабилитация). Периодически для родителей предоставляем
необходимую информацию по телефону, например информацию о способах организации
досуга детей с ограниченными возможностями здоровья. Оказываем помощь в
организации совместных познавательно-развлекательных мероприятий для ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья и его семьи.
Для того чтобы практика
работы с семьёй была успешной и наиболее эффективной необходим регулярный
контакт с семьей, в беседах с родителями о воспитании ребёнка делать акцент на
способности ребёнка, его успехи, удачи. Примерные темы различных форм
взаимодействия с семьей специалистов учреждения представлены в табл. 5.
Таблица 5
Примерные темы различных
форм взаимодействия с семьей специалистов учреждения
№
|
Форма взаимодействия
|
Тема
|
Ответственный
|
1
|
Беседа
|
«Здоровье ребёнка в руках его родителей»
|
Врач-невролог, врач - педиатр
|
2
|
Групповая консультация
|
«Стили семейного воспитания и эмоциональное самочувствие
ребёнка»
|
психолог
|
3
|
Родительское собрание
|
«Трудовое воспитание детей в семье»
|
Воспитатель, инструктор по труду
|
4
|
«Острые углы семейного круга»
|
Информационный лекторий с элементами дискуссии
|
психолог
|
5
|
Профилактическая беседа
|
«Об алкоголизме и пагубном влиянии его на растущий организм
|
Врач - нарколог, врач психиатр
|
6
|
Дискуссия
|
«Супружеские отношения и влияние их на воспитательную
атмосферу семьи»
|
психолог
|
7
|
День открытых дверей
|
«Доктор Айболит на службе здоровья детей»
|
Врач - невролог, специалист по соц. работе.
|
8
|
Социально-психологический тренинг
|
«Семейные роли, общение и умение слушать»
|
Психолог
|
9
|
Групповая консультация
|
«Авторитет родителей и его влияния на развитие личности
ребёнка»
|
Социальный педагог, психолог.
|
10
|
Групповая консультация
|
«Как организовать игры во время болезни ребёнка»
|
Врач-педиатр
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|