бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основные направления внешней политики республики Беларусь бесплатно рефераты

Основные направления внешней политики республики Беларусь


Введение.



Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Цен­тральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба бело­русского народа за национальную независимость и сувере­нитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи.

В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат). После образования СССР (декабрь 1922г) внешняя политика рес­публики постепенно стала определяться и осуществляться верховными органами Союза, несмотря на сохранение за республикой международной правосубъектности.

В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзной республики "вступать в непосредствен­ные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями".

В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН.

Однако полного государственного суверенитета в соста­ве СССР республика не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике, находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало.

Новым этапом в становлении и дальнейшем развитии белорусской государственности стали 90-е гг. XX в. В ию­ле 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в августе 1991 г. придал Декларации, до принятия новой Конститу­ции, статус конституционного закона.

В Декларации наша республика объявлялась суверен­ным государством, полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полный государственный суверени­тет, как известно, означает верховенство, самостоятель­ность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, неза­висимость республики во внешних отношениях.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании нашего государства. С тех пор оно называ­ется Республика Беларусь. Была введена также новая госу­дарственная символика — бело-красно-белый флаг и герб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза, денонсировала Договор 1922 г. об образова­нии СССР, вступила в Содружество Независимых Госу­дарств (СНГ), которое пришло на смену СССР. [6. стр. 327-329]




1. Общие сведение о государстве.




Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.
Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах. В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения страны. В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей. Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции).[19]

Ст. 18. Конституции РБ гласит: «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.» [2]

Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от размещения на ее тер­ритории ядерного оружия (после распада СССР). Безъядерный статус государства закреплен в Конституции Рес­публики Беларусь, он одобрен референдумом (1995) белорусского народа.

В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям и законодателям всех стран ОБСЕ, между­народным организациям с предложением начать перегово­ры по созданию в центре Европы пространства, свободного от ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством инос­транных дел Республики Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача сот­рудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.

Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своего суверенитета и осуществления самостоя­тельной внешней политики. Она установила дипломати­ческие отношения с более чем со 130 государствами мира. [6. стр. 327-329]

Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Минист­ров.

Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполне­ние законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. [10. стр.145-175]

Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на интеграцию экономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150 странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90% грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и морозильников, более 40% телевизоров. [18]




























2.     Принципы внешнеполитической доктрины РБ.



Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС.

Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией,  уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций  на Западе – все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого момента ее провозглашения.

Преемственность такой внешнеполитической линии Президент Лукашенко, судя по его выступлениям,  в целом намерен сохранить.

В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

Основными направлениями политики на международной арене являются:

ü     вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;

ü     активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;

ü     способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

ü     участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;

ü     энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.


Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.

В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах.

К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43 странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6, Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9 отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ в г. Бонне. Кроме этого, 16 Чрезвычайных и Полномочных Послов Республики Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26 странах мира. [18]

В обращении Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламенту говорится: «Беларусь должна присутство­вать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и со­образно ее национальным инте­ресам. Действия белорусской дип­ломатии на основных внешнепо­литических направлениях будут оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и реализации мирных инициатив.» [15]































3.     Беларусь – Россия. Союзный договор.


Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России. Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не до РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим геополитическим монстрам у республики нет.

Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту части  геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности, развитии транспорта.

21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России. Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 года.

26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

В то же время белорусско-российское межгосударственное объединение базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересов белорусских и российских граждан.

Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения между Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года, межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа 2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января 2001 года.

Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки.

В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов, насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики.

Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего между российскими регионами и органами государственного управления Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов, направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-экономических, научно-технических и культурных связей.

В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администраций регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская, Мурманская и Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия).

Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь – можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% от общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва, Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская, Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский край.

В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствами двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный интерес. [18]

В сложившихся условиях стратеги­ческий интерес Беларуси состоит в дальнейшем развитии Союза Бе­ларуси и России, придании союз­ным отношениям новой динамики.

«Мы переживаем один из сложней­ших этапов развития интеграции. Но к числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже при изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалось сохранить, отсто­ять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и прин­ципы, на которых основывается Союз.

Руководство Беларуси считает дис­куссию о вхождении нашей страны в состав России исчерпанной. Суве­ренитет, государственная самосто­ятельность Беларуси (как и Рос­сии) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров. Путь погло­щения большим государством мень­шего - исторический анахронизм, к которому нет смысла возвращаться.

У российского руководства есть по­нимание позиции белорусской сторо­ны и готовность к конструктивному по­иску путей дальнейшего становления Союза на основе принципа суверенно­го равенства», – заявил в своем ежегодном обращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15]

Принятый на референдуме Конституционный акт станет документом высшей юридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органов Союзного государства. При этом Лукашенко говорит в своем обращении парламенту: «Я хочу честно сказать вам и народу, в руководстве России бытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о том, что она на  сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутренним изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается и государственного строительства, и единой валюты будущего Союза. Многие считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако не учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в России думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые возникнут при этом, — и экономические и политические, и военно-стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы России и Беларуси могут согласиться  на то, что Беларусь станет каким-то краем в Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4