Правовое регулирование избирательного процесса
Наиболее
распространенной формой предвыборной агитации является подготовка, выпуск и
распространение агитационных печатных материалов. Правом выпуска таких материалов
согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные
кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, а при проведении
референдума – инициативные группы по проведению референдума и общественные объединения.
Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается
на практике) является грубым нарушением избирательного законодательства. Экземпляры
агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в
избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов), для
проверки правильности оформления выходных данных документа.
Новым законодательством расширены требования к выходным данным
агитационных печатных материалов. Теперь они должны содержать не только
сведения об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, но и
наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест
жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации
(фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных
материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Распространение
агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
К сожалению,
практика избирательных кампаний изобилует примерами выпуска агитационных
печатных материалов ненадлежащими лицами и организациями, без выходных данных
(анонимных) либо с неполными выходными данными. Устранению этих
распространенных нарушений законодательства способствовало бы введение
разрешительного порядка выпуска указанных материалов после предварительной
проверки их образцов (сигнальных экземпляров) соответствующей избирательной
комиссией на предмет законности выпускающего и правильности оформления выходных
данных агитационного документа. Как показывает практика, без таких жестких мер
избавиться от распространения незаконных печатных агитационных материалов
практически невозможно.
Органы местного
самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума не
позднее чем в установленный избирательным законом срок (за 20–30 дней до дня
голосования) обязаны на территории каждого избирательного участка оборудовать
места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом,
чтобы избирателям было удобно подходить к ним и читать материалы. Очень важно,
что закон требует обеспечения кандидатам, избирательным объединениям, блокам
равной площади для размещения таких материалов.
Предвыборные
агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях,
на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или
владельцев этих объектов. Размещение таких материалов на памятниках, обелисках
и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также
в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в
помещениях для голосования запрещается.
Предоставляя
широкие права и большие возможности для проведения предвыборной агитации,
избирательное законодательство предусматривает меры против злоупотреблений правом
на проведение агитации. Так, запрещены агитация, возбуждающая социальную,
расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти,
насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства,
пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации.
При проведении
агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума в
любых формах. Исключение составляют вознаграждение за выполнение организационной
работы (сбор подписей избирателей, проведение агитационной работы, дежурство в
необходимых местах), бесплатное распространение или льготная распродажа
печатных изданий, материалов и значков, специально изготовленных для
избирательной кампании и оплаченных из избирательного фонда. Допускается также
добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг по
подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
В арсенале
предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им
денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления
услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом. Зарегистрированные
кандидаты, избирательные объединения, блоки, их доверенные лица с момента их
регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься
благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного
округа, в котором выдвинут кандидат (список кандидатов).
Государственные,
муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации не вправе
допускать публикации, передачу в эфир информации, которые способны нанести
ущерб чести, достоинству и деловой репутации зарегистрированных кандидатов,
если они не могут предоставить возможность опубликовать, передать в эфир
опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до
окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь
судебную ответственность этих средств массовой информации и их должностных
лиц.
Кроме того, в случае
злоупотребления кандидатом, избирательным объединением, блоком свободой
массовой информации, выразившейся в пропаганде идей и призывов, запрещенных
законом, избирательная комиссия, другие органы и граждане вправе обратиться в
суд с представлением (заявлением) об отмене регистрации кандидата (списка
кандидатов). А в случае нарушения им правил проведения предвыборной агитации,
установленных избирательным законодательством, избирательная комиссия вправе
обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении
противоправной агитационной деятельности либо отменить свое решение о регистрации
кандидата, списка кандидатов.
7. Порядок проведения голосования и определения
результатов
выборов
Голосование,
подсчет голосов избирателей, определение результатов выборов и их опубликование
являются завершающей стадией избирательного процесса.
Избирательное
законодательство достаточно детально регламентирует избирательные процедуры,
совершаемые в рамках данной стадии. Так, гл. 9 Федерального закона РФ «Об
основных гарантиях…» посвящена регулированию вышеперечисленных вопросов. Кроме
того, стадия голосования, подсчета голосов, определения результатов выборов и
их опубликования подробно регламентирована федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации применительно к каждому виду выборов, проводимых
в Российской Федерации.
Голосование – это
волеизъявление избирателя, которое осуществляется путем подачи избирателем
своего голоса за того или иного кандидата (списка кандидатов).
Голосование на
выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания
голосования устанавливается федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации. Время начала и окончания голосования на выборах,
референдуме устанавливается законом, при этом продолжительность голосования не
может составлять менее десяти часов. Согласно ст. 74 Избирательного кодекса
Белгородской области голосование по выборам, референдумам, отзыву проводится в
календарный выходной день с 8 до 20 часов. Голосование проводится в специальных
помещениях, которые безвозмездно предоставляются в распоряжение участковой
избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования. О
времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии
обязаны оповестить избирателей на позднее чем за 20 дней до дня голосования
через средства массовой информации или иным способом.
Помещение для
голосования. Требования, предъявляемые к помещению для голосования, содержатся
в ст. 61 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» К таким требованиям
относится: оборудование участковой избирательной комиссией в помещении для
голосования стенда с информационными материалами о всех зарегистрированных
кандидатах, избирательных объединениях (блоках), причем в этих материалах не
должны содержаться агитационные призывы; размещение на стенде образцов
заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии
кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования
избирательных объединений (блоков), участвующих в данных выборах; наличие
увеличенной формы протокола об итогах голосования, предназначенной для
занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Помещение
для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи
избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно
находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии,
наблюдателей.
Во время
голосования на органы внутренних дел возлагаются задачи по обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности, охране помещений избирательных комиссий,
помещений для голосования, сопровождению и охране транспортных средств,
перевозящих избирательные документы. Важным направлением деятельности является
обеспечение личной безопасности кандидатов в органы государственной власти или
местного самоуправления и членов избирательных комиссий.
Избирательные
бюллетени. Требования, предъявляемые к избирательным бюллетеням, содержатся в
ст. 63 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…». Избирательные бюллетени
изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей
избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности, степень
защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации. Число изготовленных избирательных
бюллетеней не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных
избирателей.
Форма и текст
избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число,
требования, предъявляемые к их изготовлению, утверждаются соответствующими
избирательными комиссиями. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной
его стороне.
В случае
проведения голосования за кандидатов по мажоритарной избирательной системе
избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилию, имя,
отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом
выборной должности в органе государственной власти или в органе местного
самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае
отсутствия основного места работы или службы – род занятий) каждого
зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каждым
зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный
кандидат. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном
порядке, не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и
его статус в нем, указываются в избирательном бюллетене по желанию самого
кандидата. Если данный кандидат баллотируется также и в составе списка
кандидатов, то информация об этом помещается в бюллетене.
В случае
проведения голосования за списки кандидатов (пропорциональная избирательная
система) в избирательном бюллетене размещаются в порядке, определяемом
жеребьевкой, наименования избирательных объединений (блоков), а в случаях,
предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
также фамилии, имена, отчества кандидатов из списка и символ (символы)
избирательных объединений (блоков). В случае наличия у зарегистрированного
кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или
непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер
(номера) и наименование (наименования) ст. (статей) УК Российской Федерации, на
основании которой (которых) был осужден кандидат. В случае наличия у
зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном
бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене
должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования
избирательного объединения (блока) помещается пустой квадрат. В конце перечня
кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков
помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») с
расположенным справа от нее пустым квадратом. Избирательные бюллетени
печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии
бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке
соответствующего субъекта Российской Федерации, а в необходимых случаях на
языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
На лицевой
стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух
членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой
избирательной комиссии.
В случае выбытия
некоторых кандидатов (списков кандидатов) после изготовления избирательных
бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательных
комиссий, зарегистрировавших кандидата (список кандидатов), вычеркивают в
бюллетенях данные о соответствующих кандидатах (списках кандидатов).
Порядок
голосования. В день голосования, в час, определенный законом о выборах как
время начала голосования, председатель участковой избирательной комиссии
объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам
избирательной комиссии, наблюдателям, доверенным лицам кандидатов, уполномоченным
представителям избирательных объединений (блоков), представителям средств
массовой информации, присутствующим избирателям пустые стационарные и
переносные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью
участковой избирательной комиссии. Если соответствующий закон о выборах
предусматривает возможность досрочного голосования, председатель сообщает о
количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального
ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список
избирателей, проголосовавших досрочно, затем вскрывает поочередно каждый
конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные
бюллетени в стационарный ящик для голосования.
После этого
председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей
приступить к голосованию.
Члены участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя
избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении.
Каждый избиратель
голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
Избирательные
бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по
предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в случае, если
избиратель голосует по открепительному удостоверению для голосования на
выборах, также по предъявлении открепительного удостоверения.
При получении
избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и
номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо
по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт
документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет
правильность произведенной записи и расписывается. В случае голосования по
открепительному удостоверению в списке избирателей делаются дополнительные
отметки.
Голосование
проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в
квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или
списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции
«Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»).
Избирательный
бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально
оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
В случае, если
избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил
ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему
бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член
избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая
при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного
избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Избиратель, не
имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного
бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью
другого избирателя. В таком случае избиратель устно извещает избирательную
комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения
избирательного бюллетеня. При этом в соответствующих графах списка избирателей
указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его
документа лица, оказывающего помощь избирателю.
Заполненные
избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные)
ящики для голосования.
В случае, если
избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и
другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования,
то по его письменному заявлению или устному обращению (в том числе переданному
при содействии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на
котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить
ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Такое голосование
возможно только в день голосования. Досрочно проголосовать вне помещения для
голосования нельзя. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно
быть сделано не позже чем за четыре часа до истечения времени голосования. Для
голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия
должна располагать необходимым количеством переносных ящиков, но не более трех.
Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, при этом при
проведении голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с
правом совещательного голоса, наблюдатели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|