бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Занятость и трудоустройство бесплатно рефераты

 Основной целью государственной миграционной политики России является регулирование миграционных потоков, пре­одоление негативных последствий стихийно развивающихся миграционных процессов, создание условий для беспрепят­ственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на террито­рии российского государства.

Один из разделов  Программы касается внешней трудовой миграции[5,72]. Это находит свое объяснение в том, что новые формы привлечения в Россию иностранной ра­бочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства рос­сийских граждан за рубежом вызывают необходимость це­ленаправленного государственного регулирования этих про­цессов.

Из содержания Программы усматривается, что государствен­ная политика в области привлечения и использования в России иностранной рабочей силы должна быть направлена на:

- удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и сба­лансирование структуры этого рынка;

- обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российского государства на трудоустройство;

- предотвращение нелегальной трудовой миграции.

Что же касается государственной политики в области тру­довой миграции граждан России за границу, то по смыслу Про­граммы, она должна быть направлена, в частности, на обес­печение и защиту их прав и законных интересов на всех ста­диях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию).

  В Программе речь идет также, к примеру, о внутренних миг­рационных потоках, подлежащих приоритетному государ­ственному регулированию. К ним, в первую очередь, относят­ся переселенцы из районов природного и экологического небла­гополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, пере­селяющиеся в связи с проведением военной реформы, предста­вители репрессированных народов, возвращающихся к местам прежнего проживания.

  Существенное значение в решении проблемы вынужденной миграции имеет содействие занятости (трудоустройства) вы­нужденных мигрантов, которое в соответствии с Программой включает в себя:

- содействие в профессиональной подготовке и переквалификации;

- содействие в организации самозанятости и создании рабочих мест;

- содействие в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа;

- содействие в решении других вопросов обеспечения занятости в соответ­ствии с российским законодательством.

  Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов госу­дарство взяло на себя, в частности, обязательство по выделе­нию субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование средств федерального бюджета, вы­деленных на Программу, кредитов Центробанка РФ; средств, выделяемых Международной организацией по миграции. Уп­равлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и другими международными организациями).

  Новые социально-экономические отношения требуют карди­нальных изменений законодательства, регулирующего пробле­мы миграции населения.

  Законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» не охватывают все существующие виды миграционных потоков.

   Дальнейшее развитие законодательства, касающегося пра­вового обеспечения Программы, должно быть направлено прежде всего на оптимизацию величины и направленности миг­рационных потоков и защиту прав и законных интересов граж­дан Российской Федерации вне зависимости от места (государ­ства) проживания либо пребывания.





1.4 Гарантии государства в области занятости

Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида за­нятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоуст­ройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую мест­ность, участие в общественной работе на платной основе. Обозна­ченные гарантии детализируются в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Феде­рального закона от 20 апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и допол­нениями).

  Законодательство определяет занятость населения как деятель­ность граждан, связанную с удовлетворением личных и обществен­ных потребностей, не противоречащих законодательству, и принося­щую трудовой доход в виде заработка.[2,35]

  Перечень занятых граждан дает Закон о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору дей­ствующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обес­печивающие себя работой; занятые в подобных промыслах и ре­ализующие продукцию по договорам; выполняющие подрядные работы; члены производственных кооперативов; избранные, на­значенные и утвержденные на оплачиваемые должности: прохо­дящие военную службу, службу в органах внутренних дел, обу­чающиеся очно в образовательных учреждениях; временно от­сутствующие на рабочих местах.

  В Законе о занятости находит свое проявление принцип сво­боды трудового договора. В соответствии со ст. 9 этого норматив­ного акта граждане вправе реализовать право на выбор места ра­боты и характер трудовой деятельности в соответствии с про­фессией, квалификацией путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с помощью службы занятости. В последнем случае заключению трудового договора предшествуют отношения организационно-управленческого ха­рактера по подбору подходящей работы, переквалификации.[1,28]

       Государство содействует трудоустройству граждан. С 2001 г. эта политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в который предприятия отчисляли взносы, и из которого выплачивалось пособие по безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства будут выделяться из федерального бюджета. Ужесточаются и требования к безработным. Однако основные принципы государственной политики пока остаются, это:

1. Обеспечение всем гражданам равных возможностей на свободный труд.

 2. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей.

3. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер  для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве.

4. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

5. поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые.

6. координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.

7. развитие трудовых ресурсов.

8. сокращение безработицы.

9.обеспечение занятости малочисленных народов.

10. международное сотрудничество в области занятости.




Глава 2. Система регулирования занятости населения

2.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются  соответствующим  вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. 

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями,  работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1.   анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

2.   вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3.   информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

4.   оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

5.   организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

6.   оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

7.   регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

8.   разрабатывать республиканские и  региональные программы занятости;

9.   подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

10.оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11.выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

12.публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости,  происходит за счет средств местного бюджета.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения.     Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.  

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

·     охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

·     ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

·     “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;

·     единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;

·     полная объективность оценочных показателей;

·     использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.

Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:

·     удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;

·     удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;

·     удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;

·     уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.

Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.

Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю  «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.   

Наименование показателей:

1.   Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа  незанятого населения) в общей численности принятых на работу.

2.   Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого  населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.

3.   Уровень  безработицы.

4.   Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.

Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г.  "Вопросы федеральной службы по труду" указано

1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).

4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация альтернативной гражданской службы;

г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:

содействие гражданам в поиске подходящей работы;

подбор работодателям необходимых работников;

бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;

обеспечение социальной поддержки;

направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.


 

2.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сертификация продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, как и переход к рыночной экономике, выдвигают принципиально новые требования к работникам - руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.

   Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.

    Кроме того, как показывает практика, многие организации в условиях ужесточающейся конкуренции испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.

   Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.

 Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта.

 Целый ряд международных документов в той или иной степени регламентируют организацию и проведение профессионального обучения и предъявляют соответствующие требования к ее организаторам.

 Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 142 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).

Эта политика и программы должным образом учитывают:

а) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;

б) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;

в) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями (п. 2 той же статьи).

 Эта политика и программы осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица создавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).

 Эта политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той же статьи).

Сроки обязательного прохождения стажировки, повышения квалификации предусмотрены для медицинских, педагогических и ряда других категорий работников.

Для рабочих определенных профессий предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ.

Так, квалификационные элементы предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных с движением. Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 с последующими изменениями и дополнениями).

   Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам (руководителям, специалистам, рабочим), к организации и содержанию их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Организации переходят на новую технологию, выпуск новой продукции, меняют профиль деятельности, в связи с чем многие работники высвобождаются со своих рабочих мест.

Эти обстоятельства серьезно влияют на структуру потребно­стей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготов­ленности к работе, которую они могут или смогут выполнять. Многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая приходи­ла бы на производство для приобретения профессии, ее после­дующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.

        В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включен раздел II, содержащий основные нормы, регламентирующие профес­сиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая ученический договор (см. ст. 196—208). 416

    Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготов­ке кадров, В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель имеет право:

1) определять потребность в кадрах определенных профессий квалификационного условия для собственных нужд;

2) определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд;

3) проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым. профессиям в организации, а при необходимости — в образова­тельных учреждениях среднего, высшего профессионального и до­полнительного образования на условиях и в порядке, которые оп­ределяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

4) определять с учетом мнения представительного органа ра­ботников:

формы профессиональной подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации работников;

перечень необходимых профессий и специальностей;

5) заключать ученический договор (см. ст. 198 ТК РФ). В обязанности работодателя, входит:

1) проведение повышения квалификации работников в случа­ях, предусмотренных федеральными законами, иными норматив­ными правовыми актами, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;

2) создание необходимых условий для совмещения работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подго­товку, предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами[].

Планы подготовки, переподготовки, повышения квалифика­ции кадров обычно прилагаются к коллективному договору.

  Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации названо среди основных прав работника (см. ст. 21 ТК РФ). Далее в Ко­дексе право на повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение новым профессиям (ч. 2 ст. 197).

В прежнем законодательстве отсутствовало указание на то, в какой форме реализуется это право работника, на каком право­вом основании возникают соответствующие отношения между обучающимися в организации и этой организацией.


Выводы

Для современного социально-экономического положения России характерен ряд симптомов, свидетельствующих о пер­манентном обострении ситуации на рынке труда. При извест­ном уменьшении численности занятых в народном хозяйстве существенно ускорился рост незанятых, особенно лиц, зареги­стрированных в качестве безработных. Иначе говоря, числен­ность выбывших работников стала преобладать над численно­стью принятых на работу. Сократилось количество вакансий, что особенно касается безработных.

Среди негативных тенденций, унаследованных еще от доперестроечного периода, следует отметить нарастание реального дефицита работников ключевых массовых профессий, усиле­ние нерационального характера занятости населения, сниже­ние эффективности использования трудового потенциала, по­явление новых диспропорций на рынке труда и занятости. Сфе­ра труда оказалась, таким образом, одним из основных источ­ников социальной напряженности.

  Ситуация в сфере занятости в Российской Федерации сви­детельствует о том, что способность рынка труда к саморегу­лированию на сегодняшний день все еще незначительна. Дан­ное обстоятельство предопределяет необходимость использо­вания элементов государственного правового регулирования в этой сфере.

  Правовые нормы дают возможность охватить общим прави­лом повторяющийся изо дня в день процесс той или иной рабо­ты (производства), распределение и обмен продуктов труда, под­чинить действия отдельного человека общим условиям этого процесса. В результате правового регулирования достигается

упорядочение и нормативное развитие социально-трудовых от­ношений, обеспечивается слаженность в работе и координация трудовой деятельности людей и их объединений.

В нашем контексте понятие «законодательство» определяет­ся как совокупность законов и иных нормативно-правовых ак­тов, регулирующих вопросы занятости населения.

Прежде всего таковым является Основной Закон страны - Конституция РФ 1993 г., 37-я статья которой, в частности, предусматривает право на защиту от безработицы с гарантией обеспечения занятости и трудоустройства. При этом следует за­метить, что на протяжении десятилетий в нашей стране господ­ствовал принцип всеобщей («поголовной») занятости.

    Он опи­рался на законоположения, закрепленные в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. и другие законодательные акты. Этот принцип опирался также на уголовно-правовые нормы, уста­навливающие государственно-правовое принуждение вплоть до применения уголовной ответственности к лицам, ведущим «па­разитический» образ жизни.

   Идеологической основой такой со­циально-трудовой политики служили известные постулаты о неотделимости социализма и общественно-полноценного тру­да. Однако подобная политика породила целый ряд негативных явлений. Во-первых, она вела к значительному снижению про­изводительности труда, маскируя скрытую безработицу и по­рождая иждивенческие настроения. Во-вторых, она содейство­вала снижению творческого потенциала населения, снижала уровень трудовой дисциплины, насаждала уравниловку в рас­пределении доходов (все это не могло не сказаться на уровне жизни населения). И, в-третьих, практика распределения рабочей силы на основе планово-распределительных админи­стративных актов противоречила международно-правовым нормам о запрещении принудительного труда, в частности. Кон­венции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930 г.).

С переходом к рыночным отношениями складывается но­вая непростая ситуация в области распределения и использова­ния трудовых ресурсов и «рабочей силы». С одной стороны, провозглашение свободы труда и предпринимательской дея­тельности открывает широкий простор для развития инициа­тивы, предприимчивости, творческих способностей. Наличие рынка труда порождает конкуренцию в борьбе за рабочие ме­ста, создает заинтересованность работников в повышении ква­лификации, развитии способностей к труду, снимает пробле­му текучести кадров и дисциплины труда. С другой стороны, переход к рынку сопровождается структурной перестройкой народного хозяйства, спадом производства, разрушением кол­лективных форм хозяйствования, ломкой хозяйственных пра­воотношений. Это обусловило выбрасывание на рынок труда многочисленных групп рабочих и специалистов, нуждающих­ся в организационном вовлечении в новые формы хозяйство­вания, которые требуют соответствующего правового регули­рования.                      








Литература

1.        Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.        Законом РСФСР «О занятости насе­ления в РСФСР» от 19 апреля 1991

3.        Конституция Российской Федерации.

4.        Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст.1915.

5.        Трудовой кодекс Российской Федерации.

6.        Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с последующими из­менениями и дополнениями).

7.        Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллек­тивных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями).

8.        Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

9.        Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

10.    РофеА. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд.- 1997.- № 3.- С. 23 - 25.

11.    Лебедев В.М. Трудовое право: Проблемы Общей части. — Томск, 1998. Орловский Ю.П. Трудовое право России: Учеб. пособие. — М., 1995. Трудовое право: Учебник/ Под ред. А.С.Пашкова. — СПб., 1994.

12.    Трудовое право: Учебник/ Под ред. О. В. Смирнова. — М., 2004.

13.    Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. С. 145 - 146.


Страницы: 1, 2, 3