Правовое регулирование избирательного процесса
Согласно
Федеральному закону РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» в закон «О средствах массовой
информации» были внесены изменения следующего содержания: «если в период
избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения
суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы,
периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск
средства массовой информации к административной ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный
редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства
Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации, а в случае, если продукция средства массовой
информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской
Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской
федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о
приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях
совершения указанных нарушений».[4] Данная норма
законодательства направлена на урегулирование процесса проведения предвыборной
агитации с помощью средств массовой информации и на недопущение нарушения
правил проведения предвыборной агитации.
Порядок и условия
проведения. Порядок предоставления эфирного времени и печатной площади
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным
блокам и инициативным группам избирателей в настоящее время регулируется
избирательными законами и принятыми в их развитие инструкциями избирательных
комиссий. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает лишь
наиболее общие условия доступа субъектов агитационной деятельности к средствам
массовой информации, относя детальное регулирование порядка предоставления
эфирного времени и печатной площади для предвыборной агитации к предмету
отдельных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации,
посвященных выборам конкретных законодательных (представительных),
исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Действующие же федеральные законы и региональные законы о выборах еще не
приведены в соответствие с указанным Федеральным законом. Поэтому в настоящее
время более полный порядок и условия использования средств массовой информации
в целях предвыборной агитации остаются не урегулированными на уровне закона.
Федеральный закон
«Об основных гарантиях…» очерчивает круг средств массовой информации, которые
обязаны обеспечить равные возможности для проведения предвыборной агитации
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, блокам,
инициативным группам по проведению референдума и, в частности, предоставить им
для этих целей бесплатное эфирное время, печатную площадь на равных условиях.
К ним отнесены средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются государственные или муниципальные органы, организации,
учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств
соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, а
также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и
обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации.
Конкретный перечень телерадиокомпаний и периодических печатных изданий,
обязанных предоставлять эфирное время и печатную площадь под агитационные
материалы, публикуется соответственно Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации,
муниципальной избирательной комиссией по представлению соответствующих исполнительных
органов государственной власти, вырабатывающих государственную политику в
области средств массовой информации (Федеральной службы России по телевидению и
радиовещанию, Государственного комитета Российской Федерации по печати и их
местных органов), в срок, определенный соответствующим избирательным законом
либо инструкцией избирательной комиссии, как правило, не позднее чем на
десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов.
Иные средства массовой информации, не вошедшие в указанные
перечни, назовем их негосударственными, участвуют в предвыборной агитации на
факультативной основе. В частности, они вправе на договорной основе
предоставить эфирное время и печатную площадь заинтересованным субъектам агитационной
деятельности. Однако оплата этих услуг должна осуществляться на равных
условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.
Государственные,
муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации также вправе
предоставлять эфирное время, печатную площадь заинтересованным субъектам
агитационной деятельности на платной основе.
Любые средства
массовой информации, предоставляющие свои услуги на договорной (платной)
основе, обязаны декларировать (опубликовать) размер оплаты за предоставляемое
эфирное время, печатную площадь в сроки, установленные избирательным законом,
инструкцией, как правило, не позднее чем через 20 дней до дня официального
опубликования решения о назначении выборов.
Общий объем
бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской
телерадиокомпанией для проведения агитации на выборах в федеральные органы
государственной власти, должен быть не менее одного часа, каждой региональной
телерадиокомпанией – не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее
время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов, – не менее одной
четвертой общего объема времени вещания. Такой же объем времени – 30 минут либо
не менее одной четвертой общего объема времени вещания – региональные
телерадиокомпании обязаны выделить для агитации при проведении выборов в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общий минимальный
размер печатных площадей и соотношение в нем частей, предоставляемых на
бесплатной и платной основе для размещения агитационных материалов кандидатам,
избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам
государственными, муниципальными и приравненными к ним периодическими печатными
изданиями, определяется федеральными конституционными законами, федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации. Пока такие законы в новой
редакции не приняты, поэтому объемы печатных площадей на агитационные цели не
установлены.
Специализированные
печатные издания (детские, технические, научные и др.) могут отказаться
публиковать какие бы то ни было агитационные материалы при условии их полного
неучастия в избирательной кампании, в референдуме в какой бы то ни было форме.
Нормы о выделении печатных площадей на бесплатной, а равно и на платной основе
не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными
кандидатами, избирательными объединениями, блоками, инициативными группами по
проведению референдума, а также входящими в избирательные блоки общественными
объединениями. Издания, учрежденные органами государственной, судебной власти и
органами местного самоуправления исключительно для публикации их официальных
сообщений и материалов нормативных и иных актов, в предвыборной агитации не
участвуют.
Но вернемся к порядку распределения и
использования бесплатного эфирного времени, предоставляемого телерадиокомпаниями.
Оно должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают
наибольшую аудиторию. Обычно для агитации выделяются отрезки времени между 7 и
10, 18 и 23 часами по местному времени. Не менее одной трети общего объема
бесплатного эфирного времени, выделяемого данной телерадиокомпанией, отводится
для проведения кандидатами, избирательными объединениями, блоками совместных
мероприятий общего характера: предвыборных дебатов, дискуссий, «круглых
столов» и так далее. Отказ кандидата, избирательного объединения, блока от
совместных агитационных мероприятий не влечет увеличения объема
предоставляемого им бесплатного эфирного времени.
Оставшаяся часть
(две трети) предоставляемого телерадиокомпанией бесплатного эфирного времени
распределяется в равных долях между соответственно зарегистрированными
кандидатами, региональными группами кандидатов либо избирательными
объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими список кандидатов.
Следовательно, чем меньше кандидатов, избирательных объединений, блоков, тем
больше эфирного времени будет приходиться на каждого из них.
Конкретная дата и
время выхода в эфир предвыборного агитационного материала кандидата,
региональной группы кандидатов, избирательного объединения, избирательного
блока определяется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией
соответствующего уровня с участием представителей средств массовой информации
и других заинтересованных лиц. По результатам жеребьевки избирательной
комиссией утверждается график предоставления бесплатного эфирного времени
субъектам агитационной деятельности, который публикуется в печати.
По такому же
принципу, путем деления общего размера выделяемого периодическим печатным
изданием бесплатной печатной площади на общее число кандидатов, региональных
групп кандидатов либо избирательных объединений, блоков, определяется размер
печатной площади, приходящейся на каждого из них. Конкретная дата публикации их
агитационных материалов устанавливается жеребьевкой, проводимой между ними
редакцией соответствующего периодического печатного издания в присутствии
заинтересованных лиц. Редакцией же составляется график публикации агитационных
материалов кандидатов и других участников агитационной деятельности.
Утверждение графика избирательной комиссией не требуется, однако такие
действия избирательной комиссии не противоречат закону.
Отказ
телерадиокомпании, редакции периодического печатного издания в предоставлении предусмотренного
законом бесплатного эфирного времени, печатной площади, а также нарушение ими
принципа равных условий использования средств массовой информации всеми
участниками агитационной деятельности могут быть обжалованы ими в
соответствующую избирательную комиссию либо в суд.
Расходы
телерадиокомпаний, редакций периодических печатных изданий, связанные с
предоставлением бесплатного эфирного времени, печатной площади, покрываются за
счет их текущего финансирования.
Государственные,
муниципальные и приравненные к ним телерадиокомпании и периодические печатные
издания обязаны резервировать эфирное время и печатную площадь для проведения
предвыборной агитации на платной основе.
Общий объем
резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного
эфирного времени, размера печатной площади. Размер оплаты должен быть единым
для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и
опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов
(списков кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат, региональная
группа кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок вправе за
соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного
времени, размера печатной площади эфирное время, печатную площадь в пределах
доли, полученной делением этого объема (размера) на общее число кандидатов,
региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, избирательных
блоков. Конкретная дата и время выхода в эфир, дата опубликования
агитационного материала определяется жеребьевкой, проводимой
телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания с участием
заинтересованных лиц на основании заявок на участие в жеребьевке. После
жеребьевки заключается договор между телерадиокомпанией, редакцией периодического
печатного издания, с одной стороны, и кандидатом, иным субъектом агитационной
деятельности – с другой. Оплата эфирного времени должна осуществляться на
равных условиях исключительно из средств избирательного фонда кандидата,
избирательного объединения, избирательного блока.
Как отмечалось
выше, предвыборная агитация на каналах негосударственных телерадиокомпаний,
страницах периодических печатных изданий может вестись исключительно на договорной
основе. Она может начинаться непосредственно после регистрации и продолжаться в
рамках общих сроков предвыборной агитации. Для проведения агитации через
негосударственные средства массовой информации процедура жеребьевки не
требуется и все вопросы регулируются договором, заключаемым между руководителем
телерадиокомпании или редактором периодического печатного издания и
зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным
блоком, зарегистрировавшим список кандидатов.
В договорах
подобного рода должны быть указаны: вид предвыборной агитации, дата и время
выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала, продолжительность
предоставляемого эфирного времени, размер печатной площади, порядок его оплаты,
права и обязанности журналиста (ведущего), если его участие предусмотрено
договором, обязательства сторон неукоснительно соблюдать требования
действующего законодательства. Платное эфирное время, печатная площадь во всех
видах средств массовой информации предоставляется на условиях предоплаты.
Публикация
предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными
комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями,
не согласованными с кандидатами, избирательными объединениями, блоками.
Сохраняется возможность
расторжения договора в установленном порядке в случае нарушения сторонами
закона и взятых по договору обязательств. В этом случае высвободившееся
эфирное время, печатная площадь используется телерадиокомпанией, редакцией
периодического печатного издания по своему усмотрению.
Телерадиопрограммы,
содержащие предвыборную агитацию, не могут прерываться рекламой товаров, работ
и услуг. Трансляция теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию,
по каналам региональных телерадиокомпаний запрещается, если они совпадают по
времени с трансляцией агитационных программ общероссийскими телерадиокомпаниями.
Видео- и
аудиокассеты, содержащие материалы предвыборной агитации, хранятся
соответствующей телерадиокомпанией в течение года со дня выхода указанных
материалов в эфир. В случае необходимости они могут быть истребованы соответствующей
избирательной комиссией.
Значительная
часть предвыборной агитации осуществляется в форме проведения публичных
массовых мероприятий. Закон обязывает государственные органы, органы местного
самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам,
избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей,
инициативным группам по проведению референдума в организации массовых
мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий,
митингов, демонстраций и шествий. Они же обязаны обеспечивать безопасность при
проведении массовых предвыборных мероприятий.
Для проведения
предвыборных мероприятий на безвозмездной основе предоставляются пригодные для
этих целей помещения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности. Заявления о выделении помещений рассматриваются
государственными и муниципальными органами не позднее трех дней со дня их
подачи. Избирательные комиссии играют посредническую роль между кандидатами,
избирательными объединениями, блоками, их доверенными лицами и уполномоченными
представителями и собственниками (владельцами) помещений. В частности,
помещения для проведения агитационных мероприятий предоставляются по заявке
избирательных комиссий, комиссий референдума на срок, установленный этими
комиссиями. Они также следят за соблюдением нормы законодательства о выборах, в
соответствии с которой, если указанное помещение было предоставлено для проведения
массовых мероприятий одному из кандидатов, избирательных объединений, блоков,
собственник (владелец) помещения не вправе отказать другому кандидату,
избирательному объединению, избирательному блоку. Всем претендентам избирательные
комиссии обязаны обеспечить равные возможности. На практике избирательными
комиссиями по согласованию с собственниками помещений и авторами заявок
составляются графики использования наиболее популярных зданий, помещений для
предвыборных агитационных мероприятий, проводимых различными кандидатами,
избирательными объединениями, блоками и их представителями.
При этом
запрещается предоставлять для массовых предвыборных мероприятий здания и
сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного
наследия народов Российской Федерации. Предвыборная агитация в расположении
воинских частей, организаций и учреждений не допускается.
Следует отметить,
что кандидаты, другие субъекты агитационной деятельности, их представители
вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности
для проведения массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы,
устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть
единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных условиях
исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений,
блоков.
Митинги,
демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке.
Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами
местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|