Политические и правовые учения в древнем Риме
Политические и правовые учения в древнем Риме
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
1.
Общая характеристика
История древнеримской политической и правовой мысли охватывает
целое тысячелетие ив своей эволюции отражает существенные изменения в
социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое
время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский
(754—510 до н. э.), республиканский (509—28 до н. э.), императорский (27 до н.
э. — 476 н. э.). Причем единая Римская империя в 395 г. н. э. была
окончательно разделена на Западную (столица — Рим) и Восточную (столица —
Константинополь) империи, и последняя (Восточная Римская, Византийская империя)
просуществовала до 1453 г.
Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме
развивались на протяжении долгой истории в условиях острой борьбы между
различными слоями населения — патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев
и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и
популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.
Существенную
роль в истории Древнего Рима сыграла борьба плебеев за уравнение своего
положения с патрициями, т. е. с собственно «римским народом», члены которого
монополизировали в своих руках политические и гражданские права. Эта борьба
привела к реформам Сервия Туллия (578—533 до н. э.), шестого римского царя. В
результате этих реформ плебеи были включены в состав «римского народа», который
был разделен на пять разрядов по имущественному признаку. Реформа обеспечила
перевес богатых в управлении государством. Плебеи получили право на участие в
народном собрании и на долю от общественной собственности (в том числе и
земельной). Но они не были полностью уравнены в правах с патрициями и еще
долгое время продолжали борьбу против привилегий патрициев.
Когда в 494 г. до н. э. плебеи, недовольные своим положением,
покинули Рим, тогдашний консул патриций Менений Агриппа убедил их
вернуться в город с помощью сравнения римской гражданской общины с единым
организмом, в котором различные составные части (патриции и плебеи)
осуществляют хотя и разные, но необходимые для всего организма функции. Здесь,
кстати говоря, мы имеем дело с одной из ранних (для европейской мысли)
формулировок органической концепции общества и государства.
В это же время учреждается должность плебейского (народного)
трибуна с широкими полномочиями, позволявшими нейтрализовать антиплебейские
акции других магистратур. В дальнейшем (367 г. до н. э.) приняли закон,
согласно которому один из двух ежегодно избиравшихся народным собранием
консулов (высших магистратов римской республики) должен быть плебеем.
Видными идеологами плебеев были братья Тиберий и Гай
Гракхи, которые, будучи избраны народными трибунами (соответственно в 133
и 124 гг. до н. э.), решительно выступили за ограничение крупного
землевладения, конфискацию излишков земли и их раздачу безземельным гражданам.
В интересах городского плебса и люмпен-пролетариев Гаем Гракхом были
предложены и такие мероприятия, как снижение цен на хлеб, строительство дорог и
т. д.
Попытка реализовать эти меры встретила ожесточенное сопротивление
верхов римского общества и привела к вооруженной борьбе, в ходе которой
погибли и сами Гракхи (Тиберий в 133 г. до н. э., Гай в 121 г. до н. э.).
В
политическом плане движение братьев Гракхов было направлено на ослабление и
подрыв сената и консервативно настроенного сенаторского сословия и решающее
усиление роли народа (и.прежде всего городского и сельского плебса, а также
сословия всадников) в делах государства. По проведенному Гаем Гракхом судебному
закону суды, находившиеся ранее в ведении сенаторского сословия, были переданы
в руки всадников. После принятия этого закона Гай Гракх воскликнул: «Я
одним ударом уничтожил сенат». Хотя это и было преувеличением, однако не
вызывает сомнений большая роль названного закона в укреплении антисенатских
сил и усилении демократического движения против аристократической верхушки
тогдашней римской республики. Определенное влияние на борьбу Гракхов за
демократизацию римских социально-политических порядков оказали идеалы и
институты древнегреческой демократии.
В общетеоретическом плане древнеримская политико-правовая мысль
находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих
концепций. Примечательно, что, когда в середине V в. до н. э.
плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были
направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством и
особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при
составлении важного источника древнеримского права — знаменитых Законов XII
таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 г. до н. э., две
последние — составлены и приняты в 450—449 гг. до н. э.).
Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды
Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других
греческих мыслителей.
Так, общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура, представления
Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного
состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов,
мысль Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и
развиты Титом Лукрецием Каром (99—55 до н. э.) в его известной поэме «О
природе вещей».
В своих теоретических построениях римские авторы использовали
естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и
политической справедливости, о формах государства, о «смешанной» форме
правления и т. д.
Однако
римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих
предшественников, а развивали их дальше с учетом специфических
социально-политических условий и задач римской действительности. Например, характерная
для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое
дальнейшее развитие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как
публично-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном
индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и др.) при создании, по
существу, новой концепции — понятия юридического лица (правовой личности,
персоны).
Значительным достижением древнеримской мысли было создание
самостоятельной науки — юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали
обширный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории
государства и права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского
права, государственного и административного права, уголовного права,
международного права).
Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту новую,
отличную от древнегреческой, социально-историческую и политиков правовую
реальность, в обстановке которой они жили и действовали (достаточно высокое
развитие отношений частной собственности и права, кризис полисного устройства
государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу,
переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам
единоличной власти — к принципату и доминату, кризис рабского труда и
становление колоната и т. д.).
2. Цицерон
Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — знаменитый
римский оратор, политический деятель и писатель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в многочисленных политических
и судебных речах.
Теоретические
воззрения Цицерона в области государства и; права находятся под
заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона,
Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как
патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с
собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и
политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с
реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и
политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников
в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных
и новых положений в области теории государства и права.
Государство (respublica) Цицерон
определяет как дело, достояние народа (res populi). При
этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе
каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою
согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в
трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его
свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но
одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как
определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон
стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела
много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового
государства».
Основную причину происхождения государства Цицерон видел не
столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их
врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля,
Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном
характере возникновения государства.
Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как
первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем
возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и
собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной
образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности
частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение
и нарушение справедливости и права.
Возникновение
государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим
требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в
трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство
и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и
справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию
того, что «всем этим миром правит разум». Данное положение, сформулированное
еще древнегреческим философом Анаксагором,
используется Цицероном для обоснования своего понимания «природы»
как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника
разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому,
что люди самой природой наделены «семенами» разума и справедливости и, следовательно,
им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение
упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.
Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй»,
обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти
и славы и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве
мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных
поступков».
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое
внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению
одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т.
д.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон
усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от
числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть,
власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот, когда
верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного
царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она
находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община
управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является
такая община, в которой все находится в руках народа».
Все эти
простые формы (или виды) государства несовершенны и ненаилучшие, но они, по
Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те
основы и связи (в том числе и правовые), которые впервые накрепко объединили
людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм
имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди
них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится
демократия. «Благоволением своим, — пишет Цицерон, — нас привлекают к себе
цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства
разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их
совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому
и
наилучшей) форме государства. В простых же формах государства
эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки
простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к
смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.
Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди
отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется
свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же,
«когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был,
все-таки само равенство это несправедливо, раз при нем нет ступеней в
общественном положении».
Основной порок простых форм государства состоит, согласно
Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и
неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к
несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко
вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и
доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть
и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает
Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие
люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по оценке
Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к
ее тиранической власти.
Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или
толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами
государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое
как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное
для всех право.
Предотвратить
подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в
условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства,
образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых
форм правления. «Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в государстве было
нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена
авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению
и воле народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя
Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.
Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием)
трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к
сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях
магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях
сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и народных трибунов.
В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью «предков»,
создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться
их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного
начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он
подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и
полномочий — с тем чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно
влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа».
Достоинства государственного устройства Рима — это, по оценке
Цицерона, плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание
отдельного одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В
отличие от Рима в других государствах формы правления создавали на основе
своих законов и установлений отдельные лица (например, Минос — на Крите;
Ликург — в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский — в
Афинах и т. д.).
Значительное
преимущество Рима, полагал Цицерон, обусловлено географическим расположением
города на суше, легко соединяющейся (благодаря Тибру) с морем, но не у самого
моря. Это, по мысли Цицерона, гарантирует от внезапного нападения врагов, чему
обычно подвержены приморские города-государства. Кроме того, отмеченный
географический фактор благоприятен и в нравственно-этическом плане. «Приморским
городам, — писал Цицерон, — свойственны, так сказать, порча и изменение нравов;
ибо они приходят в соприкосновение с чужим языком и чужими порядками, и в них
не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их
отечественных установлениях ничто не может оставаться неизменным в течение
долгого времени». Политическим следствием близости города-государства к морю
являются нестабильность его строя, частая смена власти. Так, причину бедствий
и
Страницы: 1, 2, 3
|
|