Проблема отношений всей России с Кавказом
Блестящая победа, одержанная в 1552 г. русскими войсками над
Казанским ханством, находившимся в союзе с Крымом и Турцией, вызвала сейчас же
соответствующий отклик на Кавказе. Буквально через месяц после взятия Казани, в
ноябре 1552 г., в Москву прибыли «черкесские» князья. Они прибыли с просьбой,
чтобы Иван IV «вступился в тих (за них), а их з землями взял к
себе, в холопи, а от крымского царя оборонил». Как доказывает это обращение,
для адыгейских народов уже в это время стало совершенно очевидным, что
единственным путем освобождения от крымско-турецкого порабощения может быть
присоединение к России.
Русское государство, естественно, не могло равнодушно относиться к
тому, что крымский хан и турецкий султан пытались утвердиться на Северном
Кавказе. Переход в русское подданство многочисленных черкесских племен
значительно ослаблял позиции Крыма и Турции на Северном Кавказе и в то же время
закладывал здесь прочное начало русскому влиянию. Нельзя было также не
считаться и с тем, что черкессы могли быть ценными союзниками в борьбе с
крымчаками и турками, разорявшими своими набегами южные окраины Русского
государства. Поэтому Иван VI охотно направил к черкесам своего посла
Андрея Щепотева, чтобы тот на месте получил присягу о подданстве, В августе
1554 г. Щепотев возвратился в Москву с известием, что черкесы «дали), есть
присягу) всею землею…».
С этого времени между Русским государством и черкесами, среди
которых все более важную роль играют кабардинцы, устанавливаются уже постоянные
дружественные отношения, Русские и черкесы начинают вести теперь совместную
борьбу с крымским ханством.
Окончательное присоединение в 1556 г. Астраханского ханства еще
более приблизило Россию к Кавказу, Астрахань становится важнейшим центром
экономических и политических связей с народами Кавказа вообще, с народами
Северного Кавказа в особенности. Здесь развертывается крупная торговля
армянских, азербайджанских и других кавказских купцов. Отсюда ведется все более
увеличивающаяся торговля России с Кавказом.
Присоединение Астрахани привело к окончательному присоединению к
России Большой Ногайской орды, князь которой Измаил еще в 1552 г. просил Ивана IV о
принятии их в русское подданство и о защите от крымцев и других врагов. Часть
ногайцев во главе с князем Казыем, соперником Измаила, откололась от своих
соплеменников и ушла в Приазовье к крымцам, образовав здесь Малую Ногайскую
орду (Казыев улус), которая лишь позднее присоединилась к России ( в конце ХVIII – начале
ХIХ в.).
В 1557 г. через Астрахань прибывают в Москву и дагестанские послы
( из шамхальства и Тюменского ханства) с просьбой о принятии в подданство и о
защите их от врагов «со всех сторон». В том же году русское подданство
принимает и последняя группа черкесских князей с подвластным им населением.
Прибывшие в 1557 г. в Москву послы кабардинских князей Темрюка и Тазрюта «бьют
челом» Ивану IV с просьбой, чтобы Русское
государство оберегло и их как своих подданных от всех врагов. Таким образом, завершается процесс
первоначального включения в состав Русского государства предков кабардинцев,
адыгейцев и черкесов, которые в 1957 г. торжественно отмечали как свой великий
национальный праздник 400-летие добровольного присоединения к России.
В 50-х г.г. ХVI в. добровольно вступили в русское подданство
также и абазины.
С этого времени еще больший размах принимает совместная борьба
русских и народов Северного Кавказа против общих врагов. В 1558 г. « черкесы
пятигорские многие» двинулись вместе с русскими войсками в Ливонию, а главные
силы черкесов вместе с русским войском и ногаями пошли «над Крымским (ханом)
промышляти». И в дальнейшем черкесские отряды принимают активное участие в
Ливонской войне, а русские войска помогают народам Северного Кавказа защищатся
от нападения крымчаков и турок.
Для закрепления политических связей Русского государства с
народами Северного Кавказа царь Иван IV после смерти своей первой жены Анастасии
Романовны женился в 1561 г. на дочери одного из влиятельных кабардинских князей
Темрюка Айдаровича. В 1563 г. Иван IV основал по просьбе князя Темрюка укрепленный
город на Тереке для защиты Кабарды. В 1567 г. на левом берегу Терека против
устья Сунжи было сооружено новое русское укрепление. Благодаря постройке этой
крепости основной северокавказский путь, шедший от берегов Черного моря к
Каспийскому, оказался закрытым для Крыма и Турции.
Передвигая русскую границу на Терек и строя здесь укрепления,
правительство Ивана IV имело в виду также и оказание помощи Грузии,
которая еще с конца ХV в. обращалась за покровительством к России.
Но для того чтобы реально помочь Грузии, необходимо было открыть дорогу с
Северного Кавказа в Закавказье. Наиболее удобным путем для сношений с Грузией
был в то время путь через Каспийское побережье, который преграждал крупнейший
владетель Дагестана – шамхал. В 60-х гг. ХVI в. русские войска вместе с кабардинцами
неоднократно ходили войной на шамхала, который наконец вынужден был подчиниться
и дать в 1578 г. согласие на постройку русского укрепления.
Усилению русского влияния на Северном Кавказе всячески
препятствовали Крым и Турция. В 1569 г. султан Селим II
послал большое турецко-крымское войско на Астрахань с целью отрезать Северный
Кавказ от России. Укрепившись в устье Волги, Турция рассчитывала угрожать от-
туда русскому государству, захватить Северный Кавказ и через его территорию
повести наступление против персидских владений в Восточном Закавказье. Однако
поход 1569 г. закончился полной неудачей: получив известие, что на выручку
Астрахани идут русские войска, турки с крымчаками поспешно отступили к Азову,
понеся дорогой большие потери от напавших на них черкесов.
Но и правительству Ивана IV, занятому тяжелой Ливонской войной, пришлось
в дальнейшем пойти на некоторые уступки Крыму и Турции и ликвидировать русские
укрепления на Северном Кавказе, которые были возобновлены лишь в 80-90-х гг. ХVI в.,
когда за помощью к России снова обращаются кабардинцы, дагестанцы, а также
грузины и другие народы Закавказья. В 1588-1589 гг. по просьбе Кабарды и Грузии
при устье Терека была построена русская крепость Терки. В связи с этим русские
войска снова выступают против шамхала (придерживавшегося турецкой ориентации)
с целью открыть через его владения дорогу в Закавказье. Эти попытки были
прекращены в связи с начавшейся польско-шведской интервенцией.
Воспользовавшись ослаблением Русского государства в начале ХVII в.
Турция и Крымское ханство усиливают свою агрессию на Северном Кавказе,
добиваясь прежде всего подчинения себе адыгейцев и кабардинцев. Стремясь
укрепить свое влияние среди адыгов, крымские ханы огнем и мечом распространяют
у них мусульманство. Однако больших успехов в этом не добиваются. Основная
масса адыгов продолжает придерживаться своих древних
полуязыческих-полухристианских верований, и только феодальная верхушка
принимает ислам, знакомый ей еще со времени Золотой Орды, пытаясь использовать
его для укрепления своей власти над народом. Не удается добиться Турции и Крыму
и прочной политической зависимости адыгских племен, которые ведут упорную
борьбу за свою самостоятельность. Лишь отдельные адыгские князья признали себя
вассалами крымского хана, и то в значительной мере потому, что рассчитывали с
его помощью усилиться за счет соседних феодальных владельцев.
О слабости позиции Турции и Крыма на Северном Кавказе в ХVIIв.
Ярко говорит тот факт, что через его территорию не был осуществлен ни один из
намечавшихся в первой половине этого века походов крымско-турецкого войска в
Закавказье. Воспользоваться северокавказским путем крымчакам и туркам мешал,
помимо враждебности большинства местного населения, стоявший на Тереке русский
город с сильным гарнизоном. Несмотря на все трудности, Россия продолжала
удерживать за собой эту важную крепость.
Верность России сохраняет в это время большинство кабардинцев,
которые в ХVII в. неоднократно принимали участие в походах русских
войск против крымчан и турок. Усиливается в ХVII в. тяга к России и
среди народов Дагестана, подвергавшихся в это время жестокой агрессии
персидских шахов. В 1610 г. многие кумыкские князья во главе с тарковским
владельцем принесли в Терках присягу на русское подданство. Хотя в дальнейшем
тарковский владелец и вынужден был вместе с большинством дагестанских
владельцев признать себя вассалом шаха, но он тяготился этой зависимостью и
настойчиво добивался покровительства России, считая себя по-прежнему ее
подданным и часто направляя посольства в Москву. В первой половине ХVII в.
принимает русское подданство и другой крупнейший владетель Дагестана - уцмий
Кайтагский Рустем-хан.
В течение ХVII в. продолжали расширяться политические связи
России с народами Закавказья, которые все больше ориентировались на Россию.
В ХVII в., наряду с политическими, все более крепнут
экономические связи России с Кавказом. Начавшийся в ХVII в.
процесс складывания всероссийского рынка, свидетельствовавший о значительных
успехах русской экономики, приводит, в частности, к расширению торговли и
обмена с Северным Кавказом, Закавказьем и Ближним Востоком. Большую роль в этих
связях играл Волго-Каспийский торговым путь, издавна знакомый русским купцам,
которые приобрели тогда на Северном Кавказе новые опорные пункты для торговли с
местным населением. Среди этих пунктов главным был Терский городок,
находившийся при устье Терека. Терки стали, прежде всего, военным центром для
местного русского населения – гребенских казаков, станицы которых были
расположены в предгорьях по левому берегу Сунжи и правому берегу Терека.
Казаки, появившиеся на Тереке как вольные поселенцы, были еще при Иване IV
привлечены на «государственную службу». Они обзавелись хозяйством и находились
в тесных дружественных отношениях с соседними горцами – кабардинцами, чеченцами,
кумыками. Гребенские казаки помогли и терским воеводам наладить хорошие
отношения с окрестными горцами. Вскоре вокруг Терок появились слободы:
Черкесская, Новокрещенская, населенная горцами, принявшими христианство,
Окоцкая, получившая свое название от горского племени окочан. Эти слободы уже в
1623 г. были «велики», а сам город был не только крепостью, но и значительным
торговым центром. Здесь находились три гостиных двора – Старый, Новый и
Билянский, в которых русские и восточные купцы вели торговлю.
ХVIII в. открывает собой новый период в истории
русско-кавказских отношений. Окрепшее в ХVII в. Русское государство приобретает теперь все
более возрастающее значение в международных делах, Уже к концу ХVII в. в
войнах с Турцией и Крымским ханством обнаруживается явный перевес Русского
государства. Но, воспользовавшись тем, что Россия в начале ХVIII в.
была отвлечена войной за выход к Балтике, а также распадом сефевидского
государства в Иране, Турция старается расширить свое господство на Кавказе. В
течение всей Северной войны правительство Петра I внимательно следило за
делами на Кавказе, тем более что и народы Кавказа, особенно армяне и грузины,
вновь обращались к России за помощью. Сразу же после окончания Северной войны
Петр I предпринял так называемый «персидский поход», в
результате которого под суверенитет России перешли все земли по западному и
южному побережью Каспийского моря с городами Дербентом, Баку, Рештом,
Астрабадом, что было подтверждено соответственным договором с Ираном (1723 г.).
Однако вскоре приобретенные при Петре I прикаспийские области были уступлены
правительством Анны Иоанновны Ирану. В 1732 г. по русско-иранскому договору
русская граница отодвинулась на север до реки Куры, а в 1735 г. – до Сулака.
Новые серьезные потери на Кавказе понесла Россия после русско-турецкой войны
1735-1739 гг., когда из состава ее владений была изъята Кабарда, объявленная по
Белградскому миру «барьером» между двумя империями.
Немалую роль в этих потерях сыграла политика властителя Ирана
Надира, который обещал правительству Анны Иоанновны за возвращения Ирану
прикаспийских областей стать союзником России в войне против Турции, а затем
заключил сепаратный договор с Турцией, поделив с ней территорию Закавказья. В
дальнейшем Надир стал готовиться к походу на Северный Кавказ, угрожая русским
владениям. Однако в горах Дагестана Надир встретил решительный отпор. На
протяжении почти семи лет, с 1736 по 1743 г., не прекращалась героическая
борьба дагестанцев с иранскими захватчиками. В начале 1743 г. Надир с остатками
своего войска ушел из Дагестана.
Многочисленные войны, сопровождавшиеся безудержным грабежом
местного населения, разрушением производительных сил края, истреблением и
угоном в неволю тысячи людей, для народов Кавказа сыграли роковую роль, затормозили
их поступательное развитие.
Как персидские завоеватели
истребляли кавказские народы.
Ага-Магомет-хан овладел Тифлисом, и войска его преследовали
бежавших грузин до самого Мцхета, в котором персияне не оставили камня на
камне.
Тифлис с его дворцами и великолепными храмами был обращен в груду
развалин. Рассказывают, что Ага-Магомет-хан сначала пощадил так восторгавшие
Шах-Аббаса знаменитые тифлисские минеральные бани и даже купался в них, надеясь
получить исцеление от своего недуга; но когда они оказались бессильными, он в
гневе приказал разрушить и их до основания.
Жители Тифлиса подверглись неистовым жестокостям. Митрополит
тифлисский заперся с духовенством в Сионском соборе, но персы выломали двери,
сожгли иконостас, раскидали святыню, перебили священников и самого
старца-митрополита сбросили в Куру с виноградной террасы его собственного дома.
Целых шесть дней, с 11 по 17 сентября, персияне предавались в городе
всевозможным неистовствам: насиловали женщин, резали пленных и убивали грудных
младенцев, перерубая их пополам с одного размаха только для того, чтобы
испытать остроту своих сабель. В общем, разрушении не была пощажена и сама
святыня. Персияне поставили на Авлабарском мосту икону Иверской Богоматери и
заставляли грузин издеваться над нею, бросая ослушников в Куру, так что река
скоро запрудилась трупами. Около 23 тысяч грузин было уведено в рабство.
Историограф Аги-Магомет-хана говорит, что при разорении Тифлиса
храброе персидское войско показало неверным грузинам образец того, что они
должны ожидать для себя в день Судный.
Есть предание, что во время разорения Тифлиса 50 жителей, не
успевших бежать из города, отдались под защиту св. Давида и на святой горе
спаслись от смерти или плена. Персияне, разорявшие и грабившие город, по
какому-то необъяснимому обстоятельству ни разу не всходили на гору, увенчанную
старинным монастырем, долженствовавшим, как бы кажется, привлечь собою алчных
грабителей. Очень может быть, что они опасались найти там скрытую засаду; но,
как бы то ни было, святая обитель укрыла и спасла всех тех, кто в ней искал
спасения.
Рассказывают также, что при взятии Тифлиса Ага-Магомет-ханом погиб
знаменитый сазандарь (певец) Грузии Саят-Нова. Сто лет тому назад в стенах
старого Тифлиса имя Саят-Нова было славно повсюду, от царского дворца до сакли
ремесленника. Это был бедный армянин, ткач по ремеслу и певец по призванию; в
юности – разгульный певец, в старости – отшельник и, наконец, в минуту смерти –
христианин, с крестом в руках убитый врагами веры на пороге церкви.
В чем состояло значение Кучук-Кайнарджирского
договора для укрепления позиций России на
Кавказе?
Потерпев поражение на суше и море, Османская империя вынуждена
была пойти на мирные переговоры с Россией, которые происходили в Фокшанах и в
Бухаресте. Однако османы не соглашались на самостоятельность Крыма и сохранение
за Россией портов на Черном море. Поэтому переговоры были прерваны и
возобновлены военные действия. В 1774 г. П.А.Румянцев успешно форсировал Дунай,
а А.В.Суворов одержал блестящую победу при Козлуджи. Султанские войска во главе
с великим визирем были окружены в крепости Шумлы. Высокой Порте ничего не
оставалось, как пойти на переговоры. Через 5 дней, 10 июля 1774 г., в
болгарском селе Кучук-Кайнарджи был подписан мирный договор, состоявший из 28
статей и 2 статей секретного приложения. По условиям Кучук-Кайнарджийского
договора Крым был признан «вольным и совершенно не зависимым от всякой
посторонней власти». К России отходили участки Азовского побережья, а также
крепости Керчь и Ени-кале, территория между Днепром и Бугом. За османами
остался полуостров Тамань, крепость и порт Очаков. Молдавия и Валахия
возвращались Порте, но за Россией сохранялось право при необходимости оказывать
покровительство этим княжествам. Ограждались также права Греческого архипелага.
Объявлялась амнистия всем тем, кто в какой бы то ни было мере помогал России во
время войны. Те части Грузии, которые были заняты русскими войсками,
признавались «принадлежащими тем, кому они издревле принадлежали». Порта
«торжественно и навсегда» отказывалась взимать с Грузии бесчеловечную дань
«отроками и отроковицами» и всякого рода другие подати.
Согласно ст. 21 договора, окончательное решение вопроса о
политическом статусе Кабарды предоставлялось «на волю хана крымского с советом
его и со старшинами татарскими». Это означало признание условий договора 1772
г. между русским правительством и крымским ханом, по которому Большая и Малая
Кабарда признавались подданными Российской империи. Этим актом завершилось юридическое
оформление присоединения Кабарды к России.
Подписание Кучук-Кайнарджийского договора было крупным успехом
России. Несомненно, Османская империя вынуждена была бы принять еще более
тяжелые условия, если бы русское правительство не было бы занято европейскими
делами, а главное – подавлением восстания под руководством Емельяна Пугачева.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|