бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе бесплатно рефераты

Вычислительная машина.

Ребята, посмотрите внимательно на вычислительную машину и цифры в таблице. Нам известны только значения "Х", а значения "А" мы должны узнать. А чтобы найти "А" мы должны выполнить все действия указанные в вычислительной машине. Сначала мы сравниваем значение "Х" с числом 10. Если данное число меньше 10, то мы умножаем его на 2, а если оно меньше 10, то прибавляем 5. Результат записываем в таблицу.


Х

3

4

5

6

7

8

А








"Кто дальше убежал?"

 - Посмотрите, ребята на этих сказочных зверей. Они устроили соревнования, кто из них дальше пробежит. Каждый из них сделал определенное количество шагов, которое зашифровано примерами. Давайте решим эти примеры и определим, кто из них пробежал дальше.





            2*7=                  5*2=                  4*2=      


Заяц сделал 2 шага семь раз. Значит, сколько он всего сделал шагов? (14)

Волк сделал 5 шагов два раза. Сколько всего шагов сделал волк? (10)

А ежик сделал 4 шага два раза? Сколько он прошел? (8)

Так кто же из зверей убежал дальше? (Заяц)

Почему? (Он сделал больше всего шагов)

А кто был самым медлительным? (Еж. Он сделал меньше всего шагов)

Математические цветы.

Посмотрите, ребята, какие интересные цветы расцвели у нас! Это математические цветы. Здесь на каждом лепестке и сердцевинке написаны цифры и действия.

Какое действие указано на сердцевинке первого цветка? (Умножение на число 2)

А во втором цветке? (Деление на число 2)

Так вот, ребята, В первом цветке мы должны все цифры, записанные на лепестках умножить на 2, а во втором разделить на 2.


3*2=6

4*2=8

5*2=10

6*2=12

7*2=14

18: 2=9

16: 2=8

14: 2=7

12: 2=6

6: 2=3

2: 2=1

Помоги гномам

 - К нам в гости сегодня пришли семь гномов. Они обратились к нам с просьбой. На досуге, гномы решали задачу. У всех у них получились разные ответы. И только несколько из них правильные.

Посмотрите на рисунок, здесь изображен прямоугольник, стороны которого обозначены "а" и "б", а площадь "S".

Нужно составить все возможные равенства с использованием действий деления и умножения.



                                                        а



                                       б


Посмотрите, какие равенства составили гномы. Найдите среди них верные и докажите свою правоту.

Рисунок.



а*б=S          S*а=б           S:а=б          S:б=а           б*S=а      б*а=S        а:S=б


Так кто же из гномов был прав? (1, 3, 4, 6,)

Почему? (Дети рассказывают правила нахождения площади прямоугольника и его сторон)

Помоги Незнайке исправить ошибки.

А сейчас, ребята, вы поработаете учителями. Посмотрите на контрольную работу Незнайки. Исправьте все его ошибки и назовите правила.

Запись на доске:


0:1 =1                     3:3=3

5*1=4                     4:2=1

6:0=0                      8*0=8


Ребята исправляют ошибки, называют правило и записывают себе верный пример в тетрадь.

Математические бусы.

Ребята, из разных цифр я сделала бусы,

А в тех кружках, где цифр нет,

Поставьте минусы и плюсы,

Чтоб верный получить ответ.

Дети решают примеры и вставляют нужные знаки.

Угадай, кто из зверей, в какой клетке сидит?

Сегодня на уроке я предлагаю совершить небольшую экскурсию в зоопарк.

Посмотрите какие в нашем зоопарке звери. Назовите их. (Бегемот, лев, слон)

Смотрите, номера клеток зашифрованы уравнениями. Давайте их решим и узнаем, в клетке, с каким номером сидит каждый зверь.


    18:х=6                          20:2=х                           х*7=21


Дети решают уравнения, называя правила. Затем называют номера клеток с животными.

Кто пришел к нам на урок?

Ребята, посмотрите к нам на урок пришел необычный гость. Отгадайте кто это? (Зайчик)

А что особенного в этом зайчике? (Он нарисован при помощи цифр)

Давайте найдем все эти цифры и назовем их. (Дети перечисляют цифры)

Но наш гость принес с собой задание для вас.

Решите цепочку примеров:



Дети записывают в пустые кружочки недостающие числа.

Угости обезьянку ягодкой

Посмотрите, какая веселая обезьянка пришла к нам на урок сегодня. Давайте угостим ее ягодками.

Но ягодки спрятались в уравнениях, чтобы их достать нужно решить уравнения.

На доске запись:


18: =6  * 7 =14 4 *3 =

= 3  = 2  = 12


Ну вот теперь наша обезьянка вдоволь наелась и благодарит нас за угощение.

Специальность: 050709 "Преподавание в начальных классах"

Тема: игра "Слабое звено"

Цель: Повторение изученного материала.

Задачи:

1. Обобщить знания детей по изученным темам и научить использовать их в жизни.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать любовь к математике.

Оборудование: Фишки, почетные грамоты.

Структура урока:

Оргмомент и целеполагание

Тур №1

Тур №2

Тур №3

Тур №4

Итог игры.

Ход урока

1. Оргмомент и целеполагание.

Ребята, сегодня наш урок пройдет в форме игры: "Слабое звено". Её условия таковы: я зачитываю каждому ученику вопрос, на который он должен ответить, если следует правильный ответ, то ученик получает фишку, если ответ не верный - вопрос переходит к следующему игроку. Всего четыре тура, по итогам каждого тура мы подсчитываем количество полученных фишек, и тот, кто меньше всего набрал фишек, выбывает из игры. Выбывшие решают задания из раздела "Повторение".

1. Тур №1


2*2

3*2

8: 2

5*2

6: 2

2*4

3*5

6*3

8*2

10) 6*2

11) 6: 3

12) 7*1

13) 5*0

14) 0: 9

15) 9: 3

16) 10: 10

17) 13: 1

18) 18: 9

19) 16: 8

20) 12: 6

21) 7*3

22) 21: 3

23) 5*0

24) 4*1

25) 12: 3

 

2. Тур№2


14+36

12+18

40+22

18-7

56+4

30-7

16+4

27-14

110-50

10) 30+20

11) 16-4

12) 13+13

13) 66+24

14) 15-9

15) 44+36

16) 71-30

17) 58-14

18) 37-9

19) 11-11

20) 81+9

 

3. Тур №3

На двух полках 18 книг. Сколько книг на 1 полке?

У Миши было 7 груш. Мама дала ему еще столько же. Сколько груш стало у Миши?

Яблоки разложили на 3 тарелки по 5 в каждую. Сколько понадобилось тарелок?

На каждой из 6 полок стояло поровну 18 книг. Сколько книг стояло на каждой полке?

У Васи было 5 шариков, это в 2 раза меньше, чем у Миши. Сколько шариков было у Миши?

У Кати было 5 монет достоинством 5 рублей. Сколько денег было у девочки?

Мама купила для дочери тетрадь за четыре рубля, а для сына карандаш за два рубля. Но у нее еще осталось двадцать рублей. Сколько денег было у мамы первоначально?

На тарелке лежали ягоды. Прилетели 4 птицы и начали их клевать. Каждой птице досталось по 3 ягоды. Сколько всего ягод было в тарелке?

У девочки было 10 заколок, а это на 5 меньше, чем резинок. Сколько резинок было девочки?

В одном ряду 8 стульев. Сколько стульев в 4 таких рядах?

У папы рост 1м 80см, а мама ниже папы на 10см. Каков рост у мамы?

Каждый день мастер изготавливает по 6 деталей. Сколько деталей он изготовит за 3 дня?

Сколько понадобится тачек чтобы перевезти 36 кирпичей, если в одну тачку умещается 9 кирпичей?

Каждый из членов семьи взял из тарелки с фруктами по 4 фрукта, и тарелка осталась пустой. Сколько людей живет в семье, если фруктов в тарелке было 16.

В магазин привезли 2 ящика с фруктами. Сколько весят оба ящика, если вес одного 10кг?

4. Тур №4

Длина прямоугольника 5см, а ширина 3см. Какова его площадь?

На какое число нужно умножить 3, чтобы получить 18?

Какое число при делении на 5 дает 2?

Площадь прямоугольника 25см², а длина - 5см. Найди ширину.

какое число в сумме с 19 дает 30?

Ширина прямоугольной площадки 6м, а длина - 7, найди периметр.

На какое число нужно разделить 12, чтобы получилось 2?

Площадь квадрата 16 см, найди его стороны.

Сторона квадрата 2см, найди его площадь.

Какое число получим, если умножим 11 на 1?

5. Итог игры

Ребята, подсчитайте свои фишки.

Дети, заработавшие больше всего фишек получают грамоты и отличные оценки, а те кто выбыл и решал примеры на повторение тоже получают оценки за свою работу.

Специальность: 050709 "Преподавание в начальных классах"

Тема: игра "КВН"

Цель: Повторение изученного материала.

Задачи:

1. Обобщить знания детей по изученным темам и научить использовать их в жизни.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать любовь к математике.

Оборудование: Карточки с заданиями для команд.

Структура урока:

1. Вводная часть

2. Представление команд

3. Разминка

4. Игра "На фигуру посмотри"

5. Конкурс "А ну-ка догадайся!"

6. Конкурс капитанов

7. Конкурс болельщиков

8. Логические задачи

9. Подведение итогов

Ход урока

Вводная часть.

Здравствуйте, друзья! Сегодня в школе

Большой и интересный день.

Мы приготовили веселый

Наш школьный праздник -

Дети: "КВН!"

Этот КВН сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все понять,

Измерить и исчислить.

Открываем первый сезон в клубе веселых математиков. Прошу команды занять свои места. Здесь команда "Минус", а здесь - "Плюс".

Представление команд

Первый конкурс - представление команд. Куплет поют все вместе, а припев каждая команда поет свой.

Снова в нашем классе,

В нашем классе нет пустого места.

Это значит "Плюс",

Значит "Минус" не покинут вас.

Это просто значит,

Начинаем мы задачи.

Это просто значит -

Удивим сегодня вас.

Припев (поет команда "Плюс"):

Мы начинаем КВН

Для кого? Для чего?

Чтобы решить задачи все

Для себя, для него.

Пусть все задачи мы решим

И найдем в чем секрет.

Но мы ребят здесь победим -

Это "Плюса" ответ!

Припев (поет команда "Минус"):

Мы начинаем КВН

Для кого? Для чего?

Чтоб рассказать, что без проблем

Всех победим до одного.

Мы "Минус" - очень важный знак!

Это так, да, это так!

И обыграть нам вас - пустяк!

Просто так, просто так!

Разминка

На каждое задание дается по 30 секунд. У детей на столах лежат листочки с заданиями. Формулировку задания читает учитель. Команды получают одинаковые задания.

Карточка №1

2, 4, 6, 8, 10, 12;

1, 2, 6, 7, 9, 8, 10, 3, 4;

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13.

Подумайте, какой ряд лишний и почему. Вычеркните его.

Карточка №2

Вам надо собрать математические бусы.



Карточка №3

Расставьте знаки "+" и "-" так, чтобы получилось верное равенство

9 ڤ 2 ڤ 13 ڤ 20 = 0

Игра "На фигуру посмотри"

На рисунки посмотри и в клетки нужный рисунок помести.

(на доску прикреплении листочки с заданием для каждой команды)


Конкурс "А ну-ка догадайся!"

Постройте из 7 палочек 3 треугольника.



Конкурс капитанов

Каждому капитану нужно самостоятельно выполнить 2 задания. Побеждает тот, кто быстрее все выполнит правильно.

Собери квадрат

Каждому капитану дается набор фигурок, из которых необходимо составить квадрат.



Реши задачу.

В пакете лежат конфеты двух сортов. Какое наименьшее число конфет надо вытащить из пакета, чтобы среди них были 2 конфеты одного сорта?

Конкурс болельщиков.

Пока капитаны выполняют задания, проводится конкурс болельщиков.

Закопали в землю в мае

И 100 дней не вынимали, -

Не одну нашли, а 10.

Как ее названье, дети?

(картошка)

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук.

(счеты)

В книге есть шесть дне простых, а седьмой - золотой. Что это? (Дни недели)

Логические задачи.

Итак, внимание!

Последнее задание.

Вы задачи решите,

Нас знаниями своими поразите.

Детям предлагаются задачи:

Имеются песочные часы на 3 мин и на 7 мин. Надо опустить яйцо в кипящую воду на 4мин. Как это сделать с помощью даны часов?

Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя и 3 в ряд. Сколько было всего гусей?

На столе стояло 3 стакана с вишней. Алеша съел 2 стакана. Сколько стаканов осталось?

Подведение итогов

Вот и закончилась игра.

Итоги подводить пора!

(Жюри подводит итоги)

Друзья! Наш КВН окончен.

Вы постарались, как смогли.

Мы снова ждем с вами встречи.

До новых встреч, прощайте все.


Литература


1.  Авалесова В.И. Дидактические игры. - М., Учпедгиз, 1969. - 132 с.

2.      Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1987.

3.      Арутюнян Ж.В. Взаимодействие учебной и игровой деятельности в обучении младших школьников. - М., 1968. - 15 с.

4.      Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989. - номер 4 - с.32-36.

5.      Блехер Ф.И. Дидактические игры и игровые упражнения. - М., Просвещение, 1964. - 184 с.

6.      Борейко Л.Н. Самостоятельные познавательные исследования на уроках математики. - М., 1994.

7.      Волкова С.И. Дидактические игры и занимательные упражнения в1классе. - Минск, 1987 - 200 с.

8.      Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. - М., 1994.

9.      Варфоломеева В.С. Формирование у учащихся некоторых умений с помощью игр. // Начальная школа, 1987 - номер 7 = с.15-17.

10.    Глушкова Р.М. Игра в учебном процессе. // Начальная школа, 1986 - номер 7 - с.35-39.

11.    Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Начальная школа. 1991 - номер 6 - с.16-23.

12.    Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина. Л.А. Венгера. - М., 1981.

13.    Есыреева А.П. Учите играя. // Начальная школа, 1988. - номер 10 - с.10-12.

14.    Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.

15.    Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. Пед., 1985. - номер 6 - с.57-61.

16.    Левенгерг Л. Щ., Ибрагимов Р.И. активизация познавательной деятельности младших школьников. - Ташкент, 1991.

17.    Лукин Н.С. психологические особенности игры младших школьников. // Психология младшего школьника. / Под ред. Е.И. Игнатьева. - М., Издательство АЙН РСФСР, 1960.

18.    Минскина Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников, 1992.

19.    Миронова Р.М. Игра в развитии ребенка. - Минск, 1989.

20.    Мор К.И. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля. // Начальная школа., 19888 - номер 10 - с.15.

21.    Недоснасова В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной. /

22.    Косоларо Н. Учимся думать - Санкт-Петербург, 1993г.

23.    Петрова И.А. Исполнение игры в учебном процессе // Начальная школа, 1998 - номер 3 с.22-25.

24.    Свешников А.А. Игровая работа в паре. // Начальная школа. 1992 -номер 5 - с.32-34.

25.    Шмаков Л.С. ЕЕ величество игра - М. 19962 - 108с.

26.    Ян К. Игра в процессе обучения. // Сов. Педагогика. 1998 - номер 4 с.118-121.

27.    Жикалкина Т.П. Дидактическая игра на уроках математики. // Начальная школа. 1996 - номер 3 с. 114.


Приложение

 

Игры в паре

"Лотерея игрушек"

Дидактическая цель: Формирование вычислительных навыков.

Ход игры:

Аня и Соня в магазине игрушек увидели, что под каждой игрушкой указан пример: под Буратино 64 - 56, под куклой 53 - 39, под конструктором 31 - 24, под Золушкой 51 - 43, под матрешкой 63 - 48 и т.д. Девочки купили по два лотерейных билета. Кто какую игрушку получил, если на билетах у сони были примеры 92 - 78 и 92 - 77, а у Ани 78 - 53 и 82 - 68?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8