бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатно рефераты

самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;

организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;

предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;

передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;

обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;

приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;

организует для родителей встречу со студентами практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей[35]

-            запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю);

-            анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;

-            представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;

-            письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;

-            контакты по телефону;

-            выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;

-            выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;

-            заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;

-            проведение родителями на дому игр и занятий;

-            занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;

-            предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;

-            выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;

-            перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

3. Непосредственная работа с группой родителей[35]

-            встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;

-            выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;

-            организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;

-            организация специального курса для родителей по той или иной тематике;

-            показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;

-            организация открытого урока или занятия со специалистом;

-            открытый день или вечер в реабилитационном центре;

-            организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;

-            привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий, праздников, фестивалей;

-            помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);

-            интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

4. Опосредованная работа с группой родителей:

-            предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;

-            рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;

-            подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;

-            организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;

-            подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

-            подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;

-            выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов;

-            рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах;

-            подготовка видеопрограммы для родителей;

-            организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;

-            составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;

-            подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:

-            организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;

-            помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;

-            участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;

-            привлекать отцов к починке или наладке оборудования;

-            добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;

-            добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;

-            помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.

Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Необходимо стараться хотя бы иногда, планировать свои визиты так, чтобы дать отцу возможность встретиться и поговорить со специалистом. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:

    работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;

    обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев:

    организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы;

    использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

Существуют шесть компонентов успешной практики[35].

• Регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости раз в неделю, в две недели или в шесть недель).

• Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии.

• Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей.

• Привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников.

• Внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье).

• Организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

Помимо ранней социально-реабилитационной работы с ребенком-инвалидом, организации благоприятного окружения и взаимодействия родителей и специалистов, очень важно проводить регулярное обследование ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Например, не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью.

Мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий, осуществляется после начала выполнения программы. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией между специалистом – куратором и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратор содействует родителям, помогает преодолевать преграды, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая, где это нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Если разработанная программа реабилитации не может быть выполнена, специалисты должны внести в нее изменения с учетом особенностей и потребностей ребенка и его семьи.

Мониторинг развития ребенка, неотъемлемая часть выполнения программы реабилитации. Специалистом, куратором, родителям необходимо создать тесный контакт, для того чтобы отслеживать развитие ребенка, при возникновении отклонений, должны быть проведены дополнительные обследования, чтобы как можно быстрее оказать ребенку помощь. Необходимо завести карту динамики состояния ребенка.

Таким образом, можно отметить, что социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Проблемы таких детей не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека семьи, дома-интерната и т.д.


Глава II. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы с семьями с ограниченными возможностями здоровья

2.1 Диагностика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья


Для подтверждения теоретических положений исследования нами была разработана и проведена экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» создано в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в муниципальном образовании г. Лангепас в 1994 году.

Целью учреждения является повышение уровня и качества оказания комплексных социальных услуг несовершеннолетним и их семьям, обеспечение и развитие государственных гарантий в сфере социального обслуживания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование состояло из 3-х этапов эксперимента: констатирующего, формирующего, контрольного. Первый этап – констатирующий. Целью данного этапа эксперимента являлось выявление проблем в семье имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Определение внутрисемейных и межличностных отношений в семье.

2.Определение уровня педагогического потенциала родителей.

3.Определение уровня реабилитационной компетентности родителей.

4.Выявление жилищных условий, материального благосостояния и условий жизни ребёнка.

Для этого были использованы следующие методы и приёмы:

1.   Социальный патронаж.

2.   Анкетирование родителей.

3.   Беседа со всеми членами семьи.

4.   Целенаправленное наблюдение.

5.   Анализ продуктов деятельности.

Для диагностического исследования было взято 8 семей, имеющих детей подросткового возраста с различными медицинскими диагнозами из группы «Надежда», РЦДиП «Анастасия» (см. табл. 1).


Таблица 1

Клиническая характеристика детей

Ребёнок

Диагноз


Егор З.

Симптоматическая височная эпилепсия с частыми приступами (до 6 раз), медикоментозно-резистентная, приступный период.


Антон П.

Умственная отсталость легкая, ближе к умеренной, со значительными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная неуточнёнными причинами. Псевдоатипичный синдром. Системное недоразвитие речи.


Катерина Т.

Умеренная умственная отсталость, сложный тип дефекта (болезнь Дауна) умеренная соцальная дезадаптация.


Никита Л.

ДЦП, спастическая диплегия, умеренно выраженный спастический нижний парапарез, легкий верхний парапарез, интеллектуально-манистическое снижение. Умеренная социальная дезадатация


Дарья М.

Врождённая гидроцефалия с умеренно выраженным спастическим нижним парапарезом


Александр В.

 Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация.


Александр Г.

Умственная отсталость, умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром). Сенсонервная тугоухость первой степени.


Кристина М.

Нейросенсорная тугоухость IV степени. Вторичная задержка речевого развития.



В начале эксперимента была проведена беседа, анкетирование с родителями [приложение ].

В ходе диагностики было выявлено две семьи с проблемами во внутрисемейных межличностных отношениях, которые дали согласие на работу с социальным педагогом и другими специалистами центра. Оценка результатов обследования семей проводится по методическому пособию «Комплексная реабилитация детей с ДЦП».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7