бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы местных выборов бесплатно рефераты

p> Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов), по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования и определении результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 14 и пунктом 5 статьи 28 Избирательного Кодекса Тюменской области, принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. В случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.

Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.

Избирательные комиссии на период подготовки и проведения выборов могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных работников на основании гражданско- правовых договоров.

Служебные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, предоставляются избирательным комиссиям на срок их полномочий в зданиях, где размещены органы государственной власти Тюменской области или органы местного самоуправления, на условиях безвозмездного пользования. На зданиях, где размещены избирательные комиссии, устанавливаются соответствующие вывески.
Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 2 статьи 52
Избирательного Кодекса Тюменской области, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном Избирательным Кодексом Тюменской области.

8.Выдвижение кандидатов и их регистрация

Право выдвижения кандидатов в делутаты представительных органов местного самоуправления, а также претендентов на должности глав муниципальных образований принадлежит нескольким субъектам.
Во-первых, непосредственно избирателям.. Анализ соответствующих законов различных областей позволил выявить схему выдвижения кандидатов непосредственно избирателями. Данное право принадлежит группам избирателей, не менее двух человек которых объединяет с кандидатом одно следующих условий: место работы, учебы, службы или жительства на территории соответствующего муниципального образования. Субъекты выдвижения кандидатов уведомляют в письменной форме избирательную (территориальную или окружную) комиссию о своей инициативе. В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата, а также инициаторов сбора подписей. С момента уведомления инициаторы выдвижения приступают к сбору подписей в поддержку выдвинутого лица.
Во-вторых, право выдвинуть свою кандидатуру принадлежит лицу, отвечающему требованиям, установленным избирательным законодательством (гражданство, возрастной ценз, а возможно, ценз оседлости, и конечно, обладание избирательным правом). Иными словами, речь идет об институте самовыдвижения.
Практика показывает насколько упрощена процедура выдвижения кандидатов без должных на то оснований. Данная избирательная технология, заложенная современным законодательством о выборах, является, на мой взгляд, глубоко ошибочной и порочной. Она не имеет ничего общего с демократическими устоями организации и проведения выборов. Напротив, она низводит механизм выдвижения до состояния примитивизма, открывая доступ к участию в выборах людям случайным и недостойным. Думается, что стоит вернуться к практике выдвижения кандидатов группами избирателей определенной численности по месту жительства или работы. Прежде такая численность фиксировалась в актах о выборах. Например, при выборах в органы местного самоуправления в Свердловской области группа избирателей в городе должна была быть не менее 50 человек, а в сельской местности – не менее 30.
В-третьих, в соответствии с федеральным законодательством право выдвижения кандидатов имеют избирательные объединения (блоки). И если ранее целью избирательных объединений (блоков) было участие в выборах общефедерального уровня, то в настоящее время предметом их интереса стали также региональные и муниципальные выборы. Правда, такое утверждение следует делать с оговоркой. Практика участия избирательных объединений и блоков в муниципальных выборах показывает, что последние наиболее активны в городе, нежели на переферии, там выдвижение осуществляется в основном группами избирателей. Политическая миссия избирательных объединений и блоков примечательна. Они осуществляют целый ряд функций, направленных на мобилизацию активности избирателей[8].

Подробнее остановимся на юридических основаниях функционирования избирательных объединений и блоков.
В Положении о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г., утвержденном указом президента РФ от 1 октября 1993г.[9], избирательными объединениями признавались общефедеральные партии и общефедеральные политические движения, устав которых зарегистрирован
Министерством юстиции РФ, или блок общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.
В 1994 – 1995 гг. с появлением в Российской Федерации новейшего избирательного законодательства, составившего современную юридическую основу деятельности различных субъектов выборного процесса, представления о статусе избирательных объединений и блоков были уточнены.
Федеральное законодательство устанавливает, что избирательное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, должно быть создано и зарегистрировано в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. Избирательным блоком считается добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в установленном законодательством порядке для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Таким образом, новые уточнения коснулись следующих положений:
1. Избирательное объединение – это общественное объединеиие со всеми признаками и требованиями, предъявляемыми федеральным законом
«Об общественных объединениях»[10] (например, наличие устава, необходимость государственной регистрации и т. д.).
Избирательный блок есть добровольный союз двух или более общественных объединений, каждое из которых является избирательным объединением. Правда, Федеральное законодательство указывает лишь на то, что это альянс общественных объедииений. Отдельные организации, используя данное положение, утверждают что избирательный блок включает в свой состав на время проведения выборов не избирательные, а общественные объединения. Ход их рассуждений таков. Поскольку это общественные объединения, то к ним не применимы ограничения, применяемые законом к избирательным объединениям. Так, например, в
Екатеринбургской городской избирательной комиссии пришлось столкнуться с подобной ошибочной позицией и доказывать свою правоту в двух судебных заседаниях. Суд подтвердил правильность действий горизбиркома, который твердо придерживался мнения о том, что избирательный блок создается на период выборов из избирательных объединений. Законы «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» устанавливают, что избирательные объединения могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями.
Отмечу также, что избирательное объединение, вошедшее в избирательный блок, не может выступать во время выборов в качестве самостоятельного объединения или входить в другой блок.
Процесс образования избирательного блока начинается с заключения соглашения руководящих органов общественных объединений о создании избирательного блока. Подробно порядок формирования блоков регламентируется разъяснением Центризбиркома «О порядке образования избирательных блоков, их регистрации Центральной избирательной комиссией РФ и выдвижения кандидатов в депутаты избирательным блоком» от 28 июля 1995 г.[11] Избирательное объединение, предполагающее вступить в блок, обязано обсудить этот вопрос на съезде (конференции). Только съезд (конференция), являющийся в соответствии с федеральным законом об общественных объединениях высшим руководящим органом общественного образования, вправе принять такое решение путем тайного или открытого голосования в зависимости от требований устава общественного объединения.
Совместное решение общественных объединений о создании избирательного блока принимается по процедуре, нормам и правилам, установленным общественным объединением по согласованию друг с другом, подписывается уполномоченными представителями и заверяется печатями данных объединений.
Регистрация избирательных объединений и блоков осуществляется соответствующими избирательными комиссиями при наличии следующих документов:
1. протоколов и решений съездов (конференций) каждого общественного объединения о вхождении в избирательный блок;
2. решений съездов (конференций) о назначении уполномоченных представителей общественных объединений, представляющих их при подписании совместного решения о создании избирательного блока.
Кроме того, каждое общественное объединение должно представить в избирательную комиссию копии свидетельства о регистрации и устава общественного объединения. Это очень важно, ибо только данные документы подтверждают право общественных структур на участие в выборах. Из свидетельства видно, когда зарегистрировано объединение, а из устава вытекает, может ли оно участвовать в выборах.
Таким образом, избирательпсе объединение – это в соответствии с законодательством общественное объединение, заявившее о своем участии в выборах путём выдвижения кандидатов.
2. Устав избирательного общественного объединения должен предусматривать возможность его участия в выборах органов государственной власти и местного самоуправления посредствам выдвижения кандидатов. Казалось бы, все ясно. Тем не менее возникают вопросы: должен ли устав общественной организации, движения, фонда в буквальном смысле содержать положение о выдвижении кандидатов; должно ли данное требование найти отражение в уставе в точном соответствии с нормами избирательного законодательства? Эти вопросы носят не отвлеченный характер, а имеют сугубо практический смысл.
Ведь на основании указанной нормы складывается практика регистрации избирательных объединений и блоков соответствующими избирательными комиссиями.
Надо отметить, что уставы общественных объединений, зарегистрированных до издания Федерального закона от 6 декабря 1994 г., как правило, такого положения не имеют. В лучшем случае они содержат фразу об участии общественного объединения в выборах органов государственной власти или местного самоуправления. Полагаю, что этого достаточно для регистрации такого объединеиия. Почему?
Термин «выборы», содержащийся в указанном законе, означает действия избирательных объединений по выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и т. д. Таким образом, положение устава об участии общественного объединения в выборах охватывает комплекс действий, предполагающих активное избирательное право объединения и связанных с выдвижением кандидатов.
Двусмысленный характер анализируемого нормативного устанонления вызван двойственной позицией законодателя. С одной стороны, норма об участии в выборах посредствам выдвижения кандидатов выполняет роль защитного фильтра, способного оградить избирательную кампанию от ненужной массовости. С другой стороны, необходимо соблюдать установленные законодательством избирательные права, так как в случае возможного судебного спора суд, наверняка, примет сторону избирательного объединения, в уставе которого сказано лишь об участии в выборах, а не о праве выдвигать кандидатов.
Устав избирательного объединения должен быть зарегистрирован соответствующими органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до даты объявления выборов.

3. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием на съездах (конференциях) общественных, региональных избирательных объединений, на собраниях их местных отделений.
В поддержку кандидатов, выдвинутых группами избирателей, избирательными объединениями (блоками) собираются подписи. Порядок сбора подписей избирателей, их необходимое количество определяются федеральными законами, правовыми актами субъектов Российской
Федерации. В Федеральном законодательстве закрепляется максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов. Оно не может превышать 2% от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей данного округа. К примеру, закон «О выборах органов местного самоуправения в Свердловской области» указывает, что кандидату в депутаты требуется не менее 20 подписей или 1% от числа избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа.
Для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования необходимо, чтобы в поддержку были соораны подписи избирателей в количестве не менее 50 подписей или 2% от числа избирателей, проживаюших на территории избирательного округа.
Исключение составляет г.Екатеринбург, где для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования достаточно наличия 10 тыс. подписей. В законодательных актах некоторых субъектов
Российской Федерации устанавливается предельное количество неправильньных ошибочных данных, содержащихся в подписных листах ( год рождения, номер паспорта, прописка вне округа и т. д.), если количество таковых превышает 3% от предоставленного количества подписей или если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации (менее 1%), регистрации кандидата не производится.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист удостоверяется подписью лица, собиравшего подписи (с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса, серии и номера его удостоверения личности или паспорта), и кандидата. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства на территории соответствующего избирательного округа. При сборе подписей недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи.
Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде, удостоверенные избирательным объединением либо кандидатом. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист своей печатью и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. В случае сомнеиий в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. Использование оборотной стороны подписного листа для размещения каких-либо материалов, кроме подписей избирателей, не допускается.
Оценивая работу по сбору подписей избирателей, избирательные комиссии иногда допускают ошибки, которые становятся предметом судебного разбирательства. Пример тому – поданная в Ирбитский городской суд Свердловской области жалоба одного из кандидатов на действия городской избирательной комиссии о признании незаконным ее решения об отказе в регистрации кандидатом на пост главы города.
Основанием решения горизбиркома явилось недостаточное ( менее 2%, по мнению комиссии ) количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата на должность главы г. Ирбита. Для регистрации в избирком было представлено 1056 подписей, из которых 557 решением комиссии признаны недействительными.
В ходе судебного разбирательства суд установил, что избирательная комиссия не в полной мере выполнила предписанные законом правила проверки подписных листов и подписей избирателей. В частности, комиссия неправомерно признала недействительными 252 подписи избирателей: она исходила из того, что данные паспорта одного из сборщиков подписей, указанные в уведомлении, расходились с его данными, содержащимися в подписных листах. Суд установил, что в уведомлении не требуется указывать паспортные данные инициаторов сбора подписей. Из этого следует, что даже если у избирательной комиссии и возникли сомнения в отношении точностй паспортных данных у одного из сборщиков подписей, то она должна была сличить даннне паспорта сборщика подписей, указанные в подписных листах, с данными непосредственно паспорта. Избирательная комиссия не сделала этого, на что ей и было справедливо указано в решении суда.
Институт сбора подписей избирателей вызывает много нареканий со стороны самых разных участников избирательного процесса. Во-первых, он представляется формальным, поскольку у избирательных комиссий в условиях нехватки времени и большого числа претендентов нет возможности, материальных и технических средств досконально проверить качество составления подписных листов. В случае сомнений в достоверности подписей избирательная комиссия должна обратиться в правоохранительные органы, службу графологической экспертизы для проверки их правильности и достоверности. А между тем избирательное законодательство предусматривает только три дня на проверку избирательной комиссией подписных листов и принятие решения о регистрации кандидатов либо отказе в регистрации.
Во-вторых, сбор подписей к сожалению, зачастую сопряжен с различными нарушениями (подлогом и подделкой листов, вознаграждением избирателей). По поводу этого приведу ещё один пример. В 1995 г. в г. Екатеринбурге было возбуждено уголовное дело по обвинению одного из сборщиков подписей избирателей в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.133 УК РСФСР, - «подлог, подделка, избирательных документов ( документов референдумов ), заведомо неправильный подсчёт голосов или установление результатов выборов ( референдумов )». Суд признал сборщицу подписей виновной и назначил ей наказание в виде денежного штрафа.
Для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, группами избирателей, избирательными объединениями (в одно- или многомандатном округе), списка кандидатов в случае проведения выборов по пропорциональной системе, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения (блока) представляют в территориальную (окружную) избирательную комиссию не позднее чем за
30 дней до дня голосования подписные листы, данные о кандидате, заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и решение избирательного объединения (блока) о выдвижении этого кандидата.
Территориальная или окружная избирательная комиссия в течение трех дней со дня поступления документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям избирательного законодательства и принимает решение о регистрации его либо об отказе в ней.
Процедура регистрации предусматривает соблюдение нескольких требований:
1) Кандидат может быть зарегистрирован только в одном списке кандидатов и по одному из избирательных округов;
2) Не допускается регистрация одного и того же кандидата одновременно от избирательного объединения (блока) и непосредственно избирателей;
3) Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты и одновременно кандидатом на должность главы муниципального образования. Разрешается также регистрация лица, являющегося муниципальным служащим баллотирующегося в депутаты местного представительного органа. Правда, по законодательству Свердловской области глава муниципального образования может совмещать свою должность с мандатом депутата представительного органа местного самоуправления,а муниципальный служащий в случае избрания депутатом должен сложить с себя обязанности муниципального работника.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени.
Решение территориальной (окружной) избирательной комиссии о регистрации либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение по результатам ее рассмотрения является окончательным.
В соответствии со статьёй 38 Избирательного Кодекса Тюменской области выдвижение кандидатов осуществляется избирательными объединениями, избирательными блоками, непосредственно избирателями
(инициативной группой граждан) по месту работы, службы, учебы и месту жительства либо в процессе самовыдвижения при условии, что кандидат обладает соответствующим пассивным избирательным правом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7