бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Участие органов опеки и попечительства в защите бесплатно рефераты

Участие органов опеки и попечительства в защите

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.  Правовое положение несовершеннолетних детей

1.1 Личные неимущественные права несовершеннолетних  детей

1.2 Имущественные  права несовершеннолетних детей

Глава 2.  Участие органов опеки и попечительства в защите

прав и интересов несовершеннолетних детей

2.1  Задачи и функции органов опеки и попечительства

2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства.

Заключение

Список сокращений

Список использованных нормативно-правовых актов

Список специальной научной и учебной литературы
Список использованной юридической практики

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


  От охраны материнства с помощью административного, трудового законодательства зависит качество семьи, способной выполнять свойственные ей функции. То же самое мож­но сказать о детстве — особом возрастном периоде в жизни человека, когда закладывается фундамент его физического и душевного здоровья. Создавая условия для нормального развития ребенка в семье, государство  тем самым не только охраняет детство, но и особым об­разом способствует охране семьи1.

Общеизвестно, что жизнь ребенка в семье предпо­чтительна со всех точек зрения. Конечно, имеется в виду семья, не приносящая вреда воспитанию несовершен­нолетнего. Ребенок в семье — одна из важных предпосылок ее правовой охраны. Вот почему в охране семьи государством принимают, должны принимать са­мое активное участие различные государственные органы, специальные задачи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних выполняют органы опеки и попечительства .

Проблемы беспризорных детей в течение нескольких лет исследовались Институ­том социально-экономических проблем народонаселения РАН .

Кто они - беспризорники?

Обследование беспризорников проводилось в 1999 г. В нем участвовали 69 беспризорных, находившихся в  центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей  г. Великий Новгород. Большинство беспри­зорных детей (52%)  имеют семью: 28% - полную, 24% - неполную, 36% - живут с другими родственниками, с бабушкой и/или с дедушкой, 16% -в детском доме, приюте. Проживание с родителями не всегда положительно для ребенка. Уже с юных лет эти дети видели то, что, по мнению психологов, оказало влияние на их психику и будет сказываться на всей их дальнейшей жизни. Лишь очень немногие из них могут забыть об этом впоследствии и вести иной образ жизни. Данное обследование выявило новые закономерности: у 45,5% детей один из родителей, а в ряде случаев оба - безработные, у 17,4% детей один из родителей находился в заключении, у 8,9% - родители (или один из них) лишены родительских прав.

Перечисленные выше условия жизни детей предопределяют и причины их бегства из дома.  Наиболее часто упоминаются следующие: плохие отношения с матерью и отцом, с учителями, родители алкоголики, умерла мать и "я стал никому не нужен", жестокое отношение, "надоело учиться", "я не люблю своих родителей". Наряду с этим встречаются и ответы другого порядка: "хочется попуте­шествовать", "жить самостоятельно". "Мои родители алкоголики, у меня с ними пло­хие отношения, поэтому убежал из дома. Я уже убегаю не первый раз" (Андрей Л., 13 лет). "Мой отец умер, а мама меня не любит. Я ей совсем не нужен. Она меня часто бьет" (Никита, 12 лет). Очень часто они уходят из дома, чтобы показать матери, что не хотят жить с отчимом. Но есть и другая причина: нередко отчимы сознательно "выживают" де­тей, избавляясь, таким образом, от лишнего претендента на жилье и "освобождая" его для себя и своего собственного ребенка1.

Реализация в Семейном кодексе (гл.11) неоднократно выс­казываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина "интересы детей" на конк­ретные и более содержательные нормы о правах детей кор­респондируется с нормами международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвящен­ной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам роди­тельской заботы. Нестабильная экономическая обстановка в России и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление  инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их содержанию и воспитанию. Сегодня сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Среди различных категорий семей в числе бедных чаще всего оказываются, именно семьи с несовершеннолетними детьми. Россия является участником Конвенции «О правах ребенка2» с 15 сентября 1990 года. Конвенция рассматривает ребен­ка как самостоятельную личность, наделенную соответствую­щими правами, способную в определенной мере к их самосто­ятельному осуществлению и защите. Для определения приоритетных целей и задач по усилению социальной защищенности детей, обеспечению их конституционных прав на выживание, защиту и развитие, разработаны различные нормативные документы государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Целью дипломной работы является необходимость выяснить, а как же органы опеки и попечительства обеспечивают защиту прав несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основными задачами, которые мы поставили перед собой, это выяснить статус органов опеки и попечительства, какие     задачи они выполняют по защите прав несовершеннолетних детей, чем они руководствуются в своей работе. При изучении данной темы мы использовали следующую нормативно-правовую базу: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, как федерального уровня, так и принятые субъектами Российской Федерации.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе мы изучаем права несовершеннолетних детей. Во второй главе мы исследуем вопрос участия органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних детей.

Глава 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

1.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.


Несовершеннолетние дети по Семейному кодексу имеют только права и ни одной юридической обязанности. Такие обязанности, как любовь к своим родителям, послушание, почтение к ним, соблюдение семейных традиций и обычаев и т.п., правом не предусмотрены. Семейные отношения подобного рода могут регулироваться нормами морали, нравственности, этики, религиозными нормами, но никак не юридическими1.

В семейном кодексе РФ права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные неимущественные и имущественные права, которые закреплены в главе 11 .К личным неимущественным пра­вам несовершеннолетних детей относятся:

·   право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);

·     право на общение с родителями и другими родственника­ми (ст.55 СК);

·   право на защиту (ст.56 СК);

·   право выражать свое мнение (ст.57 СК);

·   право на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК).

Одним из самых важных прав ребенка является, предус­мотренное ст.54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п.2 ст.20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — роди­телей, усыновителей или опекунов. Поскольку Положением о паспорте граждани­на РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет2, то регистра­ция места жительства или места пребывания несовершенно­летних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании роди­телей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п.3 ст.65 СК). Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда со­вместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка.

 Решение об его раз­дельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых проце­дур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст.9 Конвенции «О правах ребенка»).

Право ребенка жить и воспитываться в семье, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих ро­дителей и право на их заботу вытекает из требований ст.7 Конвенции «О правах ребенка»и обусловлено тем, что возник­новение взаимных прав и обязанностей родителей и детей ос­новывается на происхождении детей от данных родителей (ст.47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о роди­телях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разре­шен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родите­лей с тайной усыновления и тайной биологического происхож­дения ребенка (при применении методов искусственного опло­дотворения человека)1.

Право ребенка на забо­ту заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принад­лежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопро­сов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей). В случаях утраты родительского попечения (отсутствие ро­дителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, при­знание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст.121 СК) право ребенка на воспитание в се­мье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл.18 СК) порядке. При этом согласно ст.123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, ос­тавшихся без родительского попечения: передача их на усынов­ление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

С правом несовершеннолетних детей жить и воспитывать­ся в семье, неразрывно связано и закрепленное ст.55 СК пра­во детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабуш­кой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Прекратившие совместное проживание родители (независимо от того, расторгли они свой брак или нет) находятся во власти ненависти, желания мстить, чувства вины за происходящее, потребности единолично владеть ребенком, страха потерять его любовь. Чаще всего это происходит бессознательно — как правило — с обеих сторон, что можно считать почти повседневным признаком послеразводных отношений. «Агрессивные чувства против бывшего супруга, чувство вины, угрожающее чувству собственной полноценности, и страх после супруга потерять еще и ребенка спрессовываются в неспособность правильно реагировать на продолжающуюся любовь детей к другому родителю, и любовь эта вызывает,  ревность и гнев»1.

В Кодексе особо подчеркивается, что право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях:

-                     а) рас­торжения брака родителей;

-                      б) признания брака родителей не­действительным;

-                      в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем под­тверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы.

Имеется в виду:

- проживание одного из родителей в другом государстве;

- проживание обоих родителей в другом государстве;

- проживание родителей в разных  государствах.

Понимание, что та или иная степень общения ребенка с родителями ( одним из них) жизненно необходима формирующейся в стадии развития личности, нашло свое отражение в ст.9 Конвенции «О правах ребенка»,  где сказано: « Государства – участники уважают право ребенка, который разлучается с одним  или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка».

 Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обсто­ятельств, поддерживать на регулярной основе личные отно­шения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую стра­ну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее ( ст.10 Конвенции «О правах ребенка».) 

Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с роди­телями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст.ст.71 и 74 СК), а также в административ­ном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опе­ки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ре­бенка или его здоровью (ст.77 СК).

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей.   Исчерпывающий перечень родствен­ников, имеющих право на общение с ребенком, в законе от­сутствует. 

Статья 66 СК РФ состоит из нескольких пунктов, имеющих самостоятельные значения, неодинаковые цели. Правда, все они, так или иначе, служат осуществлению родительских прав проживающим отдельно от ребенка. Так, п.1 провозглашает общение, п.2 предусматривает право родителей заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Подчеркивая важность данного положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27 мая 1998г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»1, полностью воспроизводит текст СК РФ (п.8).  На практике заключение мирового соглашения, нередко происходит особенно тогда, когда предстоит расторжение брака, и родители хотят сразу решить возникающие при разводе проблемы. Подобного рода соглашение чаще всего свидетельствует о желании мирным путем и наименее болезненным для ребенка способом определить его судьбу.

Ориентируя на мирное урегулирование крайне сложных вопросов СК РФ, исходит из необходимости защиты:

-                     права родителя, который утрачивает постоянный, ежедневный контакт с ребенком:

-                     права ребенка, который несмотря ни на что, сохраняет право на общение с обоими родителями, если они совместно с ним не проживают. При этом принимается во внимание очевидная истина: несовершеннолетнему нужны мать и отец.

Право ребенка на общение со своими родителями и други­ми родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделе­но в п.2 ст.55 СК. Содержание п.2 ст.55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него, через его ро­дителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при под­готовке и осуществлении своей защиты (ст.40 Конвенции «О правах ребенка»).

  П.2 ст.55 СК РФ дает примерный перечень таких ситуаций. В качестве при­меров  закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечеб­ном учреждении. Для определения иных разновидностей экст­ремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, воз­можно использовать также понятие трудной жизненной ситу­ации, под которой понимается ситуация, объективно наруша­ющая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособ­ность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, без­надзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самосто­ятельно1. Разделом V Плана действий по улучшению положе­ния детей в РФ на 1995—1997гг. предусматривалось оказание помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах (пострадавшим в результате природных и техногенных катаст­роф, страдающим психическими заболеваниями и т.п.)2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10