бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовая охрана и защита прав и законных интересов человека, общества, государства от воздействия не... бесплатно рефераты

Что знают юристы о порнографии? Как показывает судебная практика, немного! Считается, что объектом преступления, предусмотренного ст. 242 УК РФ, является не только психическое здоровье населения, но и общественная нравственность. К предмету преступления относятся порнографические материалы и предметы порнографического характера.

Официально под порнографией имеется в виду непристойное, циничное изображение половой жизни людей. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов. Порнографическими материалами могут быть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, то есть живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является изображение анатомических или физиологических потребностей сексуальных отношений. К предметам порнографического характера относятся статуэтки, макеты половых органов и т.п.

Для установления порнографического характера материалов или предметов необходимо производить искусствоведческие экспертизы.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: а) незаконное изготовление в целях распространения (создания любым способом материала или предмета порнографического содержания без соответствующего разрешения либо в нарушение установленных правил с целью ознакомления других лиц с ними независимо от формы такого ознакомления; б) незаконное изготовление в целях рекламирования (те же самые действия с целью вызова интереса к материалу или предмету у иных людей); в) незаконное распространение (в нарушение установленных правил или без соответствующего разрешения доведение до сведения лиц материалов и предметов порнографического характера); г) незаконное рекламирование (в нарушение установленных правил или без соответствующего разрешения сообщение иным гражданам о наличии таких материалов, их содержании, условиях приобретения и т.п.), незаконная торговля (реализация порнографических материалов и предметов иным лицам за определенную плату лицом, не имеющим лицензии, в запрещенных местах в нарушение порядка торговли, в том числе и продажа несовершеннолетним, и т.п.).

Субъективная сторона преступления может быть только в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно изготовляет, распространяет, рекламирует либо торгует порнографическими материалами и предметами, и желает этого. Необходимо установить цель распространения или рекламирования таких материалов и предметов при изготовлении. Изготовление или приобретение порнографических материалов и предметов для личных нужд не образует состава преступления.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 летнего возраста. При совершении преступления должностным лицом действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 242 и ст. 285 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента изготовления хотя бы одного материала или предмета порнографического характера. Распространение и рекламирование образуют самостоятельные составы преступления, даже если они совершены лицом, их не изготовившим. Оконченными эти преступления будут с момента ознакомления с соответствующими материалами или предметами хотя бы одного лица или с момента получения информации о них хотя бы одним лицом. Торговля признается оконченным преступлением с момента реализации хотя бы одного материала или предмета.

Распространение порнографических материалов или предметов среди лиц, не достигших 14-летнего возраста, и ознакомление их с подобными материалами, а также использование таких лиц в порнобизнесе следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 242 и 135 УК РФ.

Статья 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" - законодательная новелла, введена в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ. Норма состоит из двух частей следующего содержания.

"1. Изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних, а равно привлечение заведомо несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим 18-летнего возраста, -наказывается лишением свободы на срок до шести лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним;

б) в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста;

в) группой лиц по предварительного сговору или организованной группой, -наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет."

Как видим, к деяниям, перечисленным в ст. 242.1 УК РФ, законодатель отнесся более настороженно: они не только отнесены к категории тяжких преступлений, но и в силу п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ проведение предварительного следования по ним обязательно - это функция следователей Министерства внутренних дел РФ. Дела о преступлениях, предусмотренных ст. 242.1 УК РФ в силу ч. 2 ст. 31 УПК РФ, подсудны уже не мировым судьям, а федеральным районным судам.

Выбор наказаний, предложенный законодателем суду, сокращен до минимума: только лишение свободы. Обратите внимание, лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 242.1 УК РФ, может быть наказано не менее сурово, чем лицо, виновное в причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего либо квалифицированного убийства (ч. 4 ст. 111 УК РФ от 5 лет лишения свободы, ч. 2 ст. 105 УК РФ от 8 лет лишения свободы).

Объектом данного преступления являются психическое здоровье населения и общественная нравственность.

В качестве предметов преступления выступают материалы либо предметы с порнографическим изображением несовершеннолетних девочек и (или) мальчиков, которые содержат непристойное, циничное изображение половой жизни несовершеннолетних, с акцентированием внимания на контактах половых органов. Элементами порнографии являются сексуальные извращения, сексуальные контакты, сексуальные манипуляции, извращенное стимулирование непристойного.

Что же еще нам показывает уголовно-правовой анализ ст. 242 и 242.1 УК РФ? В первую очередь то, что распространение обычной порнографии может быть "незаконным", как об этом прямо говорится в диспозиции ст. 242 УК РФ, и, надо полагать, законным. Если применительно к ст. 222, ст. 228 УК РФ законодатель хотя бы попытался разъяснить, что в торговле оружием и наркотиками законно, а что нет, то регламентаций на этот счет свежее ратификации Конвенции 1923 года нет. Текст ее отечественные правоприменители основательно подзабыли, точнее, никогда его и не знали. Тем не менее конструкция диспозиции ст. 242 УК РФ подвигает некоторых на рассуждения о том, что данная норма носит бланкетный характер, поэтому, описывая преступное деяние, дознаватель обязан указать, какой закон нарушил виновный и почему его действия по распространению порнографических материалов, предметов он считает незаконными.

Более того, внимательное прочтение ст. 242 УК РФ показывает, что в ней имеется один пробел: "незаконное изготовление в целях распространения" наказывается, а вот "незаконное хранение в целях распространения" нет.

В ст. 242.1 УК РФ проблем с "законностью" детской порнографии, а также с ее "хранением" авторы УК РФ создавать не стали, однако и в силу ст. 242 УК РФ, и в соответствии со ст. 242.1 УК РФ деяние по изготовлению порнографических предметов, пусть даже и с участием детей, не наказывается, если не доказана цель сбыта.

Безусловно, все это усложняет и без того исключительно сложный предмет доказывания по делам о порнографии. Проблема порнографии весьма сложной оказалась не только для российских правоведов, ибо по делам о порнографии имеются даже решения Верховного Суда США.

Так, в решении по делу "Рот против США", вынесенном еще в 1956 году, было указано, что обнаженность и непристойность не являются синонимами. Непристойность характеризуется внешностью обнаженной натуры, стремящейся к исполнению похотливого желания. Возможность изображения обнаженной натуры в произведениях искусства является свободой, гарантированной Конституцией. На протяжении веков человечество проявляло неослабеваемый интерес к сексу (величайшему и таинственному стимулу, присущему только людям).

Вот так, секс - величайший стимул, известный только людям, возможность изображения обнаженной натуры в произведениях - их право, а что делать, если автор пытался создать таковое, но у него получилась порнография, Верховный Суд США не знает, но подчеркивает, что для некоторых уже само по себе изображение обнаженной натуры (даже художественное) уже оскорбительно.

Судья Верховного Суда США Поттер Стюарт по этому поводу заявил: "Я решу, когда сам увижу".

Все же по делу "Миллер против штата Калифорния" было сформулировано состоящее из трех пунктов определение непристойности материала, который может быть запрещен к распространению как порнография:

1) если средний человек, рассматривающий произведение с точки зрения стандартов современного общества, обнаружит, что в целом оно вызывает сексуальный интерес;

2) если работа изображает сексуальное поведение "откровенно агрессивным образом";

3) если произведение в целом не имеет "значительной литературной, художественной, политической или научной ценности".

Как видим, разработанное за океаном определение непристойного изображения человеческого тела, группы тел изобилует оценочными категориями и вряд ли может быть рекомендовано отечественному правоприменителю.

Пока российские юристы, беспомощно "плавая" в несвойственной им среде, гадают, чем порнография отличается от эротики, наши законодатели на местах принимают правила, регламентирующие распространения эротической продукции и запрещающие оборот порнографических материалов.

Так, 6 июля 1995 года Областной думой Тюменской области был принят Закон "О контроле за распространением и демонстрацией эротической продукции в Тюменской области". После того как в данный Закон была внесена масса изменений, суть его по затронутой нами тематике свелась к сухой констатации: эротика - не порнография!

В приложении к Постановлению администрации гор. Барнаула от 9 марта 1999 года "О порядке организации и проведения в городе Барнауле молодежных дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий" порнография перечислена в ряду таких вредных привычек, как "наркомания" и "насилие".

Глава администрации Амурской области 2 февраля 1996 года принял Постановление, в котором озаботился регулированием выпуска эротической продукции, принял меры по соблюдению ст. 228 УК РСФСР, дав в данной части даже соответствующие указания начальнику УВД А.В. Волкову.

Губернатор Санкт-Петербурга, чтобы отличить эротику от порнографии 3 октября 2000 года издал распоряжение, которым создал комиссию из 22 человек. Аналогичная комиссия в Новосибирске насчитывает только 8 членов.

Что касается следственной и судебной практики, то они убоги. Так, работники милиции узнали, что продавец киоска Л. в гор. Йошкар-Ола приторговывает фильмами порнографического содержания. Прежде чем сделать контрольную закупку, один из них заказал фильм, как он выразился, "погорячее". Позже в ходе контрольной закупки работниками милиции у Л. был приобретен фильм, о порнографическом характере которого свидетельствовали и его упаковка, и его содержание.

Однако уголовное преследование в отношении Л. вскоре было прекращено, поскольку органам предварительного расследования не удалось опровергнуть версию подозреваемого о том, что он торговал безобидной эротикой. В результате производство по делу в целом было приостановлено за неустановлением лиц, причастных к торговле порноматериалом!

Что касается иных дел, рассмотренных в отношении "порнодельцов", то они никакого интереса не представляют, а их фабулы не только предельно похожи друг на друга, но и сводятся к одной фразе: продавец киоска Х. продал один или несколько порнофильмов. Читатель спросит: а где же изготовление, перемещение порноматериалов через границу, подпольные съемочные павильоны? Увы, ничего этого в повседневной практике наших правоохранительных структур нет.

Почему? Думается, в первую очередь потому, что общество не чувствует опасности, его членов крайне редко посещает чувство тревоги, когда они узнают о распространении порноматериалов, в том числе и детской порнографии.

В заключение хотелось хотя бы коротко упомянуть о том, как к порнографии относятся криминологи за рубежом. Сразу же уточним, что речь идет о "взрослой", а не "детской" порнографии, поскольку детская порнография, например, в США преследуется законом как серьезное преступление согласно федеральному Акту о защите детей от 1984 года, где она, в отличие от России, не подпадает под преступление против морали (т.е. преступления без конкретных жертв), а является преступлением против личности, по этой причине детская порнография априори считается вредной, в то время как рассуждения о вреде и пользе порнографии взрослой все еще продолжаются.

Например, проведенные в 1996 году социальные исследования показали, что только каждые четверо из десяти жителей США высказались за полный запрет порнографии; лишь шесть из десяти поддержали запрет на продажу порноматериалов лицам моложе 18 лет. Более того, до сих пор криминологическими школами не выработано ни одного сколько-нибудь серьезно обоснованного учения о вреде порнографии, единственное, что отстаивают ее противники порнографии, - это то, что изображение женщины как вещи, как животного, призванное развлекать мужчин, не может не влиять на социальное положение всего женского пола.

Думается, нелишним будет упомянуть и о том, что поскольку по вопросу о порнографии общество все еще не определилось, как, например, и по вопросу смертной казни, то данную тему активно эксплуатируют спекулянты от политики.

2. Защита детей от непристойной информации


Политика России в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних является неотъемлемой составной частью общей политики государства в отношении детей, определяется ее направленностью, тактикой и стратегией. Такая политика, призванная обеспечивать всемерную защиту детства, отличается с начала XXI в. непоследовательностью и ущербностью в законодательном регулировании основных, базовых прав и законных интересов несовершеннолетних и гарантий их реализации.

Так, в рамках проводимой в 2002  2004 годах реформы федеративных отношений и местного самоуправления федеральным законом от 22.08.2004 № 122ФЗ внесены кардинальные изменения в основы законодательного регулирования правового статуса ребенка в России, закрепленного в основополагающих федеральных законах: "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об образовании", "О занятости населения в Российской Федерации" и др. Внесенными в них поправками серьезно ухудшено правовое положение несовершеннолетних практически во всех сферах их жизнедеятельности (образования, здравоохранения, трудоустройства, культуры, отдыха, досуга, обеспечения жильем и пр.). Тем самым нарушены конституционные и общепризнанные международные принципы и нормы о защите детей, содержащиеся в правовых и рекомендательных актах ООН, Совета Европы и СНГ (в том числе в Модельном законе СНГ "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" 1999 года), а также в прецедентных решениях Европейского Суда по правам человека.[5]

Во-первых, государство в значительной мере отступило от реализации во внутреннем законодательстве общепризнанного международно-правового принципа приоритетной защиты прав ребенка . Исключено признание государственной политики в интересах детей "приоритетной областью деятельности органов государственной власти" (п. 2 ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Особенно тревожно, что это затронуло наиболее значимые для развития и благополучия детей социальные сферы и, в том числе, интересы наиболее социально уязвимых групп несовершеннолетних (детей с отклонениями в развитии; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.). Из названного закона изъяты положения о "государственной" поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе, а также о "государственной" поддержке органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Во-вторых, конституционная обязанность государства, связанная с "защитой детства" (ст. 38 Конституции), то есть всеобъемлющим и обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной "поддержки" детства (включающими не только "полную" и "материальную", но также "частичную" и "моральную" поддержку). На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как "установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей", что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России.

Страницы: 1, 2, 3, 4