Права ребенка в российском и международном праве
p> Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные
демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении
членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей
свободе». С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются
соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась
и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего
МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной
организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая
декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и
другие документы. Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в
области прав человека и уточнении существующих. В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве
своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан
через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря
1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла
Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в
мире как День прав человека.[46] Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии
международных отношений.[47] Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи
ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не
являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как
юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы
ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором
в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который
формируется в результате международной практики государств и постепенно
признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы,
провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время
государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных
норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы
постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все
новых и новых международных соглашений.[48] На сегодняшний день принят обширный комплекс международных соглашений,
которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти
документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на следующие группы: Первая группа: документы, «которые содержат принципы и нормы,
касающиеся прав человека в основном в условиях мира» К ним относятся:
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и
другие акты. Вторая группа: конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных
конфликтов. Это главным образом положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг.
О законах войны. Третья группа: международные документы, регламентирующие
ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время,
так и в период вооруженных конфликтов. Это: Нюрнбергский устав, проект Кодекса преступлений против мира и
безопасности человечества. В. А. Карташкин отмечает, что «права человека как отрасль
международного права состоит из совокупности принципов и норма,
закрепленных во всех трех группах перечисленных международных
документов»[49] В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой
прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1
Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов
для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их
общим наследием и способствует усилению их экономического и социального
прогресса». Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших
организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле
защиты прав человека. И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет
возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и
европейское традиционное отношение к проблеме прав человека.[50] Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования
служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод. Основными источниками европейской системы являются: 1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950
г.); 2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.); 3. Европейская социальная хартия (1961 г.); 4. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств (1995 г.)[51] В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о
правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека
и основных свобод. Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем
европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств. Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании
международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е
годы и явилось результатом идеологического и политического раскола
последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала
Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных
споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября
1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На
сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.
Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве
наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и
эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов
обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому
каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и
международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное
развитие современных государств. Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного
обеспечения прав человека.[52] Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания. По состоянию на 31 мая 2001 г. 41 государство – член Совета Европы
ратифицировало эту Конвенцию (Россия – 1 сентября 1998 г.). Работу в рамках
Конвенции осуществляет Европейский комитет по предупреждению пыток. В основу Конвенции положены два принципа – сотрудничество и строго
конфиденциальный характер работы. Ее цель – помочь государствам усилить
защиту задержанных, а не их осуждение. Неправительственные организации могут принимать активное участие в
рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах
лишения свободы, что является немаловажным фактором при подготовке визитов
в государства – члены Совета Европы. Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской
конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие
десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм обеспечения
ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые
изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и
представляет собой более «продвинутый» документ. Так, в ней вводится
система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии.
Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным
организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным
организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие
исполнение положений Хартии. В настоящее время этот контроль осуществляет
Секретариат Европейской социальной Хартии.[53] Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств принята в 1995 г.
и вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (для России – с 1 декабря 1998 г.).
Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным
многосторонним документом, посвященным защите национальных меньшинств. Комитет министров Совета Европы уполномочен наблюдать за осуществлением
Рамочной конвенции. Ему помогает Консультативный комитет, члены которого
обладают признанной компетентностью в области защиты национальных
меньшинств.[54] В рамках Конвенции неправительственные организации (НПО) могут влиять
на политику государства – члена в отношении выполнения Рамочной конвенции. Наряду с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание
по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все
государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду и является
самой Крупной региональной организацией. Она была создана в Хельсинки 3
июля 1973 года. В конце 1994 года совещание было преобразовано в
Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ составляют часть так
называемого человеческого измерения ОБСЕ.[55] Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках
ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже
«проникающие» по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в
«традиционной» сфере гражданских, политических, социальных, экономических и
культурных прав, но и явилась зачинательницей многих начинаний в
гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в
традиционных международных документах по правам человека.[56] Стремлению Российской Федерации включиться в европейские интеграционные
процессы отвечала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была
подана в 1992 г. Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по
приведению российского законодательства в соответствие с европейскими
требованиями и международными соглашениями. Именно с того времени на
российскую правовую систему усилилось влияние Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей
заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года).[57] Хотелось бы также привести слова В. А. Карташкина, который считает, что
после ратификации нашей страной Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод Совету Европы и России следует по взаимной
договоренности установить строго определенный срок, в течении которого
российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены
в соответствие с европейскими стандартами.[58] Подводя итоги §1 можно сделать вывод, что в различные исторические
эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. До
начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом.
После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются
специальные международно-правовые меры для защиты религиозным, этнических и
языковых меньшинств, происходит также заключение целого ряда соглашений,
направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение
торговли женщинами и детьми. Но целью этих соглашений являлось не создание
всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение
некоторых прав человека. В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание
ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу
межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на
государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы
человека. Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии
международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных
свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская
Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,
синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний. Также основными источниками европейской системы являются: - Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания (1987); - Европейская социальная хартия (1961); - Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств (1995). §2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка. В научной и монографической литературы по теории государства и права
вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как
общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция. В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей
и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности
совершенствования не только норм международного права, но и успешного
осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как
общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,
благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-
юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и
реализуемой на практике.[59] Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали непосредственным объектом международно-правового
регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в
рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ). Развитие современных международных отношений убедительно
свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали объектом международно-правового регулирования. Это
регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ
охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя
конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод
человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости
правопорядка.[60] Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и
внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных
задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. С учетом
понимания возрастания роли примата международного права в
межгосударственных отношениях требуются новые подходы и к оценке его
соотношения с национальным законодательством, а также к направлениям
совершенствования механизмов имплементации международных стандартов, в том
числе в области прав человека, во внутригосударственные нормы.[61] Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно
недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке
государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола
родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном,
в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,
детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав
ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания
ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной
Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное
время является главным механизмом международной помощи детям.[62] Детский фонд ООН учрежден на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи
(резолюция 57 (I) от 11.12.46 г.) первоначально под названием
«Международный чрезвычайный фонд помощи детям (ЮНИСЕФ)» для удовлетворения
чрезвычайных нужд детей в послевоенный период в Европе и Китае в
продовольствии, лекарствах и одежде. В 1950 г. Ассамблея изменила основное
направление деятельности Фонда, переключив его на программы долгосрочной
помощи детям в развивающихся странах. На 8-й сессии Генеральная Ассамблея постановила (резолюция 802 (VIII)
от 06.10.53 г.), что ЮНИСЕФ должен продолжать свою деятельность в течении
неопределенного периода времени, его название было изменено на Детский фонд
ООН, но известный акроним «ЮНИСЕФ» был при этом сохранен.[63] ЮНИСЕФ – это единственная организация ООН, деятельность которой
посвящена исключительно детям. ЮНИСЕФ работает ради защиты, выживания и
развития ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. ЮНИСЕФ в настоящее поддерживает программы, направленные на улучшение
жизни детей повсюду, особенно в развивающихся странах.[64] ЮНИСЕФ предоставляет главным образом три вида помощи: - оказывает содействие в составлении планов и программ помощи детям; - предоставляет материалы и оборудование для осуществление этих
программ; - предоставляет средства для подготовки персонала в основном в самых
развивающихся странах.[65] В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительственными и
неправительственными организациями ЮНИСЕФ содействует программам по
предоставлению дешевых услуг на общном уровне в области оказания первичной
медицинской помощи, питания, начального образования, очистки воды и
улучшения санитарных условий, ликвидации гендерного неравенства и
развития.[66] Помощь со стороны ЮНИСЕФ осуществляется по просьбе правительств по
программам, утверждаемым правлением ЮНИСЕФ как на краткосрочной так и на
долгосрочной основе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|