бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе бесплатно рефераты

Руководство дидактическими играми.

Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно. Преподаватель сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игрового действия. Потом начинается игра. Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков.

Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Требования к организации игр.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Место дидактических игр в учебной работе.

Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.

"Магазин игрушек"

Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.

Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.

Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.

Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.

В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический футбол" и другие.

При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета".

При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам".

При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте", "Множители".

"Прочитай пожелания морского льва".

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Ход игры: морской лев, подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 "букета". Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице.

Затем они читают слова в каждом "букете" из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.

Игры по формированию геометрических понятий.

"Команда внимательных".

Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.

Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.

Логические задачи и упражнения в устном счете.

На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения.

Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения. Без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов.

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики".

Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны. И определяют команду-победительницу. Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.

"Придумай рисунок"

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.

Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры.

Например, такие:



Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур.

Чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.



1. Ответив на вопрос задачи:

"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?" Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя).

2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5).

3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число:

1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа).

4. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку карточек мысленно. Постепенно количество карточек и перестановок.

увеличивается.

Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:



В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
















 


 






Какое наименьшее количество палочек нужно переломить, чтобы убрать мусор из совочка?


2.2 Уроки - путешествия.

Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др.

В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!

Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

Приведем фрагмент одного из уроков - путешествий.

"В цирке" -

Цель:

Закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Оборудование:

Рисунки артистов цирка, которые вывешиваются в ходе игры.

На доске записи примеров.

У каждого ученика билет в цирк.

На первом ряду - билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но ответы у них одинаковые.

На втором ряду - билеты голубого цвета с ответом 12.

На третьем ряду - билеты желтого цвета с ответом 13.

Ход путешествия:

Учитель обращается к классу, говорит:

Мы приглашены на цирковое представление. У каждого из вас есть входной билет, но входить будем рядами.

Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои пригласительные билеты (примеры) и хором назовите свой ответ. (Дети хором называют свои ответы - 11, 12, 13).

Итак, Ребята, рассаживайтесь поудобнее.

Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка. Представление начинается.

Встречайте Зебру!

(Дети хлопают в ладоши)

Где вы ее могли видеть?

(На проезжей части - указатель перехода для пешеходов)

Почему пешеходную дорожку назвали зеброй?

(Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотичного животного)

Для чего нужна такая разметка?

(Для контраста)

Итак, Зебра предлагает вам перейти, а для этого нужно правильно решить примеры.


12 - 5 13 - 9

8 + 3 14 - 8

6 + 7 9 + 5


А сейчас на арену цирка выезжает косолапый Мишка. Хотя его и называют косолапым, посмотрите, как он умеет крутить педали! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начинает свой путь?


13 - 9

13 - 7 13 - 8

14 - 5

8 + 5 14 - 7

8 + 6


Поздравьте Мишутку с успешным выступлением!

(Дети хлопают в ладоши)

Внимание! А сейчас на арене Слоненок! Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружиться с вами, если вы справитесь с заданием.


12 - * = 8

* - 6 = 9

15 - 8 = *

* - 5 = 7

9 + * = 12


Молодцы! Правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг!

А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг!

Я узнал, - говорит он, - что вы учитесь в школе и очень хорошо умеете считать, думать, соображать. Так ли это? Я хочу проверить вашу сообразительность:

1. Определите, сколько мне лет. А лет мне столько, сколько изображено на картинке (показывает изображение сороки), только без последнего знака. Сколько же мне лет? (40)

2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках 3кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?

Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.

2.3 Математические уроки сказки


Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.

Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.

На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.

Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.

Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.

Урок-сказка "Гуси-лебеди".

этап закрепления знаний нумерации числе от1 до 10/

Звенит звонок. Учитель сообщает, что сегодня не совсем обычный урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди".

Помните, гуси-лебеди унесли братца?

Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки.

Но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы распределим роли и поможем ей. Начинаем.

Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела печь стоит.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей в ответ:

Выполни мои задания - скажу.

Некогда мне, я спешу.

Давайте, дети поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась.

Дети поворачивают карточки, на которых написаны задания:

Покажи число, которое меньше 4, но больше 2.

Покажи число, которое больше 4, но меньше 6.

Назови числа от1 до 10 через одно.

Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Отгадай, какие числа пропущены, скажу.


4+…=7

... +…=9


Назови числа, которые можно представить в виде двух одинаковых слагаемых: 10,9,8,7,6,5,4.

Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше.

А вы ребята, сможете помочь девочке?

Дети выполняют задания.

Бежит девочка дальше. Течет молочная речка с кисельными берегами.

Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Увеличь каждое число 13,4,7,16 на 3 и назови из них самое большое. Уменьши каждое число на 2 и назови самое маленькое из них - скажу.

Боюсь, не успею я, - ответила девочка и побежала дальше.

А вы сможете, ребята, выполнить это задание?

Добежала девочка до избушки на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке нашла она братца, схватила его девочка на руки и побежала. Увидали ее гуси-лебеди и полетели за ней. Подбежала девочка опять к молочной речке с кисельными берегами и просит:

Речка, матушка, спрячь нас от них!

Ответь на вопрос - спрячу.

На какие два слагаемых можно разложить 8 и 7?

Сравни два числа и поставь знак >,< или =: 5…6,6…4?

Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед числом 7.

Девочка ответила, (класс следит за правильностью ответов), и река укрыла ее с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоне, быстро решила ее задачу. (Под яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней?) Яблоня заслонили их ветками. Гуси-лебеди опять их не увидели и пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди опять догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка дл печки:

Печка, матушка, спрячь меня!

Ответь на вопрос - спрячу.

Какое число больше 4 на 1? Меньше 7 на 2?

Какое число при счете называют после 8, а перед числом 10?

Назови число, которое на 1 больше, чем 4; число, которое на 1 меньше, чем 7.

Девочка быстро ответила, а дети подбадривали ее. Печь ее с братцем спрятала.

Гуси-лебеди полетали, покричали, и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям.

Я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь, за хорошие знания изучаемого материала.

Организованные таким образом уроки, активизируют детей, способствуют решение. Многих учебных задач, а, следовательно, формированию учебной деятельности.

По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою роль. Если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровой ситуации элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмет целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием. При этом следует все чаще и чаще использовать не явную наглядность. А переходить к более символическим формам (игра "Молчанка").

В первом классе дидактическая игра облегчает работу учителя над математическими понятиями, отличающимися значительной степенью общности и абстракции. Ученики с большим интересом принимают те игры, которые основаны на внесении элементов воображения или содержат элементы неожиданности или ожидания. Например, игры "Школа", "Магазин", "Что изменилось?, "Который по счету?".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8