бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатно рефераты

Семья №1 многодетная, состоит из пяти человек, в семье трое детей. Два сына и дочь, у обоих мальчиков один и тот же диагноз, генетически обусловленный «Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация». С семьей был проведён социальный патронаж и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].

Семья №1 насилие в семье, нарушение межличностных отношений между братьями. Проживает семья в 4х комнатной квартире Ребёнок делит комнату со старшим братом, где созданы все условия для комфортного проживания. Материальное состояние семьи благополучное, оба родителя работают. В семье единство требования в воспитании детей, соблюдение традиции, почитание старших. В семье относительно удовлетворительный психологический климат.

Совместно с психологом было проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты которого описаны в таблице 2.


Таблица 2

Результаты психологического тестирования семьи № 1

Результаты обследования семьи

Оценка результатов

Условная балльная

оценка

Психологическое здоровье родителей

Эпизодические нервозоподобные реакции, повышенная тревожность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтных ситуаций, снижение толерантности к фрустрациям

Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья

3

Психологический климат (характер взаимоотношений)

Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений

Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья

3

Реабилитационная компетентность родителей

Достаточно полные знания и совершенные навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально – экономического характера.

Удовлетворительный уровень реабилитационной компетентности

2


Общий балл – 8

Определилась УСЛОВНО РАЦИОНАЛЬНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание методики в [приложение ].

В семье №1 у родителей относительно удовлетворительный уровень психического здоровья, т.е. эпизодические нервозоподобные реакции повышенная тревожность склонность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтной ситуации. Снижение толерантности к фрустрациям.

В первой семье уровень реабилитационной компетентности удовлетворительный. У родителей достаточно полное знание и навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально-экономического характера.

Семья №2 состоит из трёх человек, в семье один ребёнок, диагноз ребенка «Умственная отсталость, умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром). Сенсонервная тугоухость первой степени». С семьей был проведён социальный патронаж и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].

Семья №2. Семья формально полная, проживает семья в 2х комнатной квартире. У ребёнка отдельная комната. Материальное состояние в семье не стабильное работает одна мама, отец инвалид III группы. В семье отсутствует единство требований, микроклимат относительно удовлетворительный.

В семье №2 выявилась проблема психологического насилия (эпизодический). Травмирующим фактором является нервозность отца связанная с черепно-мозговой травмой. Он терроризирует свою семью, устраивает драки, бьет ребёнка и поднимает руку на мать.

Совместно с психологом был проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты которого описаны в таблице 3.


Таблица 3

Результаты психологического тестирования семьи № 2

Результаты обследования семьи.

Оценка результатов

Условная балльная

оценка

Психологическое здоровье родителей

Выраженные нервозоподобные расстройства, частые эмоциональные срыва, недостаточно адекватное поведение, тенденции к асоциальному поведению

Пониженный уровень психического здоровья

4

Психологический климат (характер взаимоотношений)

Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений

Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья

3

Реабилитационная компетентность родителей

Бессистемные знания, владения некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация значения отдельных видов реабилитации и отрицание других.

Пониженный уровень реабилитационной компетентности

4


Общий балл – 11

Определились ДЕСТРУКТИВНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание методике в [приложение ].

У родителей второй семьи пониженный уровень психического здоровья, т.е. выраженное нервозоподобное расстройство, частые эмоциональные срывы, недостаточно адекватное поведение, тенденции к асоциальному поведению.

Реабилитационная компетентность у родителей во второй семье, находится на пониженном уровне, а именно у родителей бессистемные знания, владение некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация, знание отдельных видов реабилитации и отрицание других.


2.2 Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать находятся в состоянии эмоционального стресса, а это неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребёнка. Поэтому врачу, психологу, социальному педагогу надо оказывать помощь не только ребенку, но и всем членам семьи. И прежде всего родителям.

Создание социальных технологий в работе с семьёй - это коллективная деятельность.

В социальной реабилитации семьи очень важно взаимодействие всех специалистов [приложение 1].

Совместно с психологом и воспитателями социальный педагог прежде всего, должна научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребёнка, вести дневник наблюдения, а так же овладеть основными приёмами воспитания и обучения ребёнка. Как социальный педагог, анализируя особенности семейного воспитания ребёнка, необходимо обращать внимание на такие параметры как эмоциональное принятие ребёнка в семье, заинтересованность в ребёнке, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения нужно определить преобладающий тип семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Необходимо, прежде всего, убедить родителей, что подрастающему больному ребёнку нужно тоже, что и остальным детям:         

- игры;

- дружба, уважение, любовь;

- участие в семейных делах;

-путешествия и приключения;

- школа или другие формы обучения;

- участие в общественной жизни.


Таблица 4

Схема совместных действий различных служб и ведомств в оказании социальной помощи семьям с факторами социального риска ребёнка и неблагополучными семьями

Семейная

ситуация

Виды помощи семье и детям

Ответственные

Неполная семья

1. Вовлечение ближайших родственников в процесс воспитания ребенка с девиантным поведением

Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, учитель

2. Наблюдение, беседы, консультации

3. Вовлечение ребенка в различные кружки, секции

Социальный педагог, тренер, психолог, специалист по социальной работе, педагог дополнительного образования.

4. Обучение одного из родителей навыкам воспитания ребенка без второго родителя

Психолог, специалист, социальный педагог, врач-педиатр

5. Содействие в постановке на учет в органы социальной защиты

Специалист по социальной работе, юрисконсульт

6. Привлечение родительских общественных организаций к воспитанию ребенка с девиантным поведением

Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог

Жестокое обращение с ребенком в семье со стороны родителей

1. Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа

Врач-педиатр, психолог, юрисконсульт, социальный педагог, специалист по социальной работе, воспитатель

2. Содействие в постановке семьи на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, при необходимости к врачу психиатру, наркологу

Врач-педиатр, юрисконсульт, специалист по социальной работе, социальный педагог

3. Обмен опытом с другими родителями о воспитании ребенка с девиантным поведением в семье

Психолог, социальный педагог, родители

Неполная семья, где родитель злоупотребляет алкоголем или наркотиками

1.Организация консультаций нарколога

Врач-нарколог, социальный педагог

2.Содействие в постановке семьи на учет к наркологу

Врач-нарколог, социальный педагог

3.Вовлечение ребенка в посещение секции, кружков

Социальный педагог, тренер, специалист, педагог дополнительного образования, психолог

4.Работа с родителями

Врач-нарколог, специалист по социальной работе

5. Ходатайство в органы опеки и попечительства о лишении родительских прав

Социальный педагог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, психолог

6.Обследование ребенка у психиатра

Врач-психиатр, психолог

Формально полная семья, но один из родителей злоупотребляет алкоголем, наркотиками

1.Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа

Социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних

2.Организация консультаций нарколога, проведение обследования

Врач-нарколог, социальный педагог

3. Содействие в проведении обследования ребенка у психиатра

Врач-психиатр, психолог

4. Вовлечение ребенка в посещение спортивных секций, кружков по интересам

Социальный педагог, тренер, педагог дополнительного образования

5.Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений в семье

Психолог, социальный педагог

6.Вовлечение родителей в клуб взаимоподдержки по проблемам в семье

Психолог


Предлагаем конкретный пример тесной взаимосвязи специалистов различных служб, учреждений, ведомств оказание социальной помощи семье имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по г. Лангепасу [приложение 2].

С семьями была проведена следующая работа

Проводя социальный патронаж, обращаем внимание на вид, окружение дома, подъезда, квартиры. Встречаясь с семьей, стараемся увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими членами семьи. Беседуем с родителями о потребностях, проблемах, ресурсах семьи, расспрашиваем о внешкольных занятиях ребенка, а так же отвечаем на вопросы всех членов семьи. Между тем ведётся целенаправленное наблюдение за тем как в семье обращаются с ребёнком обучают и развивают его. При взаимодействии с другими специалистами членам семьи демонстрируются стратегии поведения, обучения и решения проблем. По итогам социального патронажа оформляем акт посещения семьи [приложение 9].

С родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья систематически проводятся индивидуальные и групповые консультации, при тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения. На консультациях специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают полученную информацию. Помогаем воспитателям в организации родительских собраний по разным вопросам, касающимся воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же предлагаем рекомендации для использования средств реабилитации в домашних условиях. Родителям предлагаем подборку методической литературы по различным вопросам воспитания

При взаимодействии с психологом для родителей проводятся социально-психологические тренинги личностного роста. Совместно с воспитателями был проведён день открытых дверей (социально-трудовая реабилитация). Периодически для родителей предоставляем необходимую информацию по телефону, например информацию о способах организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья. Оказываем помощь в организации совместных познавательно-развлекательных мероприятий для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи.

Для того чтобы практика работы с семьёй была успешной и наиболее эффективной необходим регулярный контакт с семьей, в беседах с родителями о воспитании ребёнка делать акцент на способности ребёнка, его успехи, удачи. Примерные темы различных форм взаимодействия с семьей специалистов учреждения представлены в табл. 5.


Таблица 5

Примерные темы различных форм взаимодействия с семьей специалистов учреждения

Форма взаимодействия

Тема

Ответственный

1

Беседа

«Здоровье ребёнка в руках его родителей»

Врач-невролог, врач - педиатр

2

Групповая консультация

«Стили семейного воспитания и эмоциональное самочувствие ребёнка»

психолог

3

Родительское собрание

«Трудовое воспитание детей в семье»

Воспитатель, инструктор по труду

4

«Острые углы семейного круга»

Информационный лекторий с элементами дискуссии

психолог

5

Профилактическая беседа

«Об алкоголизме и пагубном влиянии его на растущий организм

Врач - нарколог, врач психиатр

6

Дискуссия

«Супружеские отношения и влияние их на воспитательную атмосферу семьи»

психолог

7

День открытых дверей

«Доктор Айболит на службе здоровья детей»

Врач - невролог, специалист по соц. работе.

8

Социально-психологический тренинг

«Семейные роли, общение и умение слушать»

Психолог

9

Групповая консультация

«Авторитет родителей и его влияния на развитие личности ребёнка»

Социальный педагог, психолог.

10

Групповая консультация

«Как организовать игры во время болезни ребёнка»

Врач-педиатр

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7