Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве
Такие
экономические условия естественно привели к формированию специфического
договорного института, который, например, в дореволюционном русском праве
назывался договором запродажи, а в советской юридической терминологии
именовался договором контрактации.
Суть этого
договора, который по своей правовой природе являлся разновидностью купли-продажи
и, следовательно, одной из правовых (норм экономических отношений
купли-продажи, состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта
— непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических
субъектов — производителя такой продукции и, как правило, специализированного
заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключения такого договора
самого его предмета еще не существует — эта продукция еще не произведена:
урожай еще не выращен, шерсть не сострижена, молоко не надоено и т.д. Иными
словами, предмет договора контрактации — это “будущие вещи”. Исторически
договор контрактации занимал несомненно ведущее место по своей практической
значимости среди договоров реализации сельскохозяйственной продукции как один
из видов договора купли-продажи наряду с поставкой товаров, розничной
куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого
обязательства. Он получил легальное признание в качестве всеобщей правовой
формы государственных закупок сельскохозяйственной продукции у колхозов и
совхозов в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик
(ст. 51—52), в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. (ст. 267—268), отчасти в
некодифицированном текущем аграрном законодательстве 60-х — начале 90-х гг.
До начала
экономических реформ, т.е. до начала 90-х гг., договоры контрактации были в
основном плановыми, заключались на основе и во исполнение планового задания на
государственную закупку сельскохозяйственной продукции, доведенного до колхоза
(совхоза) в установленном порядке ив соответствии с планом развития
сельскохозяйственного производства в хозяйстве.
Переход
Российской Федерацией от административно-командной к рыночной экономике
обусловил возникновение новых общих правовых и экономических принципов в
формировании, размещении и исполнении на договорной основе заказов на закупку и
поставку сельскохозяйственной Продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями,
расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм
собственности.
Несмотря на
принципиальное изменение отношения государства в сфере аграрной экономики, из
которой оно ушло как власть управляющая, организующая и распределяющая,
Гражданский кодекс сохраняет договор контрактации, связанный ранее с плановыми
заданиями и административными актами, предопределяющими содержание договора.
Статья 535 ГК РФ
определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого
производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную
(произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу.
осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договору
контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда
какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст.
535—538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или
поставки для государственных нужд.
Сообразуясь с
частноправовыми началами гражданского законодательства, коммерческая практика
отказалась от изживших и дискредитировавших себя командно-административных
методов в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Все это является
поводом для полного отрицания практического значения договора контрактации, за
пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и
огородничеств реализуют сельскохозяйственную продукцию по договорам
купли-продажи, закупки, поставки и комиссии.
Федеральный закон
от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд” не предусматривает заключения
в дальнейшем договора контрактации и не употребляет само понятие этого договора
как правового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом
регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд.
В Законе
неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных
документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной
продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и
размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевых
федеральных программ развития агропромышленного производства, других
экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения
продовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструмент
государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции,
формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровня
продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно
назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на
удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и
продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При переходе к
рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну
функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих
организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная
продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и
реализуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.
Расширение
хозяйственной и юридической самостоятельности сельскохозяйственных
коммерческих организаций связано с созданием системы государственного
регулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на
формирование сети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута
рыночной аграрной экономики.
Это позволяет
решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, создать альтернативные каналы
реализации продукции, упростить процедуру поиска продавца и покупателя;
во-вторых, установить систему ценового паритета между сторонами договоров
закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Данная функция Договора достаточно полно отражена в ценовой политике
государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с
государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и
взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в определенной мере служат
и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для
защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций уровень
паритета.
Одновременно с
помощью договора обеспечивается постепенный переход к минимальным
гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в
федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целевая
программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996—2000
гг. предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственным
товаропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного
производства, а также уровень доходности, достаточный для воспроизводства. Тем
самым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов и
органов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой и
установлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.
Правовое
основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав:
государственный заказ и договор, который служит средством выражения
хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций
как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных
отношений, их равенства в гражданском обороте.
Субъектами
договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие
крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и
сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъектного состава
договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной
продукции по договору осуществляет только ее производитель:
сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на
базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское
хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров
могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или
являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.
Главная
особенность субъектного состава этого обязательства состоит в том, что
реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения)
сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические
звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют
закупленную продукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную
торговлю и т.д.
Вторая
сторона договора закупки и поставки — потребитель (покупатель) принимает и
оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их
реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей
(покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации
различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества,
производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения
и организации независимо от форм собственности.
На рынке
продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицензирования на
осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью,
связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия,
может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на
осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке.
Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки,
переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд устанавливается Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Как уже
отмечалось, договор закупки и поставки является средством организации
хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и
специализированными коммерческими организациями и заключается во исполнение
государственного заказа, которым определяется перечень и объемы закупок и
поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный
и региональные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика
возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, коммерческие (хозяйственные
товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и
муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации
(потребительские кооперативы).
В настоящее время
функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на
продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между
субъектами Российской Федерации. Правовой статус Федеральной продовольственной
корпорации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3
октября 1994 г. № 1121 “О создании Федеральной продовольственной корпорации и
системы оптовых продовольственных рынков”'.
Федеральная
продовольственная корпорация наделяется специальной правоспособностью, обладает
правами и обязанностями, которые связаны с формированием и организацией
продовольственных фондов, осуществлением товарных операций для проведения
продовольственной интервенции на рынке продовольствия, размещением на
конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции
ц продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования
продовольственных фондов товарных интервенций.
В круг основных
задач государственных заказчиков входят:
— выбор
товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд;
— определение
конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок и поставок продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд;
— согласование с
потребителями (покупателями) ассортимента объемов и сроков поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд.
Государственные
заказчики гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам и в сроки, которые
определены договорами.
Статьи 535—538 ГК
РФ содержат нормы, посвященные договорам контрактации. Вместе с тем в
Гражданском кодексе нет упоминания о договорах закупки. Представляется, что
содержание договоров контрактации и закупки весьма близко: они оба
ориентированы на специфический субъектный состав, предмет и особенности прав и
обязанностей сторон, учитывая специфику сельскохозяйственного производства.
Договоры
контрактации, закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия схожи в том смысле, что они являются двусторонними,
возмездными, консенсуальными, опосредующими товарную форму отношений между
сельскохозяйственными коммерческими организациями и предприятиями
агропромышленного комплекса, с одной стороны, и специализированными
коммерческими и некоммерческими организациями различных
организационно-правовых форм, функционирующими на рынке продовольствия, с
другой стороны. Вместе с тем они отличаются друг от друга по субъектному
составу, предмету, сфере действия и т.п.
Договор
контрактации, закупки — это обязательство, в силу которого одна сторона —
товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйственной продукции
(сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское)
хозяйство или гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется
произвести с соблюдением определенных технологических, агротехнических и
экологических требований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта
продукция сдается в федеральный и региональные фонды с передачей ее в
собственность либо Российской Федерации, либо субъектов Российской Федерации,
то законодатель определяет этот договор как закупку. Если же покупатель
(заготовитель) приобретает данную продукцию не для государственных нужд, то
здесь используется традиционная для нашего права конструкция договора
купли-продажи. Другая сторона договора контрактации или закупки — потребитель
(покупатель), специализированная коммерческая или некоммерческая организация
(хозяйственное товарищество, общество, производственный, потребительский
кооператив, другое предприятие, учреждение) обязуется принять
сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срок определенную цену.
Предметом
договора контрактации или закупки может быть непереработанная
сельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрукту, овощи, скот, птица,
шерсть и т.д. К договорам контрактации или закупки близки договоры
рыболовецких кооперативов, реализующих добываемую продукцию. Это договоры на
сдачу-приемку рыбы-сырца и морского зверя, предметом которых также является
непереработанная продукция — сырье для производства продовольствия.
Переработанная
сельскохозяйственная продукция и продовольствие реализуются
сельскохозяйственными коммерческими организациями, перерабатывающими
предприятиями, посредническими коммерческими организациями по договорам
поставки товаров народного потребления (колбасы, консервы и т.д.) либо
договорам купли-продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственной
продукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, и
продовольствия, кем бы они ни заключались, подчиняются общим правилам Гражданского
кодекса Российской Федерации или о договорах поставки или купли-продажи.
Основные условия
договоров, заключаемых сельскохозяйственными коммерческими организациями,
определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
По условиям
договора закупки сельскохозяйственная коммерческая организация обязана
вырастить указанные в договоре сельскохозяйственные культуры и продать их
потребителю (покупателю) в обусловленном в договоре количестве с соблюдением
условий о биологической и товарной сортности. Срок исполнения договора
определяется, как правило, не календарной датой, а сроком созревания. В
договоре указывается, что хозяйство обязано за 15 дней до созревания урожая
известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдаче продукции.
Сельскохозяйственная
коммерческая организация обязана соблюдать все требования технологии при
выращивании сельскохозяйственных культур и ветеринарные требования при откорме
скота и птицы, производстве молока и т.д.
Включение
подобных обязанностей в содержание договора на первый взгляд кажется само
собой разумеющимся. Выполнение этих условий прямо влияет на здоровье людей. На
практике, особенно в годы с Неблагоприятными погодными условиями,
сельскохозяйственные коммерческие организации нередко допускают передозировку
минеральных Удобрений или гербицидов, что является грубым нарушением условий
Договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться от приемки ^кой
продукции. Если же предметом договора является биологически чистая продукция,
то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных для человека
веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции является
нарушением условий договора.
Страницы: 1, 2, 3
|
|