Анализ современных технологий обучения истории
Нововведения, могут рассматриваться как в контексте одного
образовательного учреждения, так и в масштабе всей страны, когда на
государственном уровне реализуются идеи определенной концепции, в этой сфере.
Анализ огромного количества инноваций в школьной системе обучения позволяет
выделить их в отдельные темы.[14]
Инновации в содержании исторических курсов. Так в образовательном учреждении
апробируются новые юридические учебные дисциплины, содержание которых
соответствуют духу времени, новому законодательству, носит
практико-ориентированный характер.
Инновации в технологии обучения. Появление новых методических приемов, в том
числе тех, которые не использовались в данной школе. В первую очередь это
связано с проведением деловых игр и различных форм интерактивного обучения.
Инновации в управляющей системе школы. Так появляются новые должности: зам.
директора, по правовому воспитанию, замдиректора по научно-методической работе
и другие. Изменяется система методической работы педагогов. Предположим, они
объединяются в методические секции или цикловые кафедры, выбирают тему
проведения определенного исследования, осуществляют общее руководство
исследовательской деятельностью обучаемых.
Инновации в воспитательной работе школы. Историческое воспитание представляет собой
важный процесс целенаправленного воздействия, на личность с целью формирования
в ней положительных человеческих качеств. Это способствует становлению
личности, которая уважает права человека, законы страны, и исполняет
предписания права.
Специалисты выделяют частные, модульные и системные инновации.[15] Применительно к процессу обучения истории
это можно объяснить так. Внедряя отдельный курс, например в 7 классе учитель
осуществляет частные инновации. Они имеют локальный характер, и пока не связаны
с другими серьезными нововведениями в школе. Однако пройдет время и данные
изменения, несомненно, повлекут комплексы других: так появится потребность
применить новые технологии в области исторического обучения, выстроить другую
систему воспитательной работы, и прочее. И, наконец, возникает насущная
потребность изменить всю систему: воспитание, технологии обучения, управления
школой.
Речь идет о системных инновациях. Последние были ярко выражены при
создании в конце ХХ в. образовательных учреждений с инновационной моделью
развития, где осуществлялась дифференциация профильного характера. В школах
появились исторические классы.
В настоящее время идея широкого внедрения новых информационных технологий
в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает
сомнения.
По конкретным проблемам информатизации учебно-педагогической деятельности
среди профессорско-преподавательского состава и специалистов ведется немало
острых научных дискуссий. И это вполне естественно. Процесс поиска и внедрения
новых инновационных технологий обучения тесно связан с развитием нетрадиционных
форм, методов и средств обучения, основанных на преимуществах компьютерной
техники. Он отличается разнообразием теоретических взглядов и опыта внедрения
педагогических инноваций.
По своему содержанию, формам и методам, образование не измененный, закостенелый
феномен, Так, как оно все время реагирует на новые социальные явления,
учитывает тенденцию, перспективу развития человечества. Но обновление
учебно-воспитательной практики часто отставало от темпов цивилизованного
развития.[16]
На ранних этапах развития человечества, эта проблема была не настолько
острой, как в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Заметно
активизировалась она во второй половине XX века, что было обусловлено прорывом
в научно-техническом развитии. Между системой образования и новым условием
жизни возник разрыв.
Традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков,
не успевает за темпами их нарастания. Современная школа не достаточно развивает
способности, необходимые ее выпускникам для того, чтоб самостоятельно
самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным
субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы
образования являются рожденные ею неумение и нежелание детей учиться,
несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию.
Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному
реформированию ее соответственно требованиям времени в процессе формирования
принципиально новой системы общего образования, которая постепенно заменяет
традиционную.
Важной особенностью современной системы образования является
сосуществование двух стратегий организации обучений – традиционной и
инновационной. Термин "традиционное" (нормативное) обучение и
инновационное обучение предложены группой ученых, которая обратила внимание на
неадекватность принципов традиционного обучения требованиям современного
общества к личности и ее познавательных возможностей.[17]
Инновационное обучение, как процесс и результат учебной и официальной
деятельности. Оно ориентированно на формирование готовности личности к
динамическим изменениям в социуме, за счет развития способности к творчеству.
Таким образом, инновационное обучение ориентированно на динамические
изменения в окружающем мире, учебная и образовательная деятельность
ориентируется на развитие различных форм мышления, творческих способностей.
Традиционное образование реализуется "в совершенном исходе из
прошлого", а инновационное функционирует в контексте сегодня, ориентируясь
на будущее.
Развитие инноватики в Украине связанно с массовым
граждан-ско-педагогическим движением, возникшим в результате споров между
общественными потребностями, касающимися развития и функционирования
учебно-воспитательской системы. Педагогическая инноватика - учение о создании
оценивании, освоении, и использовании педагогических инноваций. Педагогическая
инноватика основана постоянном поиске и предложении новых социально-эффективных
технологий обучения и воспитания, результатом которых, должно быть формирование
высокоадаптированной к изменяющимся условиям к активно-деятельной творческой
личностью, которая умеет анализировать преодолевать многие трудности.
Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового
обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное,
прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы,
создает трудности для педагогов и их воспитанников.
Создание утверждения, существование нового как целостного феномена, есть
стержень, ядро инновационного процесса, компонент которого составляет
инновация.
Инновация – нововведение, изменение, обновление; новый под-ход, создание
качественно нового. Иногда инновацией считают использование известного с
небольшим изменением, модификацией. Инновации – предмет особенной деятельности
человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами,
способами, и желает не только новизны содержания, а и качественно новых
результатов.
Говоря о сочетании традиционного и инновационного необходимо отметить
такую особенность, как взаимопревращение инновации и традиции. Сосуществование
нормы и инновации, которые динамично взаимодействуют, развиваются, является
существенным для педагогической инноватики. Норма сохраняет то, что существует,
а инновационная деятельность его изменяет.
Варианты взаимодействия инновации и нормы, могут находиться в рамках
восприятия нового, как патологии до превращения нормы в безрезультатность.
Новое может означать как отхождение от нормы, нарушения ее, так и необычное
использование. Часто происходит выведение инновации из нормы.
Передовое часто сохраняет в себе много элементов традиционного, что ярко
проявляется в педагогике. Это свидетельствует о необходимости бережного
отношения к традиции, в которой зарождается и формируется, функционирует новое.
Познание особенностей зарождения, развития, функционирования, а также
существенных признаков таких феноменов как норма, новое, новизна,
усовершенствование, занимается инноватика, призванная обеспечивать эффективное
развитие общества зависимо от нужд практики. Ее поисковый потенциал может быть
использован в слабой сфере человеческой деятельности, в частности и
педагогической.[18]
Говоря о сочетании традиционного и инновационного, необходимо упомянуть и
инновационные образовательные процессы, которые и есть процессы создания,
освоения и использовании педагогических технологий.
И инновационные процессы отличаются от стабильных или традиционных.
Основу и содержание инновационных процессов составляет инновационная
деятельность, сущность которой состоит в обновлении педагогического процесса,
внесение новосозданий в традиционную систему, это предусматривает высшую
ступень педагогического творчества и, прежде всего педагогов новаторов.
В широком смысле понимания к педагогам-новаторам принадлежат все педагоги,
которые работают творчески, стремятся к обновлению своих педагогических и
воспитательных способ. В узком смысле педагоги-новаторы считают автора новой
педагогической системы.
О сочетании инновационнонового и традиционного способов можно сказать, что
они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение инновации в традицию
и из традиции зарождается новая инновация. Часто сочетание этих форм выражается
в небольшой модификации традиционного инновационным.
Но необходимо отметить, что существование одного без другого невозможно.
Инновация рождается из традиции, а затем опять эта же инновация со временем
превращается в традицию.
Таким образом, во второй главе автор попробовал дать определение понятию
инновация, осветить проблемность современных инновационных подходов в обучении
и сравнить традиционную систему образования с инновационной; попытался вкратце
осветить названия большого класса современных технологий, которые определяются
содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается
существующая традиционная система.
В данной главе представлен большой объем теоретического материала касаемо
технологий развития инноваций, но тема очень обширна и требует дальнейшего
более детального рассмотрения. Она имеет методическую ценность для
студентов-историков, как материал для изучения.
1.3. Роль инновационных технологий в обучении истории
В методической литературе на сегодняшний день довольно мало информации о
новейших технологиях преподавания.[19]
Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования
является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует
основу информационного общества. Реализация принципов открытого образования
приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы,
включая характер самого знания, формы и методов организации образования, роль
преподавателей и учащихся в учебном процессе. Среди существенных черт и функций
новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гуманитаризация,
информатизация, индивидуализация обучения. Их реализация требует изменения
подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной
деятельности.
Технология - это совокупность форм, методов, приемов и
средств, применяемых в какой-либо деятельности.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств,
используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин)[20].
В системе образования понятие "педагогическая технология"
употребляется в трех категориях: общепедагогическая, частнометодическая
(предметная), локальная (модульная, представляющая собой технологию отдельных
частей учебно-познавательного процесса), отдельных видов деятельности,
формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств. Технология
урока, технология повторения, технология коррекции и контроля учебного
материала, технология самостоятельной работы и др. Примером локальной
технологии можно рассматривать модульную технологию.
Модульные технологии обучения истории
Преподавание в школе требует обновления, методики в большей мере, чем в
основной. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной
деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть
разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия
обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов, объединенных в
систему, которая гарантирует прогнозируемый результат.[21]
В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная
технология, получившая известность с 1972 года, когда в педагогике она
называлась " модульная система".[22]
После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, где обсуждались
проблемы образования взрослых, модульная система (технология) была признана как
наиболее эффективная для непрерывного обучения не только для взрослых, но и для
старшеклассников. Этот вид образовательной технологии широко применяется в
школе.
Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных
программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из
них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого
материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего
традиционными методами) препятствует усвоению, главным, здесь выступает
прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения
общественных дисциплин, в том числе и истории, в старшей школе, где необходимо
изучить и усвоить большие объемы учебного материала.
Фрагментарное включение уроков-уроков, коллоквиумов, семинаров, зачетов в
практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене
общеобразовательной школы (5-8 классы) логично вырастает в модульную систему
преподавания в старших (9-11) классах.
Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий
урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию
умений и навыков обработки этой информации.
Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи
материала. А именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар.
Исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений,
навыков). Коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и
умений).
Применение модульной системы прочно вошло в практику преподавания и может
быть изучена с помощью модульной системы.
Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы тем, что она
позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические
рецепты традиционной системы.[23]
Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из
компонентов учебной деятельности школьников. Что реально повышает уровень
понимания и осмысления изучаемого материала. Модульная технология позволяет
варьировать темпы прохождения материала и его структуру, то есть, строится в
соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний.
Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых
дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся
при изучении истории. Как показывает опыт, применение технологии приводит к
росту компетентности и учителей, и учащихся. Наиболее существенными элементами
модульной технологии можно обозначить:
·
блочное (модульное)
построение учебного материала;
·
мотивация учебной
деятельности на основе целеполагания;
·
преобладание
самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по
усвоению знаний и умений;
·
организация самоконтроля
и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного
материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения,
применяющейся в старшей школе, имеет ряд преимуществ:
Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля). Возможность
дифференцирования и индивидуализации. Интеграция содержания обучения;
технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения,
системы контроля и оценивания достижений учащихся. Возможность прогнозирования
учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики
конкретного коллектива учащихся:
Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологи
при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.
Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя истории.
Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе
оперативных знаний, формировании компетентности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|