бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основы правоведения бесплатно рефераты

В последнее время при оплате специалистов и служащих распространение приобретает такая система, при которой размер их заработка определяется исходя из оплаты руководителя. При этой форме месячный заработок руководителя принимается за 100 и по каждой должности устанавливается коэффициент с учетом его значимости в структуре предприятия, учреждения, организации.

На ряде предприятий находит применение рейтинговая система, при которой размер месячного заработка определяется в соответствии с рейтингом данного работника.

Система заработной платы — это совокупность норм, при помощи которых определяется размер вознаграждения, подлежащего выплате работникам в зависимости от произведенных ими затрат труда. Основными системами заработной платы в настоящее время являются повременная и сдельная системы.

Кроме основных систем заработной платы широкое распространение получила дополнительная премиальная система заработной платы. Эта система применяется не самостоятельно, а в сочетании с одной из основных систем, в виде сдельно-премиальной и повременно-премиальной оплаты.

Повременная система заработной платы применяется для оплаты труда подавляющего большинства руководителей, специалистов и служащих, а также для оплаты труда некоторых категорий рабочих. При этой системе оплаты труда основными данными для начисления заработной платы работнику является присвоенная ему тарифная ставка (должностной оклад) и проработанное время в течение определенного расчетного периода. В зависимости от того, какой период времени принят для начисления заработка повременная оплата труда может быть помесячной, поденной и почасовой.

Сдельная система является преобладающей в оплате труда рабочих. При ней труд оплачивается за каждую единицу выполненной работы по сдельным расценкам. Размер оплаты зависит от того, сколько произведено продукции, сколько выполнено операций или сколько оказано услуг. Для этой цели устанавливаются нормы труда (выработки, времени, обслуживания, численности). Они используются для установления дневных размеров заданий рабочим, размеров сдельных расценок, необходимых средств на выплату заработной платы. В связи с этим нормированию труда придается большое значение.

35.       Дисциплинарная и материальная ответственность работника. Материальная ответственность работодателя.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Работники, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности, которая представляет собой один из видов юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность — это обязанность работника ответить перед администрацией предприятия, организации за совершенный дисциплинарный проступок путем применения к нему дисциплинарных взысканий, предусмотренных в дисциплинарных санкциях трудового законодательства. Дисциплинарная ответственность наступает только в случае совершения особого вида правонарушения, называемого дисциплинарным проступком.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, за совершение которого предусмотрено применение дисциплинарных или иных санкций, установленных трудовым законодательством.

Привлечение работников к дисциплинарной ответственности за проступки, не связанные с нарушениями трудовых обязанностей, может иметь место в исключительных случаях, прямо предусмотренных в законе, когда работник по занимаемому положению и выполняемым обязанностям должен быть примером поведения как на работе, так и вне ее (некоторые выборные работники, судьи).

В трудовом праве различаются два основных вида дисциплинарной ответственности работников: общая и специальная.

Подавляющее большинство работников несут общую дисциплинарную ответственность (в соответствии с Кодексом законов о труде РФ). В ст. 135 КЗОТ РФ предусматриваются следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание, 2) выговор, 3) строгий выговор, 4) увольнение (по пунктам 3,4,7,8 ст. 33 и п. 1 ст. 254 КЗОТ РФ).

При выборе конкретной меры дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду. Каждое взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка.

Дисциплинарные взыскания налагаются непосредственно за обнаружением проступка. Не допускается наложение взыскания по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание во всяком случае не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства уголовного дела.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято и до истечения срока.

Материальная ответственность представляет собой обязанность работников ответить перед администрацией предприятия, учреждения, организации за совершенное имущественное правонарушение и возместить причиненный ущерб в установленном законом порядке.

Особенностью данной ответственности является то, что одной стороной в ней всегда выступает работник, состоящий или состоявший в момент причинения ущерба в трудовом правоотношении с организацией, которой он причинил имущественный ущерб. Другой стороной является предприятие, учреждение, организация.

Основанием материальной ответственности является имущественное правонарушение, совершенное работником. Состав же данного имущественного правонарушения образуют четыре условия:

а) прямой действительный ущерб, нанесенный работником; б) противоправность поведения работника; в) причинная связь между ущербом и противоправным поведением работника; г) вина работника. Первые три условия образуют объективную, а вина — субъективную сторону состава правонарушения.

Действующее трудовое законодательство различает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную. . При ограниченной материальной ответственности максимальные размеры возмещения причиненного ущерба ограничиваются установленными пределами заработной платы работника, причинившего ущерб. Основным видом ограниченной материальной ответственности является ответственность в размере действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка работника. Она наступает во всех случаях причинения ущерба работником за исключением случаев, когда законодательством установлены более высокие пределы. При полной материальной ответственности причиненный ущерб взыскивается в полном размере без каких-либо ограничений пределами заработной платы. Она наступает в случаях, установленных законодательством (ст. 121 КЗОТ РФ):

 1) когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

2) когда в соответствии с законодательством на работника возложена такая материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей;

3) когда между работником и предприятием, учреждением, организацией заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения и для других целей;

4) когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

5) когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

6) когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции) в том числе, при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием работнику в пользование;

7) когда ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии.

Полная материальная ответственность может быть индивидуальной и коллективной (бригадной).

Особенности имущественной ответственности организаций перед работником.

В соответствии со ст. 139 КЗОТ РФ администрация обязана обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Нарушение данной обязанности, если это повлекло за собой увечье или иное повреждение здоровья работника, влечет имущественную ответственность организации.

Работодатель освобождается от возмещения ущерба, если докажет, что вред причинен не по его вине (кроме причинения вреда источником повышенной ответственности, когда ущерб возмещается независимо от вины работодателя).

Если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность потерпевшего, то в зависимости от степени его вины размер возмещения соответственно уменьшается.

Возмещение вреда состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья; в компенсации дополнительных расходов, в выплате в установленных случаях единовременного пособия, в .возмещении морального ущерба.

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) в процентах.

Размер возмещения вреда также определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности.

При этом пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с трудовым увечьем, а также и другие виды пенсий, назначенные как до, так и после трудового увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Не засчитывается также в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим после увечья.

Споры о возмещении вреда здоровью работника рассматриваются судом. Однако, предварительно работник или члены его семьи (в случае смерти работника) должны обратиться с требованием о возмещении вреда к администрации. И лишь если состоялось решение администрации, с которым не согласились потерпевшие, или требование этих лиц не было рассмотрено администрацией в десятидневный срок, они имеют право обратиться в суд (ст. 40 Правил).

36.       Правоохранительные органы РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к правоохранительным органам относится целый ряд государственных органов. В первую очередь такими органами, согласно ст. 176 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре Российской Федерации от 15 февраля 1992 года, являются органы прокуратуры.   Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное расследование.   Систему органов прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  республик в составе РФ,  федеральных  городов Москвы, Санкт-Петербурга, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, а также иные территориальные прокуратуры.

Особая роль в деле охраны правопорядка принадлежит органам внутренних дел. Министерство внутренних дел РФ и его органы имеют большую и сложную компетенцию, которая в значительной мере связана с правоохранительной деятельностью. Важная функция МВД РФ и его органов состоит в последовательном укреплении законности и правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, борьбе с преступностью. Законом России «О милиции», Положением о Министерстве внутренних дел РФ установлено, что главными задачами органов внутренних дел являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов; исправление осужденных; организация работы по обеспечению пожарной безопасности; обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах; обеспечение строгого соблюдения законности в деятельности подразделений и должностных лиц органов внутренних дел. Кроме этого, органы внутренних дел организуют и осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают дознание и производство предварительного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, оказывают содействие в борьбе с особо опасными государственными преступлениями и проведению других мероприятий по охране государственной безопасности. Систему органов внутренних дел составляют: МВД РФ, МВД республик в составе РФ, управления, городские и районные органы внутренних дел других субъектов федерации, Государственного пожарного надзора, Государственной автоинспекции, внутренние войска, исправительно-трудовые учреждения, органы внутренних дел на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном) и другие подразделения.

Федеральные органы налоговой полиции также являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Задачами федеральных органов налоговой полиции являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе следующих принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; сочетания гласных и негласных форм деятельности.

В правоохранительных органах не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных правоохранительных органов не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

  Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также правоохранительными органами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Деятельность правоохранительных органов основывается на Конституции Российской Федерации, конституциях республик и уставах других субъектов федерации, иных законодательных актах Российской Федерации, а также правовых актах республик в составе Российской Федерации, правовых актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области правоохранительной деятельности, принимаемых в пределах их полномочий.

37.       Административное и уголовное право как отрасли права РФ: общая характеристика.

Предмет административного права

Административное право — самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере  государственного управления. Часто подчеркивают, что административное право есть управленческое право, регулирующее общественные отношения по организации и деятельности управленческого (исполнительного, административного) аппарата, права и обязанности граждан, а также должностных лиц в результате использования ими власти (управленческой, исполнительно-распорядительной, административной).

Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая — отношения в пределах конкретных сфер управления.

Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления — министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14