бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации бесплатно рефераты

    А вот порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, где более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 14 устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Согласно частям 1-2 ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации и проходится она в соответствии с Федеральным Законом. Из этого положения можно однозначно заключить, что иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу и не могут поступить на военную службу в добровольном порядке. Именно такую позицию закрепляет ст.15 Закона. Кроме того, закон запрещает принимать иностранцев на работу в силовые структуры в качестве гражданского персонала. Бесспорно, это положение целесообразно, однако, кто сказал, что на военную службу в особых воинских формированиях, формально не находящихся в подчинении Министерства обороны, нельзя на добровольной основе принять граждан стран СНГ, обусловив, скажем, получение гражданства пятилетней службой в рядах такого формирования? Это был бы неплохой вариант для наших соотечественников в странах СНГ, а с другой стороны государство может приобрести относительно дешевые контрактные формирования для эксперимента по переходу к добровольческой армии.  



2.5 Условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности.

 

Процессы трудовой миграции в целом и участие иностранцев в трудовой деятельности в современной России в частности – тема столь многогранная и обширная, сложная и неоднозначная, что заслуживает не только отдельной курсовой, но и не одной фундаментальной научной работы. Прямым тому подтверждением является и то, что даже в этой небольшой работе о ней пойдет речь сразу в двух разделах.    

   Итак, условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности регулируются ст. 13 Закона. Права иностранных граждан в этой сфере такие же, какие закреплены Конституцией РФ для россиян, с учетом ряда ограничений. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан. А именно, постоянно проживающих в РФ, временно проживающих в РФ, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования:

являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях

профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; (Довольно неоднозначная норма. Получается, что во время каникул студенты-иностранцы, допустим, из Вьетнама, могут легально торговать на московских рынках? И теперь нелегалам будет достаточно помимо поддельных документов, подтверждающих их обучение в ПТУ  заявить проверяющим, что у них каникулы? Закон не дает определения документам, подтверждающим наличие каникул в учебных заведениях, и поэтому злоупотребления данным правом вполне ожидаемы. И, видимо, целесообразно и правильно позволить работать без разрешения только в стенах родного учебного заведения. Во всех остальных случаях следовало бы оставить разрешительный порядок);  студент-иностранец, работающий в этом же учебном заведении в качестве вспомогательного персонала; приглашенные в РФ в качестве преподавателей, за исключением преподавателей религиозного образования. Важной оговоркой является также то, что временно проживающие в России иностранные граждане не вправе работать за пределами того субъекта Российской Федерации, где они проживают.[23] То есть, по Закону, китаец, временно проживающий в Амурской Области, не имеет прав работать на рынке в Москве.              

     Корме того, работодатель может привлечь иностранного работника только при наличии соответствующего разрешения. А согласно пп.3  ч. 3 ст. 36 только одно такое разрешение на одного работника обойдется работодателю в 3000 рублей, да и сам работник заплатит за разрешение 1000 рублей. Перспектива потратить на разрешение весь возможный заработок, а то и превысить его – не лучший стимул для иностранца, да и работодатель теперь подумает, не выгоднее ли привлечь за чуть более высокий заработок местных рабочих, чем рисковать, нанимать нелегалов и иметь проблемы с законом (а то и нести уголовную ответственность, т.к. подобные законопроекты существуют)?

    Но для того, чтобы остановить приток нелегалов на рынок труда, необходимо не просто обозначить основные принципы участия иностранцев в трудовых отношениях, ужесточить административную и ввести уголовную ответственность за использование их труда, но и принять Федеральный Закон «О государственной политике в области трудовой миграции и привлечения иностранной рабочей силы». И в этом Законе, прежде всего самим себе, ответить на вопросы для чего, в каких количествах и куда должна привлекаться иностранная рабочая сила, какой орган будет непосредственно  заниматься этим вопросом – ФМС МВД или Минтруд, а может быть необходимо создать специальное ведомство? Какова стратегия и долгосрочная цель данного процесса, как повернуть его на благо, а не во вред России и при этом максимально использовать национальный трудовой ресурс и не получить мест компактного проживания новых для России этнических групп. На эти и многие другие вопросы может ответить только специально принятый Закон, хотя, возможно и Закон не ответит на все эти вопросы и нужна Концепция развития рынка труда на долгосрочный период. К работе над этой концепцией должны быть привлечены специалисты разных отраслей знания и, конечно же, фундаментальная наука. Работа эта столь обширна и сложна, что при ее выполнении найдется дело практически для всех институтов Академии Наук и очень многих других научных учреждений страны. Безусловно, наработанный за эти годы опыт, как и предложения практических работников разрешительной системы и Министерства труда, необходимо всемерно учесть и выслушать их идеи и предложения. Региональные и муниципальные власти также непосредственно должны быть включены в этот процесс. А пока больше вопросов, чем ответов, слишком много разных проблем затрагивает эта обширная тема.



2.6 Порядок приглашения иностранных граждан в Российскую Федерацию.

 

Начиная рассказ о порядке приглашения иностранных граждан в Россию, хочу обратиться к истории вопроса. Все мы помним, как было непривычно еще в середине 90-х годов нам слышать такие слова - для поездки в республики прибалтики необходимо получить визу и оформить приглашение. И если в то время, когда связи союзных республик не были разрушены окончательно, эти правила прибалтийских государств были ни чем иным, как недружественной акцией по отношению к России (т.к. большинство иностранных граждан, приезжавших в эти республики, были именно нашими гражданами) и Российская Федерация ни в коей мере не представляла военную, террористическую и другие виды угроз, не являлась источником нелегальной трудовой миграции, не вела экономической либо переселенческой экспансионистской политики и поэтому никакой опасности не представляла,  то сегодня, когда  наша страна применяет у себя подобную процедуру, этому есть реальное обоснование. Нестабильность режимов в СНГ и других государствах, отсутствие защищенных южных границ, наличие всех вышеперечисленных угроз, да и многие другие факторы, вызвали необходимость введения подобного института.       


Итак, приглашение на въезд в РФ, согласно Закону, выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.[24]  Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел   выдаются такие приглашения по ходатайству следующих субъектов: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации; международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации. А территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, выдает приглашения по ходатайству:  органов местного самоуправления; юридических лиц; граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, приглашение содержит не только личные данные, но и, что немаловажно, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации.

      Рассматривая вопрос о приглашении в Россию иностранных граждан, необходимо отметить, что одним из наиболее значимых (если не самый значимый) вопрос о приглашении иностранцев в целях осуществления трудовой деятельности. И впервые данные приглашения будут выдаваться на основании квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, по предложению исполнительных органов власти субъектов РФ и, самое главное, с учетом демографической ситуации в том или ином субъекте, возможности данного субъекта по обустройству иностранных граждан, и на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.[25]  Эти положения, безусловно, особенно важные и соображения, предложенные мной выше по поводу недопущения доминирования мигрантов над коренным этническим составом, согласуются с настоящими положениями. То есть, уже признано, что в вопросах трудовой деятельности демографическая ситуация имеет первостепенное значение. Но этого недостаточно. Необходимо законодательно закрепить невозможность осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в приграничных и стратегически важных районах РФ, чтобы уничтожить экономический базис переселенческой экспансии в отдельных субъектах Российской Федерации. Кроме того, безусловно, необходимо обеспечить участие в выработке квот и законодательных органов субъектов РФ. Именно депутаты законодательных органов лучше знакомы с ситуацией в отдельных территориях субъектов и знают, в том числе и настроения своих избирателей, которые тоже надо в таком архиважном вопросе учитывать – ведь именно конкретным гражданам у себя в городе, селе, на своей улице, в своем доме придется сосуществовать с иностранными работниками, а потому мнение населения должно быть решающим.

     Приглашать иностранных работников могут, согласно Закону, работодатель или заказчик работ (услуг), которые имеют следующие документы: разрешение на привлечение и использование иностранных работников, и документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.[26] Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника. При этом работодатель обязан:  иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации; уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику; содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников: направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров; направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.[27]

При таком количестве обязанностей, возлагаемых на работодателя, у него неизбежно возникает соблазн привлекать иностранцев на работу с нарушениями требований Закона. Чтобы такого соблазна не возникало, необходимо специально для такого работодателя дополнительно установить административную и уголовную ответственность за нарушение настоящего Закона. И, безусловно, правилом для работодателя должна стать его обязанность по обеспечению выезда иностранного работника по выполнении им объема работ или нарушении законодательства России. Хотя в той или иной форме эти обязанности оговорены в Законе, все же дополнительная конкретизация не помешает, для того, чтобы ни у кого не возникло желания переложить бремя расходов по отправке «гостей» домой на государственные плечи. Недавняя практика показывает, что так все и произошло. Когда в Москве судом было принято решение о выдворении таджиков-нелегалов, они вдруг оказались «бесхозными», а т.к. не нашлось структуры, которая была обязана оплатить это недешевое мероприятие, выдворять данных граждан пришлось за счет государственных средств. Чтобы подобное впредь не было возможным, необходимо, чтобы работодатель, который решил воспользоваться более дешевой иностранной рабочей силой, знал, что за это он платит риском нести расходы в случае выдворения иностранного работника, причем отвечать по этим обязательствам должны и организация и физическое лицо всем своим достоянием, а не только в пределах установленного минимума.

    Другой аспект проблемы – приглашение иностранного гражданина в целях обучения в Российском образовательном учреждении. Помимо прочего этот вопрос, как ни странно, тесно связан с рассматриваемой выше проблемой и вот почему. Практика показывает, что многие пребывающие в Российскую Федерацию в целях обучения иностранцы нередко занимаются на самом деле торговлей на рынках. И при этом не всегда даже могут с первого раза назвать правильно свое учебное заведение. Однако статья 18 Закона опять ограничилась самыми общими положениями. Так, согласно ч.1 ст. 18 такого рода приглашение может оформляться по ходатайству учебного заведения органами внутренних дел. И если к ч.2 настоящей статьи возражений нет, т.к. в подобных образовательных учреждениях случайных людей не бывает и у этих организаций в большинстве своем есть и службы собственной безопасности, то в первом случае ничего гарантировать нельзя, т.к. ни проверок (кроме проверки на наличие в учебном заведении) деятельности данного обучающегося, ни элементарной проверки знания им русского языка, не владея которым, согласитесь, проблематично обучаться даже в средне-специальном, не говоря уже высшем учебном заведении, ни, наконец, даже тех пунктов и условий, которые настоящий закон предусмотрел для соискателя разрешения на проживание и трудовую деятельность. Сумеют ли образовательные учреждения на должном уровне обеспечить безопасность от пребывания таких иностранных граждан и соответствие реальной деятельности заявленной? Не надо забывать и о еще одной стороне этого вопроса. Почему, когда речь идет о трудовой деятельности провозглашается приоритет использования национальных трудовых ресурсов, а в отношении образовательной деятельности подобных установок нет. А так же почему бы всем иностранным студентам, кроме соотечественников из ближнего зарубежья, не обусловить обучение его оплатой, так как имеются случаи занятия такими студентами и бюджетных мест. А ведь образование – сфера, крайне нуждающаяся в финансовых ресурсах, и поэтому если иностранцы хотят у нас учиться, пусть платят. Это будет справедливо по отношению ко всем заинтересованным сторонам.           

      

  

2.7  Регистрация иностранных граждан и учет временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.


Согласно Закону, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в трехдневный срок.[28] Для регистрации необходимо предъявить миграционную карту и документ, удостоверяющий личность.[29]  Порядок регистрации иностранных граждан закрепляется в ст. 21 Закона. Органы внутренних дел, производят регистрацию иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию, за исключением иностранных граждан, указанных в статьях 22 и 25 настоящего Федерального закона, на основании документов, предусмотренных статьей 23 настоящего Федерального закона. Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по письменному заявлению этого гражданина, поданному лично или через приглашающую организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по месту его пребывания в Российской Федерации. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания. Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства. В случае схода на берег иностранных граждан - моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города в течение более двадцати четырех часов их регистрация производится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию. Таким образом, новый закон в основном «унаследовал» правила регистрации иностранных граждан, т.к. проверенный годами практики механизм показал хорошие результаты и менять его незачем. И еще, согласно ст.21 ч. 6, регистрация иностранного гражданина, утратившего в период временного пребывания в Российской Федерации документы, на основании которых он въехал в Российскую Федерацию, не производится. В этом случае иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов. Особый порядок регистрации предусмотрен для иностранных граждан, обладающих дипломатическими иммунитетами и привилегиями и членов их семей. Регистрация таких иностранных граждан производится Министерством Иностранных Дел. К этим категориям относятся: главы дипломатических представительств и главы консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также члены семей и гости указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений; въехавшие в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющие дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц; въехавшие в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующиеся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностные лица международных организаций, должностные лица представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностные лица международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также члены семей и гости указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств. Министерство Иностранных Дел выдает таким гражданам дипломатические, служебные или консульские карты. Порядок их использования устанавливается Правительством Российской Федерации.  

Страницы: 1, 2, 3, 4