Взяточничество и коррупция в деятельности преступных структур (сообществ)
В результате недавних исследований в Италии получены данные,
позволяющие осуществить анализ коррупции путями, ранее невозможными. Они
показывают структурное сходство проблемы коррупции и проблемы организованной
преступности. Итальянская юстиция использовала сходные методы в первой
половине 90-х гг. для борьбы как с организованной преступностью, так и с
коррупцией.[22]
В рамках предпринятых в 90-х гг. международных усилий по повышению
эффективности института государства многие страны начали амбициозные программы
приватизации госимущества. В странах с высоким уровнем коррупции и неадекватным
контролем за процессом приватизации возникли гигантские возможности не только
для коррупции, но и для проникновения организованной преступности в легальную
экономику.
В целях обеспечения выполнения Межгосударственной программы
совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных
преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых
Государств на период до 2000 г. было издано Постановление Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. « О национальном плане Российской
Федерации по реализации совместных мер борьбы с организованной преступностью..»
2. Различие между коррупцией и организованной преступностью стирается в
результате перевода огромных сумм, полученных в результате коррупционной
деятельности, в ведущие банковские центры оффшорных зон[23]. Разделение между
организованной преступностью и коррупцией исчезает и по другим направлениям. По
мере повышения финансовых ставок коррупция зачастую сопровождается насилием или
угрозой насилия, т.е. явлением обычно характерным для организованной
преступности.
В Японии, где члены организованных преступных группировок взяли
под свой контроль и скрыли от ведущих финансовых институтов страны с целью
невозвращения крупные банковские кредиты. Руководящие органы банков также
оказались инфильтрованы организованной преступностью, так что многие финансовые
институты были не в состоянии собрать долги из-за наличия криминала в своих рядах
или угроз с его стороны.[24]
Аналитические исследования различных экспертов показали, что не менее 40%
невыплаченных долгов можно связать с организованной преступностью. Это
объясняет, почему банки не могут сократить свои реестры невозвращенных
кредитов. Если воздействие организованной преступности на вторую по величине
мировую экономику столь значительно, ее влияние на развивающиеся и страны
переходного периода, где экономика не так сильна, еще более велико.
3. Коррупция ослабляет структуры государственных институтов и их иммунитет
против организованной преступности. В основном организованная преступность
процветает в обществах с распространенной коррупцией. Коррумпированные
правоохранительные органы и политические институты из-за отсутствия чистоты в
своих рядах могут избавить граждан от угрозы организованной преступности. Таким
образом, журналисты и все желающие не в состоянии эффективно разоблачать коррупционеров,
сталкиваясь с угрозой насилия против них самих или близких и отсутствием защиты
со стороны государственных силовых структур. Подвергается опасности само
гражданское общество, призванное вставать на пути коррупции.
В связи с ростом преступных проявлений Генеральная Прокуратура
Российской Федерации издает Указание от 29 сентября 1997 г. № 59/1 «О принятии
дополнительных неотложных мер по пресечению организованной преступности и
проявлений коррупции».
4. Международная преступность и коррупция все более приобретают
неразделимый и международный характер:
а) Доходы организованной преступности от торговли наркотиками или
людьми могут перемещаться в законный бизнес, например строительную индустрию.
Международные строительные фирмы могут получать ссуды от международных
финансовых организаций на проекты в развивающихся странах. Для получения
соответствующих контрактов возможен подкуп местных официальных лиц и
запугивание осуществляющих надзор представителей международных кредитных
организаций.
б) Существует возможность присваивания предоставляемых международными
кредитными организациями средств в рамках институционной коррупции. Неудачи с
введением необходимых контрольных мер и пробелы в законодательстве относительно
занятия госслужащими постов в частном секторе будут значить, что деньги с
готовностью разворуют. Потом они покинут страну через каналы специальных
компаний или будут легализированы через казино и другие заведения, зачастую
содержащиеся организованной преступностью.
Специальная литература слишком часто исследует симптомы коррупции
и организованной преступности по сравнению со случаями, выражающими структурную
суть данного явления. Таким образом, слишком мало внимания уделяется более
глубоким подходам к решению проблемы. Однако появляется растущее
взаимопонимание относительно необходимости в более согласованном изучении
проблемы. Например, интернационализация как коррупции, так и организованной
преступности подтолкнула правительственные органы, такие как Организация по
экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и неправительственные
организации (НО), такие как «Трэнспаренси Интернэшнл», а также академические
круги к тому, чтобы выступить за прекращение практики вывода из-под налогового
обложения сумм, выплачиваемых в качестве взяток, зарубежным официальным лицам[25]. Такая практика
уже поставлена вне закона в США. Легализация заграничных взяток оказывает
разрушающее воздействие на мораль в соответствующих странах.
Ряд недавних документов Евросоюза, ОЭСР, Организации американских
государств (ОАГ) и Совета Европы ставят своей целью развитие международных
усилий по борьбе со взяточничеством. Многие атикоррупционные меры поразительно
совпадают с мерами, предложенными и порой уже используемыми в борьбе с
организованной преступностью. Они
включают как распорядительные, так и нераспорядительные подходы:
1) Особые законы против коррупции и злоупотребления служебным
положением иллюстрируют усилия международных органов, таких как Совет Европы и
Организация американских государств по достижению консенсуса в законодательной
деятельности. Так, Конвенция ОЭСР против коррупции является свидетельством скорее
международных, чем региональных усилий в борьбе с этим явлением. «Конвенция о
гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (Страсбург, 4 ноября 1999,
Россия не участвует).
2) Необходимы системные регулирующие решения, действующие вне
границ, для глубокого проникновения в вышеуказанные проблемы. Данные решения не
могут ограничиваться исключительно уголовным правом и правоприменением. Скорее
они требуют скоординированного подхода, включающего гражданские, уголовные,
административные и распорядительные механизмы, а также реалистичную налоговую
политику и регламентирование. Совет Европы, ЕС и ОЭСР встали во главе
разработки такого скоординированного аналитического подхода. Претворение в
жизнь данной стратегии обещает быть более сложным, чем простая раскрутка
коррупционных скандалов в различных европейских странах.
3) Международное сотрудничество во вскрытии фондов, вывезенных
коррупционерами в заграничные банки, является необходимым шагом в рамках
международной антикоррупционной стратегии. В соответствии с Венской конвенцией
страны, в которые поступают денежные трансферты из других государств, могут
наложить на них арест, если существуют подозрения, что деньги связаны с
наркобизнесом. Новый подход должен предполагать репатриацию таких вкладов на
нужды развития страны и препятствование их возвращению в руки коррумпированных
чиновников.
4) Необходимой предпосылкой установления контроля над коррупцией
и деятельностью организованной преступности является мобилизация гражданского
общества для обеспечения наблюдения и отчетности чиновников, а также
эффективного управления с их стороны. Так в 1997 году было издано Постановление
ГД ФС РФ от 10.10.97 № 1787-II ГД О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации « О фактах коррупции должностных лиц органов
государственной власти города Санкт-Петербурга».
Опора на местные инициативы должна помочь в анализе специфических
проблем данного сообщества или региона и развитии стратегии, пригодной для
данной среды. С большим эффектом ученые могут взять на себя роль активистов.
Зачастую они являются главными советниками высших правительственных чиновников
и могут помочь в продвижении соответствующих идей и направлений.
5) В борьбе против организованной преступности и коррупции необходимы
СМИ, которые дают возможность журналистам расследовать и разоблачать коррупцию,
а также окружающая среда, позволяющая СМИ обличать злоупотребления. В
отсутствие этого журналисты превращаются в объекты для шантажа и даже убийств
со стороны обличаемых ими сил коррупции и организованной преступности. В случае
если у журналистов нет возможности обратиться к проблеме на территории своей
собственной страны, сейчас им могут помочь в этом Интернет и международная
система вещания.
6) Международная экспертиза в поддержку стран особо пораженных
коррупцией имеет важное значение, но она должна осуществляться в партнерстве с
заинтересованными сторонами в самих этих странах. Международные организации
должны работать с коллегами, представляющими широкий спектр политических взглядов.
Это требуется для поддержки деятельности по мобилизации населения и его воли
взяться по настоящему за коррупцию и организованную преступность.
7) Особого контроля требует приватизация государственного сектора.
Несправедливый переход государственной собственности в частные руки
увековечивает неравенство в обществе и существенно осложняет проблему борьбы с
организованной преступностью и коррупцией.
Комбинированная проблема коррупции и организованной преступности
должна стать центральным пунктом повестки дня как правительственных, так и
неправительственных организаций. Требуются широкие институционные и культурные
изменения.
3.2. Некоторые аспекты борьбы с
организованной преступностью и коррупцией в свете защиты прав человека
В целях более эффективного раскрытия
преступлений и защиты прав граждан участников процессуальных действий
существует Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 28 августа 1996 г. №
791-РП «Об утверждении положения о мерах социальной защиты и материального
стимулирования граждан, способствовавших раскрытию преступлений, совершенных
организованными преступными группами».
Наиболее социально опасными в сфере
соблюдения прав и свобод человека и гражданина является правонарушения со
стороны должностных лиц органов власти и местного самоуправления. Степень
общественной опасности этих правонарушений подчеркивается и
уголовно-процессуальным законодательством России уголовные дела о преступлениях
против государственной власти и правосудия расследуются, в основном органами прокуратуры,
которые отнесены Конституцией РФ к органам судебной власти.
К условиям столь бурного развития в нашей стране организованной
преступности и коррупции, помимо причин экономического характера, относятся и
некоторые государственные просчеты при внедрении рыночной экономики:
1. Чрезмерная идеализация рыночной экономики и практическое
отсутствие ее государственного регулирования.
2. Сокращение государственного аппарата силовых,
оперативно-розыскных структур привело к тому, что эти специалисты ушли работать
в сферу экономики, которая не регулировалась и не контролировалась
государством. Почти во всех уголовных делах по организованной преступной
деятельности фигурируют в качестве исполнителей или соучастников бывшие и
действующие работники правоохранительных органов и силовых структур.
Специалисты, выброшенные из силовых правоохранительных структур,
пользуясь сложившейся безответственностью, помогли создать теневую экономику и
способствовали сращиванию теневой экономики с государственной властью, где у
них остались значительные корни и связи. Таким образом, они перешли в разряд
криминальной деятельности и способствовали криминализации общества.
3. Перекосы в идеологизации общества по пути чрезмерного
виктимизирования - страха, боязни, подчинения силе и т. д., а также возвеличивания,
возвышения преступной субкультуры, криминального образа жизни, насилия и
безответственности за преступления способствуют развитию организованной
преступности как системы, пополнению ее за счет несовершеннолетних
правонарушителей и молодежи. Существует Указ Генеральной прокуратуры РФ от
25.08.97. № 53/21, МВД РФ 21.08.97. № 1/12597 «О дополнительных мерах по
предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних».
4. Неправильная позиция судебных
органов, требовавших неприкосновенности частной собственности. (ст. 35
Конституции РФ)
5. Организованная преступность проявляется, в основном, в виде
деятельности различных юридических лиц, создаваемых группами преступников для
отмывания преступно нажитых средств, перевода за рубеж валюты, незаконного
оборота оружия, наркотиков, алкоголя и др. Эти лица, как правило, находятся в
тени, скрываются за подставными «руководителями» и представителями подобных
компаний. Выявление их для привлечения к уголовной ответственности крайне
затруднительно. Первоначально отсутствовала даже правовая ответственность
юридических лиц за их правонарушения в сфере экономики. А ведь основными
субъектами производственных отношений стали юридические лица, а не государство
и физические лица, как при социализме. Все правонарушения и преступления в
сфере рыночной экономики совершаются под прикрытием юридических лиц и индивидуального
предпринимательства. Поэтому должна развиваться система административной и
уголовной ответственности юридических лиц за организованную преступную
деятельность в Российской Федерации и за ее пределами.[26]
Без достоверной всеобъемлющей юридической статистики невозможно
планировать и прогнозировать работу государственного аппарата. Чтобы иметь
представление о коррупции как социальном явлении в обществе и преступном
социуме, необходимо иметь достоверную единую статистику этого явления, что
также вытекает из Указа Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224, которым
вводится единая статистическая отчетность всех административных правонарушений
и преступлений в сфере экономики, это значит, что должна быть и единая система
органов государственной исполнительной власти, основная функция которых на
современном этапе — государственное регулирование экономики.
Координация деятельности всех органов государственной власти в
борьбе с коррупцией — одна из основных функций российской прокуратуры, что
закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.
8) и вытекает из вышеназванного Указа Президента РФ — контролирующие органы
обязаны о всех выявленных в сфере экономики правонарушениях информировать
органы прокуратуры.
Развитие правовой базы по борьбе с организованной преступностью,
организованной преступной деятельностью и коррупцией должно исходить прежде
всего из защиты прав и свобод человека и гражданина, принятых и провозглашенных
10 января 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН во Всеобщей декларации прав
человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации как неотчуждаемые и
принадлежащие от рождения каждому человеку. То есть это естественные права,
определяющие социальную сущность человека как частицы материального мира.
Правоохранительные органы, сращиваясь с преступными
формированиями, создают среду, которая является существенным препятствием для
борьбы с коррупцией. Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на
развале уголовных дел, за взятки организуется давление правоохранительных
органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для
вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных органов
на службу (« по совместительству») в коммерческие структуры и создания таковых
под патронажем органов правопорядка. Коррупция проникает в суды. В этих
условиях адвокаты делают взятки эффективным инструментом защиты своих клиентов.
(Россия и коррупция: кто кого? Российская газета. 1998. 19 февраля).
Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в
Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным
явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных,
демократических принципов построения правового государства, но и экономической
и национальной безопасности страны.
Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы:
а) необходимо совершенствование действующего законодательства,
выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных
актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме»,
«Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».
б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и
организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности
органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан
и общественных формирований;
в) создание обстановки нетерпимости, осуждения, аморальности
любого факта проявления коррупции.
З а к л ю ч е н и е
Подводя итоги дипломной работы можно сделать выводы, что коррупция
становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей
и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные
коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной
независимости для борьбы с институциональной коррупцией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|