бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Семейные и наследственные отношения регулируемые мусульманским правом (шариатом) бесплатно рефераты

p> Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы выяснить один важный вопрос. Дело в том, что до сих пор для исследователей остается туманным и загадочным имущественное право жены и мужа в мусульманской семье. Как можно делить имущество между женой и мужем в семье, где господство мужа неоспоримо. Кроме того, имущественное право женщины по шариату не имеет аналогии в западной юриспруденции. Советский исламовед И.
П. Петрушевский отмечает: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество.
В отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и приданым жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены»[18].

Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену - калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими муж. Но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти. Все же остальное семейное достояние является собственностью мужа.

Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства. Остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа. Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном участке, т.е. недвижимости. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, если же остались и дети, - 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, то муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.

Если супруги находились во временном разводе - раджаа в момент, когда кто-тоиз них умер, то если срок развода не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, если смерть наступила после истечения этого срока, - не получает. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследство в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12-месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследство покойного, если сама была инициатором развода

Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию
(васийат). В них находит отражение становление и развитие мусульманских институтов, которые на ранних стадиях еще вынуждены соотноситься с общинными и личными требованиями мусульман, но уже несут в себе предпосылки будущего своего материального и духовного господства.

Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. Мусульманское духовенство прежде всего интересуется опекунами и доверенными лицами, которые должны быть, как этого требует закон, набожными и справедливыми в исламском понимании. И не случайно законы шариата одобрительно относятся к тому, чтобы опекунами и доверенными лицами становились в первую очередь мусульманские священнослужители.

По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетнюю дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги[19].

Завещание о передаче имущества наследникам или другим лицам делается, как правило, в преклонном возрасте. Вот почему с вопросом о завещании связана тщательно и детально разработанная шариатом «подготовка мусульманина к загробной жизни».

В правилах шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различие.
Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем. Так, оформив завещание о передаче своего дома какому-то определенному лицу, человек может продать его другому; завещание при этом просто теряет свою юридическую силу.

Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения законных наследников (т.е. наследников по закону) имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников[20].

В случае, если кто-то утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два «справедливых» (или четыре любых) мусульманина заверят его слова, следует отдать претенденту завещанную сумму пли имущество. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две — 1/2 и если три—3/4 части искомого. Такое положение шариата открывает лазейку для манипуляций завещаниями скоропостижно скончавшихся.

2.3. Переход наследуемого имущества к наследникам и ответственность по долгам наследодателя.

Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для раздела наследства – Касим.
Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев.

Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества.

Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов.

В первом случае, раздел производится без затруднения, во втором же случае Касим должен принимать при разделе в расчет достоинство, ценность и качество предметов, а не одно их количество.

Если предмет такого рода, что с его разделением он потеряет всю свою ценность, то его следует по жребию предоставить одному из наследников. Для этого Касим может употребить два способа:

Во-первых, отделив все разнородные предметы на столько частей, сколько участвует в разделе лиц, пишет название предметов на особых бумажках, которые дает вынимать каждому лицу, получающему имущество.

Во-вторых, предметы располагаются по порядку, а на особых бумажках пишутся имена лиц, участвующих в разделе; далее постороннее лицо вынимает бумажки и наследники по порядку открытия их имен получают соответсвующее имущество.

В случае невозможности, без утраты ценности, разделить наследство, или часть его на столько частей, сколько наследников, то Касим приступает к особому роду раздела, т.е. предоставляет одному лицу право пользования имуществом, с обязательством уплачивать из доходов каждому сонаследнику причитающуюся ему часть.

Прежде раздела наследства между лицами, имеющими на это право, должны быть уплачены из оставшегося по смерти кого-либо имущества все издержки, потраченные на погребение покойного, все его долговые обязательства.

Долговые требования, могущие открыться после раздела имущества, взыскиваются со всех наследников сообразно частям, полученным ими по разделу.

Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

По общим правилам шариата о наследовании, наследники как по завещанию, так и по закону не только получают имущество и другую собственность. На них ложится также выполнение религиозных обетов наследодателей, которые те не успели выполнить при жизни. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то обязанность эта переходит к их совершеннолетним детям или иным наследникам по закону или завещанию.

2.4. Особые случаи наследования.

Наследование индивидуально определенных неделимых вещей.

Сложное переплетение степеней родства, частые внутриродовые и внутрисемейные распри привели к регламентации шариатом наследственных отношений даже в таком случае, когда наследником является лицо, убившее наследуемого. Если последний был убит умышленно, убийца исключается из числа наследников, если же это произошло случайно, то в наследстве ему не может быть отказано. Но интересно, что в таком случае наследство не может быть использовано для уплаты дна - в качестве платы за пролитую кровь.

Если возникает необходимость выделить из наследства долю еще не родившегося ребенка, то, как правило, она определяется как доля двух сыновей. Если же предполагается, что может родиться тройня (три сына), выделяются равные доли для всех трех сьюовей, для дочери же - половинная доля.

Особо установлено, что мусульманин может наследовать кяфиру - неверному
(«нечастивому»), т.е. человеку, не относящемуся к конфессиям единобожия
(хотя, кяфир не может наследовать мусульманину). Следует отметить, что слово «мусульманин» дословно переводится с арабского языка на русский как
«предавший себя Богу».

В мусульманской юриспруденции разработаны даже правила дележа наследства, если оно представлено единичными неделимыми вещами. Например, если после покойного остались перстень, Коран, сабля, какая-то одежда, и все в одном экземпляре, в единичном числе, то их получает старший сын умершего.

Если же указанных предметов осталось по несколько, тогда старший сын должен поделиться ими с другими наследниками. Если у покойного остались два сына одинакового возраста от разных жен или близнецы, то эти предметы они должны поделить между собой. Но если у покойного остались долги, наследники должны погасить их за счет имущества покойного, к которому должны быть отнесены и веши, о которых только что говорилось.

Итак, мы обнаруживаем в мусульманском праве наследования некоторые принципы мирового гражданского права: такие, как учение о частной собственности, ее охране и стремлению недопустить при наследовании дробления имущества в той степени, которое могло бы повредить установившемуся сословному делению общества, а также сохранить имущество в рамках рода, определяемого по мужской линии.

Заключение

В заключение я хотел бы сделать вывод о проделанной работе. Во время написания дипломной работы основная моя задача заключалось в том, чтобы как можно более полно раскрыть семейный и наследственный институы мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению же многих людей-немусульман институту патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.

Наиболее важным из этих аспектов является неразрывная связь шариата с исламом. Шариат не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без шариата, и именно это единство заставляет миллионы мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. Я не хочу сказать, что шариат весь состоит из таких норм, но многие правовые институты в нем существующие, требуют кардинального пересмотра, что опять же противоречит исламу. Хочу также добавить, что наличие этих институтов не выделяет шариат, а наоборот роднит его с многими другими правовыми системами.

Отмечая пропагандистскую направленность практически всей изданной в
России литературы по избранной теме, можно заключить, что шариат и мусульманское право представляют собой не только национальное право арабских стран и стран Ближнего востока, но и ряда народов бывшего СССР, которые имеют не меньшее право на самобытность, чем любые другие. В связи с чем право, и в том числе гражданское право мусульманских стран, представляющее значительный интерес в силу своего своеобразия, доказав свою жизнестойкость в течение такого длительного времени, заслуживает всестороннего, глубокого изучения без желания найти пути и признаки подчинения этой стройной жизнеспособной системы любой другой.

Приложения

1. Форма брачного акта (образец)[21]:

Утверждено мною.

О соединяющиеся сердца!

(Место печати Казия или Муллы.)

Восхваление Всевышнему, дозволившему брак и предохраняющему от искушения и погрешения плоти; моление и приветствие Могаммеду и потомкам его, чистейшим и непорочным.

(В актах, составляемых эффендиями Сунни - последних слов чистейшим и непорочным, не помещается.)

После сего

Супруг, сочетающийся браком.

В полном разуме и совершеннолетний, высокостепенный (имя супруга).

Супруга, выходящая замуж.

В полном разуме и совершеннолетняя (имя супруги).

Поверенный со стороны мужа. (имя поверенного).

( его М.П.)

Поверенный со стороны жены, (имя поверенного).

(его М.П.)

Приданое.

30 червонцев остались неуплаченными: получено две постели; получено 4 платья; получен один золотой аграф; получено 6 батманов медной посуды и получено одно большое зеркало.

Время совершения акта.

12 числа месяца Ше`эбана 1261 года[22]

2. Форма договора духовного завещания (образец)[23]:

Совершено по справедливости при мне.

(М.П. Казия)

О Боже!

Во имя божие, лучшее из имен.

Содержание настоящего акта следующее:

Явился пред судом шур`э и в присутствии нескольких благочестивых и правоверных свидетелей, высокостепенный (имя завещателя) (М.П. его)

При полном разуме, в совершенных летах и с соблюдением всех условий, требуемых шери`этом для законности распоряжений и изъявлении воли, объявил: во 1-х, я имею собственно мне принадлежащего капитала 500 червонцев, которые ныне находятся у такого-то, по законному и признанному долговом обязательству; во 2-х, имею двухэтажный дом, в котором ныне сам с семейством имею жительство; означенное имение мое должно быть, по смерти моей, разделено по правилу мофереззуллах, т.е. как поведено Богом, и по правилу ресме веросет, т.е. по правилу, постановленному шер`эм относительно наследства между наследниками моим, коих всех 5 человек, т.е. два сына, две дочери и одна жена. Но по силе сего духовного завещания постановляю чтобы из наличных денег третья часть была употреблена на издержки при похоронах моих и на раздачу милостынь в память мою; остальное за сим имеет быть разделено между моими наследниками. - Над детьми моими и над имением их я назначил опекуном (веси) родного брата моего (имя исполнителя завещания), и, в качестве назира, придал ему младшего брата нашего. Оба лица эти должны исполнять обязанности свои согласно правилам шер`э и постановлением духовных лиц секты Имамие - По правилам шер'э-муси, завещатель предоставляет себе право уничтожить при жизни своей настоящее духовное завещание; по смерти же его оно должно принять полную законную, неизменную силу. – «Кто, по услышании сего, не исполнит воли завещателя, тот согрешит пред Всевышним, должен ответствовать пред страшным судом Господним» (стих
Корана Суре Бекере).Такого-то числа, месяца и года.

Присутствовали свидетели:

(имя свидетеля) (М.П. его) (имя свидетеля) (М.П. его)

Библиография:

4. Конституция Российской Федерации, изд-во «Юр. лит.», М., 1993.

5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (комментарий) (Под ред. М.К.

Треушникова), М., изд-во «СПАРК» 1996.

6. Гражданский кодекс РФ Ч.1 (комментарий) (Под ред. О.Н. Садикова), М., изд-во «Юринформцентр», 1995.

7. Гражданский кодекс РФ Ч. 2 (комментарий) (Под ред. О.Н. Садикова), М., изд-во «Норма», 1997.

8. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик (Ведомости

Верховного Совета СССР, 1991 г., № 26).

9. Семейный кодекс РФ, М., изд-во «Теис», 1999.
10. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (Ведомости Верховного Совета

РСФСР. 1990, №21).
11. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» («Российская газета» от 01.10.1997 г.).
12. Абу Йусуф. Китаб аль-харадж. Каир, 1352 г.х.
13. Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е

Тегеран, (б.г.).
14. Йахйа ибн Адам. Китаб аль-харадж. Лейден, 1896.
15. Аль-Маварди. Аль-Ахкам ас-Сулганийа. Каир. 1909.
16. Антаки П. В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Спб., 1912.
17. Ахвердиев А. Избранные труды. Т. 2. Баку, 1957
18. Ахмеджанов У.М. Институт вакфной собственности в мускльманском праве.

-Научные работы и сообщения отделения общественных наук АН УзбССР. Кн.

7. Таш.,1953.
19. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. М., 1963.
20. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье.

М., 1965.
21. Ю.Буниятов 3. Азербайджан в УП-1Х вв. Баку, 1965.
22. Архимандрит Гавриил. Понятие о церковном праве и его история.

Казань,1874.
23. Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СП.,

1895.
24. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963.
25. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1975.
26. Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971.
27. Иванов А.П. Происхождение и сущность религиозных праздников. Л., 1958.
28. Ионова А.И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии. М.,

1972.
29. Историческая энциклопедия. Т. 15. М., 1974.
30. Керимов Г.М. Аль-Газалии суфизм. Баку, 1969.
31. Керимов Г.М. Исламский антикоммунизм на современном этапе. - Религия в планах антикоммунизма. М., 1970.
32. Климович Л.И. Ислам. М., 1962.
33. Коран. Перевод Г.С. Саблукова. Казань, 1907.
34. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на

Арабском Востоке. М., 1975.
35. Крывелев И.А. История религий. Т. 1-2. М., 1976.
36. Ланда Р.Г. Ассоциация алжирских улемов в борьбе за независимость

Алжира. -
37. Арабские страны. История, экономика. М, 1970.
38. Малкжовский М.В. Начальный этап мусульманской реформации в Египте. -

Ученые записки ИВАН СССР, Т. XVII, М., 1959.
39. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. Т. Т.

464. 1.
40. Массэ А. Ислам. М., 1969.
41. Мухин В.Ф. Очерк магометанского права наследования. Спб., 1898.
42. Мюллер А. История ислама. Спб., 1895
43. Надирадзе Л.И. К вопросу о рабстве в Аравии в VII в. - Вопросы истории и литературы стран зарубежного Востока. Сю.ст. М., 1960.
44. Надирадзе Л.И. Проблема государственной собственности на землю в халифате в VII-VIII вв. - Арабские страны. История, экономика. М.,

1970.
45. Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. Таш., 1913.
46. Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. Спб.,

1897.
47. Нофал И.Г. Курс мусульманского права (о собственности). Спб., 1896.
48. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках. Л., 1966.
49. Петрушевский И.П. Земледеление и аграрные отношения в Иране ХШ-ХГУ веков. М.Л., 1960.
50. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в

Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX в. Л., 1949.
51. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
52. Са`ди. Гулистан. М., 1959.
53. Сборник постановлений шариата по семейному праву, вып. 1-2 Спб.,

(б.г.).
54. Семенова Л.А. Из истории фатимидского Египта. М., 1974.
55. Семенова Л.А. О рабстве в фатимидском Египте. - Арабские страны.

История, экономика. М., 1970.
56. Семенова Л.А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
57. Смирнов Н.А. Программа-конспект по исламу. М., 1931.
58. Смирнов Н.А. Современный ислам. М., 1930.
59. Толстов С.П. Очерки первоначального ислама. - "Советская этнография".
60. 1932, № 2.
61. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. Спб., 1850.
62. Торнау Н. Е. О праве собственности по мусульманскому законодательству.

Спб, 1882.
63. Уот У.М. и Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.
64. Фан ден Берг. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу-Ханифа и Шафии. Спб., 1882.
65. Хидая - Аль-Маргинани. Т. 1-4. Таш., 1893.
66. Цветков П. Исламизм. Ашх., 1912.
67. Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турция в период танзимата. Баку, 1967.
68. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.
69. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. - Т. 22.
70. Энгельс Ф. Марксу в Лондон. Манчестер, 6 июня 1853 г. - Т. 28.

Annotation
Mr. D.V. Kosachev's qualification work is of considerable interest as it provides the readers with full synoptic information on family and hereditary relations in Moslem countries. The author has examined the matter basing on purely civil and objectiv e viewpoints and has managed to reveal all legal peculiarities and aspects of rules and institutes of inheritance and family law. To a certain allowable extent he parallels them with Russian civil institutes that making it easier to see and digest the variety of the laws examined and to comprehend their essence. On describing each of the institutes the author makes conclusions on legal assessment on legal nature of these laws. The work gets across a complicated and multifarious legal information as a full, solid and logically ranked narration. It helps to grasp full information on the topic and enlarge one’s knowledge rather than describes a number of unfamiliar phenomena. The student has examined the necessary theoretical material, and invokes the major source of Moslem law - the Koran. The work also shows the relation between the Koran and the shariat - the traditional Moslem law. The work's is remarkable for real contracts projects by the author and practical examples from Moslem family and inheritance law.


-----------------------
[1] Уот У.М. и Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.
[2] Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. Таш., 1913.
[3] Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л., 1966.
[4] Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турция в период танзимата. Баку, 1967.
[5] Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и
Пакистана. М., 1963;
Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1975.
[6] Хрестоматия по истории халифата (составил и перевел Л.И. Надирадзе).
М.,
1968.
[7] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е
Тегеран,
(б.г.).
[8] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. РГзд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[9] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. РГзд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[10] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. РГзд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[11] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. РГзд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[12] Са’ди. Гулистан. М., 1959.
[13] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[14] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[15] Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. Спб., 1850.
[16] Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969.
[17] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[18] Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках. Л., 1966.
[19] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[20] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих адь-масаил. Изд. 4-е
Тегеран, (б.г.).
[21] Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. Спб., 1850.
[22] У мусульман другое - не григорианское (по солнечному календарю), а лунное летоисчисление со дня хиджи - переселение Муххамеда и его сподвижников из Мекки в Медину на заре ислама.
[23] Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. Спб., 1850.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6