Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АДМИНИСТРАЦИИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
– ЮГРЫ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и педагогики
Кафедра общей педагогики и
педагогической психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Исполнитель: Утемишева Анжела Владиславовна,
студентка группы 04251
Научный руководитель: Бакшеева Э.П.,
к.п.н., доцент
Зам. зав. кафедрой: Воронова Н.А.,
Сургут 2010
содержание
Введение
Глава I.Теоретико-методологические
основы социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.1 Характеристика психофизиологических особенностей детей с
ограниченными возможностями здоровья
1.2 Проблемы и кризисные ситуации семей, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья
1.3 Технология социальной работы с семьями, имеющими детей с
ограниченными возможностями здоровья
Глава II. Опытно-экспериментальная
реализация технологии социальной работы с семьями с ограниченными возможностями
здоровья
2.1 Диагностика проблем семей имеющих
детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2 Реализация технологии социальной
работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
2.3 Анализ и интерпретация
результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Очень старый философский
спор: о соотношении биологического и социального в человеке. Что является
определяющим, приоритетным? Есть крайние точки зрения: одни настаивают, что
социальное, их оппоненты утверждают – биологическое. И те, и другие приводят
веские аргументы в поддержку своей позиции. В последние годы спор как бы угас,
образовался консенсус: человеческая личность имеет социобиологическую природу.
Безусловно, что развитие личности идет под воздействием той среды, семьи,
обстоятельств, в которых она формируется. Но наследственность, физическое
состояние, внешние данные накладывают свой отпечаток на характер человека. И
особенно жестко это проявляется у тех несчастных, кого природа или жизнь
сделали инвалидами, тем более, если инвалидность возникла при рождении или в
детстве, когда шел процесс формирования характера.
Здесь идет постоянная
борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет инвалида вне
своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов,
они определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное
положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже
длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние
инвалидности отступает на второй или даже третий план.
В цивилизованных странах
сегодня все реже пользуются термином «инвалид», означающим в переводе с
латинского – недействительный, неосновательный, бесполезный, заменяя его такими
понятиями, как «человек с ограниченными возможностями», с «нетипичным
состоянием здоровья», с «особыми потребностями» и т.д. И это не речевая
прихоть, а отражение реального отношения к таким людям: то есть они такие же,
как все, но с несколько ограниченными возможностями или нетипичным состоянием
здоровья. Такое обращение создает вокруг этих людей доброжелательную
психологическую атмосферу. Их состояние здоровья – проблема медицинская, но во
всем остальном они могут полагаться на помощь общества, государства и,
следовательно, решение их немедицинских проблем - обязанность социальных
работников.
К сожалению, в России
число детей с ограниченными возможностями постоянно увеличивается. Чтобы понять
какие изменения происходят в семье, где родился или стал инвалидом ребенок,
просмотрим, как изменяются функции такой семьи. Накладывается табу на
репродуктивную функцию, из – за страха, что несчастье может повториться. Такой
ребенок требует от матери вдвое – втрое больших затрат времени, чем здоровый
ребенок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится, «по
рукам и по ногам». Осуществление культурной функции, то есть передача
культурного наследия, социализация, ввод в механизм конформизма, оказывается
предельно затрудненным во всех проявлениях. То же самое происходит с функцией
удовлетворения эмоциональных потребностей и создания эмоционального равновесия.
Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. Отцы семейства, не
выдерживая атмосферы неблагополучия, уходят из дома. Семьи, имеющие больных
детей, стараются огородиться от посторонних, превращаясь в закрытые социальные
группы, и потому функция социального контроля ослабевает. В целом все семейные
функции деформируются или вообще разрушаются, семья попадает в группу риска.
Перед семьей с нетипичным
ребенком встает ряд непростых во всех отношениях проблем: «Какими правами и
льготами обладает такой ребенок и его семья? Куда обращаться за медицинской,
юридической, психологической и другой помощью и советом? Как создать
благоприятную обстановку для ребенка? Как научить его дружить с другими детьми
в семье, а их – милостивому отношению к инвалиду? Чему, когда и как учить
ребенка? Как подготовить ребенка к школе? К общению в коллективе? Какую выбрать
школу: специальную или обычную?» Это далеко не полный перечень вопросов,
которые тревожат родителей и на которые социальный работник должен найти
единственно верный ответ.
Совместные усилия семьи и
социального педагога должны быть в первую очередь направлены на воспитание у
ребенка уверенности в себе. Он должен освоить методы компенсации
неблагоприятных для его самолюбия воздействий. Компенсация за счет сильных
сторон характера может уравновесить потери, вызванные инвалидностью. Задача, следовательно,
заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить
использовать их.
На
протяжении многих лет в нашей стране было полное непонимание обществом проблем
детей инвалидов, отторжение и стремление изолировать их, придать проблеме
второстепенный характер, отложить ее решение из – за необходимости решения
более значимых проблем. Сказывалось и неумение родителей воспитывать и эффективно
оказывать коррекционно-воспитательское воздействие на детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В настоящее время накоплен
достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях
научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание
уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности детей с
ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума.
Изучение проблемы детской
инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в России,
несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в
этой области проводят специалисты разных научных направлений: социологии,
психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Вместе с тем, дети с
ограниченными возможностями не рассматривались в качестве самостоятельного
объекта изучения, что не нашло должного освещения в отечественной науки.
Многогранность этой темы требует комплексного подхода к решению проблемы
детской инвалидности.
В работах М.С.Бедного,
А.А.Баранова, Д.И.Зелинской и Л.И.Балевой дана структурная характеристика этой
группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост
детской инвалидности, Н.А.Иванова раскрыла идеологические и правовые основы
социальных проблем детей с ограниченными возможностями в период экономических
преобразований в стране. Вопросам социально-психологического аспекта
социализации детей с ограниченными возможностями посвящены исследования Т.А. Добровольской
и Н.Б. Шабалиной. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями были
изучены Ю.Н.Мануйловой и Л.Н.Смирновой, Т.И.Черняевой, Д.В.Зайцевым, Е. Р.
Ярской Смирновой, И.И.Лошаковой, П.В.Романовым. Некоторые вопросы социального и
трудового становления инвалидов изучались отечественными учеными А.А. Дыскиным
и Э.И. Танюхиной, Н.В. Куваевой, А.Н. Егоровым, А. Осадчих, а также зарубежными
исследователями Дж. Холлом, М. Айшервудом, М. Милисентом, А. Финк и др.
Основные направления
социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями нашли свое
отражение в работах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко,
К.К.Кузьмина, Г.В.Ляпидиевской, Т.Малеевой, С.Васина.
Актуальность темы
предполагает обсуждения вопросов касающихся содержания технологии социальной
работы, с семьёй имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель дипломной работы: Теоретически
обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии социальной
работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования являются семьи, имеющие детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: технология социальной работы с
семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза
Технология социальной
работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья будет
эффективной, если она включает:
1. Раннюю
социальную реабилитацию с ребёнком и его семьей.
2. Организацию
благоприятного окружения ребёнка (включая обстановку, специальное оборудование,
способы взаимодействия, стиль общения в семье, выработку индивидуальной
программы, соответствующей семейным потребностям, социальной активности,
возможности для заработка, отдыха, самоопределение семьи).
3. Взаимодействие
родителей и специалистов в помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Мониторинг развития
ребёнка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью.
Исходя из цели, можно
выделить следующие задачи:
1.
Охарактеризовать
психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
2.
Выявить и
проанализировать проблемы и кризисные ситуации семей имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья.
3.
Теоретически
обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии социальной
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологической
основой исследования
являются работы
отечественных и зарубежных авторов в области психологии, демографии и медицины,
исследовавших различные аспекты социальных проблем детей с ограниченными
возможностями, а также нормативно-правовая база как основа
социально-экономической и демографической политики современной России, ХМАО -
Югры и города Лангепаса, в частности.
Теоретические положения
основаны на разработках современной методологии науки, приемах анализа
социально-демографических проблем. В работе используется системные подходы к
междисциплинарному исследованию социальных проблем семей, имеющих детей с
ограниченными возможностями.
Автором дипломной работы
были использованы методы сравнительных характеристик; историко-сравнительный
анализ; наблюдение, методы опроса, педагогический эксперимент.
Теоретическая и
практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и
практические выводы могут быть использованы при разработке программ социальной
защиты детей с ограниченными возможностями, а также мер, направленных на
повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные дипломной
работы могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб,
реабилитационных центров и центров занятости, при решении проблем детей с
ограниченными возможностями.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава
I.Теоретико-методологические
основы социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.1 Характеристика
психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Представления о ребенке с
ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни,
адаптации и дезадаптации, нормы и патологии.
Психическое здоровье в
психологической литературе рассматривается как состояние душевного
благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и
обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию
поведения и деятельности.
Нарушения психического
здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического
развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и
стрессами, воздействующими на психику.
Эксперты Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) на основе анализа многочисленных исследований
в различных странах показали, что нарушения психического здоровья чаще
отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их
враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях
семейного разлада.
У большинства детей,
посещающих реабилитационный центр, в те или иные периоды под влиянием
определенных ситуаций могут проявляться нарушения эмоционально - волевой сферы
или поведения. Например, возникновение беспричинных страхов, нарушения сна,
нарушения, связанные с приемом пищи и др. Такие состояния можно определить как
психические расстройства.
В ходе
психического развития ребенка - инвалида возможны проявления различных
патогенных факторов, способствующих развитию болезни организма и личности.
Нарушения психического развития ребенка с ограниченными возможностями в
результате расстройства созревания структур и функций головного мозга
определяются понятием «дизонтогенез» психического развития.
Дизонтогения
психического развития в детском возрасте проявляется как задержка (ретардация)
или приостановка развития и асинхрония (дисгармоничное психическое
развитие). Это могут быть начальные признаки психических заболеваний, различная
степень выраженности умственной отсталости или инфантилизма личности,
пограничные состояния, приобщение к вредным привычкам и отклоняющемуся на этом
фоне поведению. Исходя из практического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями
можно сделать вывод, что все названные особенности дизонтогении психического
развития отрицательно сказываются на формировании социальной адаптации, уводя
личность от нормального хода развития.
В
понятие «психическое заболевание» входят как легкие, так и выраженные
формы нарушений психики, которые обнаруживаются в расстройстве отражения
реального мира и дезорганизации поведения (психозы - безумие, сумасшествие). К
легким расстройствам, по сопровождающимся выраженными нарушениями психической деятельности,
относятся разнообразные неврозы, не достигшие степени психоза и обусловленные
органическими заболеваниями головного мозга, соматогениями, интоксикациями и
др.
Изучение
психического недоразвития важно не только в медико-биологическом, но и в социально-психологическом
аспектах. Анализируя практический опыт работы с детьми с различными
психофизическими отклонениями, можно сделать вывод, который подтверждается в
специальной литературе, что чем раньше будет определено отклонение в развитии,
тем скорее будет произведено лечебно-педагогическое вмешательство, тем меньшими
окажутся возможные последствия имеющегося дефекта.
Рассмотрим
основные категории детей, посещающие реабилитационный центр, инвалидизирующие
заболевания которых сопровождаются отклонениями в поведении:
—
дети с умственной
отсталостью;
—
дети с
эндогенными психическими заболеваниями;
—
дети с
реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, астениями;
—
дети с признаками
задержки психического развития;
—
дети с признаками
психопатии.
Названные
психические патологии у детей и подростков в зависимости от причин
возникновения и тяжести проявления дефекта по-разному отражаются на
формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой
деятельности и по-разному сказываются на развитии личности. Рассмотрим кратко
некоторые особенности названных психических заболеваний у детей и подростков и
их влияние на личностное развитие.
1. Умственная
отсталость.
Среди
детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее
многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них —
олигофрены.
Олигофрения
— это форма
умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения
ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный),
натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного
развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении
традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецилъностъ и
дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности
в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека
родителей или замещающих лиц.
Развитие
умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития
нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая
психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно
недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них
складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и
словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить
только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей
основной функции — коммуникативной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|