Политические и правовые учения в древнем Риме
Ту же мысль развивал и Юлиан: «Тому, что установлено вопреки
смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу».
Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально
разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приемах толкования норм права,
призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника.
В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое
положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных
лиц, понятия власти (imperi-um),
гражданства и других институтов государственного и административного права.
При переходе от республики к монархии римские юристы приложили
немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий
императоров на законодательную власть. Так, законную силу императорских
распоряжений отстаивал Гай. Акты императора являются законом также и
1 У Цицерона
речь соответственно шла о велениях и запретах, у юриста Квинтилиана — о
воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.
согласно Ульпиану. Ему принадлежат и следующие утверждения:
«принцепс свободен от соблюдения законов»; «что угодно принцепсу, то имеет силу
закона». Следует, правда, иметь в виду, что первое из приведенных суждений высказано
Ульпианом не в качестве положения общего характера, а в специальном контексте —
применительно к двум законам о наследственных правах патрона после смерти
отпущенника, так что подразумевается, что принцепс свободен от соблюдения
именно этих законов (т. е. может как-то изменить круг или права наследников).
Во всяком случае рассматриваемая формула для самого Ульпиана никак не означала
признания какого-то права (прин-цепса) на произвол, хотя, вырванная из своего
частного контекста, она приобретает более общее и несомненно более опасное
звучание.
Многие из юристов были доверенными советниками при императорах и
занимали высокие должности в государстве. Некоторые из них, правда, сами
становились жертвой произвола властей. Так, Ульпиан, в качестве префекта
претория пытавшийся бороться с произволом и распущенностью преторианцев,
после ряда покушений был в 228 г. убит ими в присутствии императора Александра
Севера. Нескрлько раньше, в 212 г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже
бывший префектом претория. Каржалла, убив своего брата Гету, потребовал от
знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого,
сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».
Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного
права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как
право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа (например,
у римлян, греков и т. д.). Эта трактовка дополняется у Папи-ниана указанием
источников цивильного права — законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов
принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и
исправления цивильного права» характеризуется им преторское право. В этом же
духе Марциан называл преторское право «живым голосом цивильного права».
В области
цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности,
семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т. д. Особой
тщательно-
стью отличается их освещение имущественных отношений с позиций
защиты интересов частного собственника.
Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами,
являются, согласно римскому праву и учению юристов, также и рабы.
«Важнейшее различие в правовом положении лиц, — писал Гай, — то,
что люди — или свободные, или рабы. Также из свободных одни — свободно
рожденные, другие — отпущенники». Такое же деление дает Ульпиан, добавляя, что
оно возникло по праву народов, так как «по естественному праву все рождаются
свободными».
Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя
как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных
договорных отношений римских граждан с неримлянами (перегринами). В своей
значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов
магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также
императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это
обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права
народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала
политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их
отношениях с неримскими народами и отдельными лицами.
О круге вопросов, подпадавших под действие права народов,
Гермогениан писал: «Этим правом народов введена война, разделение народов,
основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение
зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за
исключением ~ тех, которые были введены цивильным правом».
Право народов содержало целый ряд норм международно-правового
характера (сам термин «международное право» у римлян отсутствует).
Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги»
используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично
объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам. Противник же в
необъявленной войне — это «разбойники 5 или грабители». Запрещались все
сделки с врагами. Павел подчеркивал, что не дозволяется, под страхом смертной
казни, продавать врагам камни, служащие для точки железа, так же, как
железо, зерно и соль. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и
становился рабом. О неприкосновенности послов врага Помпоний писал:
«Если кто-нибудь ударит посла врагов, то это действие признается противоречащим
праву народов, ибо послы считались святыми. И потому, если у нас были послы
какого-либо народа и им была объявлена война, то они остаются свободными, ибо
это соответствует праву народов».
Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее
развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой
римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, четкость
формулировок, обширность разработанных проблем общетеоретического,
отраслевого и юридико-технического профиля и т. д.), так и той ролью, которая
выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т. д.) в дальнейшей
истории права.
Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд
фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины,
продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это
вполне закономерно и естественно уже потому, что многие современные понятия,
термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.
5. Раннее христианство
В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется
христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и
свободы людей.
Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех
богатых и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную
собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали
свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).
В
«Откровении Иоанна Богослова» («Апокалипсисе»), написанном в 68—69 гг.,
предрекается гибель Риму, «великой блуднице»; «яростным вином блудодеяния
своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные
разбогатели от великой роскоши ее» (Откр. 18, 2). Защита бедных и критика
богатых отчетливо звучит в «Евангелии от Луки»: «Блаженны алчущие ныне, ибо
насытитесь... Напротив, юре вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение»
(Лк. 6, 21—24). Резкие выпады против богатых содержатся и в «Соборном
послании святого апостола Иакова».
В раннехристианских общинах, как об этом сообщается в «Деяниях
святых Апостолов», никто не имел своего имущества, «и имели все общее», а
средства для жизни члены общины делили между всеми «смотря по нужде каждого»
(Деян. 2, 44—45).
В своем новом подходе к вопросам собственности, труда и
распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности
трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Эти новые требования звучат в
таких положениях, как: «Каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3,
8); «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).
Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному
«закону свободы», характерно использование в духе требований новой религии целого
ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение
при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого
равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично
ранние христиане проповедовали (в общем контексте устремлений, идей и
ценностей своей новой религии) основной принцип естественного права и естественно-правовой
справедливости — воздаяние равным за равное. Этому посвящен ряд максим
раннехристианской правовой идеологии: «Каким судом судите, таким будете
судимы» (Мф. 7, 2); «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 38).
Появление и утверждение христианства как мировой религии свободы
и равенства людей стало важным фактором обновления мира и оказало существенное
влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и
земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось
энтузиастам раннего христианства.
Уже во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется.
Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между
ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет
процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской
литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой
власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.
Уже апостол Павел подчеркивал в своем «Послании к Римлянам»:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога>
существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти
противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
Павел отмечал, что «начальник есть Божий слуга», поэтому «надобно
повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».
Процесс становления церковной, иерархии, епископата и единой
церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного
рода сект и ересей, отклонявшихся от «истинного» вероучения. Приверженцы этих
сект и ересей во II в. (в частности, «монтанисты» в Малой Азии,
«агонистики» в Северной Африке) выступали за скорейшую реализацию идеалов
раннего христианства, за уничтожение рабства, частной собственности и
неравенства людей.
В борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции
христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти.
Правда, во II—III вв.
сама церковь была на полулегальном положении и христиане нередко подвергались
гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано.одной из
равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной
религией. Видным выразителем официальной христианской доктрины и политической
идеологии христианства в это время был Аврелий Августин.
6. Августин
Аврелий
Августин (354—430) -- один из видных идеологов христианской церкви и
западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок
к движению ма-пихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и
неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял
деятельное участие в травле «еретиков». С 395 г. и до конца жизни он — епископ
Гиппона (Северная Африка). Был плодовитым автором, разработавшим основные
положения христианского учения. Его политические и правовые взгляды изложены в
работах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинении.
В развиваемой Августином христианской концепции истории
человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные,
государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие
греховности человека. В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое
преступление» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род,
привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая и передана
потомству повинная греху и неизбежной смерти». Сама эта греховность
предопределена замыслом Бога-Творца, наделившего человека свободной волей, т.
е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не no-Божьи.
«Не тем человек сделался похожим на дьявола, — поясняет Августин, — что имеет
плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т. е. по
человеку... Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен
дьяволу». При этом само пожелание человека жить не «по человеку», а «по Богу» порождается
лишь Божией благодатью, которая ниспосылается только «избранным».
Разделяя человеческий род во все времена его существования на два
разряда (живущих по человеку и живущих по Богу), Августин замечает: «Эти
разряды мы символически назвали двумя градами, т. е. двумя обществами людей, из
которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться
вечному наказанию с дьяволом».
Августин подчеркивает, что при всем многообразии и различии
народов, каждый из которых жил и живет «по особым уставам и обычаям», всегда
существовало «не более как два рода человеческого общения», «два града»,
состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или также и по духу. «Мы, —
писал он, — находим в земном граде два вида: один — представляющий самую
действительность- этого града, а другой — служащий посредством этой действительности
для предизображения небесного града. Граждан земного града рождает
испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать,
освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а
эти — сосудами милосердия».
В этом августиновском различении в рамках человеческого общежития
двух противоположных типов общения в специфически христианизированной форме
проявляется определенное влияние на него предшествующих концепций, в частности:
положения Платона о наличии в каждом государстве, по существу, двух государств
(государства богатых и государства бедных); представлений стоиков о двух
полисах (отдельном полисе-государстве и мировом, космическом полисе);
манихейских идей о борьбе двух начал (дьявольского и божественного).
Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и
установлений в «земном граде») проявляется, согласно Августину, в господстве
«человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения,
господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного
греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет
«естественным порядком» человеческой жизни. В этом смысле «естественным» (для
жизни «по человеку») оказывается и рабство, хотя оно и противоречит первоначально
созданной Богом человеческой природе и жизни «по Богу». «Итак, — подчеркивает
Августин, — грех — первая причина рабства, по которому человек подчиняется
человеку в силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду Божию, у
которого нет неправды и который умеет распределять различие наказания
соответственно винам согрешающих».
Естественно сложившийся порядок земного мира Августин критикует с
религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его земного прообраза,
представленного в жизни «избранных» и их общин (христианской церкви). Этот
греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго
пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное»,
благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной
смерти», ибо «все мы восстанем, но не все изменимся».
Вместе с
тем, пока еще не наступило проектируемое время, Августин берет под защиту
земные социально-политические порядки, правда, с оговоркой, чтобы они не чинили
препятствий христианской религии и церкви; в противном случае (т. е. при
антихристианских политико-правовых порядках) власть превращается в насилие и
господство шайки разбойников. «Итак, — пишет он, — этот небесный град, пока
находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает
странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть
различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной
устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не
разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и
различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не
препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного
Бога».
Причина зла, согласно Августину, в свободной воле и ее извращенности.
«Злом, — отмечает он, — называется и то, что человек совершает, и то, что он
терпит. Первое — это грех, второе — наказание... Человек совершает зло,
которое хочет, и терпит зло, которого не хочет». Слабость воли человеческой
стала наследственной после наказания за грех Адама. Единственная надежда
человека теперь связывается с благодатью, которая не уничтожает свободную
волю, а оздоровляет ее: «Благодать излечивает волю». Идея связи зла в мире и в
человеческих отношениях со свободной волей человека в теологической трактовке
Августина разработана таким образом, чтобы показать: Бог не отвечает за зло.
В своей трактовке исторической эволюции Августин выделяет шесть
периодов в жизни человечества: младенческий период, детство (время, когда
развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального
сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости
(время, когда душа постигает Бога). Таким образом, торжество религиозного
начала Августин относил к зрелому и позднему возрасту человечества, по аналогии
с нравственным взрослением отдельного человека. Последний период исторического
движения к торжеству христианства — это, согласно Августину, время от рождения
Христа и до второго его пришествия.
В вопросе о различных формах человеческой общности Августин с
известной христианской модификацией разделяет воззрения Цицерона о наличии
таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество
и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и людей. Вместе с тем у
Августина встречаются суждения о том, что было бы лучше, если бы вместо мировой
римской державы, охватывающей различные народы, возникло бы множество малых по
размерам «правлений народов», которые жили бы рядом друг с другом в мирном
соседстве как различные семьи.
Взгляды Августина на человеческую природу и человеческую историю
отличаются заметной новизной, в целом присущей его трактовке отношений
человека и христианского Бога. Человек, согласно его воззрениям, существо
немощное и совершенно неспособное своими силами избежать греха и создать на
земле какое-либо совершенное общество. В конечном счете добро и справедливость
должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому
авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле)
оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что
должно быть, т. е. внешней и принудительной силой по отношению к отдельному
индивиду, грехи или добродетели которого предопределены заранее. Таким образом,
отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в
осуществлении божественного порядка.
Так же, по существу, обстоит дело и с такими божественно
предусмотренными общностями, как семья, община и народ.
По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает,
что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда
основывается на праве, когда сочетается со справедливостью. Римляне как
язычники, по его оценке, не были народом и государством в подлинном смысле,
так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого Бога, они
игнорировали и справедливость.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех
обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он
считает моральные и религиозные обязанности, в частности Уважение к Богу и
уважение к человеку. В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет
интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной
формы. Он более всего чуток к проявлениям «опустошающей души смертных» «похоти
господ-ствования» — таким как аморальность, несправедливость и жестокость.
С этой позиции он дает новое толкование терминов античных
философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует
тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором
игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как
погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение
к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти,
становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Религиозно-этический подход, характерный для августиновского
истолкования проблем государства и права, присущ и суждениям о законном и преступном.
Общая христианско-теологическая основа «законных» устремлений человека, по
Августину, такова: ему предопределено возвышаться до уподобления Богу, но сам
он это сделать не в силах без Божьей помощи, а потому должен понять свое место
в мире, подчиняться Богу и быть выше того, чему по природе положено быть в
подчинении (класть над неразумными животными, временная власть над людьми и т.
д.).
Различие
между проступками и преступлениями проводится Августином следующим образом:
«Когда неукротимая страсть портит душу и тело — это проступок; когда она
действует во вред другому — это преступление».
Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку
справедливое наказание, согласно Августину, уже содержится в самой вине и
неизбежно вытекает из нее. «Ты повелел ведь — и так и есть, — писал Августин,
— чтобы всякая неупорядоченная душа сама в себе несла свое наказание». В другом
произведении он уточняет: «Справедливейшее наказание за грех состоит в том,
что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться... тот, кто не
захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет
поступать правильно».
Деликатный вопрос о том, как праведники должны относиться к уже
существующим государствам и законам у разных народов, Августин разрешает в духе
компромисса с «земным миром» на условиях «почитания единого высочайшего и истинного
Бога». При этом различия в законах, нравах и учреждениях уже не имеют
принципиального значения.
Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности.
Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования
своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед
церковью Августин был канонизирован и назван Блаженным.
Заметную
роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций
этики, политики и права.
Литература:
1.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под
общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 944 с.
Страницы: 1, 2, 3
|
|