бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовое регулирование избирательного процесса бесплатно рефераты

Согласно Федеральному закону РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в закон «О средствах массовой информации» были внесены изменения следующего содержания: «если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений».[4] Данная норма законодательства направлена на урегулирование процесса проведения предвыборной агитации с помощью средств массовой информации и на недопущение нарушения правил проведения предвыборной агитации.

Порядок и условия проведения. Порядок предоставления эфирно­го времени и печатной площади зарегистрированным кандида­там, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам избирателей в настоящее время регу­лируется избирательными законами и принятыми в их развитие инструкциями избирательных комиссий. Федеральный за­кон РФ «Об основных гарантиях…» ус­танавливает лишь наиболее общие условия доступа субъектов агитационной деятельности к средствам массовой информации, относя детальное регули­рование порядка предоставления эфирного времени и печат­ной площади для предвыборной агитации к предмету отдель­ных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, посвященных выборам конкретных законодатель­ных (представительных), исполнительных органов государствен­ной власти и местного самоуправления. Действующие же фе­деральные законы и региональные законы о выборах еще не приведены в соответствие с указанным Федеральным законом. Поэтому в настоящее время более полный порядок и условия использования средств массовой информации в целях предвыборной агитации остаются не урегулированными на уровне закона.

Федеральный закон «Об основных гарантиях…» очерчивает круг средств массовой информации, которые обязаны обес­печить равные возможности для проведения предвыборной аги­тации зарегистрированным кандидатам, избирательным объе­динениям, блокам, инициативным группам по проведению ре­ферендума и, в частности, предоставить им для этих целей бесплатное эфирное время, печатную площадь на равных ус­ловиях. К ним отнесены средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные орга­ны, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Россий­ской Федерации, местного бюджета) или средств органов мес­тного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации. Конкретный перечень телерадиокомпаний и пе­риодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфир­ное время и печатную площадь под агитационные материалы, публикуется соответственно Центральной избирательной ко­миссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, муниципальной избиратель­ной комиссией по представлению соответствующих исполни­тельных органов государственной власти, вырабатывающих государственную политику в области средств массовой информации (Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Государственного комитета Российской Федерации по печати и их местных орга­нов), в срок, определенный соответствующим избирательным законом либо инструкцией избирательной комиссии, как пра­вило, не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов.

Иные средства массовой информации, не вошедшие в указанные перечни, назовем их негосударственными, участвуют в предвыборной агитации на факультативной основе. В частности, они вправе на дого­ворной основе предоставить эфирное время и печатную пло­щадь заинтересованным субъектам агитационной деятельно­сти. Однако оплата этих услуг должна осуществляться на рав­ных условиях исключительно через соответствующие избира­тельные фонды.

Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации также вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь заинтересованным субъектам агитационной деятель­ности на платной основе.

Любые средства массовой информации, предоставляющие свои услуги на договор­ной (платной) основе, обязаны декларировать (опубликовать) размер оплаты за предоставляемое эфирное время, печатную площадь в сроки, установленные избирательным законом, ин­струкцией, как правило, не позднее чем через 20 дней до дня официального опубликования решения о назначении вы­боров.

Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемо­го каждой общероссийской телерадиокомпанией для проведе­ния агитации на выборах в федеральные органы государствен­ной власти, должен быть не менее одного часа, каждой реги­ональной телерадиокомпанией – не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпа­нии составляет менее двух часов, – не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Такой же объем времени – 30 минут либо не менее одной четвертой общего объема вре­мени вещания – региональные телерадиокомпании обязаны выделить для агитации при проведении выборов в органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации.

Общий минимальный размер печатных площадей и соот­ношение в нем частей, предоставляемых на бесплатной и плат­ной основе для размещения агитационных материалов канди­датам, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам государственными, муниципальными и приравненными к ним периодическими печатными изданиями, определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Пока такие законы в новой редакции не приняты, поэтому объемы печатных площадей на агитационные цели не установлены.

Специализированные печатные издания (детские, техни­ческие, научные и др.) могут отказаться публиковать какие бы то ни было агитационные материалы при условии их полного неучастия в избирательной кампании, в референдуме в какой бы то ни было форме. Нормы о выделении печатных площадей на бесплатной, а равно и на платной основе не распространя­ются на периодические печатные издания, учрежденные за­регистрированными кандидатами, избирательными объедине­ниями, блоками, инициативными группами по проведению ре­ферендума, а также входящими в избирательные блоки обще­ственными объединениями. Издания, учрежденные органами государственной, судебной власти и органами местного само­управления исключительно для публикации их официальных сообщений и материалов нормативных и иных актов, в пред­выборной агитации не участвуют.

Но вернемся к порядку распределения и использования бесплатного эфирного времени, предоставляемого телерадио­компаниями. Оно должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Обычно для агитации выделяются отрезки времени между 7 и 10, 18 и 23 часами по местному времени. Не менее одной трети общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого данной телерадиокомпанией, отводится для проведения кандидатами, избирательными объединениями, блоками совместных меро­приятий общего характера: предвыборных дебатов, дискуссий, «круглых столов» и так далее. Отказ кандидата, избирательно­го объединения, блока от совместных агитационных мероприя­тий не влечет увеличения объема предоставляемого им бес­платного эфирного времени.

Оставшаяся часть (две трети) предоставляемого телера­диокомпанией бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях между соответственно зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов либо изби­рательными объединениями, избирательными блоками, заре­гистрировавшими список кандидатов. Следовательно, чем мень­ше кандидатов, избирательных объединений, блоков, тем боль­ше эфирного времени будет приходиться на каждого из них.

Конкретная дата и время выхода в эфир предвыборного агитационного материала кандидата, региональной группы кан­дидатов, избирательного объединения, избирательного блока определяется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией соответствующего уровня с участием представите­лей средств массовой информации и других заинтересованных лиц. По результатам же­ребьевки избирательной комиссией утверждается график пре­доставления бесплатного эфирного времени субъектам агита­ционной деятельности, который публикуется в печати.

По такому же принципу, путем деления общего размера выделяемого периодическим печатным изданием бесплатной печатной площади на общее число кандидатов, региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, блоков, определяется размер печатной площади, приходящейся на каждого из них. Конкретная дата публикации их агитационных материалов устанавливается жеребьевкой, проводимой между ними редакцией соответствующего периодического печатного издания в присутствии заинтересованных лиц. Редакцией же составляется график публикации агитационных материалов кандидатов и других участников агитационной деятельности. Утверждение графика избирательной комиссией не требует­ся, однако такие действия избирательной комиссии не проти­воречат закону.

Отказ телерадиокомпании, редакции периодического пе­чатного издания в предоставлении предусмотренного законом бесплатного эфирного времени, печатной площади, а также нарушение ими принципа равных условий использования средств массовой информации всеми участниками агитационной деятельности могут быть об­жалованы ими в соответствующую избирательную комиссию либо в суд.

Расходы телерадиокомпаний, редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени, печатной площади, покрываются за счет их текущего финансирования.

Государственные, муниципальные и приравненные к ним телерадиокомпании и периодические печатные издания обяза­ны резервировать эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации на платной основе.

Общий объем резервируемого эфирного времени не мо­жет быть меньше общего объема бесплатного эфирного вре­мени, размера печатной площади. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в кото­рый начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат, региональ­ная группа кандидатов, избирательное объединение, избира­тельный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного време­ни, размера печатной площади эфирное время, печатную пло­щадь в пределах доли, полученной делением этого объема (раз­мера) на общее число кандидатов, региональных групп канди­датов либо избирательных объединений, избирательных бло­ков. Конкретная дата и время выхода в эфир, дата опубликова­ния агитационного материала определяется жеребьевкой, про­водимой телерадиокомпанией, редакцией периодического пе­чатного издания с участием заинтересованных лиц на основа­нии заявок на участие в жеребьевке. После жеребьевки заклю­чается договор между телерадиокомпанией, редакцией перио­дического печатного издания, с одной стороны, и кандидатом, иным субъектом агитационной деятельности – с другой. Опла­та эфирного времени должна осуществляться на равных усло­виях исключительно из средств избирательного фонда канди­дата, избирательного объединения, избирательного блока.

Как отмечалось выше, предвыборная агитация на каналах негосударственных телерадиокомпаний, страницах периодиче­ских печатных изданий может вестись исключительно на дого­ворной основе. Она может начинаться непосредственно после регистрации и продолжаться в рамках общих сроков предвы­борной агитации. Для проведения агитации через негосудар­ственные средства массовой информации процедура жеребьевки не требуется и все воп­росы регулируются договором, заключаемым между руководи­телем телерадиокомпании или редактором периодического пе­чатного издания и зарегистрированным кандидатом, избира­тельным объединением, избирательным блоком, зарегистри­ровавшим список кандидатов.

В договорах подобного рода должны быть указаны: вид предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала, продолжитель­ность предоставляемого эфирного времени, размер печатной площади, порядок его оплаты, права и обязанности журнали­ста (ведущего), если его участие предусмотрено договором, обязательства сторон неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства. Платное эфирное время, печатная площадь во всех видах средств массовой информации предоставляется на усло­виях предоплаты.

Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в ка­кой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстраци­ями, не согласованными с кандидатами, избирательными объе­динениями, блоками.

Сохраняется возможность расторжения договора в уста­новленном порядке в случае нарушения сторонами закона и взятых по договору обязательств. В этом случае высвободив­шееся эфирное время, печатная площадь используется теле­радиокомпанией, редакцией периодического печатного изда­ния по своему усмотрению.

Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агита­цию, не могут прерываться рекламой товаров, работ и услуг. Трансляция теле- и радиопрограмм, содержащих предвыбор­ную агитацию, по каналам региональных телерадиокомпаний запрещается, если они совпадают по времени с трансляцией агитационных программ общероссийскими телерадиокомпа­ниями.

Видео- и аудиокассеты, содержащие материалы предвы­борной агитации, хранятся соответствующей телерадиокомпа­нией в течение года со дня выхода указанных материалов в эфир. В случае необходимости они могут быть истребованы со­ответствующей избирательной комиссией.

Значительная часть предвыборной агитации осуществля­ется в форме проведения публичных массовых мероприятий. Закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей, инициативным группам по про­ведению референдума в организации массовых мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискус­сий, митингов, демонстраций и шествий. Они же обязаны обес­печивать безопасность при проведении массовых предвыбор­ных мероприятий.

Для проведения предвыборных мероприятий на безвозмезд­ной основе предоставляются пригодные для этих целей поме­щения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Заявления о выделении помещений рассматри­ваются государственными и муниципальными органами не по­зднее трех дней со дня их подачи. Избирательные комиссии играют посредническую роль между кандидатами, избиратель­ными объединениями, блоками, их доверенными лицами и упол­номоченными представителями и собственниками (владельца­ми) помещений. В частности, помещения для проведения аги­тационных мероприятий предоставляются по заявке избира­тельных комиссий, комиссий референдума на срок, установ­ленный этими комиссиями. Они также следят за соблюдением нормы законодательства о выборах, в соответствии с которой, если указанное помещение было предоставлено для проведе­ния массовых мероприятий одному из кандидатов, избиратель­ных объединений, блоков, собственник (владелец) помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объе­динению, избирательному блоку. Всем претендентам избира­тельные комиссии обязаны обеспечить равные возможности. На практике избирательными комиссиями по согласованию с собственниками помещений и авторами заявок составляются графики использования наиболее популярных зданий, поме­щений для предвыборных агитационных мероприятий, прово­димых различными кандидатами, избирательными объедине­ниями, блоками и их представителями.

При этом запрещается предоставлять для массовых пред­выборных мероприятий здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного на­следия народов Российской Федерации. Предвыборная агита­ция в расположении воинских частей, организаций и учрежде­ний не допускается.

Следует отметить, что кандидаты, другие субъекты аги­тационной деятельности, их представители вправе на договор­ной основе арендовать здания и помещения любой формы соб­ственности для проведения массовых агитационных мероприя­тий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных усло­виях исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, блоков.

Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8