Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве
Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве
Московская Государственная Юридическая
Академия
Курсовая
работа по Аграрному праву
Тема:
“Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве”
Студентки
МГЮА заочного отделения, 3 курс 8 группа
Пархоменко
Светланы Станиславовны
Домашний
адрес: г.Оренбург, ул. Чкалова 53 кв. 323
Оренбург
2002
План:
1. Общая характеристика договорных отношений в сельском
хозяйстве.............................................................................................................................. 3
2. Законодательство, регулирующее
договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций
(предприятий). 5
3. Договоры в сфере реализации
сельскохозяйственной продукции 8
4. Договоры в сфере
материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического
и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций
(предприятий)............................................................................................... 18
Задача..................................................................................................... 21
Литература и
нормативные акты............................................... 24
Договор является
основной формой разнообразных экономических связей всех сельскохозяйственных,
как, впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры
опосредуют все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при
реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и
обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить
земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.
В ходе коренных
социально-экономических реформ, которые проводились в нашей стране в 90-х гг.,
договор занял центральное место среди правовых средств, необходимых для становления
новой аграрной экономики в целом и для нормальной деятельности каждой
сельскохозяйственной коммерческой организации. Это совершено естественно:
рыночная экономика и участие в рыночных отношениях любой коммерческой
организации невозможно без прочной договорной базы.
Общие тенденции
характерны для развития договорных связей в самых различных отраслях экономики.
В этом смысле сельское хозяйство не является исключением — здесь мы найдем те
же тенденции, которые проявляются и в других отраслях хозяйства.
К таким
тенденциям можно отнести, прежде всего, появление новых Объектов договорных
отношений, и прежде всего это относится к земельным участкам, предприятиям как
единым имущественным комплексам, Объектам интеллектуальной и промышленной
собственности, ценным бумагам, информационным ресурсам.
Заметно возросло
разнообразие договоров, появились новые институты договорного права, такие как
доверительное управление, лизинг, коммерческая концессия, факторинг.
Важное место
среди договоров заняли учредительные договоры, которые заключаются при создании
большинства сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Основным,
фундаментальным принципом договорного права является принцип свободы договора,
провозглашенный ст. 420 Гражданского Кодекса РФ. Это означает важнейшую для
всех сельскохозяйственных коммерческих организаций возможность самостоятельно
выбирать контрагентов для заключения всех договоров и самостоятельно определять
условия договоров.
Важным
нововведением явилась передача договорных споров с участием всех
сельскохозяйственных коммерческих организаций, в том числе колхозов, на
рассмотрение арбитражных (а в случае включения в договор арбитражной оговорки
- третейских) судов. Таким образом, все сельскохозяйственные коммерческие
организации независимо от своей организационно-правой формы находятся в
одинаковом положении в сфере судебной защиты своих прав и интересов,
Система
договорных связей в агропромышленном комплексе в целом и в его центральной
части - сельском хозяйстве состоит из трех групп договоров.
Во-первых, это
общегражданские договоры, которые широко используются во всех отраслях
экономики. Это купля-продажа, поставка, подряд, в том числе строительный
подряд, аренда имущества, банковский кредит и т.д. К этой же группе относятся
учредительные договоры, заключаемые при создании сельскохозяйственных
коммерческих организаций.
Во-вторых, это
договоры, специфические именно для сельскохозяйственного сектора экономики. К
числу таких договоров относятся прежде всего аренда сельскохозяйственных
земель, различные подрядные договоры и договоры об оказании услуг, применяемые
только в сфере аграрного производства: производственно-технического
обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатации
водохозяйственных и гидротехнических и мелиоративных систем, агрохимическое
обслуживание и т.д.
Третья важная
группа договорных связей в аграрном секторе это договоры, регулирующие
внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих
организациях.
Среди актов
гражданского законодательства главную роль играет Гражданский кодекс Российской
Федерации. Все иные нормативные акты, составляющие гражданское Законодательство
должны соответствовать Гражданскому кодексу, а в случае противоречия с ним
действуют нормы Гражданского кодекса. Это также важно иметь в виду, ибо
нередко встречаются противоречия в различных актах гражданского
законодательства. При разрешении подобных коллизий приоритет отдается нормам
Гражданского кодекса. Так, например, есть ряд нормативных актов,
изданных до введения в действие той или иной нормы Гражданского кодекса и
посвященных тем же договорам, которые урегулированы новыми общегражданским
законодательством. Это относится, в частности, к лизингу в сферах
материально-технического снабжения и обеспечения животноводческой продукцией в
АПК. Специальные нормативные акты о лизинге в этих сферах приняты до введения в
действие второй Части второй Гражданского кодекса, содержащей общие нормы о
лизинге, и потому в случае противоречия между этими нормами должны при меняться
нормы Гражданского кодекса, а правила специальных нормативных актов — в части,
не противоречащей Гражданскому кодексу.
Правовую Основу
Договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций составляют,
прежде всего, нормы, сосредоточенные в Гражданском Кодексе РФ. Гражданское
Законодательство отнесено к предмету ведения федеральных властей. Это положение
чрезвычайно важно, поскольку нередко как законодательные, так и исполни тельные
власти субъектов Федерации или муниципальные образования стремятся ввести свои
“правила игры” на местном рынке, издавать какие-то особые инструкции и
Распоряжения, рекомендации и типовые формы договоров. Подобная деятельность,
чем бы она ни мотивировалась, не соответствует действующему законодательству, и
в случае рассмотрения споров в арбитражном суде приоритет всегда принадлежит
Федеральному законодательству,
Когда мы говорим
о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации — фундаментальная база всех
договорных отношений в сельском хозяйстве, то прежде всего имеем в виду нормы
общегражданского законодательства о юридических лицах, собственности, сделках,
договорах, ответственности, т.е. те, которые сосредоточены в Части первой
Гражданского кодекса. Значение этих норм состоит не только в том, что на их
основе формируются специальные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров,
но и в том, что они являются практически единым правовым регулятором при
заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства,
например, не включенных в качестве глав или параграфов в Гражданский кодекс
Российской Федерации или не урегулированных специальными нормативными актами.
Вторую группу
правовых норм, регулирующих договорные отношения сельскохозяйственных
коммерческих организаций, составляют специальные нормы, содержащиеся как в
общегражданском, так и в специальных законодательных и подзаконных актах, и
посвященные отдельным договорным институтам: залогу, купле-продаже, аренде,
контрактации и т.д. Среди норм этой группы наиболее важны для
сельскохозяйственных коммерческих организаций нормы о договорах купли-продажи,
поставки, поставки для государственных нужд, а также нормы об аренде, залоге,
хранении, страховании, банковских операциях, сделках с ценными бумагами.
Значение подобных
норм общегражданского законодательства состоит в том, что они являются нормами
прямого действия, поскольку ни каких специальных нормативных актов,
посвященных, например, купле продаже, в гражданском законодательстве нет. При
заключении договоров купли-продажи сельскохозяйственной продукции или
приобретению таким же договорам техники и оборудования для сельскохозяйственных
коммерческих организаций, в случаях аренды имущества, при получении банковских
кредитов — во всех этих ситуациях стороны руководствуются именно нормами ГК.
Никаких типовых или примерных форм для такого рода контрактов в официальном
порядке пока не издано.
Редким
исключением является Типовой договор купли-продажи земельного участка (купчая).
Если сравнить соотношение диспозитивных и императивных норм в нормативных актах
общегражданского законодательства, то мы увидим, что для законодательных актов
характерно преимущественное значение диспозитивных норм, а для подзаконных
нормативных актов, которые именуются в Гражданском кодексе “иные правовые
акты”, большее значение имеют нормы императивные. То есть в целом, чем более
высок уровень нормативного акта в иерархической структуре законодательства, тем
больший удельный вес занимают в нем диапозитивные нормы и, наоборот, чем более
низкую ступень в этой иерархии занимает нормативный акт, тем больше в нем
императивных норм.
С другой стороны,
чем более специальный характер имеет тот или иной нормативный акт, тем больше в
нем императивных норм и меньше диспозитивных.
Примером может
служить специальное законодательство о закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и правила о размещении
госзаказов на такие закупки и поставки на конкурсной основе. В специальном
законодательстве, регулирующем эти сферы, подробно определены условия
заключаемых договоров, причем степень детализации и императивность
содержащихся здесь правил резко контрастирует с нормами параграфов 4 и 5 гл. 30
Гражданского кодекса, которые посвящены соответственно поставкам для государственных
нужд.
Важной
особенностью сельскохозяйственного законодательства является существование
третьей, достаточно специфической именно для этой сферы группы норм —
рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативного сектора, где
основным нормативным актом является Федеральный закон “О сельскохозяйственной
кооперации”.
В
правоприменительной практике, как при заключении договоров, так и при
рассмотрении соответствующих споров, центром внимания становятся специальные
нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых
сельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.
Среди этих актов
следует назвать параграфы 5 и 4 гл. 30 ГК РФ, посвященные контрактации, нормы
Земельного кодекса о купле-продаже и аренде земель, а также его нормы,
определяющие общие принципы и особенности правового статуса субъектов всех
договорных отношении по поводу земельных участков.
Следует отметить,
что в практике широко используются такие нормативные акты, которые были
приняты задолго до нового гражданского законодательства и, хотя они и утратили
в основной своей массе прежнее императивное значение, могут быть применены по
соглашению сторон при заключении ими договора — в качестве примерных форм, о
которых говорится в ст. 427 Гражданского кодекса.
К таким актам
могут быть отнесены Положения о поставках продул ции и товаров, утвержденные
постановлением Совета Министров СССР в 1988 г.. Положение о порядке заключения
и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции,
утвержденное Приказом Госагропрома СССР 15 апреля 1987 г. № 300 (в редакции
приказа Госагропрома СССР от 27 декабря 1987 г. № 880), Положение о порядке заключения
и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому
обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций
ремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР
от 6 июля 1987 г. № 523. На основе всех названных выше положений были
разработаны примерные и типовые формы договоров. Все они могут быть
использованы и в современной договорной практике, однако следует учесть, что
значение этих документов — рекомендательное, ни один из них не может рассматриваться
как обязательный к применению нормативный акт. Вместе с тем стороны при
разработке конкретного соглашения вполне могут использовать эти документы как
макет, образец, включив какие-то их разделы в свое соглашение, или просто
сделать ссылку в тексте своего договора на то, что по всем вопросам, не
урегулированным их соглашением, они будут руководствоваться упомянутыми
документами.
При подготовке
проектов договоров в коммерческой практике следует учесть указание ст. 427
Гражданского кодекса о том, что если ни законодательство, ни содержание
конкретного договора не позволяют установить характер каких-либо его условий,
то следует в качестве обычаев торгового оборота прибегать к использованию
типовых форм или рекомендаций, если они опубликованы в печати.
Именно в качестве
таких обычаев торгового оборота и могут рассматриваться указанные выше
Положения и изданные в соответствии с ними примерные договоры.
Для реализации
сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов
договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того,
могут быть использованы договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Все
эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования
нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ.
Закупки для
государственных нужд, т.е. закупки сельскохозяйственной продукции для
образования федерального и региональных продовольственных фондов,
осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “О закупках
и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения о
размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, Иных
специальных актов аграрного законодательства, регулирующего Расчет и индексацию
гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок
предоставления товарных кредитов ддд сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Обращаясь к
правовой природе договоров купли-продажи, поставки для государственных нужд и
контрактации, следует руководствоваться прежде всего современным гражданским
законодательством однако важно не забывать и историю формирования того или
иного договорного института, его экономическое содержание.
Чем обусловлено
использование разных видов договоров для реализации сельскохозяйственной
продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не
только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи
сельскохозяйственных предприятий.
Во всех странах с
развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не
только обычными договорами купли-продажи — они используются, если речь идет о
реализации уже произведенной сельскохозяйственной продукции и сырья.
В тех же случаях,
когда предметом договора является еще не выращенная, не произведенная, реально
не существующая, а только, можно сказать, будущая продукция, заключаются
специфические договоры, которые в нашей стране получили название договоров
контрактации. Дословное объяснение этого термина звучало бы примерно как
“договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однако здесь дело не в
терминах.
Суть проблемы
заключается в том, что как только экономическая структура и производственная,
техническая и технологическая база сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговой сети позволили
создать систему длительного хранения и переработки больших объемов
сельскохозяйственной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики,
занимающаяся промышленной переработкой этого сырья и производством продовольствия.
Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабильного обеспечения
продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного
производства. С другой стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители — как
средине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производства
также были заинтересованы в существовании системы гарантированного сбыта своей
продукции.
Страницы: 1, 2, 3
|
|