Анализ современных технологий обучения истории
Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно
корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ
обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К
сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не
всегда удается.
Основные качества современных педагогических
технологий
Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что
технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью
учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в
структуру педагогической технологии входят:
·
концептуальная основа;
·
содержательная часть
обучения:
·
цели обучения - общие и
конкретные;
·
содержание учебного
материала;
·
процессуальная часть -
технологический процесс:
·
организация учебного
процесса;
·
методы и формы учебной
деятельности школьников;
·
методы и формы работы
учителя;
·
деятельность учителя по
управлению процессом усвоения материала;
·
диагностика учебного
процесса.
Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна
удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям
технологичности).[10]
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща
опора на определенную научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками
системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в
конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными
по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения,
воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных
учреждениях, другими субъектами.
Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике
утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных
компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств
обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их
компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются
процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре,
дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть
образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя
кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания
и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии
образования адекватно отражают друг друга.
Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое
средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания
образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В
последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников,
что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически
делает возможным дальнейшее повышение качества образования.
Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов
учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в
педагогический процесс что-то свое, индивидуальное в связи с чем, говорят, что
каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно
согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым
методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам
могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой
ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения)
выделяются следующие классы педагогических технологий:[11]
·
По уровню применения
выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные
(модульные) технологии.
·
По философской основе:
материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные
(сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и
теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и
принуждения и другие разновидности.
·
По ведущему фактору
психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские
технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного
влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология
может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
·
В принципе не существует
таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо
единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда
комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения
технология становится характерной и получает от этого свое название.
·
По научной концепции
усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские,
гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще
малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и
суггестивные.
·
По ориентации на
личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений,
навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных
действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные
(формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития
(формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические
(развитие творческих способностей) и прикладные (формирование
действенно-практической сферы - СДП).
·
По характеру содержания
и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и
религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные,
гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а
также монотехнологии, комплексные (политехнологии) проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на
какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в
комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии,
элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них
роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.
Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий).
Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым
(неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с
контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или
направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или
автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков
определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько - дидактических систем):
1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное,
ручное);
2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое,
рассеянное, автоматизированное);
3) система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);
4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное,
автоматизированное) - самостоятельная работа;
5) система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) -
групповые, дифференцированные способы обучения;
6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7) система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) -
индивидуальное обучение;
8) "программное обучение" (цикличное, направленное,
автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих
"монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются:
- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского,
представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной
работы с книгой (дидахография);
- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании
с техническими средствами;
- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет
возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание
отдельным учащимся в качестве репетитора;
- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программ ном
управлении с частичным использованием всех остальных видов.[12]
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция
ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Здесь выделяется несколько типов технологий:
а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным
субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь
"объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией
школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся,
применением требований и принуждения.
б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются
дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные
отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми
главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими;
однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру
содержания, а не к стилю педагогических отношений.
в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных
потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект
приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством
достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и
дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются
антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и
имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии
сотрудничества и технологии свободного воспитания.
г) Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей
гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку
личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и
любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая
принуждение.
д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство
в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся
совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.
е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление
ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его
жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует
позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего
воздействия.
ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом
("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих
к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к
Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром
информационного взаимодействия с Вселенной.
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих
технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные,
программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения,
саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие
и др.
По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на
усредненного ученика;
- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов,
гимназического, лицейского, специального образования и др.);
- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции,
поддержки, выравнивания и т.п.);
- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-,
олигофренопедагогика);
- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в
рамках массовой школы.
И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются
содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается
существующая традиционная система.
Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный
процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая
технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных
монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи.
Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать
качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.
Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии),
которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в
достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы
можно выделить следующие группы технологий.[13]
Таким образом, мы рассмотрели современные педагогические технологии, их
основные качества и классификацию.
И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются
содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается
существующая традиционная система.
В данной главе собрано и систематизировано много теоретического материала
касаемо технологий педагогического обучения, который имеет методическую
ценность для студентов-историков, как материал для изучения. Полученные
материалы, автор сравнит с инновационными подходами в следующей главе ради
лучшего усвоения.
Термин "инновация" появился в исследованиях ученых XIX века и
означает - введение отдельных элементов культуры, в другую среду. Такое
значение этого понятия сохранилось в современной этнографии.
Педагогические инновации стали предметом пристального внимания наших и
западно-европейских коллег в 50-е годы ХХ в. И лишь в конце 20-го столетия
стали активным компонентом всех процессов, происходивших в отечественной
системе образования. Педагогические изменения затронули и историческое
образование, в том числе методы и средства обучения.
В первую очередь они стали ассоциироваться с разными формами
интерактивного обучения. На сегодняшний момент доказано, что доминирование
исключительно интерактивных методов обучения, и разно вариантных форм активного
образования, так же вредно для системы преподавания истории, как и полное их
отсутствие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|