бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатно рефераты

Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей педагогики и педагогической психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Исполнитель: Утемишева Анжела Владиславовна,

студентка группы 04251

Научный руководитель: Бакшеева Э.П.,

к.п.н., доцент

Зам. зав. кафедрой: Воронова Н.А.,




Сургут 2010


содержание


Введение

Глава I.Теоретико-методологические основы социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1 Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2 Проблемы и кризисные ситуации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

1.3 Технология социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Глава II. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы с семьями с ограниченными возможностями здоровья

2.1 Диагностика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

2.2 Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Очень старый философский спор: о соотношении биологического и социального в человеке. Что является определяющим, приоритетным? Есть крайние точки зрения: одни настаивают, что социальное, их оппоненты утверждают – биологическое. И те, и другие приводят веские аргументы в поддержку своей позиции. В последние годы спор как бы угас, образовался консенсус: человеческая личность имеет социобиологическую природу. Безусловно, что развитие личности идет под воздействием той среды, семьи, обстоятельств, в которых она формируется. Но наследственность, физическое состояние, внешние данные накладывают свой отпечаток на характер человека. И особенно жестко это проявляется у тех несчастных, кого природа или жизнь сделали инвалидами, тем более, если инвалидность возникла при рождении или в детстве, когда шел процесс формирования характера.

Здесь идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.

В цивилизованных странах сегодня все реже пользуются термином «инвалид», означающим в переводе с латинского – недействительный, неосновательный, бесполезный, заменяя его такими понятиями, как «человек с ограниченными возможностями», с «нетипичным состоянием здоровья», с «особыми потребностями» и т.д. И это не речевая прихоть, а отражение реального отношения к таким людям: то есть они такие же, как все, но с несколько ограниченными возможностями или нетипичным состоянием здоровья. Такое обращение создает вокруг этих людей доброжелательную психологическую атмосферу. Их состояние здоровья – проблема медицинская, но во всем остальном они могут полагаться на помощь общества, государства и, следовательно, решение их немедицинских проблем - обязанность социальных работников.

К сожалению, в России число детей с ограниченными возможностями постоянно увеличивается. Чтобы понять какие изменения происходят в семье, где родился или стал инвалидом ребенок, просмотрим, как изменяются функции такой семьи. Накладывается табу на репродуктивную функцию, из – за страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое – втрое больших затрат времени, чем здоровый ребенок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится, «по рукам и по ногам». Осуществление культурной функции, то есть передача культурного наследия, социализация, ввод в механизм конформизма, оказывается предельно затрудненным во всех проявлениях. То же самое происходит с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей и создания эмоционального равновесия. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. Отцы семейства, не выдерживая атмосферы неблагополучия, уходят из дома. Семьи, имеющие больных детей, стараются огородиться от посторонних, превращаясь в закрытые социальные группы, и потому функция социального контроля ослабевает. В целом все семейные функции деформируются или вообще разрушаются, семья попадает в группу риска.

Перед семьей с нетипичным ребенком встает ряд непростых во всех отношениях проблем: «Какими правами и льготами обладает такой ребенок и его семья? Куда обращаться за медицинской, юридической, психологической и другой помощью и советом? Как создать благоприятную обстановку для ребенка? Как научить его дружить с другими детьми в семье, а их – милостивому отношению к инвалиду? Чему, когда и как учить ребенка? Как подготовить ребенка к школе? К общению в коллективе? Какую выбрать школу: специальную или обычную?» Это далеко не полный перечень вопросов, которые тревожат родителей и на которые социальный работник должен найти единственно верный ответ.

Совместные усилия семьи и социального педагога должны быть в первую очередь направлены на воспитание у ребенка уверенности в себе. Он должен освоить методы компенсации неблагоприятных для его самолюбия воздействий. Компенсация за счет сильных сторон характера может уравновесить потери, вызванные инвалидностью. Задача, следовательно, заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить использовать их.

На протяжении многих лет в нашей стране было полное непонимание обществом проблем детей инвалидов, отторжение и стремление изолировать их, придать проблеме второстепенный характер, отложить ее решение из – за необходимости решения более значимых проблем. Сказывалось и неумение родителей воспитывать и эффективно оказывать коррекционно-воспитательское воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума.

Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Вместе с тем, дети с ограниченными возможностями не рассматривались в качестве самостоятельного объекта изучения, что не нашло должного освещения в отечественной науки. Многогранность этой темы требует комплексного подхода к решению проблемы детской инвалидности.

В работах М.С.Бедного, А.А.Баранова, Д.И.Зелинской и Л.И.Балевой дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Н.А.Иванова раскрыла идеологические и правовые основы социальных проблем детей с ограниченными возможностями в период экономических преобразований в стране. Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей с ограниченными возможностями посвящены исследования Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями были изучены Ю.Н.Мануйловой и Л.Н.Смирновой, Т.И.Черняевой, Д.В.Зайцевым, Е. Р. Ярской Смирновой, И.И.Лошаковой, П.В.Романовым. Некоторые вопросы социального и трудового становления инвалидов изучались отечественными учеными А.А. Дыскиным и Э.И. Танюхиной, Н.В. Куваевой, А.Н. Егоровым, А. Осадчих, а также зарубежными исследователями Дж. Холлом, М. Айшервудом, М. Милисентом, А. Финк и др.

Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко, К.К.Кузьмина, Г.В.Ляпидиевской, Т.Малеевой, С.Васина.

Актуальность темы предполагает обсуждения вопросов касающихся содержания технологии социальной работы, с семьёй имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Цель дипломной работы: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объектом исследования являются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза

Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья будет эффективной, если она включает:

1. Раннюю социальную реабилитацию с ребёнком и его семьей.

2. Организацию благоприятного окружения ребёнка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье, выработку индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям, социальной активности, возможности для заработка, отдыха, самоопределение семьи).

3. Взаимодействие родителей и специалистов в помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

4. Мониторинг развития ребёнка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1.       Охарактеризовать психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

2.        Выявить и проанализировать проблемы и кризисные ситуации семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.       Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области психологии, демографии и медицины, исследовавших различные аспекты социальных проблем детей с ограниченными возможностями, а также нормативно-правовая база как основа социально-экономической и демографической политики современной России, ХМАО - Югры и города Лангепаса, в частности.

Теоретические положения основаны на разработках современной методологии науки, приемах анализа социально-демографических проблем. В работе используется системные подходы к междисциплинарному исследованию социальных проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Автором дипломной работы были использованы методы сравнительных характеристик; историко-сравнительный анализ; наблюдение, методы опроса, педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программ социальной защиты детей с ограниченными возможностями, а также мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные дипломной работы могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб, реабилитационных центров и центров занятости, при решении проблем детей с ограниченными возможностями.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава I.Теоретико-методологические основы социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1 Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Представления о ребенке с ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации, нормы и патологии.

Психическое здоровье в психологической литературе рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности.

Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на основе анализа многочисленных исследований в различных странах показали, что нарушения психического здоровья чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У большинства детей, посещающих реабилитационный центр, в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут проявляться нарушения эмоционально - волевой сферы или поведения. Например, возникновение беспричинных страхов, нарушения сна, нарушения, связанные с приемом пищи и др. Такие состояния можно определить как психические расстройства.

В ходе психического развития ребенка - инвалида возможны проявления различных патогенных факторов, способствующих развитию болезни организма и личности. Нарушения психического развития ребенка с ограниченными возможностями в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга определяются понятием «дизонтогенез» психического развития.

Дизонтогения психического развития в детском возрасте проявляется как задержка (ретардация) или приостановка развития и асинхрония (дисгармоничное психическое развитие). Это могут быть начальные признаки психических заболеваний, различная степень выраженности умственной отсталости или инфантилизма личности, пограничные состояния, приобщение к вредным привычкам и отклоняющемуся на этом фоне поведению. Исходя из практического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями можно сделать вывод, что все названные особенности дизонтогении психического развития отрицательно сказываются на формировании социальной адаптации, уводя личность от нормального хода развития.

В понятие «психическое заболевание» входят как легкие, так и выраженные формы нарушений психики, которые обнаруживаются в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения (психозы - безумие, сумасшествие). К легким расстройствам, по сопровождающимся выраженными нарушениями психической деятельности, относятся разнообразные неврозы, не достигшие степени психоза и обусловленные органическими заболеваниями головного мозга, соматогениями, интоксикациями и др.

Изучение психического недоразвития важно не только в медико-биологическом, но и в социально-психологическом аспектах. Анализируя практический опыт работы с детьми с различными психофизическими отклонениями, можно сделать вывод, который подтверждается в специальной литературе, что чем раньше будет определено отклонение в развитии, тем скорее будет произведено лечебно-педагогическое вмешательство, тем меньшими окажутся возможные последствия имеющегося дефекта.

Рассмотрим основные категории детей, посещающие реабилитационный центр, инвалидизирующие заболевания которых сопровождаются отклонениями в поведении:

—     дети с умственной отсталостью;

—     дети с эндогенными психическими заболеваниями;

—     дети с реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, астениями;

—     дети с признаками задержки психического развития;

—     дети с признаками психопатии.

Названные психические патологии у детей и подростков в зависимости от причин возникновения и тяжести проявления дефекта по-разному отражаются на формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности. Рассмотрим кратко некоторые особенности названных психических заболеваний у детей и подростков и их влияние на личностное развитие.

1. Умственная отсталость.

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецилъностъ и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7