Участие органов опеки и попечительства в защите
Участие органов опеки и попечительства в защите
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Правовое положение несовершеннолетних детей
1.1 Личные неимущественные права несовершеннолетних
детей
1.2 Имущественные права несовершеннолетних детей
Глава 2. Участие органов опеки и попечительства в
защите
прав и интересов несовершеннолетних детей
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами
опеки и попечительства.
Заключение
Список сокращений
Список
использованных нормативно-правовых актов
Список специальной научной и учебной литературы
Список использованной юридической практики
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
От охраны материнства с помощью
административного, трудового законодательства зависит качество семьи, способной
выполнять свойственные ей функции. То же самое можно сказать о детстве —
особом возрастном периоде в жизни человека, когда закладывается фундамент его
физического и душевного здоровья. Создавая условия для нормального развития
ребенка в семье, государство тем самым не только охраняет детство, но и особым
образом способствует охране семьи1.
Общеизвестно, что жизнь ребенка в семье предпочтительна
со всех точек зрения. Конечно, имеется в виду семья, не приносящая вреда
воспитанию несовершеннолетнего. Ребенок в семье — одна из важных предпосылок
ее правовой охраны. Вот почему в охране семьи государством принимают, должны
принимать самое активное участие различные государственные органы, специальные
задачи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних выполняют органы
опеки и попечительства .
Проблемы
беспризорных детей в течение нескольких лет исследовались Институтом
социально-экономических проблем народонаселения РАН .
Кто они -
беспризорники?
Обследование
беспризорников проводилось в 1999 г. В нем участвовали 69 беспризорных,
находившихся в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
г. Великий Новгород. Большинство беспризорных детей (52%) имеют семью: 28% -
полную, 24% - неполную, 36% - живут с другими родственниками, с бабушкой и/или
с дедушкой, 16% -в детском доме, приюте. Проживание с родителями не всегда
положительно для ребенка. Уже с юных лет эти дети видели то, что, по мнению психологов,
оказало влияние на их психику и будет сказываться на всей их дальнейшей жизни.
Лишь очень немногие из них могут забыть об этом впоследствии и вести иной образ
жизни. Данное обследование выявило новые закономерности: у 45,5% детей один из
родителей, а в ряде случаев оба - безработные, у 17,4% детей один из родителей
находился в заключении, у 8,9% - родители (или один из них) лишены родительских
прав.
Перечисленные выше условия
жизни детей предопределяют и причины их бегства из дома. Наиболее часто
упоминаются следующие: плохие отношения с матерью и отцом, с учителями,
родители алкоголики, умерла мать и "я стал никому не нужен", жестокое
отношение, "надоело учиться", "я не люблю своих родителей".
Наряду с этим встречаются и ответы другого порядка: "хочется попутешествовать",
"жить самостоятельно". "Мои родители алкоголики, у меня с ними
плохие отношения, поэтому убежал из дома. Я уже убегаю не первый раз"
(Андрей Л., 13 лет). "Мой отец умер, а мама меня не любит. Я ей совсем не
нужен. Она меня часто бьет" (Никита, 12 лет). Очень часто они уходят из
дома, чтобы показать матери, что не хотят жить с отчимом. Но есть и другая
причина: нередко отчимы сознательно "выживают" детей, избавляясь,
таким образом, от лишнего претендента на жилье и "освобождая" его для
себя и своего собственного ребенка1.
Реализация
в Семейном кодексе (гл.11) неоднократно высказываемого
предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретные и более содержательные нормы о правах детей
корреспондируется с нормами
международного права и позволяет установить
определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной
правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным
объектам родительской заботы. Нестабильная
экономическая обстановка в России и, как следствие, снижение жизненного уровня
многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за
чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и
культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по
их содержанию и воспитанию. Сегодня сложилось острое противоречие между
необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого
ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Среди
различных категорий семей в числе бедных чаще всего оказываются, именно семьи с
несовершеннолетними детьми. Россия является участником Конвенции «О правах ребенка2»
с 15 сентября 1990 года. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими
правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Для определения приоритетных целей и
задач по усилению социальной защищенности детей, обеспечению их конституционных
прав на выживание, защиту и развитие, разработаны различные нормативные
документы государственной социальной политики по улучшению положения детей в
Российской Федерации.
Целью дипломной работы является необходимость
выяснить, а как же органы опеки и попечительства обеспечивают защиту прав
несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основными
задачами, которые мы поставили перед собой, это выяснить статус органов опеки и
попечительства, какие задачи они выполняют по защите прав
несовершеннолетних детей, чем они руководствуются в своей работе. При изучении
данной темы мы использовали следующую нормативно-правовую базу: Конституцию
Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс
Российской Федерации, а также другие федеральные законы и иные
нормативно-правовые акты, как федерального уровня, так и принятые субъектами
Российской Федерации.
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе
мы изучаем права несовершеннолетних детей. Во второй главе мы исследуем вопрос
участия органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних детей.
Глава 1.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
1.1. Личные неимущественные
права несовершеннолетних детей.
Несовершеннолетние дети по Семейному кодексу
имеют только права и ни одной юридической обязанности. Такие обязанности, как
любовь к своим родителям, послушание, почтение к ним, соблюдение семейных
традиций и обычаев и т.п., правом не предусмотрены. Семейные отношения
подобного рода могут регулироваться нормами морали, нравственности, этики,
религиозными нормами, но никак не юридическими1.
В семейном кодексе РФ права несовершеннолетних
детей подразделяются на два вида: личные неимущественные и имущественные права,
которые закреплены в главе 11 .К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
· право
жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);
· право на общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);
· право
на защиту (ст.56 СК);
· право
выражать свое мнение (ст.57 СК);
· право
на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК).
Одним из самых важных прав ребенка является, предусмотренное
ст.54 СК право жить и воспитываться в семье, что
согласуется и с п.2 ст.20 ГК, устанавливающей местом жительства
несовершеннолетних не достигших четырнадцати лет,
место жительства их законных представителей — родителей,
усыновителей или опекунов. Поскольку Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет2, то регистрация места жительства или места пребывания несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место
жительства ребенка при раздельном проживании родителей
определяется соглашением родителей. При отсутствии такого
соглашения спор разрешается судом (п.3 ст.65 СК). Право
ребенка жить и воспитываться в семье не может быть
реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с
родителями противоречит интересам ребенка.
Решение об его раздельном
проживании с родителями может быть принято только судом
с соблюдением установленных СК необходимых процедур и
условий. Это соответствует международно-правовым нормам,
согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается
по судебному решению, исходя из наилучших интересов
ребенка. Например, когда родители жестоко обращаются с
ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и
необходимо принять решение относительно места
проживания ребенка (ст.9 Конвенции «О правах ребенка»).
Право ребенка жить и воспитываться в семье, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его
интересов и всестороннее развитие; уважение его
человеческого достоинства.
Право ребенка знать, насколько это возможно,
своих родителей и право на их заботу вытекает из
требований ст.7 Конвенции «О
правах ребенка»и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей (ст.47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной
усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении
методов искусственного оплодотворения
человека)1.
Право ребенка на заботу заключается
не только в удовлетворении его жизненно необходимых
потребностей материально-бытового характера (питание,
обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями
и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании
помощи при разрешении интересующих его вопросов,
возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении
разнообразных интересов детей). В случаях утраты
родительского попечения (отсутствие родителей, смерть
родителей, лишение их родительских прав, признание
недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных
ст.121 СК) право ребенка на воспитание в семье
обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном
законом (гл.18 СК) порядке. При этом согласно ст.123 СК предпочтение
отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся
без родительского попечения: передача их на усыновление,
в приемную семью или под опеку (попечительство).
С правом несовершеннолетних детей жить и
воспитываться в семье, неразрывно связано и закрепленное
ст.55 СК право детей на общение с обоими родителями,
дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими
родственниками.
Прекратившие совместное проживание родители (независимо от того,
расторгли они свой брак или нет) находятся во власти ненависти, желания мстить,
чувства вины за происходящее, потребности единолично владеть ребенком, страха
потерять его любовь. Чаще всего это происходит бессознательно — как правило — с
обеих сторон, что можно считать почти повседневным признаком послеразводных
отношений. «Агрессивные чувства против бывшего супруга, чувство вины,
угрожающее чувству собственной полноценности, и страх после супруга потерять
еще и ребенка спрессовываются в неспособность правильно реагировать на
продолжающуюся любовь
детей к другому родителю, и любовь эта вызывает, ревность и гнев»1.
В Кодексе особо подчеркивается, что право ребенка на
общение с родителями сохраняется также в случаях:
-
а) расторжения брака родителей;
-
б) признания брака родителей недействительным;
-
в) раздельного проживания родителей, в том числе
при их проживании в разных государствах, чем подтверждены существующие по
этому вопросу международно-правовые нормы.
Имеется в
виду:
- проживание одного из родителей в другом государстве;
- проживание обоих родителей в другом государстве;
- проживание родителей в разных государствах.
Понимание, что та или иная степень общения ребенка с
родителями ( одним из них) жизненно необходима формирующейся в стадии развития
личности, нашло свое отражение в ст.9 Конвенции «О правах ребенка», где
сказано: « Государства – участники уважают право ребенка, который разлучается с
одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные
отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда
это противоречит наилучшим интересам ребенка».
Так, ребенок, родители которого проживают в разных
странах, имеет право, за исключением особых обстоятельств,
поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые
контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители,
вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем
возвращаться в нее ( ст.10 Конвенции «О правах ребенка».)
Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою
очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, законом
предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при
лишении или ограничении родительских прав (ст.ст.71 и 74 СК), а
также в административном порядке при отобрании
ребенка у родителей органом опеки и попечительства
при непосредственной угрозе жизни ребенка или его
здоровью (ст.77 СК).
Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с
ребенком, в законе отсутствует.
Статья 66 СК РФ
состоит из нескольких пунктов, имеющих самостоятельные значения, неодинаковые
цели. Правда, все они, так или иначе, служат осуществлению родительских прав
проживающим отдельно от ребенка. Так, п.1 провозглашает общение, п.2 предусматривает
право родителей заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления
родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Подчеркивая
важность данного положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от
27 мая 1998г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров,
связанных с воспитанием детей»1, полностью воспроизводит текст СК РФ
(п.8). На практике заключение мирового соглашения, нередко происходит особенно
тогда, когда предстоит расторжение брака, и родители хотят сразу решить
возникающие при разводе проблемы. Подобного рода соглашение чаще всего
свидетельствует о желании мирным путем и наименее болезненным для ребенка
способом определить его судьбу.
Ориентируя на
мирное урегулирование крайне сложных вопросов СК РФ, исходит из необходимости
защиты:
-
права
родителя, который утрачивает постоянный, ежедневный контакт с ребенком:
-
права
ребенка, который несмотря ни на что, сохраняет право на общение с обоими
родителями, если они совместно с ним не проживают. При этом принимается во
внимание очевидная истина: несовершеннолетнему нужны мать и отец.
Право ребенка на общение со своими родителями
и другими родственниками в экстремальной ситуации
(задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей
его осуществления и важности для ребенка отдельно выделено в п.2 ст.55
СК. Содержание п.2 ст.55 СК согласуется и с нормам
международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное
информирование об обвинениях против него, через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их
участием при подготовке и
осуществлении своей защиты (ст.40 Конвенции «О правах ребенка»).
П.2 ст.55 СК РФ дает примерный перечень таких ситуаций. В качестве примеров закон выделяет лишь задержание, арест,
заключение под стражу, а также нахождение в лечебном
учреждении. Для определения иных разновидностей экстремальной ситуации, в
которой может оказаться ребенок, возможно использовать
также понятие трудной жизненной ситуации, под которой
понимается ситуация, объективно нарушающая
жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в
связи с болезнью, сиротство, безнадзорность,
малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и
жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может
преодолеть самостоятельно1.
Разделом V Плана действий по улучшению
положения детей в РФ на 1995—1997гг.
предусматривалось оказание помощи детям, находящимся в особо трудных
обстоятельствах (пострадавшим в результате природных и
техногенных катастроф, страдающим психическими
заболеваниями и т.п.)2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|