Система бюджетирования рекламной деятельности предприятия
Перейдем к
рассмотрению системы рекламного бюджетирования, действующей на изучаемом в
данной работе предприятии – ОАО Концерн «Калина».
2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И СИСТЕМА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО
КОНЦЕРН «КАЛИНА»
2.1.Характеристика ОАО Концерн
«Калина» и виды его рекламной деятельности
Открытое
Акционерное Общество Концерн «Калина», расположенное в г.Екатеринбурге, -
крупнейший в России и странах СНГ производитель косметических средств,
парфюмерии и бытовой химии . Компания занимается разработкой, производством и
сбытом на территории России и стран СНГ, а также за их пределами широкого круга
средств по уходу за кожей (кремы, лосьоны, гели, тоники и т.д.), средств по
уходу за волосами (шампуни, бальзамы), средств по уходу за полостью рта (зубные
пасты, ополаскиватели), парфюмерии, моющих средств (стиральные порошки, мыло) и
ряда других продуктов.
Первоначально
Концерн «Калина» (до 1999г. парфюмерно-косметическая фабрика «Уральские
самоцветы») позиционировался в нижней ценовой категории и занимался
производством большого числа небрендовых косметических средств. Компания была
региональным производителем, неизвестным за пределами Уральского региона.
В 1996 г. у концерна сменился собственник, и на предприятие пришла
новая команда менеджеров. С тех пор компания демонстрировала агрессивную
стратегию развития, нацеленную на присутствие в максимально возможном
количестве сегментов косметического рынка и на охват всех категорий
потребителей, при этом основной акцент был сделан на покупателей со средним
достатком. Кризис 1998 г. принес пользу значительному числу национальных
производителей, так как дал им преимущества в себестоимости перед западными
конкурентами. Концерн «Калина» использовал эту возможность, чтобы добиться
лидирующих позиций на российском рынке. Компания инвестировала средства в
развитие абсолютно новых брендов («Черный жемчуг», «Чистая линия», «32-Норма»,
«Золотая линия», «Серебряная линия», «Маленькая фея», «Дракоша» и т.д.), так
как продвижение новых марок на рынок в посткризисный период требовало гораздо
меньших затрат. В то же время большинство российских производителей довольствовались
вернувшимся интересом потребителей к известным ранее продуктам. В результате
доля брендовой продукции в продажах компании достигла 56%, а их доля в
маржинальной прибыли - 68,5%, тогда как в конце 1999 г. на нее приходилось
только 10% продаж. В настоящее время концерн занимается созданием новых
брендов, а также использует свои основные марки для производства и вывода на
рынок новых товаров. Тем не менее, столь агрессивная маркетинговая стратегия
приводит к дополнительной нагрузке на финансы компании.
Структура
собственности концерна абсолютно прозрачна - Концерн «Калина» является
открытым акционерным обществом с уставным капиталом порядка 631 млн. рублей.
Распределение
капитала в Концерне выглядит следующим образом: 21% принадлежит юридическим лицам,
79% - физическим лицам. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)
владеет 17,84% капитала.
Генеральный
директор и Совет директоров избирается на Годовом собрании акционеров.
На
сегодняшний день в состав Концерна «Калина» входят 6 предприятий: 2 предприятия
в г. Екатеринбурге, парфюмерно-косметический комбинат «Алые паруса» (г.
Николаев, Украина), Алмалыкский завод бытовой химии «Паллада-Восток»
(г.Алмалык, Узбекистан), Омский завод синтетических моющих средств (г.Омск,
Россия), фабрика «Лола» (г. Ташкент, Узбекистан). Все подразделения головной
компании, расположенные на территории России, входят в состав единого
юридического лица, в то время как дочерние компании в СНГ остаются отдельными
предприятиями.
Благодаря усилиям молодой креативной команды менеджмента компания,
некогда являвшаяся производителем регионального масштаба, стала в достаточно
короткий период времени одним из лидеров рынка. Концерн постепенно внедряет
современные маркетинговые и управленческие технологии, демонстрируя способность
конкурировать на российском рынке с известными международными марками. Это
очень важный позитивный фактор, выделяющий Концерн «Калина» среди большей части
национальных производителей.
Агрессивная стратегия роста концерна ориентирована на развитие новых
брендов и продуктов, а также расширение бизнеса вследствие поглощения других
косметических предприятий в России и странах СНГ. Такая политика влечет за
собой значительный риск, особенно в свете обостряющейся конкуренции на
российском косметическом рынке. Стратегия роста компании нацелена на
горизонтальное развитие, и в будущем вертикальной интеграции не планируется.
Потребность существенных денежных ресурсов для финансирования развития -
важнейший риск для концерна.
Продажи продукции компании
осуществляются через 123 независимых дистрибьютора, причем ни один из них не
распространяет более чем 6% продукции, а 10 крупнейших дистрибьюторов отвечают
всего за 27% оборота. Дистрибьюторская сеть концерна покрывает большую часть
регионов России и стран СНГ. Хотя компания не вкладывает средства в собственную
сеть и региональные, дилеры по-прежнему остаются независимыми, концерн внедряет
систему управления ассортиментом и запасами на складах дилеров для того, чтобы
оптимизировать свои потребности в рабочем капитале, которые, однако, до сих пор
остаются существенными. В отличие от других российских компаний Концерн
«Калина» не несет ущерба, связанного с безнадежными долгами или бартерными
сделками. В Екатеринбурге сбытовая сеть дополнительно представлена четырьмя
фирменными розничными и одним оптовым магазином.
В составе
Концерна «Калина» работает собственный научно-исследовательский центр,
включающий парфюмерную, косметическую лаборатории и лабораторию по разработке
средств бытовой химии. Деятельность научно-исследовательского центра направлена
на разработку новых и совершенствование уже выпускаемых продуктов, основу
которых составляют натуральные компоненты.
Концерн является первым в России предприятием отрасли, прошедшим
сертификацию по системе ISO 9000. Его продукция соответствует самым высоким
мировым стандартам.
Концерн
стремится удовлетворить ежедневные потребности каждого потребителя, с учетом
его индивидуальных особенностей, пола, возраста и дохода. Продукция компании
нацелена на различные ценовые категории, начиная с низкой (небрендовая
продукция) и средней ценовых категорий и заканчивая высшей ценовой категорией,
конкурирующей с международными брендами. В то же время особое внимание концерн
уделяет потребителям со средним уровнем дохода.
Ассортимент
продукции Концерна насчитывает более 300 наименований.
В перечне
продукции, выпускаемой компанией, можно выделить 6 основных товарных групп:
Парфюмерия
Средства по уходу
за кожей
Средства по уходу
за волосами
Средства по уходу
за полостью рта
Моющие средства
Гигиенические
средства
Наиболее
известные бренды Концерна: «Золотая линия», «Серебряная линия», «Маленькая фея»,
«Черный жемчуг», «Чистая линия», «Анжелика Варум», Зубная паста “32”, «Лесной
бальзам», «Клинар», «Маримба», «Миа», «Дракоша».
Общая емкость парфюмерно-косметического рынка в России оценивается
специалистами в 3,875млрд. $, что составляет 2,5% от мирового рынка. При этом
темпы роста (до 20% в год) по-прежнему превышают западноевропейские (6% в год).
За последние годы доля рынка, занимаемая Концерном «Калина»,
существенно увеличилась за счет расширения ассортимента, улучшения качества
продукции, дизайна упаковки и совершенствования технологий ее продвижения на
рынок.
Вот уже несколько лет Концерн «Калина» активно представлен во
всех основных товарных группах отечественного парфюмерно-косметического рынка:
«средства по уходу за кожей», «средства по уходу за полостью рта», СМС,
«парфюмерия», «средства по уходу за волосами».
По данным компании ACNielsen по итогам 2001года
«Калина» по-прежнему лидирует в группе «средства по уходу за кожей», занимая
23% -ную долю рынка. Эти данные представлены на рисунке 2.
Рисунок2. Доля рынка лидирующих производителей средств
по уходу за кожей
в натуральном измерении
По данным компании ACNielsen в течение 2001 года
увеличилась доля Концерна в группе «зубные пасты» (с 19,8% - до 22,5% в
натуральном выражении и с 13,2% до 14,7 % в стоимостном выражении), результаты
изображены на рисунке 3.
Рисунок 3. Доля рынка лидирующих производителей зубных паст в
натуральном измерении
За последние несколько лет значительно выросла доля Концерна на
российском парфюмерно-косметическом рынке, увеличились объемы производимой
продукции, объем продаж, возрос объем экспорта, см. рисунки 4,5.
Рисунок 4. Рост объема
производства в денежном выражении (тыс. долл.)
Рисунок 5. Динамика
объема продаж Концерна (тыс. долл.)
В Таблице 3 указан сравнительный анализ основных финансовых
показателей (тыс.руб.).
Таблица 3.
Сравнительный анализ основных финансовых показателей
(тыс.руб.)
Показатель
|
1999 г
|
2000 г
|
2001 г
|
Выручка от
реализации
|
2 089 671
|
3 225 720
|
3 577 683
|
Чистая прибыль
|
408 942
|
284 854
|
448 567
|
Прибыль от
реализации
|
625 140
|
640 711
|
758 068
|
Себестоимость
реализации
|
1 393 876
|
2 398 050
|
2 389 383
|
Валовая прибыль
|
695 795
|
827 670
|
1 188 300
|
Прибыль от
финансово-хозяйственной деятельности
|
586 409
|
458 919
|
592 037
|
Налог на
прибыль
|
177 467
|
174 065
|
143 470
|
Экспорт
продукции
|
73
|
35,8
|
436,6
|
Ежегодно растет объем экспорта продукции Концерна, данные по экспорту в
2001 г. представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. География экспорта продукции (в %
соотношении от общего объема)
В страны ближнего зарубежья экспортируется практически весь ассортимент
продукции Концерна.
В страны дальнего Зарубежья экспортируются (основные группы/бренды):
средства по уходу
за кожей («Чистая линия», «Черный жемчуг», «Золотая линия», «Серебряная линия»
и др.)
средства по уходу
за полостью рта («32», «Лесной бальзам» и др.)
детская косметика
(«Маленькая Фея» и др.).
Финансовую политику «Концерна Калина» можно охарактеризовать как
агрессивную, с амбициозными планами развития, которые предполагается
финансировать из комбинированных источников (собственные средства предприятия,
долговое финансирование, а также привлечение средств за счет дополнительного
размещения акций). Капитальные затраты компании финансируются из собственных
средств, а покупка новых предприятий - из накопленной прибыли, дополнительных
вкладов в уставный капитал и привлеченных заемных средств.
В настоящее время
суммарный долг компании равен 11,3 млн долл., что составляет всего 26% капитала
компании. Сравнительно низкий финансовый левередж в целом характерен для
российских предприятий и объясняется слабой финансовой системой страны и
сомнительной балансовой стоимостью активов. Прибыль до амортизации, налогов и
процентов в 17 раз превышает годовые процентные выплаты по долгу, а средства от
операционной деятельности составляют 56% от общей суммы долга, что является
достаточно хорошим показателем. Потребность в инвестициях, вызванных
планируемым развитием компании, скорее всего, потребует дополнительного
внешнего финансирования. Концерн собирается привлекать как заемные средства,
так и вклады в уставный капитал. Так, в 2000 г. пакет акций в 17,84% перешел в
собственность ЕБРР, а средства от продажи в размере 10 млн долл. предназначены
для финансирования новых приобретений компании.
В 2000 г.
средства от операционной деятельности (чистая прибыль с поправкой на
амортизацию) не покрывали затраты на финансирование увеличения рабочего
капитала, что привело к отрицательному денежному потоку от операционной
деятельности.
Для косметической
отрасли характерна высокая рентабельность продаж. Хотя финансовое состояние
«Концерна Калина» достаточно устойчивое, в период 1999-2000 г. рентабельность
по прибыли до амортизации, процентов и налогов уменьшилась до 13% (это
достаточно низкий показатель для производителей брендовой продукции) за счет
усиления позиций рубля, обострения конкуренции и увеличения маркетинговых
затрат). Однако, благодаря повышению доли брендовой продукции в продажах
концерна рентабельность может увеличиться уже по результатам 2001 г.
Дальнейший рост рентабельности в 2002 г., скорее всего, будет ограничен
вследствие увеличения маркетинговых затрат и роста себестоимости производимой
продукции, которые в результате перекроют положительный финансовый эффект от
изменения налогового законодательства, согласно которому затраты на рекламу
будут полностью включаться в себестоимость продукции (в 2001г они включались
частично).
В общем случае
финансовая гибкость российских компаний ниже, чем компаний более развитых
стран, так как российская финансовая система остается достаточно слабой, а
национальные заемщики имеют ограниченный доступ на международные финансовые
рынки.
Финансовая
гибкость «Концерна Калина» больше, чем в среднем у российских предприятий. Хотя
концерн не имеет аффилированных банков и не является очень крупным
предприятием, он имеет доступ к банковскому финансированию (обычно его
банковские кредиты обеспечены запасами сырья и готовой продукции); также
предприятие смогло привлечь ЕБРР к участию в уставном капитале. Вследствие
сезонности продаж компания использует краткосрочные банковские кредиты для
финансирования сезонных колебаний рабочего капитала. Пики долговой нагрузки
приходятся на третий квартал. Компания диверсифицирует свои заимствования и
работает с несколькими банками одновременно. В дополнение к краткосрочным
кредитам у концерна открыт долларовый аккредитив для расчетов с зарубежными
поставщиками.
Высокие темпы развития Концерна «Калина» требуют
значительных инвестиций. Значительная доля прибыли предприятия реинвестируется
в развитие производства, Концерн «Калина» ведет активную деятельность на
финансовом рынке. В сфере деятельности Концерна на финансовом рынке можно
выделить следующие основные события.
В ноябре 2000 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) стал
акционером Концерна «Калина».
В марте 2000 г. Концерн «Калина» выпустил первый облигационный заем на
сумму 70 млн. руб. Номинальная стоимость одной облигации – 100 млн. руб. Срок
обращения –
3 года. Облигационный заем используется для пополнения оборотных средств
предприятий, входящих в состав Концерна, и производственную программу.
В декабре 2001 г. Концерн получил синдицированный банковский кредит на
сумму 80 млн. руб.
В январе 2002 г. рейтинговая служба Standart
& Poor’s присвоила Концерну, а
также деноминированному в рублях выпуску облигаций на сумму 550 млн. руб.,
кредитный рейтинг «ruBB+» по российской шкале.
В феврале 2002 г. Концерн выпустил второй облигационный заем на сумму
550 млн. руб. Номинальная стоимость каждой облигации – 1000 руб. Срок обращения
2 года с годовой офертой.
Концерн «Калина»
продолжает работы по подготовке IPO. Размещение акций компании на NYSE или на одной из европейских фондовых бирж планируется осуществить в 2003
году. В феврале 2001 года Концерн провел тендер среди аудиторов, в котором
приняли участие компании-аудиторы «Большой пятерки». Победителем тендера стала
компания Deloitte&Touche. В сентябре 2001 года Deloitte&Touche закончила аудит финансовой отчетности Концерна по итогам
2000 года в соответствии с Общепринятыми Аудиторскими Стандартами (US GAAP). В мае 2002 года
планируется завершение аудита за 2001 год. Летом 2002 года Концерн “Калина”
определится с выбором инвестиционного банка, который выступит андеррайтером IPO.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|