Занятость и трудоустройство
Основной целью государственной
миграционной политики России является регулирование миграционных потоков, преодоление
негативных последствий стихийно развивающихся миграционных процессов, создание
условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение
гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории российского
государства.
Один из разделов Программы касается
внешней трудовой миграции[5,72]. Это находит свое объяснение в том, что новые
формы привлечения в Россию иностранной рабочей силы и открывшаяся возможность
трудоустройства российских граждан за рубежом вызывают необходимость целенаправленного
государственного регулирования этих процессов.
Из содержания Программы
усматривается, что государственная политика в области привлечения и
использования в России иностранной рабочей силы должна быть направлена на:
- удовлетворение потребностей
российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и
сбалансирование структуры этого рынка;
- обеспечение на национальном рынке
труда приоритетного права граждан Российского государства на трудоустройство;
- предотвращение нелегальной трудовой
миграции.
Что же касается государственной
политики в области трудовой миграции граждан России за границу, то по смыслу
Программы, она должна быть направлена, в частности, на обеспечение и защиту
их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и
трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в
Россию).
В Программе речь идет также, к
примеру, о внутренних миграционных потоках, подлежащих приоритетному государственному
регулированию. К ним, в первую очередь, относятся переселенцы из районов
природного и экологического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их
семей, переселяющиеся в связи с проведением военной реформы, представители
репрессированных народов, возвращающихся к местам прежнего проживания.
Существенное значение в решении
проблемы вынужденной миграции имеет содействие занятости (трудоустройства) вынужденных
мигрантов, которое в соответствии с Программой включает в себя:
- содействие в
профессиональной подготовке и переквалификации;
- содействие в организации
самозанятости и создании рабочих мест;
- содействие в получении
документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа;
- содействие в решении других
вопросов обеспечения занятости в соответствии с российским законодательством.
Для обеспечения занятости
вынужденных мигрантов государство взяло на себя, в частности, обязательство по
выделению субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств
(использование средств федерального бюджета, выделенных на Программу, кредитов
Центробанка РФ; средств, выделяемых Международной организацией по миграции. Управлением
Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и другими международными
организациями).
Новые социально-экономические
отношения требуют кардинальных изменений законодательства, регулирующего
проблемы миграции населения.
Законы РФ «О беженцах», «О
вынужденных переселенцах» не охватывают все существующие виды миграционных
потоков.
Дальнейшее развитие законодательства,
касающегося правового обеспечения Программы, должно быть направлено прежде
всего на оптимизацию величины и направленности миграционных потоков и защиту
прав и законных интересов граждан Российской Федерации вне зависимости от
места (государства) проживания либо пребывания.
1.4
Гарантии государства в области занятости
Государство гарантирует гражданам,
постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида
занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение
новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на
работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе.
Обозначенные гарантии детализируются в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. «О
занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20
апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими
изменениями и дополнениями).
Законодательство определяет
занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением
личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и
приносящую трудовой доход в виде заработка.[2,35]
Перечень занятых граждан дает Закон
о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору
действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя
работой; занятые в подобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие подрядные работы; члены производственных кооперативов; избранные,
назначенные и утвержденные на оплачиваемые должности: проходящие военную
службу, службу в органах внутренних дел, обучающиеся очно в образовательных
учреждениях; временно отсутствующие на рабочих местах.
В Законе о занятости находит свое
проявление принцип свободы трудового договора. В соответствии со ст. 9 этого
нормативного акта граждане вправе реализовать право на выбор места работы и
характер трудовой деятельности в соответствии с профессией, квалификацией
путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с
помощью службы занятости. В последнем случае заключению трудового договора
предшествуют отношения организационно-управленческого характера по подбору
подходящей работы, переквалификации.[1,28]
Государство содействует трудоустройству
граждан. С 2001 г. эта политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в
который предприятия отчисляли взносы, и из которого выплачивалось пособие по
безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное
прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства
будут выделяться из федерального бюджета. Ужесточаются и требования к
безработным. Однако основные принципы государственной политики пока остаются,
это:
1. Обеспечение всем гражданам равных
возможностей на свободный труд.
2. поддержка трудовой и
предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей.
3. обеспечение социальной защиты в
области занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите,
т.е. помогать в трудоустройстве.
4. создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и развитие человека.
5. поощрение работодателей,
сохраняющих рабочие места и создающих новые.
6. координация мер по занятости
населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста
цен и т.д.
7. развитие трудовых ресурсов.
8. сокращение безработицы.
9.обеспечение занятости малочисленных
народов.
10. международное сотрудничество в
области занятости.
Глава
2. Система регулирования занятости населения
2.1
Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения
В основе государственной системы
занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном
уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации
существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и
населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы
занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются
соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции,
права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее
увеличению.
Органы службы занятости на
безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым
органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций.
Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов
исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения,
необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости на основе
прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей
трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования
утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы
исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости
контролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие служб занятости с
предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится
на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом
прав и обязанностей:
1.
анализировать
и прогнозировать состояние рынка труда;
2.
вести
учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам
трудоустройства;
3.
информировать
обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и
обеспечения рабочей силы;
4.
оказывать
гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе
необходимых работников;
5.
организовывать
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в
учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
6.
оказывать
услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым
работником и другим категориям населения;
7.
регистрировать
безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8.
разрабатывать
республиканские и региональные программы занятости;
9.
подготавливать
предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на
основе межправительственных соглашений;
10.оплачивать стоимость профессиональной
подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой
профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11.выдавать, в соответствии с законом,
пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и
других обстоятельств;
12.публиковать статистические данные о
состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной
государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан,
предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой
и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств
местного бюджета.
Особенности занятости и
функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой
формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой
занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,
характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и
управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться
приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном
уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по
преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем
региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости
населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином
предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Федеральная и региональные службы
занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых
платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и
безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и
автономии, а в каждом из них - города и районы. Для этого применяется
специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от
зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.
Федеральная служба занятости России
использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в
соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в
пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного
превышения. Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей
системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности
ФСЗ и ее территориальных органов.
Всесторонняя оценка эффективности
функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе
использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные
результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих
принципиальных положениях:
· охват всех направлений службы
занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных
показателях;
· ограниченность количества
принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
· “сквозной” характер оценочных
показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки
деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта
РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
· единый подход к расчету
показателей, однозначность их толкования;
· полная объективность
оценочных показателей;
· использование действующих форм
учета и отчетности.
По мнению экспертов, критериями
эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли
в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и
степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью
граждан, так и работодателей.
В Институте экономики РАН разработана
такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности
органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними
на основе принципов материального стимулирования.
Система показателей оценки службы
занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные
показатели:
· удельный вес численности
незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей
численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не
занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу
трудоустройства;
· удельный вес безработных,
трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную
пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
· удельный вес безработных, не
работающих в течение более чем восьми месяцев;
· уровень предотвращенной
безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных
рабочих мест к экономически активному населению.
Кроме основных показателей,
предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов,
своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов
информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных
служб занятости по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых
на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том
числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. )
может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование
рынка труда.
Наименование показателей:
1.
Удельный
вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей
численности принятых на работу.
2.
Удельный
вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения ) в общей
численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
3.
Уровень
безработицы.
4.
Численность
незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну
вакансию.
Правительством РФ Постановлением N
156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы федеральной службы по труду"
указано
1. Установить, что Федеральная служба
по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и
альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной
гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере
содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и
урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная служба по труду и
занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и
занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои
территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости
находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости
населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).
4. Основными функциями Федеральной
службы по труду и занятости являются:
а) контроль и надзор за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной
гражданской службе;
б) деятельность по предупреждению,
обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в
закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) организация альтернативной
гражданской службы;
г) организация и оказание
государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от
безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в
том числе:
содействие гражданам в поиске
подходящей работы;
подбор работодателям необходимых
работников;
бесплатная консультация, бесплатное
предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной
ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,
возможности профессионального обучения;
профессиональная подготовка,
повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая
поддержка;
обеспечение социальной поддержки;
направление граждан на общественные
работы, а также их временное трудоустройство;
осуществление социальных выплат
гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
выдача заключений о целесообразности
привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Федеральная служба по труду и
занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а
также настоящим Положением.
2.2
Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение
квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения
Предстоящее вступление России во
Всемирную торговую организацию (ВТО), сертификация продукции на соответствие
международным стандартам серии ISO 9000, как и переход к рыночной экономике,
выдвигают принципиально новые требования к работникам - руководителям,
специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной
подготовки и переподготовки.
Предприятия переходят на новую
технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль
деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим
причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или
штата в них. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру
потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к
работе, которую они могут или смогут выполнить.
Кроме того, как показывает
практика, многие организации в условиях ужесточающейся конкуренции испытывают
недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи,
которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее
последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
Сложившаяся за многие годы система
подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне
государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и
последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и
специалистов.
Актуальной задачей становится
подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям
рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических
условий, российских традиций и мирового опыта.
Целый ряд международных документов в
той или иной степени регламентируют организацию и проведение профессионального
обучения и предъявляют соответствующие требования к ее организаторам.
Конвенция Международной организации
труда (МОТ) N 142 1975 г. "О профессиональной ориентации и
профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов"
предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне
скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и
профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через
государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).
Эта политика и программы должным образом
учитывают:
а) потребности, возможности и
проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;
б) стадию и уровень экономического,
социального и культурного развития;
в) взаимосвязь между развитием
людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями (п.
2 той же статьи).
Эта политика и программы
осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и
предназначены для повышения способности отдельного лица создавать и
индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и
социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).
Эта политика и программы стимулируют
и позволяют всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации,
развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и
в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той
же статьи).
Сроки обязательного прохождения
стажировки, повышения квалификации предусмотрены для медицинских,
педагогических и ряда других категорий работников.
Для рабочих определенных профессий
предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается
вопрос о выполнении ими определенных видов работ.
Так, квалификационные элементы
предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных с движением.
Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи
водительских удостоверений (постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999
г. N 1396 с последующими изменениями и дополнениями).
Переход к рыночной экономике
выдвигает принципиально новые требования к работникам (руководителям,
специалистам, рабочим), к организации и содержанию их профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Организации переходят на новую
технологию, выпуск новой продукции, меняют профиль деятельности, в связи с чем
многие работники высвобождаются со своих рабочих мест.
Эти обстоятельства серьезно влияют на
структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности
к работе, которую они могут или смогут выполнять. Многие организации испытывают
недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи,
которая приходила бы на производство для приобретения профессии, ее последующего
освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
В ТК РФ впервые в истории
трудового законодательства включен раздел II, содержащий основные нормы,
регламентирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации работников, включая ученический договор (см. ст. 196—208). 416
Права и обязанности работодателя
по подготовке и переподготовке кадров, В соответствии со ст. 196 ТК РФ
работодатель имеет право:
1) определять потребность в кадрах
определенных профессий квалификационного условия для собственных нужд;
2) определять необходимость
профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд;
3) проводить профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их
вторым. профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных
учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования
на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором,
соглашениями, трудовым договором;
4) определять с учетом мнения
представительного органа работников:
формы профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников;
перечень необходимых профессий и
специальностей;
5) заключать ученический договор (см.
ст. 198 ТК РФ). В обязанности работодателя, входит:
1) проведение повышения квалификации
работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами, если это является условием выполнения работниками
определенных видов деятельности;
2) создание необходимых условий для
совмещения работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подготовку,
предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми
актами[].
Планы подготовки, переподготовки,
повышения квалификации кадров обычно прилагаются к коллективному договору.
Право работников на
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Право на
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации названо
среди основных прав работника (см. ст. 21 ТК РФ). Далее в Кодексе право на
повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение
новым профессиям (ч. 2 ст. 197).
В прежнем законодательстве
отсутствовало указание на то, в какой форме реализуется это право работника, на
каком правовом основании возникают соответствующие отношения между
обучающимися в организации и этой организацией.
Выводы
Для современного
социально-экономического положения России характерен ряд симптомов,
свидетельствующих о перманентном обострении ситуации на рынке труда. При
известном уменьшении численности занятых в народном хозяйстве существенно
ускорился рост незанятых, особенно лиц, зарегистрированных в качестве
безработных. Иначе говоря, численность выбывших работников стала преобладать
над численностью принятых на работу. Сократилось количество вакансий, что
особенно касается безработных.
Среди негативных тенденций,
унаследованных еще от доперестроечного периода, следует отметить нарастание
реального дефицита работников ключевых массовых профессий, усиление
нерационального характера занятости населения, снижение эффективности
использования трудового потенциала, появление новых диспропорций на рынке
труда и занятости. Сфера труда оказалась, таким образом, одним из основных
источников социальной напряженности.
Ситуация в сфере занятости в
Российской Федерации свидетельствует о том, что способность рынка труда к
саморегулированию на сегодняшний день все еще незначительна. Данное
обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов
государственного правового регулирования в этой сфере.
Правовые нормы дают возможность
охватить общим правилом повторяющийся изо дня в день процесс той или иной работы
(производства), распределение и обмен продуктов труда, подчинить действия отдельного
человека общим условиям этого процесса. В результате правового регулирования
достигается
упорядочение и нормативное развитие
социально-трудовых отношений, обеспечивается слаженность в работе и
координация трудовой деятельности людей и их объединений.
В нашем контексте понятие
«законодательство» определяется как совокупность законов и иных
нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы занятости населения.
Прежде всего таковым является
Основной Закон страны - Конституция РФ 1993 г., 37-я статья которой, в
частности, предусматривает право на защиту от безработицы с гарантией
обеспечения занятости и трудоустройства. При этом следует заметить, что на
протяжении десятилетий в нашей стране господствовал принцип всеобщей
(«поголовной») занятости.
Он опирался на законоположения,
закрепленные в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. и другие законодательные акты.
Этот принцип опирался также на уголовно-правовые нормы, устанавливающие
государственно-правовое принуждение вплоть до применения уголовной ответственности
к лицам, ведущим «паразитический» образ жизни.
Идеологической основой такой социально-трудовой
политики служили известные постулаты о неотделимости социализма и
общественно-полноценного труда. Однако подобная политика породила целый ряд
негативных явлений. Во-первых, она вела к значительному снижению производительности
труда, маскируя скрытую безработицу и порождая иждивенческие настроения.
Во-вторых, она содействовала снижению творческого потенциала населения,
снижала уровень трудовой дисциплины, насаждала уравниловку в распределении
доходов (все это не могло не сказаться на уровне жизни населения). И,
в-третьих, практика распределения рабочей силы на основе
планово-распределительных административных актов противоречила международно-правовым
нормам о запрещении принудительного труда, в частности. Конвенции МОТ № 29 «О
принудительном и обязательном труде» (1930 г.).
С переходом к рыночным отношениями
складывается новая непростая ситуация в области распределения и использования
трудовых ресурсов и «рабочей силы». С одной стороны, провозглашение свободы
труда и предпринимательской деятельности открывает широкий простор для
развития инициативы, предприимчивости, творческих способностей. Наличие рынка
труда порождает конкуренцию в борьбе за рабочие места, создает
заинтересованность работников в повышении квалификации, развитии способностей
к труду, снимает проблему текучести кадров и дисциплины труда. С другой
стороны, переход к рынку сопровождается структурной перестройкой народного
хозяйства, спадом производства, разрушением коллективных форм хозяйствования,
ломкой хозяйственных правоотношений. Это обусловило выбрасывание на рынок
труда многочисленных групп рабочих и специалистов, нуждающихся в
организационном вовлечении в новые формы хозяйствования, которые требуют
соответствующего правового регулирования.
Литература
1.
Гражданский
кодекс Российской Федерации.
2.
Законом
РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991
3.
Конституция
Российской Федерации.
4.
Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст.1915.
5.
Трудовой
кодекс Российской Федерации.
6.
Федеральный
закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями).
7.
Закон
Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и
соглашениях» (с изменениями и дополнениями).
8.
Федеральный
закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.
№ 175-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
9.
Федеральный
закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской
Федерации».
10.
РофеА. О
содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд.-
1997.- № 3.- С. 23 - 25.
11.
Лебедев В.М.
Трудовое право: Проблемы Общей части. — Томск, 1998. Орловский Ю.П. Трудовое
право России: Учеб. пособие. — М., 1995. Трудовое право: Учебник/ Под ред.
А.С.Пашкова. — СПб., 1994.
12.
Трудовое
право: Учебник/ Под ред. О. В. Смирнова. — М., 2004.
13.
Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. С. 145 -
146.
Страницы: 1, 2, 3
|