бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе бесплатно рефераты

Что же делать? - думал Коля - Стороны прямоугольника равны 4 и 3 квадрата, а площадь 12, стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. Знаю! - закричал мальчик. - Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.

Коля доложил командиру корабля о выполнении задания.

Эту сказку можно использовать не только при закреплении, но и при изучении нового материала - площади прямоугольника. Ученик может выступать а роли Коли, сделать небольшое, но открытие. Элементы проблемного обучения в форме игры-сказки вызывают у детей большой интерес.

2.8 Задачи занимательного характера

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.

1) Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?

2) На птичьем дворе гусей дети кормили,

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей,

В каждой семье по 12 детей.

Папа и мама, бабушка с дедом.

Сколько гусей собралось за обедом?

При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие вопросы:

Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача?

Какой рисунок к этой задаче ты бы нарисовал?

Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших


2.9 Головоломки

Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.

Например:

1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:


*** - **=1


Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.

Например:

Лестница состоит из 15 ступеней.

На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).

2) Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг.

Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).

3) Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?

(8 яблок и 4 груши стоят одинаково).

Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты:

В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.


0

14

13

3

11

5

6

8

7

9

10

4

12

2

1

15


2) В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,12,2,2,2,2,3,3,3,3,3,5,5,5,5,5, так, чтобы по горизонтали, вертикали и двум диагоналям сумма была равна 15.


1

4

2

5

3

4

2

5

3

1

2

5

3

1

4

5

3

1

4

2

3

1

4

2

5


Разновидностью магических квадратов являются магические треугольники:

Данный треугольник составлен из 9 маленьких треугольников, в которые вписаны числа.

 - Найдите суммы чисел в треугольниках, составленных из 4 маленьких треугольников.


                                                     3

                                                     7

                                                6        4

                                             8           9

                                           1         5        2


Ответ:


1+5+6+8=20

2+4+5+9=20


Мы видит, что сумма чисел в каждом треугольнике, который образован четырьмя маленькими треугольниками, представляет собой одно и тоже числа. Такие треугольники называются магическими. Магический ли этот треугольник?


                                                     3

                                                     7

                                               4        6

                                               9        8

                                           2        5      1


Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.


          1.      


 на          (витрина)                Д»40» га  (дорога)

           8 м н (осень)                  И 100 рия  (история).




Все домой! Звонок раздался!

На доске пример остался,

Залетели в класс синицы

И склевали единицы.

Залетели сойки

И склевали двойки.

Залетели воробьи-

И не стало цифры три.

Сообщить прошу вас, дети,

Где стояли цифры эти?


            *   4   *   *                         1   4   2   3

         + *   7   4   5                      + 1   7   4    5

         + 6   *   9   8                      + 6   2   9   8

            9   4   6   6                          9   4   6   6

2.10 Кроссворды


Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки.



В строчках:

1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.

В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: В строчках:

1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.

В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.

2.11 Логические задачи


Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.


Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом - ты найдешь его

Почти под домом каждым.

(Подвал)

Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную.

А в целом - мастер есть один

Он мебель делает прекрасную.

(столяр)

Мегаграммы.

В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.

С "Д" - давно я мерой стала,

С "Т" - уже нет выше балла.

(Пядь - пять).

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь "у" на "о"

Будет круглое число.

(Сурок - сорок)

Логогрифы.

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.

Чтобы поддерживать скворечню

Иль антенну я гожусь.

С мягким знакомя, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

(шест - шесть)

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь

На многих строчках.

Лишь "о" ты вставишь, зная как,

И я - географическая точка.

(плюс - полюс)

Числовые головоломки.

Цифры, соединившись в числе и участвуя в математических действиях, образуют весьма причудливые числовые комбинации.

Для успешного выполнения заданий с числовыми головоломками нужны изобретательность, догадка, упорство.

"Тысяча"

Вырази число 1000 восемью восьмерками, и знаками "Плюс".


888+88+8+8+8


В кружках квадрата расставьте первые 12 натуральных чисел



так, чтобы их сумма на каждой стороне составляла "26".



Поставьте на рисунке нужное число вместо знака вопроса

Ответ: число "5". Как и в предыдущих примерах, нижнее число является половиной суммы двух верхних.

Логические задачи

1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя - зеленые домики. У кого какой домик?

2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех?

3. На вопрос матери о том, кто принес в дом котенка, дети ответили так:

Аня: "Это сделал Леня".

Леня: "Котенка принесла Таня".

Аня: "Это не я".

Таня: "Леня говорит не правду, сказав, что это я".

Мать знала, что только один из них сказал правду. Кто же принес котенка?

Ответ: котенка принесла Аня.

Три девочки нарисовали по одному животному. Получились две собачки и одна кошечка. Что нарисовала каждая из них, если Катя с Леной и Маша с Леной нарисовали разных животных?

Ответ: Катя и Маша нарисовали собак, а Лена - кошку.

При изучении геометрического материала активизируют мыслительную деятельность детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических фигурах.

Квадрат.


Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам его представить рад.

Как зовут его?

(квадрат)

Треугольник.


Часто знает и дошкольник

Что такое треугольник

А уж вам-то как не знать…

Но совсем другое дело -

Очень быстро и умело

Треугольники "считать".

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И "по краю" и "внутри"!


(ученикам предлагается определить количество треугольников в любой предложенной фигуре)

Заинтересовать, привлечь внимание детей помогает сказка.

"Треугольник и квадрат"


Жили - были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный и приятный.

Малодушный - Треугольник,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

"Почему ты злишься, брат?"

Тот кричит ему: "Смотри,

Ты полней меня и шире

У меня голов лишь три,

У тебя их все четыре".

Но Квадрат ответил: "Брат!

Я же старше. Я - квадрат".

И сказал еще нежней:

"Не известно, кто нужней!"

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: "Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!"

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он - нет Квадрата…

Онемел. Стоял без слов…

Вот так месть: теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Е. Паин

Циркуль


Циркуль мой циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу


Уцепился - и ни шагу.

Линейка


Я - линейка

Прямота - главная моя мечта.

В. Житомирский


Так же в начальных классах широко используются ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики.

Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время по часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:


 


а так же пословицы и поговорки:

Летом одна неделя год кормит.

На час опоздал - за год не догонишь.

Зимою солнце светит, да не греет.

Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.

Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.

Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.

2.12. Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в вариативном учебнике математики Петерсон Л.Г


В традиционной системе обучения математике существует большое количество вариативных учебников. Проанализируем содержание занимательного материала в учебнике Петерсона Л.Г.

Особенность изучения новой технологии является необходимость предварительной подготовке детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей и познавательных мотивов. Поэтому многим упражнениям в этом учебнике придаётся игровая форма: кодирование и расшифровка, отгадывание загадок, блиц турниры, викторины, игры, ребусы, старинные задачи, занимательные квадраты - всё это делает уроки математики не только занимательными и интересными, но и способствует развитию у учащихся мыслительных операций. Также в этих учебниках - тетрадях есть задания, которые развивают у детей мелкую моторику рук, например, упражнение "Дорисуй и раскрась узор";



Или упражнение: раскрась флажки красным, синем и желтым цветом разными способами:



Есть задания, которые требуют от учащихся внимания, наблюдательности. Например: "Найдите закономерность и продолжите ряд"

1 0 0 2 0 0 0 3 …

а 1 0 б 2 2 0 в 3 3 3 0 г…

"Найдите закономерность и поставьте точки в пустые квадратики"


а                                   б.

Есть задания, которые требуют умения анализировать, классифицировать, объединять предметы, а также внимание и наблюдательность.

"Разбей фигуры на части"


а. По цвету б. По форме в. По размеру


"Найдите лишнее число"

35,44,56,80,71,125,2.

Многие задания представлены в игровой форме, они активизируют учащихся и способствуют формированию интереса к математике, при этом они закрепляют вычислительные навыки детей. Например: "Загадка".


Р - 250 + 700                  В - 40*80:100                     И - 4 + 96:2

О - 482 - 60                    Н - 3*26 - 18                       Т - 200*7:10

Г- 649 - 40- 9                  Е - 880/44*9                       Д - 80:16*19


32   422   600   60   180   60   180   600   422   950   52   140   52   32 


В     О        Г     Н     Е      Н      Е      Г       О       Р     И     Т     И     В


32   422   45   180         60   180       140   422   60   180   140

В      О    Д       Е           Н     Е           Т       О     Н      Е      Т

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8