бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве бесплатно рефераты

Потребитель (покупатель), обнаруживший при приемке продукции отступление от стандартов по этим условиям, вообще не вправе, с точка зрения административно-правовых норм, обеспечивающих охрану здоровья населения, принимать такую продукцию. Таким образом, как это нередко встречается в хозяйственном законодательстве, реализация прав потребителя (покупателя) по договору является одновременно его административно-правовой обязанностью.

Это пример того, что есть такие сферы хозяйственной деятельности, где использование только экономических методов не может дать необходимого эффекта, так как они не адекватны решаемым проблемам. В подобных случаях единственным решением является применение адми­нистративных методов государственного контроля за качеством продук­ции, в данном случае — продовольствия.

Основная обязанность потребителя (покупателя) — принять предъ­явленную хозяйством продукцию и оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договор закупки, когда речь идет о заготовках продукции в государственные продовольственные фонды, включается условие об обя­занности потребителя (покупателя) принять у хозяйства не только то ко­личество продукции, которое предусмотрено в договоре, но и всю про­дукцию, предъявленную к сдаче данным предприятием. Приемка такой продукции производится на условиях, указанных в договоре. Плодо­овощная и иная скоропортящаяся продукция продается потребителю (покупателю) по дополнительно согласуемым ценам. Гражданский ко­декс Российской Федерации установил обязанность заготовителя при­нять у хозяйства всю предъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх объ­емов данного договора), если она сдается в течение срока действия до­говора и должна быть принята по месту нахождения хозяйства (п. 1 ст.536).

В последнем случае, когда продукция принимается не в хозяйстве, а в ином месте (на мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), У заготовителя возникает не только обязанность принять продукцию, но и отсутствует право отказаться от нее, если продукция соответствует ус­ловиям договора закупки и хозяйство не нарушило условий о сроках сдачи продукции.

Эта особенность закупки отличает ее от общих правил купли-прода­жи, предусмотренных, в частности, ст. 484 Гражданского кодекса, где указано на возможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Для хозяйства выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а для потребителя (покупателя) — наоборот, так как все возможные по­тери и убытки во время транспортировки несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ее приемки — заготовитель, а до приемки — хозяйство).

Действующие правила дают сторонам возможность согласовать место приемки в договоре. Если же в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством, то обязанность ее вывоза лежит на потре­бителе (покупателе).

Цена в договорах закупки определяется по правилам, установлен­ным Методическими рекомендациями по расчету и индексации гаранти­рованных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для го­сударственных нужд, одобренными Министерством экономики Россий­ской Федерации 9 октября 1995 г.

Во-первых, при закупке и поставке сельскохозяйственной продук­ции для государственных нужд применяются государственные закупоч­ные цены, обеспечивающие возмещение материальных затрат и получе­ние дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для рас­ширенного воспроизводства. Он устанавливается ежегодно Правитель­ством Российской Федерации по согласованию с органами исполнитель­ной власти и представителями общественных объединений, выражаю­щих интересы товаропроизводителей.

Во-вторых, в современном законодательстве содержится ряд поло­жений о квотах для товаропроизводителей на закупку сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.

В-третьих, материально-правовые нормы, сформулированные в спе­циальных актах, предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет о регулировании Правительством Российской Федерации ч органами исполнительной власти субъектов Федерации цен: закреплением нормативного соотношения между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из нее продукции, а также предельного Размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую для государственных нужд.

При закупках сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд применяется авансирование сельскохозяйственных предприятий в размере до 50% цены договора.

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания  сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

По законодательству о производственно-техническом обслужива­нии сельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществления можно выделить следующие разновидности договоров:

на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями;

на агрохимическое обслуживание;

на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мели­оративных сетей;

на полив сельскохозяйственных культур;

на высокоэффективное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях.

Наибольшее применение и распространение в практике сельскохо­зяйственных коммерческих организаций, а ранее — колхозов и совхо­зов, получил договор на производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключении таких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых ус­ловий договоров могут быть включены и дополнительные права и обя­занности сторон.

По законодательству производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техничес­кими предприятиями опосредовалось одним договором, несмотря на раз­нообразный характер действий. Таким договором является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого объеди­нены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-тех­ническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров.

Из названных отношений определенная самостоятельность и из­вестное единство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее действий — ремонт, Механизированные работы, техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на их разнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере как однородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию (первая группа) — ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техничес­кое обслуживание машинно-тракторного парка, оборудования животно­водческих ферм и нефтехозяйств, специализированные механизирован. ные работы регулировались Положением о порядке заключения и испод. нения договоров по производственно-техническому обслуживанию кол­хозов, совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договором на выполнение указанных работ'.

Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями по агрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Возникающие здесь отношения регули­руются на основе Положения о порядке заключения и исполнения дого­воров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрай­онными) производственными объединениями по агрохимическому об­служиванию сельского хозяйства предприятиями и организациями сис­темы Союзсельхозхимия и Типовым договором2.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его исполнении должна соблюдать хозрас­четные интересы другой стороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с неиспол­нением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполнении обяза­тельств.

На основе договора предприятие по агрохимическому обслужива­нию выполняет такие работы, как известкование и гипсование почв, ме­лиоративная вспашка солонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, обслуживание сельскохозяй­ственной авиации, обработка семян и кормов химическими препарата­ми, комплексное агрохимическое окультуривание малопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметной доку­ментации,  землеройные и другие агрохимические работы.

Договор на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей заключается согласно Типовому договору" предприятиями и организациями системы мелиорации и водного хозяй­ства с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Предме­том договора являются содержание в исправном состоянии внутрихозяй­ственной сети и сооружений на ней, обеспечение оптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производству растениеводства на определенной договором площади орошаемых /осушенных) земель.

К обязанностям водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной ор­ганизации относится: выполнение всего комплекса работ, предусмотрен­ных договором, в сроки, установленные в проектно-сметной документа­ции и графике; извещение-заказ о предъявлении к сдаче выполненных работ не позднее чем в однодневный срок со дня их окончания; принятие срочных мер по ликвидации возникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насосных станци­ях и скважинах вертикального дренажа; составление необходимой про­ектно-сметной документации по заявкам заказчика.

По договору на полив сельскохозяйственных культур исполни­тель — соответствующее водохозяйственное предприятие — обязуется поддерживать на обслуживаемых землях сельскохозяйственных ком­мерческих организаций оптимальную для сельскохозяйственных куль­тур влажность почвы на определенной договором площади орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным на основе плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответст­вующая сельскохозяйственная коммерческая организация) и исполни­тель на указанной основе обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программы производства продукции растениеводства, при­лагаемой к договору в качестве его неотъемлемой части.

Основными обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плану полива сельскохозяйственных культур; обеспечение тех­нической эксплуатации внутрихозяйственной оросительной сети; изве­щение заказчика не позднее, чем за два дня до начала работ о необходи­мости подготовки участков для полива и др.

Договор на высокоэффективное использование мелиорированных земель имеет ряд особенностей по сравнению с другими договорами на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций. Во-первых, он заключается после рассмот­ренных выше договоров. Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектность на стороне исполнителя. Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслуживание на стороне исполнителя выступает один субъект — соответствующее обслуживающее предпри­ятие (ремонтно-техническое, агрохимическое, мелиоративное и т. п.), то в Данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и от­ветственность сторон.

Задача


Между потребительским кооперативом “Заря” и сельскохозяйственной артелью (колхозом) “Знамя” заключен договор на закупку картофеля, овощей, бахчевых культур. В соответствии с договором сельскохозяйственная артель (колхоз) “Знамя” обязуется сдать потребительскому кооперативу “Заря” картофель, овощи, бахчевые культуры в счет государственного заказа в продовольственный фонд области. Одновременно потребительский кооператив “Заря” заключил договор с торговым акционерным обществом “Луч” о поставке овощных консервов и чипсов.

После подписания договора сельскохозяйственная артель “Знамя” вне­сла в него изменения, исключив продажу овощей, мотивируя это тем, что артель из-за несвоевременной поставки дождевальных установок не могла произвести полив овощных культур. В результате кооператив “Заря” не выполнил договорных обязательств по поставке консервов и чипсов акци­онерному обществу “Луч”.

Кооператив “Заря” обратился в арбитражный суд с исковым заявлени­ем к сельскохозяйственной артели “Знамя” о взыскании с ответчика стои­мости несданных овощей. Акционерное общество “Луч”, в свою очередь, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с коо­ператива “Заря” стоимости непоставленных овощных консервов. Сельско­хозяйственной артелью “Знамя” представлен арбитражному суду акт, под­писанный агрономом и представителем сельской администрации о том, что сельскохозяйственной артелью “Знамя” не производился полив из-за недопоставки дождевальных установок заводом-изготовителем.

Определите правовую природу договоров между сельскохозяйственной артелью “Знамя”, с одной стороны, и потребительским кооперативом “За­ря”, с другой, и между потребительским кооперативом “Заря” и акционер­ным обществом “Луч”.

Каков порядок заключения и изменения договоров па реализацию сель­скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия?

Каков субъектный состав указанных договоров? Определите порядок формирования федерального и регионального продовольственных фондов, порядок размещения государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Раскройте содержание правовых актов, регулирующих договорные от­ношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия в федеральный и региональный продовольственный фонды для государственных нужд.

Какова ответственность сторон за неисполнение договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия? Ка­ковы основания для освобождения от ответственности за неисполнение обязанностей по договорам закупки и поставки сельскохозяйственной про­дукции, сырья и продовольствия сельскохозяйственных коммерческих ор­ганизаций (предприятий)? Какими доказательствами подтверждается не­возможность исполнения договорных обязательств сельскохозяйственны­ми коммерческими организациями (предприятиями)?

Как следует решить данный спор?

 

 

Решение

 

Правовая природа договоров между сельскохозяйственной артелью “Знамя” и потребительским кооперативом “Заря”, это договор купли-продажи, а правовая природа договоров между акционерным обществом “Луч” и потребительским кооперативом “Заря”, это – договор поставки.

Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть ис­пользованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы дого­воры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами со­ответствующих глав и параграфов ГК РФ.

ГК РФ относит поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию и обычную куплю-продажу к разновидностям одного и того же договорного — купли-продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 Гражданского кодекса, которая в первом параграфе закрепляет ос­новные, общие для всех его разновидностей, положения о купле-продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельным видам купли-продажи, среди которых в Гражданском кодексе названы, в част­ности, поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.

Обязанность потребителя (покупателя) принять всю предъявлен­ную к сдаче продукцию — стимул для увеличения производства и реа­лизации продовольствия и сельскохозяйственного сырья даже сверх объемов, указанных в договоре.

В тех случаях, когда потребитель (покупатель) отказывается при­нять продукцию, хозяйство вправе, если речь идет о продукции, указан­ной в договоре, реализовать ее другому потребителю (покупателю) или продать на рынке, а потребитель (покупатель), не выполнивший свою обязанность принять продукцию, несет имущественную ответствен­ность за нарушение условий договора в виде штрафных санкций и воз­мещения убытков.

Важное значение имеют такие условия договора закупки, как место его исполнения и цена. В месте исполнения договора оформляется сдача-приемка продукции, включая определение ее количества и качества, на­пример, взвешивание, определение товарной сортности фруктов или картофеля, влажности и засоренности зерна, жирности молока, степени упитанности скота и т.д. Все эти качественные характеристики прямо влияют на применяемые цены.

Законодательство о закупках и поставках предусматривает специ­альные случаи освобождения хозяйств от ответственности за нарушение условий договора. Речь идет о невыполнении обязательств вследствие непредвиденных обстоятельств, возникших после заключения договора между поставщиком (товаропроизводителем) и потребителем (покупа­телем) в результате событий чрезвычайного характера. К таким событи­ям, которые не могли предвидеть и предотвратить стороны, относятся засуха, наводнение, градобитие, другие форс-мажорные обстоятельства (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. *0 закупках и по­ставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”). Здесь неоправданно большое значение имеет оценка правоприменительными органами тех или иных обстоятельств и решение ими вопроса об отнесении таких обязательств к неблагоприят­ным условиям.

Стороны договора не вправе уменьшать по своему соглашению или иным образом ограничивать ответственность за нарушение договора.

Особенностью ответственности в договорах контрактации является установленное ст. 538 ГК РФ правило об ответственности только за вину. Это редкое для Гражданского кодекса исключение из общего пра­вила об ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от их вины в нарушение условий договора (ст. 401 ГК РФ).

Помимо ответственности за нарушение условий договора, предус­матривается также штраф за просрочку или отказ от заключения дого­вора, если он подлежит заключению в соответствии с доведенными в ус­тановленном порядке государственными заказами на закупку и поставку продукции. Принятие государственных заказов осуществляется сель­скохозяйственными коммерческими организациями на добровольных началах.

Таким образом, ответственность сторон складывается из их невозможности поставки продукции, в конечном итоге из-за недопоставки дождевальных установок заводом-изготовителем.

Литература и нормативные акты


Быстрова Г.Е. Вопросы теории аграрного права и методики его преподавания в юридических вузах. // Государство и право 1998 № 11

.Веденин Н.Н. Правовое регулирование реализации сельскохозяйствен­ной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996.№7—8.

Веденин Н.Н. Договорные отношения в сфере реализации сельскохо­зяйственной продукции // Государство и право. 1998. №1. Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. “О лизинге” // СЗ РФ. 1998. №44. Ст. 5394.

О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия для обеспечения военных и других потребителей федерально­го продовольственного фонда в 1997 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 года. // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1330.

О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия для обеспечения военных и других потребителей федерально­го продовольственного фонда в 1994 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 04.12.1994 года. // СЗ РФ. 1994. № 12.

О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 4. Ст. 5075.

Порядок осуществления государственных закупочных и товарных ин­тервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия. Утвержден постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3560.

Положение о государственном агенте, осуществляющем государствен­ное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и про­довольствия. Утверждено постановлением Правительства от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. №3560.

Положение о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1174.

Постановление Правительства РФ от 26.02.99 г. “О лизинге машиност­роительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использова­нием средств федерального бюджета” // СЗ РФ. 1999. № 11, Ст. 1294.


Страницы: 1, 2, 3