Основные направления внешней политики республики Беларусь
Основные направления внешней политики республики Беларусь
Введение.
Становление
белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое
положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и
Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах
белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет
на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и
Российской империи.
В 1919 году был создан Комиссариат
по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат). После
образования СССР (декабрь 1922г) внешняя политика республики постепенно
стала определяться и осуществляться верховными органами Союза, несмотря на
сохранение за республикой международной правосубъектности.
В феврале 1944 г.
был принят Закон СССР о праве каждой союзной республики "вступать в
непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними
соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими
представителями".
В 1945 г. БССР
стала одним из членов — учредителей ООН.
Однако полного
государственного суверенитета в составе СССР республика не имела.
Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь руководствовалась
внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике, находящейся в центре
Европы, даже соседи знали мало.
Новым этапом в становлении и
дальнейшем развитии белорусской государственности стали 90-е гг. XX в. В
июле 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном
суверенитете республики, а в августе 1991 г. придал Декларации, до принятия
новой Конституции, статус конституционного закона.
В Декларации наша
республика объявлялась суверенным государством, полноправным и независимым
членом мирового сообщества. Полный государственный суверенитет, как известно,
означает верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти
республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость
республики во внешних отношениях.
19 сентября 1991 г.
Верховный Совет принял решение о переименовании нашего государства. С тех пор
оно называется Республика Беларусь. Была введена также новая государственная
символика — бело-красно-белый флаг и герб "Погоня", позже — изменена
(1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза, денонсировала Договор 1922 г. об
образовании СССР, вступила в Содружество Независимых Государств (СНГ),
которое пришло на смену СССР. [6. стр. 327-329]
1. Общие
сведение о государстве.
Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее
территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие
страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с
Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.
Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность
населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах.
В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения
страны. В соответствии с административным делением Республика имеет шесть
областей. Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее
распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство
(статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8
Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов
международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются
правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики
Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными
договорами (статья 11 Конституции).[19]
Ст. 18. Конституции РБ гласит: «Республика
Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств,
неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования
споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и
норм международного права.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою
территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.» [2]
Беларусь — первая в
мире страна, которая добровольно отказалась от размещения на ее территории
ядерного оружия (после распада СССР). Безъядерный статус государства закреплен
в Конституции Республики Беларусь, он одобрен референдумом (1995) белорусского
народа.
В сентябре 1996 г.
руководство Беларуси обратилось к руководителям и законодателям всех стран
ОБСЕ, международным организациям с предложением начать переговоры по созданию
в центре Европы пространства, свободного от ядерного оружия. В апреле 1997 г.
Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Белгосуниверситетом была
проведена международная научная конференция, в выводах и рекомендациях которой
выдвинута задача сотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи
безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения
ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.
Республика Беларусь
сделала первые шаги на пути развития своего суверенитета и осуществления
самостоятельной внешней политики. Она установила дипломатические отношения с
более чем со 130 государствами мира. [6. стр. 327-329]
Высшими органами
управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются
Президент, Парламент и Совет Министров.
Совет Министров
издает постановления и распоряжения во исполнение законов по
внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области
отношений республики с иностранными государствами и международными
организациями. [10. стр.145-175]
Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на
интеграцию экономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий
для развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной
сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150
странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90%
грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и
морозильников, более 40% телевизоров. [18]
2. Принципы внешнеполитической доктрины РБ.
Для такой небольшой страны, как
Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент,
обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для
определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна
выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих
влияние на республику.
В этих условиях смысл
внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в
уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику
тех крох иностранных инвестиций, которые можно найти при сегодняшнем дефиците
капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы будут
направляться на структурную перестройку части белорусской экономики в сторону
ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС.
Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете
Беларуси, отказ от ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие
отношения с Россией, уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней
политики и от конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций
на Западе – все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от
самого момента ее провозглашения.
Преемственность такой внешнеполитической линии
Президент Лукашенко, судя по его выступлениям, в целом намерен сохранить.
В своей деятельности на международной арене Беларусь
руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным
образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что
республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на
Восток.
Основными направлениями политики на международной
арене являются:
ü вхождение в мировое сообщество в качестве
равноправного суверенного независимого государства;
ü активное взаимодействие с международными,
прежде всего европейскими, структурами и организациями;
ü способствование строительству новой мировой и
европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;
ü участие в многостороннем международном
экономическом сотрудничестве;
ü энергичное сотрудничество в международных
организациях, прежде всего системы ООН.
Республика Беларусь – одно из немногих на
постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с
соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому
признаку.
В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке,
Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах.
К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49
загранучреждений в 43 странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств
– 6, Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9
отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Калининграде,
Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге,
Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ в г. Бонне. Кроме этого, 16
Чрезвычайных и Полномочных Послов Республики Беларусь назначены и аккредитованы
послами по совместительству в 26 странах мира. [18]
В обращении
Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламенту говорится: «Беларусь
должна присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно
ее национальным интересам. Действия белорусской дипломатии на основных
внешнеполитических направлениях будут оцениваться, главным образом, с позиции
их экономической эффективности и реализации мирных инициатив.» [15]
3. Беларусь – Россия. Союзный договор.
Беларусь, в силу специфики своей экономики не может
позволить себе роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной
против России. Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также
как не до РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим
геополитическим монстрам у республики нет.
Выходом из этой диллемы может стать стратегическое
политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя
защиту части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать
возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за
Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической специализации.
Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на точном машиностроении,
радиоэлектронике, химической промышленности, развитии транспорта.
21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе,
добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был
заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс
дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое
отражение в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России.
Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с направлениями,
определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря
1998 года.
26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании
Союзного государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей
правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого
экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
В то же время белорусско-российское межгосударственное
объединение базируется на принципах суверенного равенства
государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения взаимных
обязательств. Каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость,
территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию,
Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
В среднесрочной перспективе определенные расхождения в
экономических структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства
заключили Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях
интересов белорусских и российских граждан.
Серьезным итогом интеграционной работы стало
подписание Соглашения между Республикой Беларусь о введении единой денежной
единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а
также соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной
единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года,
межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового
законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства на
заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа 2000 года,
межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой
системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве на
заседании Совета Министров Союзного государства 17 января 2001 года.
Одним из наиболее эффективных и значимых направлений
экономической интеграции наших стран является сотрудничество
топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных
балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и
потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки
продуктов нефтепереработки.
В основе интеграции Беларуси и России лежат не только
стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции
народов, насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство провозглашено
как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его создания и
функционирования является проведение согласованной социальной политики.
Развитие торгово-экономического, научно-технического и
культурного сотрудничества с регионами Российской Федерации является
неотъемлемой частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства.
Всего между российскими регионами и органами государственного управления
Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов, направленных
на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-экономических,
научно-технических и культурных связей.
В Республике Беларусь открыты 13 Представительств
администраций регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский,
Приморский и Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская,
Мурманская и Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и
Бурятия).
Среди всех регионов России – торговых партнеров
Республики Беларусь – можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет
более 70% от общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва,
Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская, Ярославская,
Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский край.
В рамках реализации Программы согласованных действий в
области внешней политики государств-участников Договора внешнеполитическими
ведомствами двух государств осуществляется постоянная координация деятельности,
обмен информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный
интерес. [18]
В сложившихся условиях стратегический интерес
Беларуси состоит в дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным
отношениям новой динамики.
«Мы переживаем один из сложнейших этапов развития
интеграции. Но к числу важнейших достижений последнего года следует отнести то,
что даже при изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам
удалось сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских
отношений и принципы, на которых основывается Союз.
Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении
нашей страны в состав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельность
Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров.
Путь поглощения большим государством меньшего - исторический анахронизм, к
которому нет смысла возвращаться.
У российского
руководства есть понимание позиции белорусской стороны и готовность к
конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на основе принципа
суверенного равенства», – заявил в своем ежегодном обращении к народу и
Парламенту Президент РБ. [15]
Принятый на референдуме
Конституционный акт станет документом высшей юридической силы, правовым
фундаментом строительства полноценных органов Союзного государства. При этом
Лукашенко говорит в своем обращении парламенту: «Я хочу честно сказать вам и
народу, в руководстве России бытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о
том, что она на сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего
внутренним изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это
касается и государственного строительства, и единой валюты будущего Союза.
Многие считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако не
учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в России
думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая ошибка. Если
мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином государстве, то
надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые возникнут при этом,
— и экономические и политические, и военно-стратегические, и
внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы России и Беларуси
могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-то краем в Российской
Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|