Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации
Прежде не было в Законе и положения о таком
основании отказа в разрешении, как заболевание наркоманией, не имение
сертификата об отсутствии ВИЧ- инфекции, заболевание некоторыми инфекционными
заболеваниями. О ВИЧ-инфекции, я думаю, говорить бессмысленно - всем и без того
ясно, что и своих проблем с этим заболеванием у нас больше, чем достаточно и
приток еще и извне такого рода переселенцев принес бы огромный вред. Более
того, известны прецеденты, когда ВИЧ-инфицированные граждане государств СНГ
пытались получить разрешение на проживание в РФ, получали его, а затем
выдворялись (!) своими же странами в Россию. О том, какие другие инфекционные
заболевания признаны опасными, еще не ясно, так как соответствующего Постановления
Правительства РФ об утверждении их перечня еще не издано. В случае отказа через
год иностранный гражданин может повторно обратиться за разрешением на временное
проживание.[11]
Новым является то, что разрешение на временное
проживание выдается с учетом квоты, установленной Правительством Российской
Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона принято Постановление
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 790 «О квотах на
выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное
проживание в Российской Федерации». Согласно этому Постановлению Министерство
внутренних дел Российской Федерации по предложению органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации ежегодно вносит в Правительство
Российской Федерации предложения об утверждении на очередной год квоты на
выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание. Причем вносить
эти предложения рекомендуется не позднее 1 ноября текущего года.[12] Субъектам Российской Федерации
рекомендовано вносить в МВД РФ соответствующие предложения не позднее 1
октября.[13]
Без учета квоты разрешение могут получить иностранцы, которые соответствуют
хотя бы одному из установленных в ст. 6 ч.3 условий: родившиеся на территории
РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР, либо родившиеся на территории
Российской Федерации. (Заметим, не просто ранее состоявшие в гражданстве СССР,
а при этом еще и родившиеся на территории России.)., Признанные
нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве
Российской Федерации, имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя –
гражданина РФ (пожалуй, единственный путь для относительно легкого получения
разрешений на проживание нашим соотечественникам из ближнего зарубежья.).,
Состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства
в российской Федерации. Последнее положение направлено на максимальное
предотвращение фиктивных браков с целью получения разрешения на проживание.
Действительно, за границей оформить фиктивный брак, видимо, легче, чем в
России. Осуществившие инвестиции в экономику России в размерах, установленных
Правительством Российской Федерации, в иных случаях, предусмотренных
Федеральным законом.
На мой взгляд, квотирование числа
мигрантов, безусловно, позволит улучшить контроль за пребыванием иностранных
граждан в нашей стране и позволит избежать неконтролируемой миграции. Более
того, я считаю, что это шаг к новой ступени миграционного контроля. Было бы
целесообразно определять не только в каком регионе России и в каком количестве
позволить проживать иностранцам, но и из каких стран и регионов мира миграция в
нашу страну нежелательна. Примеры такого временного ограничения на въезд из
некоторых регионов мира уже есть.[14]
Кроме того, можно определить, какие специалисты и в каком количестве нужны
сегодня в Российской Федерации, а какие – нет. Для тех специалистов, которые
необходимы в стране можно было бы установить льготный режим для получения ими
разрешений на временное и постоянное проживание, ввести для них другие льготы и
привилегии. Допустим, на рынке труда в одном из регионов России в результате
начавшегося экономического роста и отсутствия в регионе собственных кадров
нехватка инженеров. В тоже время в этом же самом регионе катастрофический
наплыв неквалифицированных иностранных рабочих из стран СНГ. В этом случае
необходимо привлечь из тех же стран СНГ квалифицированных инженеров, обеспечив
им льготные условия получения права на проживание в России (а в перспективе и
гражданства), а переизбыток неквалифицированных рабочих сократить путем
запрещения физическому или юридическому лицу неправомерного использование
иностранной рабочей силы и выдворения всех нелегалов. Определение же регионов
мира, из которых миграция в Россию нежелательна (либо временно ограничена)
позволит избежать миграции из стран, поддерживающих международный терроризм или
стран с нестабильными режимами и наличием конфликтов, чтобы избежать потока
беженцев. Необходимо отрегулировать и вопрос притока мигрантов в те регионы,
где они не смогут нарушить доминирования коренного этнического состава, а
значит, не будет дополнительного роста социальной напряженности в этих регионах
в результате возможного доминирования мигрантов над коренным населением.
Нежелательный для нас вариант – современная Великобритания, где число мигрантов
из Азии и Африки приближается к половине населения. Да и в США знаменитый
плавильный котел уже не работает. Он «взорвался» от колоссального притока
мигрантов из Южной Америки и Китая и теперь они сами говорят о так называемом
«лоскутном одеяле» - адаптации в принимающем обществе уже не получается и
возникают районы компактного проживания мигрантов, плохо контролируемые
органами власти. И если речь идет о нежелательных мигрантах, можно говорит и о
том, что Россия сегодня сдерживает колоссальные миграционные потоки, следующие
транзитом в страны Западной Европы. И деятельность Российской Федерации по
дальнейшему их сдерживанию должна зависеть от того, насколько эффективной наши
европейские партнеры хотят видеть эту работу и что они готовы для этого
сделать.
В отличие от временного пребывания и
проживания постоянное проживание иностранного гражданина на территории Российской
Федерации в корне меняет его правовое положение - во многих вопросах его права
тождественны правам Российских граждан. Это налагает на Российское Государство
том числе и ответственность за этого гражданина, возлагает обязанности по
обеспечению ему социальных и иных гарантий. А если речь идет о лице без
гражданства, то Россия и вовсе будет считаться единственным его прибежищем.
Поэтому вопросы выдачи видов на жительство в Российской Федерации являются
крайне важными. Законом устанавливается обязанность для иностранного
гражданина прожить один год на основании разрешения на временное проживание,
прежде чем обратиться за видом на жительство.[15]
Причем, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона заявление о выдаче вида на
жительство должно быть подано иностранным гражданином не позднее, чем за
полгода до истечения срока разрешения на временное проживание. Вид на
жительство выдается сроком на пять лет и по заявлению иностранного гражданина
может быть продлен на пять лет, причем количество продлений не ограничено. Порядок
выдаче вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 794
утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства видов
на жительство. В разд. III п. 15 этого положения
говорится о том, что порядок прохождения перерегистрации устанавливается
Министерством Внутренних Дел Российской Федерации. Соответствующий нормативный
акт еще не готов и поэтому нельзя судить об этой процедуре.
Такой жесткой регламентации прежнее
законодательство не предусматривало и любой иностранец после месяца проживания
мог относительно легко получить вид на жительство, и в этих условиях говорить о
предотвращении проникновения в страну нежелательных и вредоносных элементов не
приходилось. В прошлом не существовало надобности в четкой регламентации
миграционных процессов – органам государственной безопасности не составляло
труда избавить страну от нежелательных посетителей, да и такого притока мигрантов
не было. Поэтому с распадом Советского Союза наше миграционное законодательство
вдруг оказалось самым либеральным в мире – новые времена потребовали по-новому,
законодательно урегулировать этот вопрос и однозначно распределить обязанности
ответственных за этот участок деятельности государственных органов. И в этом бесспорный
плюс данного закона. Хотя и новый Закон не дает надежных гарантий от подобного
рода случаев, не принимая в расчет нежелательную трудовую миграцию. И вновь
идет речь о национальных интересах России - как привлечь в страну того, кто ей
необходим и не допустить закрепления в ней вредных и опасных элементов?
Законом предусмотрены для обоснования отказа в выдаче вида на жительство те же
основания, что и при выдаче разрешения на временное проживание. Но ведь в
действительности временное проживание дает гарантии о выезде иностранца по
истечении срока такого проживания, а при выдаче вида на жительство иностранец
может и навсегда закрепиться в России. В этом не было бы ничего плохого, если
бы все иностранцы относились к числу желательных мигрантов. Однако реальность
сегодняшнего дня - экспансия переселенцев из республик Закавказья в регионы
Южного Федерального Округа России, расселение турок-месхетинцев на юге
Оренбургской области, заселение китайцами дальнего востока. Поэтому в
отсутствие того, что предложено выше относительно определения регионов
желательной и нежелательной миграции было бы целесообразно препятствовать
дальнейшему ходу таких процессов. На первом месте, безусловно, должны быть меры
экономического характера – надо создать все условия для того, чтобы излишнее
использование иностранной рабочей силы было крайне невыгодно хозяйствующим
субъектам нашей страны, что позволит избежать экономического закрепления таких
иностранных граждан в России. На втором месте – жесткая последовательная
государственная политика в отношении нелегальных мигрантов, которую можно
сформулировать, как «только выдворение». Наконец, на третьем месте меры
законодательного характера – запрещение, какого бы то ни было расселения
иностранцев в приграничных, либо стратегически важных районах Российской
Федерации.
Закончить разговор о режимах проживания и
пребывания иностранных граждан в Российской Федерации хочу, сказав несколько
слов о документах, которые согласно Закону удостоверяют личность иностранного
гражданина в Российской Федерации. Сколько лет приучали граждан государств СНГ
ездить к нам исключительно с паспортом. К нам ехали с чем угодно, с военными
билетами, водительскими правами, депутатскими удостоверениями и даже со
справками об утере паспорта, но только не с паспортом. И сегодня, когда
ситуация в целом улучшилась, такие граждане еще встречаются. А между тем в ст.
10 Закона говорится, что документами, удостоверяющими личность для
иностранного гражданина являются паспорт, либо иной документ, установленный
Федеральным Законом или международным договором Российской Федерации, а для лиц
без гражданства - документ, выданный иностранным государством, разрешение на
временное проживание, вид на жительство, иные документы, предусмотренные
Федеральным Законом.
2.4 Ограничения, установленные для
иностранных граждан в соответствии с Федеральным Законом.
Конституция Российской Федерации специально
отмечает, что иностранцы и лица без гражданства приравнены в правах к
Россиянам, «кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным
договором Российской Федерации».[16]
Ограничений для временно и постоянно проживающих иностранных граждан немного и
касаются они в основном, передвижения их по территории России, избирательного
права, отношения к военной, государственной и муниципальной службе. Так,
иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории Российской
Федерации, на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии
с Законом. Однако Закон предусматривает наличие таких территорий, объектов и
организаций, для посещения которых иностранцам необходимо разрешение. Перечень
таких объектов и территорий устанавливается Правительством Российской
Федерации.[17]
И это верное решение – ведь существуют территории, где располагаются
стратегически важные объекты, есть учреждения, имеющие доступ к военной и
государственной тайне, наконец, члены международных террористических
организаций не должны получить доступа к стратегическим объектам страны. А вот
временно проживающие в России иностранные граждане
по закону не вправе по собственному желанию
изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на
территории которого иностранцу разрешено временное проживание, а также избирать
место своего проживания вне пределов указанного ему субъекта Российской
Федерации.[18]
По сравнению с Советскими Правилами произошло существенное изменение, а именно
– если ранее иностранцу, даже постоянно проживающему, необходимо было
уведомлять о своих поездках органы внутренних дел и, пребыв в пункт назначения
регистрироваться,[19]
то теперь такого уведомления не требуется и постоянно проживающий в России
иностранный гражданин может свободно передвигаться по территории РФ, за
исключением вышеобозначенных объектов и территорий. В отдельную категорию Закон
выделяет иностранных граждан – сотрудников дипломатических представительств и
работников консульских учреждений, а также сотрудников международных
организаций и аккредитованных в России иностранных журналистов. Этим лицам
право свободного передвижения по территории Российской Федерации
предоставляется на основе принципа взаимности и за исключением ограничений, о
которых было сказано выше.[20]
Интересна и формулировка Закона об
отношении иностранных граждан к избирательному праву. Так согласно ч.1 ст. 12
иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в Федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Однако, согласно ч.2 этой же статьи, постоянно
проживающие в России иностранцы, в случаях и порядке, предусмотренном
Федеральными Законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления и участвовать в местном референдуме. Бесспорно то, что
иностранцы не могут участвовать в выборах органов государственной власти.
Бесспорно, что органы местного самоуправления не входят в систему
государственной власти, но все же следовало бы, видимо, повременить с
применением ч.2 настоящей статьи, пока не будет принят новый Федеральный Закон,
который разграничит полномочия и что самое главное, четко закрепит
распределение ответственности между Федеральными и региональными органами
государственной власти, а также органами местного самоуправления. И исходя из
положений этого нового закона, следует определить, в каких случаях
целесообразно (если вообще целесообразно) предоставлять иностранцам
избирательные права, пусть даже в органы местного самоуправления. Ведь допуск
к участию в выборах любого уровня иностранных граждан – серьезное решение. Для
примера опять возьмем Великобританию. В этой стране выборах в парламент
участвуют, в том числе и постоянно проживающие в этой стране иностранцы. И
самым безобидным последствием этого является то, что уже сегодня политические
деятели вынуждены ориентироваться и на эту категорию населения. А в нашей
стране, где и без того постоянные конфликты между губернаторами областей и
главами местного самоуправления, где порой по нескольку лет из-за этих
конфликтов и бесконечных судебных тяжб невозможно избрать главу местного
самоуправления и даже местный Совет, допуск иностранцев к выборам даже на
местном уровне ставит многие вопросы.
Так же, как и участвовать в федеральных
избирательных компаниях и избирательных компаниях субъектов Российской
Федерации Закон запрещает иностранцам находиться на государственной и
муниципальной службе.[21]
И в этом случае Закон более последователен, нежели чем в вопросе участия в
выборах. Общим правилом должно стать то, что всякое участие иностранца в делах
Государства Российского, какого бы уровня власти это ни касалось, начинается с
принятия в гражданство и прекращается с выходом из него. Но кроме
государственной и муниципальной службы существуют и другие виды деятельности
(охрана государственной тайны, обеспечение государственной безопасности и т.д.)
доступ к которым иностранных граждан невозможен в силу ряда причин. Итак,
иностранный гражданин не вправе: замещать должности на судне, плавающем под Государственным
Флагом Российской Федерации, (этот пункт для конкретизации ограничений
подобного рода устанавливает ссылку на Кодекс торгового мореплавания РФ); быть
членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого,
эксплуатируемого в некоммерческих целях судна; а также летательного аппарата
государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна
гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и организации,
деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации
(Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской
Федерации); заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск
иностранцев к которым ограничен Федеральным Законом.[22]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|