Основные направления внешней политики республики Беларусь
Важное направление внешней политики Беларуси –
укрепление пояса добрососедства.
Беларусь сегодня немного озабочена состоянием
политических отношений или уровнем политических отношений с Польшей.
Географически мы находимся в одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы
развивать добрососедские отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение,
которое сейчас отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей
объединенной Европы, и мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы
Польша превратилась в то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую
переступить или пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию
событий имеются. Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет
снятие тех острых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации
политических отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.
Будущее место и роль Беларуси в системе международного
разделения труда в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в
европейских интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет
серьезное внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС).
Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь
готова идти так далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси.
Расширение ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем.
Многие тревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной области
коренятся в экономической разобщенности Европы – военно-политические
разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим
рубежам. Поэтому Республика Беларусь предлагает конкретные шаги по преодолению
этой разобщенности.
С учетом расширения ЕС на Восток для республики
приоритетное значение приобретает сближение с Европейским союзом, который уже
сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси.
Существенное значение приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления
реальной интеграции государств и его использование в процессе сближения
Беларуси и России, Беларуси и европейских стран.
Имевшее место в последние в годы снижение уровня
сотрудничества стран ЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных
факторах. Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие
решений Совета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политический
диалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусь
вынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросы
фактически без помощи извне.
Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями
Совета Европейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалось
добиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельной
организацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 года Соглашение
о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и Евросоюзом с
существенным увеличением квот на импорт белорусских текстильных изделий;
смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС в отношении импортируемых из
Беларуси калийных удобрений; удалось добиться применения Евросоюзом режима
наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с Беларусью;
интенсифицировалась реализация Программы технического содействия странам СНГ и
Монголии «ТАСИС».
Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от
ситуации в государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в
геополитической оси «Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например,
с вводом белорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа,
транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30
процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положение
Беларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установление тесного
сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы с преступностью,
незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.
Значительным потенциалом обладают научные и культурные
связи. Беларусь делает упор на развитие непосредственных контактов между
учебными и научными заведениями, учреждениями культуры, общественными
организациями и фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как
правило, на обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.
Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только
интенсифицируя свое участие в научных, образовательных, культурных программах
сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям, как
привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС.
Серьезным инструментом строительства
действительно единого континента призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он
оставался верен своему назначению – быть не судьей, а помощником европейских
стран в гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения.
Беларусь будет взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли
и места.
Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским
организациям, странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться,
прежде всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте
европейского региона – основной и главной задачей является восстановление
отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими
парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом Европы
и Евросоюзом.
Этот год начался с "развязки" вопроса о
присутствии ОБСЕ в Беларуси.
«Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться
разрешения абсолютно надуманного конфликта относительно участия нашего
Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ.
Разумные и аргументированные доводы рано или поздно находят отклик и собирают
необходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о так называемых
визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались в прошлом.
Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться
работа по восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской
ассамблее Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.
Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности
и развитие общеевропейского сотрудничества.
Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной
мере учтено в разрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленных
отношений с будущими соседями в рамках концепции "широкой Европы". У
нас здесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового
товарооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидации последствий
Чернобыля и другие.
Исходя из политических и прежде всего экономических
интересов, необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами других
регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и
парламенту. [15]
Исходя из того, что Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе является наиболее развитой региональной организацией,
единственным общеевропейским институтом поддержания мира и безопасности,
Республика Беларусь намерена последовательно, на неконфронтационной основе
вести диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки
дня, в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.
Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя
обязательствами в рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное
сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в Беларуси по
развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее деятельность в
качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ. Одновременно белорусская
сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому соблюдению мандата группы,
не предусматривающего вмешательства во внутриполитические процессы. [18]
Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с
западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее
международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на
международной арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно -
европейского финансово - политического центра, который по своим потенциальным
возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром. Беларусь
имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы
за счет:
ü использования преимуществ геополитического
положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и
ближневосточных энергоносителей в Европу;
ü грамотного использования нарастающих
противоречий между основными европейскими государствами (Германия,
Франция) и США, что может создать РБ предпосылки для решения проблемы
взаимоотношений с Европейским сообществом;
ü развития тезиса о Беларуси как о примере
европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные
проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника
для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо
учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в
политической, экономической и культурной областях является германо -
французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в
государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся
к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их
реализации. [21 ]
У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений,
должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И
Евросоюз это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский
Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут
зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого
государства на мировые процессы немаловажно" [17]
7. Белорусско-американские отношения
и
отношения с НАТО
Состояние белорусско-американских отношений сегодня
далеко от идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не
менее, Беларусь заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанных
лидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений между
Беларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширения сотрудничества в
политической, торгово-экономической и культурной сферах. К сожалению эти
возможности пока не используются в полной мере. Политические стереотипы,
недопонимание, а часто и попытки давления на Беларусь со стороны США не смогли
позволить белорусско-американскому сотрудничеству продвинуться вперед. [17]
В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США,
А. Лукашенко тут же говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную
войну, за жертвы и страдания людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же
время не злорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день являются
самой мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спорить. С Америкой
нужно и можно налаживать нормальные отношения. Конструктивно решать имеющиеся
проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние дни для подобных
заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит от нашей доброй
воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаются попытки протащить
через конгресс пресловутый акт о демократии в Беларуси, предусматривающий
выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны около
полусотни миллионов долларов.» [15]
Во время посещения Хатыни в августе 2003г Александр
Лукашенко публично назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из
газет подтвердил возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна.
"Мне пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал
Лукашенко. - Теперь мы все видим это лицо в Ираке". В продолжение мысли белорусский
лидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детях и
стариках. Белоруссия, по словам Лукашенко, окажет иракцам гуманитарную помощь.
Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал
также, что собирается строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым
белорусским послом в США человека из своего ближайшего окружения. Интересы
Минска в Вашингтоне теперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого
возглавлявший Министерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое
решение так: "Надо усиливать западный вектор. Без США это невозможно. Нам
не надо строить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже заявил,
что он "жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы
построить с мировым агрессором добрые отношения.
Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен
совместить два взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще
раз прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные
причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают,
это нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо
налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие
сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской ассамблеи
ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации. )". [17]
Республика Беларусь выступает за развитие отношений с
Соединенными Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь
– США не существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и
американцы, разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения
к личности и ее правам.
Представляется, что парламенты двух стран могли бы,
отбросив укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для
оптимизации сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог
по всем острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации
отношений между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов.
[18]
Михаил Хвостов,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своем интервью газете
«Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США и РБ: Наши
торгово—экономические отношения складываются относительно благополучно,
несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к этой сфере
двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где есть интерес,
он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес к нашим товарам
действительно большой. По объему товарооборота Соединенные Штаты занимают
девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количеству совместных
предприятий или предприятий полностью с американским капиталом США идут на
втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы экспортируем на
рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они с успехом будут продаваться
и на других рынках. Я выполняю задачу, поставленную Президентом страны:
дипломатия должна содержать внешнеэкономический подход. [ 16]
Предметом особой заботы в Беларуси являются
взаимоотношения республики с Организацией Североатлантического
договора (НАТО).
Интересам республики объективно не отвечает
конфронтационный характер системы военно-политических отношений. Этим
обусловлено стремление Республики Беларусь принимать активное участие во всех
региональных и субрегиональных организациях обеспечения безопасности. В данном
направлении важная роль отводится сотрудничеству со странами-членами НАТО и
государствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы «Партнерство ради
мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).
Беларусь уважает выбор государств, выразивших желание
вступить в Североатлантический альянс. В то же время Республика Беларусь
исходит из того, что решение о расширении НАТО в условиях самороспуска Варшавского
договора и фактического отсутствия в этой связи угрозы военной агрессии в
Европе не имеет серьезных геополитических оснований. Беларусь выступает за то,
чтобы граница Беларуси с обновленным альянсом стала не новой разделительной
линией в Европе, а границей доверия и добрососедства.
В настоящее время политический диалог между Республикой Беларусь и НАТО
включает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны с руководством
альянса и постоянными представителями стран – его членов в ходе министерских
сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) – преемника созданного в
1993 году Совета североатлантического сотрудничества (ССАС).
Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется
на основе известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с
целями и задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном
документе 1996 года. [18]
8. Международная безопасность
За последние несколько лет
ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций
глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным
процессом более расплывчатым стало понятие государственного суверенитета,
на который влиятельные международные силы посягают под предлогом
различного рода гуманитарных интервенций. [8. стр.54-69]
На первый план в системе
международной безопасности вышел Североатлантический альянс. Теперь
он претендует на то, чтобы стать силовой основой образующегося
однополярного миропорядка. Безусловно, не последнюю роль в построении
евроатлантической системы безопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что
именно от взвешенного подхода к планированию отношений по линии Беларусь -
НАТО и Беларусь - ОБСЕ во многом будет зависеть качество внешней политики
нашего государства и степень его встроенности в общую систему
безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|