бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взяточничество и коррупция в деятельности преступных структур (сообществ) бесплатно рефераты

Конгломерат  (коррумпированная бюрократия - криминальный бизнес - организованная преступность), получивший название «железный треугольник», живет только по своим законам. В преступных группах есть лидеры, которые организуют преступления, дают взятки чиновникам. Они сами не совершают преступлений, поэтому и остаются безнаказанными.  В настоящее время без взятки нельзя решить ни одного вопроса.

Отражая результаты поставленных в начале работы задач выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

а)  необходимость скорейшего принятия законов о коррупции и борьбе с организованной преступностью, так как, начиная с 1993 года в Федеральном собрании тонут один за другим проекты ФЗ « О борьбе с коррупцией», также нет закона регулировшего бы коррумпированность власти преступными структурами.

б)  практическая реализация конституционного принципа: все равны перед законом и судом (п.1 ст. 19 Конституции РФ) путем включения  в ст.  ст.  91,  98 и 122 Конституции РФ оговорки, согласно которой статус  неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами,  указанными в этих статьях, общественно опасных деяний,  предусмотренных  УК РФ.  Последнее направление может быть реализовано путем референдума. В демократических странах вообще выборные должностные лица, включая членов парламента (конгресса), не обладают никаким иммунитетом в случае совершения ими любого уголовного преступления.

в)  исключение из санкций статей об ответственности за должностные       преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы,       причем на срок не ниже двух  лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), - не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких   дополнительных  наказаний,   как  лишение  права  занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

г)  исключение из УК РФ ст.  304 (Провокация взятки либо коммерческого подкупа). Казуистичность  определения провокации взятки в диспозиции ст.      304   состоит   в наличии  в нем  признаков,   выраженных  в таких       словосочетаниях,  как "без его согласия" и "в целях искусственного       создания  доказательств  совершения преступления",  которые сильно       осложняют, если порой вообще не исключают, применение ст. 290 УК.           Это  обусловлено тем,  что доказать согласие должностного лица на  получение взятки,  в частности,  опровергнуть его показания об отсутствии такого  согласия,   на  практике  крайне  сложно  и в большинстве случаев  невозможно.   А "искусственность" создания доказательств совершения преступления является оценочным признаком и  признание  таких  доказательств  как искусственно созданных или фактически  существующих  зависит  подчас  в большей степени не от содержания  материалов  уголовного дела,  а от уровня должностного положения   лица   и  его   связей,   в  том  числе  с работниками       правоохранительных органов. Такое   положение   вызывает   у тех,   кто  ведет  борьбу  со взяточничеством,  обоснованные  опасения:  не  окажутся ли они при изобличении взяткополучателя вместо него сами признаны виновными в       провокации   взятки  под  давлением  не  поддающихся  выявлению и  доказыванию закулисных действий вышестоящих и других       коррумпированных должностных лиц. Отсюда неуверенность относительно   возможности  осуществления  эффективной  борьбы  со взяточничеством.   Поэтому  норма,  содержащаяся в ст. 304 УК, является серьезным противовесом норме, закрепленной в ст. 290 УК, и соответственно существенным препятствием применению последней на практике.

д)  исключение из ГК РФ п. 3 ст. 575. На основании этой статьи (запрещение  дарения)  "не допускается  дарение,  за исключением обычных подарков,  стоимость которых   не  превышает  пяти  установленных  законом  минимальных размеров оплаты труда:

...3)   государственным    служащим    и   служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей...". По  сути,  этой нормой допускается дарение подарков стоимостью, не превышающей пяти  установленных  законом минимальных размеров оплаты труда.  Соответственно,  дача - получение такой - мелкой - взятки  не признается даже гражданским правонарушением и тем более преступлением. По мнению начальника кафедры Московского института МВД России Л. Гаухмана: эта норма - "лазейка", если не огромная "дыра", для ухода  должностных  лиц  от уголовной ответственности за получение взятки,  ибо они могут дать практически не опровержимые показания, что их сознанием охватывалось получение подарка лишь на сумму, не превышающую пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.[27]

Идеальными и вместе с тем антикоррупционными могут  быть признаны законы с однозначным пониманием, исключающим возможность их  различного толкования должностными лицами и, как следствие, произвол  последних,  используемый нередко для личного обогащения.

е) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования, чистейшая репутация, уважение общества…..) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. А, следовательно, внесение поправок в ст. ст. 23, 35 Конституции РФ, согласно которым правоохранительные органы будут иметь право проводить любые проверки подозреваемых в коррупции лиц до возбуждения уголовного дела и без специальных разрешений. Несколько «быстрых побед» будут означать больше, чем просто изменение к лучшему. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).

ж) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

з)  формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан.

и)  привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности, разработка и обнародование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти и деятельность конкретных их представителей, внедрение стандартов журналистского расследования.

Бывший Государственный секретарь США Мадлен Олбрайт, выступая в сентябре 1999 г. в Фонде Карнеги с докладом об американской политике в отношении России, выразила крайнюю озабоченность уровнем коррупции в нашей стране и призвала российское правительство поставить борьбу с ней на первый план. ( В. Скосырев. США и железный занавес. Известия. 1999.        18 сентября).

Как уже говорилось в начале работы, необходима крупномасштабная операция по борьбе с коррупцией, как в Италии в начале 90-х «Чистые руки», в результате которой под суд пошли около двух тысяч человек, включая президента, сенаторов и министров, главный координатор операции Джерародо Амбозио, подводя итог, сказал, что теперь итальянцы относятся к коррупции как к преступлению, а не как к норме жизни. Также грандиозным скандалом закончилась операция американских спецслужб, называлась она «Шейх и пчела». В конце 60-х - начале 70-х агенты ФБР предлагали крупным госчиновниками конгрессменам взятки от имени богатых арабских дельцов за разного рода сомнительные услуги.

Итак, на  современном этапе коррупция в криминологическом значении - это антисоциальное,  общественно опасное, угрожающее экономической и   политической   безопасности   Российской   Федерации  явление,       пронизавшее ветви власти,  составляющее совокупность преступлений,       совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет       государства,    коммерческих   и  иных   организаций   и  граждан.      Достигается   это  путем  получения  с использованием  должностных      полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. А    объективно такие  действия   выражаются в  сращивании      государственной власти и организованной преступности. Криминологическое  значение коррупции ограничивается лишь теми сторонами общесоциального и политэкономического ее значений, которые отражают ее антисоциальные, общественно опасные и уголовно-    противоправные сущность и содержание. Если изобразить соотношение названных значений коррупции графически, то общесоциальное составит орбиту наибольшего диаметра, политэкономическое - находящуюся внутри нее меньшего диаметра, а криминологическое - помещенную  внутри  последней  еще  меньшего диаметра.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком  и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.














                              С П И С О К  Л И Т Е Р А Т У Р Ы




                         ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным    голосованием 12 декабря 1993 года) //  Изд. «Ось-89». М., 2000 г. С. 48.     Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «Витрем». 2002.- С. 472.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – 5-е изд. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. – 176 с.

3. Федеральный Закон от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 48 с.

4. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 31. — Ст. 2990.

5. Федеральный Закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — 10 апреля. — № 15. — Ст. 1269.

УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ                         ФЕДЕРАЦИИ

1.Указ Президента РФ от 24 декабря 1998 года № 1637 «Об утверждении составов межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — 28 декабря. — № 52. — Ст. 6394.

2.Указ Президента РФ от 15 мая 1997 года № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — 9 марта. — № 10. — Ст. 1160.

3.Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — 14 апреля. — № 15. — Ст. 1756.

4.Указ Президента РФ от 6 июня 1996 года № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // Российские вести. — 1996. — от 8 июня. — № 106.

5.Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 года № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Российская газета. — 1992. — № 80. — 7 апреля.

6.Распоряжение Президента РФ от 25 января 1999 года № 18-рп «О подписании Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Текст распоряжения официально опубликован не был.

7.Проект закона «О борьбе с коррупцией» (внесен Письмом Президента РФ от 28 апреля 1998 года № Пр-610, 12 мая 1998 года) // Текст проекта официально опубликован не был.


АКТЫ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ      РОССИЙСКОЙ        ФЕДЕРАЦИИ

1.Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 года № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» // Текст приказа официально опубликован не был.

2.Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 сентября 1997 г. № 59/1 «О принятии дополнительных неотложных мер по пресечению организованной преступности и проявлений коррупции» // Консультант Плюс.

3. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 25.08.97. № 53/21, МВД РФ от  21.08.97. 3 1/ 12597 «О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних». Консультант Плюс.

4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.10.97. № 67 «Об организации прокурорского надзора за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности». Консультант Плюс.

5. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 августа 1996 года № 49/7 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе» // Текст указания официально опубликован не был.

                         НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИКАЦИИ

1. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2003. – 592 с.

2. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2001г., - 240 с.

3. Водько Н.Г. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие. – М.: юриспруденция, 2000. – 80 с..

4.    Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998

5. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление. // Законность. 2000. № 6.

6. Долгова А.И. Криминология. / Издательство Норма. М., 2003.             с. 365.

7. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. // Под. ред. Докт. Юрид. Наук, проф. В.Д. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. Серия «закон и общество». – 512 с.

8. Уголовное право: учебное пособие / отв. ред. В.С. Комиссаров. – М.: ТК Велби, 2003. – 352 с.

9. Коррупция Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001. 426 с.

10. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2001. – 255 с.

11. Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. – М.: Инфара-М, 2003. – 272 с.

12. Советский Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: «Советская энциклопедия», 1987. - 1599 с.

13.Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., - М.: ИНФОРМА –М, 2000. – 704 с.

14. Хропанюк В.Н. теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. В.Г. Стрекозова. – М., 1999.

15. Яковлев А.М. Социология экономической преступности М.: Наука. 1988. - 243 с.

16. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 120 с.













                                                                          

  Приложение № 2

 

 

 

          Возможная схема причинного комплекса взяточничества

             (Условия – недостатки кадровой работы, контроля).





     Социальная среда                                                                  Личность


                                       Социальная среда 

 


     


               Инициативный                                        Низкая зарплата

             подкуп служащих                                       служащего




     Использование                                         Экономические                                                                                                   

    оргпреступностью                                       трудности

      возможностей

       госаппарата

 



                                

                             Отсутствие контроля                           Раздувание аппарата

                           за доходами служащих                              управления

                                                                                           



                                                  Личность       


      Ориентация на образ                                             Уверенность в

жизни высокообеспеченных лиц                                безнаказанности

 



Утрата прежней обеспеченной                                        Личная

            позиции                                                                 безнаказанность

 



                                      Высокая оценка                        Незнания фактов                   

                                   материального достатка            наказания за взятки

                                                                                                  



Приложение № 1




                        Индекс коррумпированности власти (BPI)


 


1. Дания                                  10           26. Словения                                         6, 0           

2. Финляндия                        9, 8        27. Эстония                                          5, 7

3. Новая Зеландия                9, 4        28. Тайвань                                          5, 6

4. Швеция                              9, 4       29. Бельгия                                           5, 3                     

5. Канада                               9, 2        30. Намибия                                         5, 3

6. Исландия                           9, 2       32. Коста- Рика                                    5, 1

7. Сингапур                           9, 1       33. Малайзия                                       5, 1

8. Нидерланды                      9, 0         34. ЮАР                                              5, 0

9. Норвегия                           8, 9        35. Тунис                                            5, 0

10.Швейцария                       8, 9        36. Греция                                           4, 9

11.Люксембург                     8, 8        37. Маврикий                                      4, 9

12. Австралия                        8, 7       38. Италия                                           4, 7                       

13. Великобритания             8, 6         39. Чехия                                             4, 6

14. Германия                         8, 0        40. Перу                                               4, 5

15. Гонконг                           7, 7        41. Иордания                                       4, 4     

16. Ирландия                         7, 7       42. Уругвай                                         4, 4

17. Австрия                           7, 6        43. Монголия                                      4, 3

18. США                                7, 5  44. Польша                                          4, 2

19. Чили                                 6, 9  45. Бразилия                                        4, 1

20. Израиль                            6, 8  46. Малави                                          4, 1

21. Португалия                      6 , 7 47. Марокко                                        4, 1

22. Франция                           6, 6  48. Зимбабве                                       4, 1             

23.Испания                        6, 6      49. Сальвадор                                    3, 9

24. отсвана                     6, 1          50. Ямайка                                        3, 8

 


51. Литва                                 3, 8 77. Украина                                         2, 6

52. Южная Корея                   3, 8 78. Венесуэла                                      2, 6  

53. Словакия                           3, 7 79. Вьетнам                                         2, 6 

54. Филиппины                      3, 7   80. Армения                                          2, 5

55. Турция                              3, 6 81. Боливия                                           2, 5        

56. Мозамбик                         3, 5   82.Эквадор                                            2, 4       

57. Замбия                              3, 5  83. Россия                                               2, 4

58. Беларусь                           3, 4   84. Албания                                            2, 3

59. Китай                               3, 4   85. Грузия                                               2, 3

60. Латвия                             3, 4    86. Казахстан                                           2, 3

61. Мексика                           3, 4   87. Киргизия                                            2, 2

62. Сенегал                            3, 4   88. Пакистан                                            2, 2

63. Болгария                          3, 3   89.Уганда                                                  2, 2

64. Египет                             3, 3    90. Кения                                                  2, 0

65. Гана                                3, 3     91. Парагвай                                              2, 0

66. Македония                     3, 3     92. Югославия                                           2, 0

67. Румыния                        3, 3     93. Танзания                                             1, 9

68. Гватемала                      3, 2      94. Гондурас                                             1, 8

69. Тайланд                         3, 2      95. Узбекистан                                         1, 8

70. Никорагуа                     3, 1      96. Азербаджан                                        1, 7

71. Аргентина                     3, 0      97. Индонезия                                          1, 7

72. Колумбия                      2, 9      98. Нигерия                                              1, 6

73. Индия                            2, 9      99.Камерун                                                1, 5

74. Хорватия                       2, 7

75. Берег Слоновой Кости  2, 6

76. Молдавия                        2, 6

                                             




[1] Богданов И.Я., Калинин А.П. коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М:,      2001 г., - С. 7-9.

[2] Яни П.С. Взяточничество и должностное злоупотребление.  М., 2002. С. 8.


[3] Большая советская энциклопедия // М., 1997. Т.27.С.94

[4] Библия. Сирах. 1, 29, 4, 9.С.644.

[5] Макиавелли Н. Сочинения // Милан. 1954. С. 137

[6] Российское законодательство X-XX веков // М., 1985. С.181

[7] Седов П.В. На посуле как на стуле. Из истории российского чиновничества VII в. // Звезда. 1998. № 4. С.208.

[8] Седов П.В. Указ. Соч. С. 210.

[9] Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.

[10] Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991.

[11] Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – изд. 4-е – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

 – 1600 с.

[12] Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов / Составитель Мелков Г.М., 1990.

С. 323.

[13] Совет Европы. Серия европейских договоров. № 173. Страсбург, 1999.

[14] Комментарии к Уголовному кодексу РФ. М., «Юрист».  1996. С.701

[15] Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998.

[16] Яни П.С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовно-правовая ответственность. – М., 2002.

– 120 с.

[17] Коган В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени доктора юрид. наук. — М: МТ РСФСР, 1985. — 28 с.


[18] Статистика Генеральной прокуратуры РФ.

[19] Куликов А.Д. Коррупция: экономические и организационно-правовые проблемы. /

Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Юрист, 2001. – С.57.

[20] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. // Под. ред. В.Д. Иванова. – Ростов н / Д:

 Феникс, 2002. Серия «Закон и общество». – 512 с.

[21] Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: Научно-практическое пособие. –

М.: Юриспруденция, 2000. – С. 3-4.

[22] Дэвид Хайн. Политическая коррупция в Италии // Политическая коррупция в Европе и Латинской Америке.

Изд. Уолтер Литтл и Эдуардо Посада-Кабо. Нью-Йорк: Сент Мартинз Пресс, 1996.

[23] Мозес Нейм. Рост коррупции // Браун-журнал международных отношений №2. Лето. 1995.

[24] Эдвард Линкольн. Японская финансовая путаница // Международные вопросы.  1998. Май/июнь. С. 57-66.

[25] ОЭСР. Рекомендация Совета относительно вывода из-под налога сумм, выплачиваемых иностранным

государственным чиновникам. Париж.1996. 17 апреля.

[26] Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. // Под. ред.  В.В. Лунеева.

 М.: Изд. «Юрист», 2001. С. 185.

[27] Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. № 6.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8