бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Семейные и наследственные отношения регулируемые мусульманским правом (шариатом) бесплатно рефераты

p> Заключать брачный договор с замужней женщиной запрещается. И даже если все-таки такой союз заключен, шариат требует его расторжения. Если женщина изменила мужу, она не становится для него «запретной», но если она продолжает связь и после покаяния, мужу необходимо дать ей развод и вернуть калым. Для наказания женщин за измену мужу в шариате существует специальное правило - облачение в ихрам. Если женщина или мужчина облачены в ихрам, то им запрещается вступать в брак.

Если мужчина обручен с несовершеннолетней девочкой и имел с ней половое сношение до того, как ей исполнилось девять лет, необходимо, чтобы он до конца своей жизни больше с ней не встречался. Шариат не одобряет, чтобы она после этого акта стала его женой. Женщина, которая получила от мужа трехкратный талак, становится для него «запретной» (харам). Как уже говорилось, муж может вернуть ее к себе лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.

В канонах шариата разработан ряд этических норм, связанных с кормлением грудного ребенка, которые доказывают, насколько глубоко вторгается шариат во все сферы семейно-бытовых отношений. Так, в шариате утверждается тот общеизвестный факт, что для грудного ребенка лучшим является молоко матери.
Шариат считает неэтичным, хотя и не запрещает, требование матери от мужа- отца платы за кормление ребенка. Однако, если она потребует от мужа сумму, превышающую плату няне, муж имеет право отнять у нее ребенка и отдать на кормление[11]. Правда, указанное правило шариата об оплате матери кормления ее же собственного ребенка редко встречается на практике и не характерно еще и потому, что при совместной жизни нет никакого смысла мужу оплачивать кормление их совместного ребенка. Да и со стороны матери требование платы за кормление грудного ребенка не характерно на мусульманском Востоке. О случайности такого положения говорит и тот факт, что вопрос этот подробно не разъясняется в правилах шариата. Видимо, такой случай может иметь место, если муж развелся с женой или если ребенок родился от временного брака или вследствие прелюбодеяния.

Положения шариата о няне исходят из общечеловеческих представлений. В частности, он советует нанимать няню с хорошим характером, с добрым и обаятельным лицом и трезвым умом. Но шариат порицает наем в няни женщины незаконнорожденной или имеющей незаконнорожденного ребенка. Рождение же ребенка от неизвестного отца самым жестоким образом осуждается моральным кодексом ислама, хотя мусульманское право и не требует наказания такой женщины. Однако морально-этические нормы ислама создают вокруг семьи подобной женщины невыносимую, унизительную обстановку. Нередко, чтобы смыть
«бесчестье» и избавиться от позора, родители или родственники такой женщины прибегают к физическому уничтожению ее, если же им становится известен мужчина, который опозорил семью, преследуют и его. Часто такие случаи приводят к племенным и родовым кровопролитиям.

Шариат требует, чтобы по возможности новорожденного кормили грудным молоком в течение полных двух лет. В этом деле шариат подтверждает лишь древние поговорки арабов, тюркских, персидских и других народов о том, что
«вкуснее молока матери для грудного ребенка ничего нет».

Запреты шариата в семейно-брачных вопросах отличаются особой строгостью в отношении женщины. Эти правила преследуют цель защиты устоев ислама и обеспечения господства мужчины в семье.

Способы определения совершеннолетия

Вопрос определения совершеннолетия рассматривается в правилах шариата прежде всего дня того, чтобы возложить на плечи молодого поколения обязанность выполнения религиозных и общественных требований, сделать его ответственным перед мусульманским законом и семьей.

Известный персидский поэт и мыслитель XII в. Саади Ширази писал о совершеннолетии (словами одного своего современника): «В книгах написано, что оно имеет три признака: во-первых, пятнадцать лет, во-вторых, поллюция и, в-третьих, появление волос спереди, однако в действительности оно имеет всего один признак: то, чтобы ты заботился о служении господу славному и великому больше, чем о наслаждении плоти; кто не обладает этим свойством, того мудрецы не считают совершеннолетним»[12].

Став совершеннолетним, человек по правилам шариата обязан сознательно поставить себя под контроль божественных законов и выполнять их требования.
Если же действия и поступки совершеннолетнего противоречат исламским догмам, то, как утверждает шариат, его ждет божественное наказание. А кроме того, он подлежит и наказанию земными методами по земным нормам. Поэтому не случайно в мусульманском праве мы встречаем специальный раздел - «Наказания за греховные поступки». Причем и правдивость, и честность, и верность, и нравственность, и безнравственность - все качества и поступки человека рассматриваются через призму религиозных критериев. Кроме того, по мусульманским законам только совершеннолетние могут распоряжаться своим имуществом. Способы определения совершеннолетия по шариату архаичны и примитивны. Более того, по этому вопросу нет единого мнения у четырех канонических юридических школ ортодоксального суннизма и шариата шиитского направления.

Признаки достижения совершеннолетия по шариату в основном сводятся к следующему:

1) вырастание грубых волос в нижней части живота;

2) выделение спермы;

3) достижение 15 лет для мальчиков и 9 лет для девочек (по лунному летоисчислению).

Вырастание грубых волос на лице, груди и под мышками, так же как появление усов, огрубление голоса и т. д., шариат не признает в качестве признаков совершеннолетия.

Характерно, что все юридические школы суннитского и шиитского толка достижение девятилетнего возраста считают совершеннолетием для девочек.

Способы определения совершеннолетия в шариате и возложение на достигших совершеннолетия религиозных и светских обязанностей отражает сугубо
«восточный» подход к этому вопросу, традиции народов Ближнего и Среднего
Востока. Так, поверье о том, что в краях с жарким климатом девочки созревают быстрее, послужившее причиной замужества девочек в раннем возрасте, нашло свое отражение в шариате. Принято считать, что совершеннолетними являются люди в возрасте от 16 до 34 лет, возраст от 34 до 51 года считается «кухул» («взрослый», «средних лет»), для стариков же есть термин «шейх».

Определение совершеннолетия по шариату имеет социально-политическое значение. Мусульманское духовенство стремится с малых лет вовлечь мусульман в орбиту религиозной жизни, воспитать их в духе покорности и правоверия, что отвечает социально-классовым и морально-этическим нормам мусульманского общества.

1.2. Понятие, порядок и условия заключения брака.

С лингвистической точки зрения «брак» (по-арабски «ан-никах») имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Абу Али ал-Кали сказал:
«Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так, если говорят: «Никаха фуляна бинт фуляна», то имеют в виду, что некто женился на такой-то. А если говорят: «Никах имраатуху ав завджатаху», то имеют в виду только «совокупление», «половой акт», имевший место между мужчиной и женщиной.

Слово «ан-никах» в шариате означает «заключение договора между мужчиной и женщиной для удовлетворения друг друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза».

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получению «взаимного удовольствия», но еще означает и «создание хороших, крепких семей, а в целом здорового общества».
Однако, в зависимости от конкретных условий, одно из значений может быть преобладающим.

Брак (ан-никах) в своем истинном смысле - неотъемлемое право каждого, имеющего достаточное желание и способного к вступлению в брачные отношения.

Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, в Священном Коране говорится:

??????????????????? ??????? ???? ???????? ??????????? ??????
?????????? ???????????? ????? ????? ????????? ??? ???????? ??????? ??????

???????? ?????? ??????? ?????? ???????

«Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство.»

(Коран, 13:38)

Пророк Мухаммед женился и сказал:

«Я беру в жены женщин, а кто не следует моему примеру, тот - не мусульманин.»

Исходя из этого, мусульманские ученые считают, что «брак при наличии сильного желания - лучше дополнительных молитв». При этом имеются в виду те положительные последствия брака, о которых, речь пойдет ниже.

В некоторых случаях, когда мужчина испытывает сильное половое влечение и опасается впасть в грех, если не женится, он должен вступить в брак, чтобы остаться добродетельным и предохранить себя таким образом от греха.
Пророк Мухаммед сказал: «О юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, должен жениться. Это прибавляет ума и радости. А кто не способен, тот должен поститься. Пост - уничтожение похоти».

Понятие «брак» (акд) шариатом определяется следующим образом: брак - это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней,
«запретной» дня мужчины, с которым она вступила в брачный союз. Одного согласия мужчины и женщины недостаточно для бракосочетания. Как для постоянного, так и для временного брака требуется прочитать формулу бракосочетания и заключить брачный договор.

Формулу бракосочетания читают жених и невеста или их доверенные лица, которыми могут быть как мужчины, так и женщины. До заключения брачного договора жениху и невесте запрещается видеть друг друга, даже тайно. Как правило, формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. «Завваджтука нафси аля-сиддак аль-малум» («Считаю себя твоей женой по определенному махру» - приданому),- говорит невеста.
Жених отвечает:

«Кабилту ат-тазвидж» («Принял бракосочетание»). Чтение формулы доверенными лицами осуществляется также по указанной форме: первым произносит ее доверенное лицо невесты, затем жениха. Временный брак, практикуемый у мусульман-шиитов, осуществляется по той же форме, но с указанием срока брачного договора.

Для заключения брачного договора шариат требует соблюдения следующих четырех условий:

1. Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Лишь в виде исключения (если арабского языка не знают ни жених и невеста, ни их доверенные лица) допускается прочтение ее на другом языке.

2. Читающие формулу (жених, невеста или их доверенные лица) должны быть совершеннолетними и в здравом уме.

3. При произнесении формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха. Например, если отец невесты, читающий формулу бракосочетания за дочь, обращается к жениху со словами: «Я считаю одну из моих дочерей твоей женой», брачный договор считается неверным, ибо неясно, какую дочь он выдает замуж (на мусульманском Востоке случается, что жениху преподносят совершенно неожиданную невесту).

4. Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. Однако если невеста внешне и проявляет отвращение, но «в душе согласна», брачный договор признается верным[13].

Следует отметить, однако, что последнее положение нередко не соблюдается и этому способствуют законы шариата. Этические и моральные нормы ислама создают психологический барьер для молодых девушек. Довольно часто и родители выдают своих дочерей замуж насильно, не спрашивая их мнения, чему также способствует шариатский закон, допускающий чтение формулы бракосочетания родителями жениха и невесты. И часто они обходят мнение жениха и невесты, особенно когда последние очень молоды, а на мусульманском Востоке детей женят очень рано. В шариате есть прямое указание на возможность заключения брачного договора без согласия жениха и невесты. Для этого нужно лишь, чтобы они согласились на брак после его заключения. И тогда брачный договор также считается действительным[14]. Для таких случаев шариатом предусмотрено компромиссное правило: если одного из вступающих в брак (жениха или невесту) принудили к этому, то после получения согласия обоих необходимо вторично произнести формулу бракосочетания.

В шариате есть особое правило, которое, хотя и в смягченной форме, делает невесту зависимой от отца или дедушки по отцу. Совершеннолетняя девственница должна получить разрешение на брак от отца или деда по отцу.
Разрешения матери и брата не требуется. Если же отец и дед отсутствуют и невеста не девственна, она может вступить в брачный союз без их согласия.
Отцу и дедушке по отцу дается также право женить своих несовершеннолетних и умалишенных детей и внуков. Однако по достижении совершеннолетия или в случае излечения последние могут расторгнуть свой брак, если обнаружат связанные с ним злой умысел или махинацию. Ислам столь ревниво и непримиримо относится к акту безбрачия и монашеству, что не запрещает женить даже умалишенных. Главное внимание шариат обращает на физическую способность и биологические возможности сближения полов, а не на состояние психики, так что умственное расстройство по шариату не может быть препятствием для заключения брачного союза. Законами шариата предусматриваются и материальные расходы в связи с женитьбой несовершеннолетних и умалишенных. Все расходы, связанные с браком несовершеннолетних, обычно берут на себя отец или дед по отцу, а дети, когда станут совершеннолетними, должны возместить эти расходы родителям.
Если же на счету несовершеннолетнего имеется определенное состояние, то часть его тратится на женитьбу и на уплату калыма.

Правила при совершении брака[15]

При совершении брака должны быть соблюдены следующие правила: а) Объявление обоюдного согласия обязующихся сторон, при двух свидетелях..

Кроме общих правил по объявлению согласия, т.е. совершеннолетия, полного присутствия разума (не принимается объявление согласия лицами, находящимися в нетрезвом состоянии), согласие может быть объявлено поверенными, которые должны подкрепить действительность их доверенности двумя свидетельскими показаниями.

Естественными поверенными женщин по условию о браке являются отец, дед и восходящее поколение; поверенным невольницы является ее хозяин. Мать не может являться ни естественным поверенным, ни опекуном, но может получить особую доверенность по этому предмету.

Совершеннолетние женщины могут согласиться на брак без согласия на то родителей. Невольницы же без разрешения хозяина не могут изъявить свое согласие.

Объявление согласия может быть сделано всякими выражениями. б) Совершение до совершения обязательства о браке двух рук `этов немаза- дурук`эт немаз и затем произнесение молитвы.

«Я желаю учинить брак: ниспошли мне (о Боже) чрез милосердие Твое, о милосерднейший из милосердных, жену чистую, сохраняющую душу свою для меня и могущую пользоваться со мною блаженством и довольствием». в) Составление брачного акта перед духовным лицом с прочтением особой молитвы и обозначением количества мехра и поверенных, находящихся при заключении условия о браке.

Духовное лицо, избранное сочетающимися или их поверенными для совершения брачного акта, приняв сначало объявление обоюдного согласия и приведя в ясность и определительность количество махра, приданного
(деньгами или имуществом) и мельбусота (подарков платьем и проч.), произносит селоват т.е. хвалу пророку и его потомкам, и составляет брачный акт по определенной форме.

После написания акта, духовное лицо читает вслух молитву, помещенную в начало самого брачного акта – «Слава тому Богу, который дозволил брак и воспретил все преступления по прелюбовениям действия. Да восхвалят небесным и земным существа Могаммеда и чистых, благочестивых его потомков».

Затем читается молитва: «Я сочетал браком мужчину и женщину, женщину и мужчину, по доверенности данной мне поверенными доверителей и по условию в сем акте поясненному».

Молитва эта прочитывается от имени обоих супругов; вслед за этим, духовное лицо читает молитву за одного мужа: «Я объявил согласие на брак по доверенности поверенного доверителя по условию, означенному в сем акте".

Если же нет поверенных и присутствуют сами сочетающиеся, то в молитве упоминается: «по доверенности самих доверителей».

По прочтении молитвы к брачному акту прикладывают печати духовное лицо и поверенные. По окончании, духовное лицо произносит молитву «да поможет
Бог» и читает первую суру Корана.

Брачный акт вручается жене или ее поверенному.

Духовное лицо получает вознаграждение от мужа; от жены же оно ничего не должно требовать.

Временный брак

Временный брак - самый архаичный из семейно-брачных договоров шариата.
Такая форма брака существовала в раннем исламе, затем вытесненном ортодоксальным суннизмом, и не имеет широкого распространения даже среди шиитов, у которых она сохраняется. В настоящее время временный брак постепенно уходит из практики и сохраняется главным образом среди пожилых людей в отдаленных местностях Ирана, Ирака и в других местах, где проживают последователи шиизма.

Шариат допускает заключение временного брака, в частности, в том случае, когда нет намерения интимного сближения. Это обычно бывает, когда брачный договор заключают пожилая женщина и старик, чтобы ухаживать друг за другом, или когда пожилая женщина намерена ухаживать, готовить пищу, заниматься домашним хозяйством у одинокого пожилого мужчины, поскольку ислам запрещает женщине пребывание в жилище постороннего мужчины. В шариате говорится, что, если жена во время заключения договора о временном браке поставила условие, чтобы муж к ней не приближался, брак считается действительным и муж удовлетворяется лишь всеми остальными благами семейной жизни, кроме физической близости. Но если она позже согласится на это, муж имеет право вступать с ней в половые сношения. Но если женщина во временном браке забеременела, она не имеет права требовать от мужа средства или наследовать его состояние. Муж тоже не имеет права наследовать имущество жены, с которой он состоит во временном браке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6