Занятость и трудоустройство
Занятость и трудоустройство
Введение
Глава 1. Занятость и трудоустройство
1.1 Понятие занятости в сфере труда
1. 2 Правовой статус безработного
1.3 Особенности трудоустройства
отдельных категорий граждан
1.4 Гарантии государства в области
занятости
Глава 2. Система регулирования
занятости населения
2.1 Специфические особенности
деятельности Федеральной службы занятости населения
2.2 Актуальные проблемы организации
профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки
безработных граждан и незанятого населения
Выводы
Литература
Введение
Переход от централизованной системы
хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере
социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только
государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и
занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических
целей реформ.
Структурная перестройка экономики
России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер
экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая
безработица ( за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично
оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему
желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.), в настоящее время
потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до
20% экономически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы
вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости
формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не
удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.
В настоящее время существует спрос
главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 года
около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости
потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались
предприятиям как производственной так и непроизводственной сферы.
Таким образом, можно констатировать
несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в
кадрах по России в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава,
запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая
диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах,
отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о
том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно
сказывается на конкретных предприятиях. Однако даже нарисованная картина не
может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий
уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные
(практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также
отсутствие льгот и поощрений. Поэтому тема курсовой работы на нынешнем этапе
является актуальной.
В связи со сложившейся проблемой
ситуация на рынке труда становится критической. Чтобы как можно глубже
разобраться в этой важной проблеме, необходимо раскрыть ее сущность в данной
работе. Это и стало целью работы.
Задачи:
- дать определение понятию «занятость населения» с точки
зрения правоведения; -
- охарактеризовать статус безработного и особенности
трудоустройства граждан;
- рассмотреть государственную политику в области занятости
и трудоустройства граждан.
Глава 1. Занятость и
трудоустройство
1.1 Понятие занятости в сфере
труда
Занятость – это деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая
заработок. Вопросы занятости регулируются Конституцией, КЗоТ и «Законом о
занятости». Обеспечение занятости – это комплекс мер, по сокращению
безработицы. Сама политика государства в области занятости является гарантией
реализации права граждан на труд.
Состояние занятости и трудоустройства
в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом
экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер
экономико-правовой категории.
На состояние трудозанятости
нередко оказывают воздействие местные условия регионального хозяйствования. В
пики курортного сезона во многих здравницах исчезает безработица и ощущается
дефицит рабочей силы. В одном из курортных сезонов в Сочи появилось более пяти
тысяч вакансий, поскольку многим санаториям и пансионатам потребовалось
большое число обслуживающего персонала. Более того, на состоянии занятости
позитивно отразилась активизация строительных работ в частном секторе,
вызвавшая необходимость открытия двух тысяч рабочих мест[7,34]. Товарный
характер рабочей силы трактуется как один из важнейших факторов становления
рыночной экономики.
Если спрос на рабочую силу падает
и ее предложение испытывает избыток, то это соотношение вызывает серьезные
социально-трудовые диспропорции, влекущие обострение проблем занятости и
трудоустройства. Поэтому для решения проблем такого рода, связывающих как
потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих
преимущественно такие виды работ, которые приносят им существенную прибыль, в
этот процесс включается государство. Оно выполняет координационно-посредническую
роль, способствуя возникновению трудовых отношений между работниками и
работодателями.
Наиболее часто встречаются
ситуации, когда число не имеющих работы граждан пополняют увольняемые из
предприятий, организаций, учреждений работники. Наиболее остро эта проблема
проявилась в условиях разгосударствления, приватизации предприятий, появления
рынка труда. Согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ работники могут быть
высвобождены в связи с ликвидацией предприятий, сокращением штатной
численности работающих.
Под высвобождением работников
понимают освобождение работников от участия в трудовом процессе и увольнения,
порожденные нестабильностью производственной деятельности, неблагоприятной
конъюнктурой рынка товаров, работ.[7,63]
Термин «высвобождение», не
являющийся юридическим, в трудовом праве применяется в отношении работников,
освобождаемых от основной работы по ранее заключенным с ними трудовым
договорам. Причинами этого являются структурные изменения на предприятиях, в
организациях и учреждениях, внедрение новых, более передовых методов управления
производством и трудовым коллективом, применение прогрессивных технологических
решений и проведение иных организационных, технических, экономических, правовых
мер, способствующих выполнению производственных, хозяйственных и иных задач и
повышению производительности труда с наименьшей численностью рабочих и
служащих. В этой связи часть работников оказываются лишними и высвобождаются[7,62].
Допуская этот процесс законодатель
устанавливает определенные правовые гарантии, минимизирующие негативные
последствия высвобождения работников. Так, работодатель должен заблаговременно
(не менее чем за 2 месяца) письменно предупредить работника о предстоящем увольнении,
а при массовом высвобождении кроме самих работников информируется профсоюзный
орган не менее чем за три месяца до даты увольнения. Данные нормы нацеливают
работников на поиск работы и трудоустройство.
Если нет возможности сохранить
работника на прежнем рабочем месте, работодатель предлагает работнику другую
работу в пределах того же предприятия, организации или учреждения.
При этом работнику предоставлено
право выбора возможных вариантов трудоустройства. Он вправе обратиться по
поводу трудоустройства к другим работодателям или в службу занятости для
бесплатного подбора новой работы. А для того чтобы максимально облегчить и
сократить поиск новых рабочих мест, работодатель обязан сообщить органу службы
занятости не позднее чем за два месяца о предстоящем высвобождении работника.
Данное уведомление должно содержать сведения о профессии, квалификации,
специальности лица и размере оплаты его труда.
Однако перечисленными мерами не
ограничиваются реабилитационные мероприятия в условиях потери работы не по
вине работника. Законом установлены льготы и компенсации высвобождаемым
работникам. Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ таким работникам при
сокращении численности штата выплачивается выходное пособие в объеме средней
месячной оплаты труда; сохраняется тот же размер зарплаты на период
трудоустройства, но не более чем за два месяца со дня увольнения работника.
Если работник в двухнедельный после
увольнения период обратился в орган но трудоустройству и не был им
трудоустроен, то по решению этого органа в порядке исключения уволенному лицу
может быть выплачена зарплата и за третий месяц незанятости. Все указанные
выплаты осуществляются за счет средств работодателя, уволившего работника. При
этом за уволенным работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если период
со дня увольнения и нового трудоустройства не превышает трех месяцев.
Если работник высвобождается не в
связи с сокращением численности или штата, а по причинам реорганизации или
ликвидации предприятий, учреждений, организаций, то за ним на период
трудоустройства, но не свыше трех месяцев, сохраняется среднемесячная зарплата
с учетом выходного пособия. Сохраняется и непрерывный трудовой стаж, а также
предоставляются и иные предусмотренные законодательством льготы и компенсации.
1. 2 Правовой статус безработного
Трудовое право уделяет
большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в
современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную
работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но
являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются
трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в
органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей
работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и
не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.[5,38]
Однако не считаются безработными
лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту,
получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня
регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые
ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или
предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10
дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей
работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к
исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения
свободы.
Регистрация безработных
осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя
следующие процедуры:
1) первичная регистрация;
2) регистрация в целях поиска
подходящей работы;
3) регистрация в качестве
безработных;
4) перерегистрация.
Первичная регистрация служит
средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных,
обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе
регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию,
имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные
сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию,
характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о
возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях
безработных.
Регистрация в целях поиска
подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане
для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по
предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные
документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж,
образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу,
инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.
Предоставление перечисленных
документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина
право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10
дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая
временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые
ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности,
предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой
работы.
В целях установления гарантий
реального трудоустройства не допускается направление гражданина на работу в
транспортно удаленные места'; в организации, не подтвердившие наличие должностных
вакансий; приглашение граждан чаще одного раза в две недели за исключением
наличия реальных предложений подходящей работы.
Если подходящей работы не находится,
то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная
работа.
Регистрация в качестве безработных
является следующим этапом оказания социально-правовой помощи безработным
гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы.
Она, как и в предыдущей регистрации, сопровождается представлением аналогичных
документов.
Перерегистрация устанавливается
органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае
перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.
Законодательство устанавливает
основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним
относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной
переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня
регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный
орган выносит соответствующее решение.
Анализируя проблемы занятости, О.
В. Смирнов обращает внимание на некоторые несогласованности законодательства.
Так, под статус безработного подпадают граждане, достигшие 16-летнего возраста,
в связи с Законом о занятости. А ст. 63 Трудового кодекса РФ устанавливает
15-летний возраст, с которого предусмотрена возможность приема на работу, в
связи с чем данные лица в течение года лишаются права на трудоустройство и не
получают пособия по безработице.[6,170]
Ответственность безработного
проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев)
и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).
Первый вид ответственности
применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей
работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины
или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные
действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах
занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.
Второй вид ответственности применим
за неявку без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве
в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа
от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на
работу или профессиональное обучение.
Гарантии материальной и социальной
поддержки безработного заключаются в том, что безработным гражданам, утратившим
право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам,
находящимся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная
и иная помощь.
Основной вид социальной поддержки
безработных — выплата пособий по безработице. Кроме этого социальной поддержкой
является выплата стипендии в период профессиональной подготовки; участие в
оплачиваемых общественных работ, возмещение затрат на переезд к новому месту
работы в другую местность и некоторые иные.
Размер пособия по безработице
устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за
последние три месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается
в размере минимальной оплаты труда.
В первые три месяца безработицы
размер пособия составляет 75 % среднемесячного заработка за последние три
месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца — 60%, в последующем
— 45 %, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня
средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Для отдельных категорий безработных
граждан законодательством предусмотрены доплаты к пособию (дополнительное пособие).
Пособие начинает начисляться со дня
признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в
течение 12 месяцев, а с учетом неоднократности этих периодов — в течение 18
месяцев. А при непредоставлении оплачиваемой подходящей работы безработный
имеет право и по истечении 18 месяцев на повторное получение пособия в размере
минимальной оплаты труда.
1.3 Особенности
трудоустройства отдельных категорий граждан
Законодатель установил
дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13
Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные
гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и
реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания
дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая
организации для труда инвалидов) и др.
Страницы: 1, 2, 3
|