Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе
Что же делать? - думал Коля - Стороны прямоугольника равны 4 и 3
квадрата, а площадь 12, стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а
площадь 30. Знаю! - закричал мальчик. - Чтобы узнать площадь прямоугольника,
надо длину умножить на ширину.
Коля доложил командиру корабля о выполнении задания.
Эту сказку можно использовать не только при закреплении, но и при
изучении нового материала - площади прямоугольника. Ученик может выступать а
роли Коли, сделать небольшое, но открытие. Элементы проблемного обучения в
форме игры-сказки вызывают у детей большой интерес.
2.8
Задачи занимательного характера
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи
занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в
урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память
детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
1) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
2) На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей.
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие
вопросы:
Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача?
Какой рисунок к этой задаче ты бы нарисовал?
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и
расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости
математики. Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей
логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач
ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных
образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять
умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения
учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших
2.9
Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они
закладывают основы доказательного мышления.
Например:
1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части
числа при сложении давали бы равную сумму.
2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:
*** - **=1
Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.
Например:
Лестница состоит из 15 ступеней.
На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На
восьмую).
2) Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг,
Боря 40 кг.
Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).
3) Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?
(8 яблок и 4 груши стоят одинаково).
Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические
квадраты:
В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так, чтобы
сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.
0
|
14
|
13
|
3
|
11
|
5
|
6
|
8
|
7
|
9
|
10
|
4
|
12
|
2
|
1
|
15
|
2) В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа
1,1,1,1,12,2,2,2,2,3,3,3,3,3,5,5,5,5,5, так, чтобы по горизонтали, вертикали и
двум диагоналям сумма была равна 15.
1
|
4
|
2
|
5
|
3
|
4
|
2
|
5
|
3
|
1
|
2
|
5
|
3
|
1
|
4
|
5
|
3
|
1
|
4
|
2
|
3
|
1
|
4
|
2
|
5
|
Разновидностью магических квадратов являются магические треугольники:
Данный треугольник составлен из 9 маленьких треугольников, в которые
вписаны числа.
- Найдите суммы чисел в треугольниках, составленных из 4 маленьких
треугольников.
3
7
6 4
8 9
1 5 2
Ответ:
1+5+6+8=20
2+4+5+9=20
Мы видит, что сумма чисел в каждом треугольнике, который образован
четырьмя маленькими треугольниками, представляет собой одно и тоже числа. Такие
треугольники называются магическими. Магический ли этот треугольник?
3
7
4 6
9 8
2 5 1
Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для
самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся учитель
анализирует со всем классом во внеурочное время.
1.
на (витрина) Д»40» га (дорога)
8 м н (осень) И 100 рия
(история).
Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался,
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи-
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?
* 4 * * 1 4 2 3
+
* 7 4 5 + 1 7 4 5
+
6 * 9 8 + 6 2 9 8
9 4 6 6 9 4 6 6
2.10
Кроссворды
Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает
"переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в
каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки
до края фигуры или до заштрихованной клетки.
В строчках:
1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие
единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.
В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей
шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: В строчках:
1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.
В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.
2.11
Логические задачи
Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается
не целиком, а по частям.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом - ты найдешь его
Почти под домом каждым.
(Подвал)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один
Он мебель делает прекрасную.
(столяр)
Мегаграммы.
В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в
расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и
значение слова измениться.
С "Д" - давно я мерой стала,
С "Т" - уже нет выше балла.
(Пядь - пять).
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь "у" на "о"
Будет круглое число.
(Сурок - сорок)
Логогрифы.
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в
расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.
Чтобы поддерживать скворечню
Иль антенну я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(шест - шесть)
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь
На многих строчках.
Лишь "о" ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка.
(плюс - полюс)
Числовые головоломки.
Цифры, соединившись в числе и участвуя в математических действиях,
образуют весьма причудливые числовые комбинации.
Для успешного выполнения заданий с числовыми головоломками нужны
изобретательность, догадка, упорство.
"Тысяча"
Вырази число 1000 восемью восьмерками, и знаками "Плюс".
888+88+8+8+8
В кружках квадрата расставьте первые 12 натуральных чисел
так, чтобы их сумма на каждой стороне составляла "26".
Поставьте на рисунке нужное число вместо знака вопроса
Ответ: число "5". Как и в предыдущих примерах, нижнее число
является половиной суммы двух верхних.
Логические задачи
1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим
окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У
Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя - зеленые домики. У
кого какой домик?
2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем
Витя. Кто жил от школы дальше всех?
3. На вопрос матери о том, кто принес в дом котенка, дети ответили так:
Аня: "Это сделал Леня".
Леня: "Котенка принесла Таня".
Аня: "Это не я".
Таня: "Леня говорит не правду, сказав, что это я".
Мать знала, что только один из них сказал правду. Кто же принес котенка?
Ответ: котенка принесла Аня.
Три девочки нарисовали по одному животному. Получились две собачки и одна
кошечка. Что нарисовала каждая из них, если Катя с Леной и Маша с Леной
нарисовали разных животных?
Ответ: Катя и Маша нарисовали собак, а Лена - кошку.
При изучении геометрического материала активизируют мыслительную
деятельность детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических фигурах.
Квадрат.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины,
Вам его представить рад.
Как зовут его?
(квадрат)
Треугольник.
Часто знает и дошкольник
Что такое треугольник
А уж вам-то как не знать…
Но совсем другое дело -
Очень быстро и умело
Треугольники "считать".
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И "по краю" и "внутри"!
(ученикам предлагается определить количество треугольников в любой
предложенной фигуре)
Заинтересовать, привлечь внимание детей помогает сказка.
"Треугольник и квадрат"
Жили - были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный и приятный.
Малодушный - Треугольник,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире
У меня голов лишь три,
У тебя их все четыре".
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше. Я - квадрат".
И сказал еще нежней:
"Не известно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!"
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет Квадрата…
Онемел. Стоял без слов…
Вот так месть: теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Е. Паин
Циркуль
Циркуль мой циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу
Уцепился - и ни шагу.
Линейка
Я - линейка
Прямота - главная моя мечта.
В. Житомирский
Так же в начальных классах широко используются ребусы, пословицы,
поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики.
Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают
изучать на втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с
понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время по
часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание детей при
изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:
а так же пословицы и поговорки:
Летом одна неделя год кормит.
На час опоздал - за год не догонишь.
Зимою солнце светит, да не греет.
Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают
интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.
Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне
активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить
материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в
процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться
познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление,
воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает
познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет
удерживать внимание.
Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию
творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе
выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и
логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании
различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так
же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или
провести познавательную игру.
2.12.
Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в вариативном
учебнике математики Петерсон Л.Г
В традиционной системе обучения математике существует большое количество
вариативных учебников. Проанализируем содержание занимательного материала в
учебнике Петерсона Л.Г.
Особенность изучения новой технологии является необходимость
предварительной подготовке детей в плане развития у них мышления, речи,
творческих способностей и познавательных мотивов. Поэтому многим упражнениям в
этом учебнике придаётся игровая форма: кодирование и расшифровка, отгадывание
загадок, блиц турниры, викторины, игры, ребусы, старинные задачи, занимательные
квадраты - всё это делает уроки математики не только занимательными и
интересными, но и способствует развитию у учащихся мыслительных операций. Также
в этих учебниках - тетрадях есть задания, которые развивают у детей мелкую
моторику рук, например, упражнение "Дорисуй и раскрась узор";
Или упражнение: раскрась флажки красным, синем и желтым цветом разными
способами:
Есть задания, которые требуют от учащихся внимания, наблюдательности.
Например: "Найдите закономерность и продолжите ряд"
1 0 0 2 0 0 0 3 …
а 1 0 б 2 2 0 в 3 3 3 0 г…
"Найдите закономерность и поставьте точки в пустые
квадратики"
а б.
Есть задания, которые требуют умения анализировать, классифицировать,
объединять предметы, а также внимание и наблюдательность.
"Разбей фигуры на части"
а. По цвету б. По форме в. По размеру
"Найдите лишнее число"
35,44,56,80,71,125,2.
Многие задания представлены в игровой форме, они активизируют учащихся и
способствуют формированию интереса к математике, при этом они закрепляют
вычислительные навыки детей. Например: "Загадка".
Р - 250 + 700 В - 40*80:100 И
- 4 + 96:2
О - 482 - 60 Н - 3*26 - 18 Т
- 200*7:10
Г- 649 - 40- 9 Е - 880/44*9 Д
- 80:16*19
32 422 600 60 180 60 180 600 422
950 52 140 52 32
В О Г Н Е Н Е
Г О Р И Т И В
32 422 45 180 60 180 140 422
60 180 140
В О Д Е Н Е
Т О Н Е Т
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|