бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Участие органов опеки и попечительства в защите бесплатно рефераты

Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родствен­никами крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предус­мотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных пра­вонарушениях (ст.25.3 КоАП), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст.49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользо­ваться помощью адвоката (защитника), с момента соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48 Конституции РФ), но и может являться до­полнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе предварительного или судебного следствия. 

Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответству­ющими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепле­ние права ребенка на защиту своих прав и законных интере­сов в ст.56 СК.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

а)       произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права  на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст.16 Конвенции «О правах ребенка»);

б)       всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.19 Конвенции «О правах ребенка»);

в)      экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32 Конвенции «О правах ребенка»);

г)       незаконного потребления наркотических средств и пси­хотропных веществ (ст.33 Конвенции «О правах ребенка»);

д)       всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34 Конвенции «О правах ребенка»);

е)       бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.37 Конвенции «О правах ребенка»);

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.36 Конвенции «О правах ребенка»);

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных про­грамм с целью предоставления необходимой поддержки ребен­ку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществ­ления других форм предупреждения и выявления случаев же­стокого обращения с ребенком, так и законодательные, адми­нистративные, просветительные и иные меры.

В РФ целенаправленные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии, с требованиями Конвенции «О правах ребенка», осуществляются на основе постановления Правитель­ства РФ от 23 августа 1993г. №848: "О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспече­нии выживания, защиты и развития детей1". В целях коорди­нации усилий федеральных органов государственной власти по защите прав детей в России, разработаны Основные направле­ния государственной социальной политики по улучшению по­ложения детей в РФ до 2000г. — Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995г. №9421. В качестве второго этапа реализа­ции Национального плана действий в интересах детей поста­новлением Правительства РФ от 18 декабря 1997г. №165 ут­вержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000гг.2, в котором предусматривается принятие ком­плексных мер по защите прав ребенка, включая правовые, социальные, организационные и иные аспекты.

Семейным кодексом (п.1 ст.56 СК) установлено, что не­посредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменя­ющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК слу­чаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находит­ся в воспитательном учреждении или в учреждении социаль­ной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.147 СК).

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с за­коном полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право, самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полнос­тью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого со­гласия — по решению суда.

Право ребенка на защиту включает и возможность само­стоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а рав­но при невыполнении или ненадлежащем выполнении родите­лями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В та­ких ситуациях ребенку, предоставлено право, обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнад­цати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заклю­чаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредствен­ной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК), ли­шении или ограничении родительских прав в, судебном поряд­ке (ст.69, 73 СК).

Весьма, значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установленные п.3 ст.56 СК обязан­ности должностных лиц, организаций и граждан, которым ста­нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахож­дения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

 Статья 12 Конвенции «О правах ребенка» предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ре­бенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.  В соответствии с положениями Конвенции «О правах ребенка», ст.57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

 В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мне­ние. В Конвенции «О правах ребенка» такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяю­щего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор об­разовательного учреждения, формы обучения, организация до­суга и т.п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмот­рении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве1, при раз­решении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК), при рас­смотрении иска родителей о возврате им детей (п.1 ст.68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п.4 ст.72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п.2 ст.76 СК) и т. д.

Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано, необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздей­ствия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не явля­ется ли мнение ребенка следствием воздействия на него заин­тересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства1.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, реше­ние может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагивают­ся важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка (ст.59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст.72 СК); усыновление (ст.132 СК); изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (п.4 ст.134 СК); запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст.136); изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления (п.3 ст.143 СК); передача на воспитание в приемную семью (п.3 ст.154 СК). Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.8 Конвенции «О правах ребенка» каж­дый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуально­сти, включая гражданство, имя и семейные связи. Право ре­бенка на имя закреплено в ст.58 СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляет­ся у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст.7 Конвенции о правах ребенка). В соответствии с п.2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. Кодекс устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с нормативными актами субъектов РФ или на основании национальных обычаев. 

Как следует из п.3 ст.58 СК, фамилия ребенка определя­ется фамилий родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное /не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций).  При отсутствии соглашения между родителями относитель­но имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разреша­ется органом опеки и попечительства (п.4 ст.58 СК). Не вызы­вает сомнений, что подобные споры должны разрешаться толь­ко исходя из интересов ребенка.  

Имя, фамилия и отчество ребенка указываются в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении (ст.22 — 23 За­кона об актах гражданского состояния), а в последующем вно­сится в паспорт гражданина РФ — основной документ, удостоверяющий его личность.

 Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку записываются в записи акта о рождении по указанию органа опеки и попечительства, медицинской или воспитательной организации, организации социальной защиты населения, органа внутренних дел (п.1,3 ст.19 Закона об актах гражданского состояния). Перечисленные органы обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка

Семейный кодекс допускает изменение имени и фамилии ребенка. В соответствие с п.1 ст.59 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997г. №140-ФЗ) изменение имени и фамилии ребенка на фамилию другого родителя возможно, лишь по совместной просьбе родителей до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, и только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом в законе прямо указыва­ется, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. После достижения несовершеннолетним возраста четырнадцати лет вопрос о перемене им имени, вклю­чающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, решается по его собственному заявлению в соответствии с тре­бованиями действующего законодательства (ст.58—63 Закона об актах гражданского состояния). В частности, согласно п.3 ст.58 Закона об актах гражданского состояния перемена име­ни лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечи­теля, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной де­еспособности до достижения им совершеннолетия.

При раздельном проживании родителей, что в большин­стве случаев связано с расторжением их брака, родитель, с которым остался проживать ребенок, вправе просить о при­своении ему своей фамилии (п.2 ст.59 СК). Обсто­ятельства, когда учет мнения этого родителя не обязателен, прямо перечислены в законе (п.2 ст.59 СК): невозможность установления его места нахождения, лишение его родительс­ких прав, признание недееспособным, уклонение родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

На практике органы опеки и попечительства дают согла­сие на перемену фамилии ребенка по просьбе одного из роди­телей при вступлении матери (отца) в повторный брак, когда ею (им) выбрана фамилия нового супруга. Однако в таких слу­чаях необходимо выяснять характер сложившихся взаимоот­ношений между ребенком и отчимом (мачехой), их длитель­ность и устойчивость1.  Если  ребенок счастлив в новой семье и привязан к супругу своей матери (отца), а тот проявляет заботу о его со­держании, воспитании и образовании, как настоящий роди­тель, вопрос может быть решен положительно. Это относится и к случаям, когда ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено. При такой ситуации, исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой (п.3 ст.59 СК).

Во всех случаях перемены имени и (или) фамилии ребенка по совместной просьбе родителей или только по просьбе од­ного родителя, является обязательным согласие ребенка на из­менение его фамилии и имени, после достижения им десяти­летнего возраста (п.4 ст.59 СК), когда он уже может само­стоятельно дать оценку последствий подобного решения для себя, с учетом взаимоотношений с родителями, со сверстника­ми и педагогами в школе и в среде своего общения. Введение в закон этой нормы является дополнительной, существенной га­рантией соблюдения прав несовершеннолетних.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. С 15 сентября 1990г. Россия является участницей  Конвенции ООН «О правах ребенка». В соответствии со  ст.15 Конституции РФ данная Конвенция «О правах ребенка» является частью российского законодательства, ее нормы, которые не были инкорпорированы во внутреннее законодательство, подлежат непосредственному применению. В случае противоречия между нормами Конвенции и другими внутренними актами применяются нормы Конвенции «О правах ребенка». В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, которого Конвенция «О правах ребенка» рассматривает как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Такой же подход к проблеме прав ребенка содержится и в Семейном кодексе РФ.

1.2.  Имущественные права несовершеннолетних детей.


Каж­дый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравствен­ного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат. Создание условий жизни, необходимых для развития ребенка, обеспечивается главным образом роди­телями, несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание (ст.27 Конвенции «О правах ребенка»). Ранее нормы об имущественных правах ребенка в КоБС отсутствовали, что создавало опреде­ленные сложности в решении вопросов, связанных с защитой имущественных интересов детей. Только с принятием СК уст­ранен этот пробел в семейном законодательстве.

Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имуществен­ными правами:

а) правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (то есть совершеннолетних трудоспособ­ных братьев , дедушки, бабушки и др.);

б) правом собственности на полученные им доходы, иму­щество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребен­ка;

в)  правом владеть и пользоваться имуществом родите­лей при совместном с ними проживании (по взаимному согла­сию ребенка и родителей).

Порядок и размер предоставления содержания ребенку ро­дителями и другими членами семьи определяются разделом 5 СК "Алиментные обязательства членов семьи" (ст.80—84,86,93—94 СК). Что касается различных денежных сумм, причитаю­щихся ребенку, то право собственности на них признается за ребенком. Согласно п.2 ст.60 СК эти средства поступают в рас­поряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), и должны расхо­доваться ими на содержание, воспитание и образование ре­бенка. Это относится как к алиментам, так и к другим выпла­там — пенсиям и пособиям. В частности, детям может назна­чаться пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инва­лидности, социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет, социальная пенсия инвалидам с детства, со­циальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, поте­рявшим одного или обоих родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10