Основные направления внешней политики республики Беларусь
Как в политической сфере исключается поглощение одной
страны другой, так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной
валюты другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный
статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской
Федерации с делегированием функций органа управления единого эмиссионного
центра Межбанковскому валютному союзу.
Еще один принципиальный вопрос - это равенство
белорусского и российского укладов экономической жизни в рамках Союзного
государства. Часть российской политической и экономической элиты пытается ставить
перспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российской
неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение
основной части национального богатства небольшой группой так называемых
олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими слоями
общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной рыночной
экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско-российской
экономической интеграции.
Разница в подходах к регулированию экономической
жизни реально существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.
Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде
всего не отвечает действительности тезис о том, что разница экономических
укладов препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и
Гонконг, объединенные по принципу "одна страна - две системы", -
убедительное тому доказательство.
Правила экономической жизни Союзного государства
должны создаваться, ориентируясь на самые современные, передовые международные
стандарты.
Исключительно важную роль в формировании правовой основы единого
экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.
Отрадно уже то, что
именно белорусско-российский союз дает пример для понимания необходимости
интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и только что изложенной мною
модели. Но мы можем предложить Российской Федерации и другой вариант государственного
устройства Союза. Я не стану подробно на этом варианте останавливаться, но
такие поручения мною даны. Мы можем предложить более радикальный вариант, если
Российская Федерация готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече
с моим коллегой Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант.
Пока же он не подлежит публичному обсуждению.» [15]
Что же за «другой
вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он отступлением от только что
провозглашенных им же принципов устройства союзного государства? Вопрос пока
остается без ответа.
4. Региональные приоритеты РБ.
К сожалению, надо признать, решение большинства
белорусских проблем невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и
дорогостоящи алгоритмы их решения для небольшой страны.
Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне
Беларуси, ибо:
-
Беларусь живет в условиях
экологической катастрофы, выживание крупных белорусских предприятий возможно
только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства,
-
новый виток
научно-технической революции в развитых странах ставит под вопрос судьбу
белорусской промышленности в случае промедления с модернизацией
производственных технологий,
-
приближение к границам
Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую геополитическую ситуацию, к
которой Беларусь должна адаптироваться. [20]
Региональные приоритеты Республики Беларусь
выстраиваются в следующем порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина,
Польша, Европа, США, Азия. [18]
Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел
свои сильные стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации
экономики и политической ситуации в стране. В критический момент именно
восточная ориентация Беларуси помогла:
-
сохранить рынок для
продукции крупных промышленных предприятий,
-
сохранить социальную
стабильность,
-
укрепить государственные
институты,
- закрепить именно белорусское направление для
реализации крупнейших проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20]
Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты,
которые постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:
-
идеологическая ориентация
на русскую антизападную оппозицию привела к идеологической конфронтации с
Западом в условиях, когда Беларусь в геополитическом отношении вела в целом
прозападную политику;
-
Запад создал значительные
проблемы для получения Беларусью доступа к западным рынкам, технологиям,
инвестициям;
-
европейская интеграция
вышла на новый уровень своей глубины и приблизилась к границам Беларуси, Европа
активизировала самостоятельную политику на Востоке;
-
антизападные силы, на
которые ранее опиралась Беларусь, в значительной мере пришли к власти в России,
усилив проевропейский вектор ориентации России, потому Беларусь нуждается в
изменении однозначной идеологической ориентации на русскую оппозицию;
-
русский рынок слишком узок
для белорусской крупной промышленности, несмотря на начавшийся в России
экономический рост;
-
в России отсутствуют
технологии и геополитический потенциал для развертывания глобальных
экономических проектов, в которых нуждается для свой модернизации белорусская
промышленность, то есть в России нет и, вероятно, в ближайшее время не появится
необходимых белорусским гигантам технологий;
-
замалчивание последствий
аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на Востоке влечет за собою нарастание
постчернобыльских проблем. [20]
Зоной
внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия, Польша, Прибалтика.
Вместе с тем практика показывает, что в последнее время внешнеполитические
ориентации республики претерпели серьезные изменения. Зоной белорусской
внешнеполитической активности стали такие государства, как Иран, Индия, Китай,
Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329]
Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо
выделить отношения с Украиной как с крупной европейской страной, обладающей
мощным человеческим, экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с
Украиной не имеет каких-либо препятствий как в политической, так и в
экономической областях. Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях
с Беларусью.
Шанс активизировать
белорусско-украинские отношения на межпарламентском уровне появился в 1999
году, после визита в Минск председателя Великой Рады Украины А. Ткаченко.
Однако последовавшие в Украине выборы заморозили двусторонние контакты до весны
2002 года, когда в Санкт-Петербурге А. Войтович встретился с вице-спикером
Верховной Рады А. Зинченко.
Официальный Киев всерьез озабочен
нератификацией Беларусью договора о белорусско-украинской государственной
границе. Спикер Совета республики не знает причин, по которым соглашение так и
не поступило в парламент на ратификацию, есть только версии. «Всегда такие
соглашения в парламент представляет правительство. У нас в парламенте этого
договора нет… Вы знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в
Чернигове, и тогда главам правительств было поручено готовить соглашение в
связке с долгом украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка
приводит к тому, что ратификация соглашения затягивается», - считает
А.Войтович.
Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствием
охлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной: в
1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD –
упал почти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперь
пойдет рост» - заверил Войтович.
Оптимизм спикера обоснован тем, что «
у нас имеется хорошая программа по сотрудничеству с Украиной и очень сильная
программа по созданию совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается
вопрос о возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема
пока остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.
Глава Совета республики объясняет период
«экономического застоя» тем, что в Украине в полную силу начали функционировать
нефтеперерабатывающие предприятия, и это закономерно привело к общему падению
торговых отношений. До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли
в Украину продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта.
Беларусь, в свою очередь, импортировала металл, продукты химической
промышленности, покупала зерно твердых сортов… [12]
В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь
закладывает всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь
заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас с
Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается
прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они
уделяют развитию экономических отношений. [18]
Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация
исчерпывает себя в качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По
мере сближения России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует
оказаться под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери
однозначной поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь
нуждается в идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде
всего со странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может отказаться
от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей дилеммы может быть
превращение Беларуси в главного союзника Европейского Союза на постсоветском
пространстве и, особенно, в рамках русского политического поля. Выдвижение
Беларусью инициатив по расширению европейской интеграции вплоть до
Владивостока может стать основой новой внешней политики страны. В качестве
промежуточного шага может быть рассмотрено движение Беларуси в сторону
вступления в состав ЕС без разрыва союзных отношений с Россией. [20]
5. Содружество Независимых Государств
В Содружестве Независимых Государств
оптимальные перспективы развития в рамках разноскоростной интеграции имеет
Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические
интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются в
создании на основе этого союза единого экономического пространства. В
перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики
государств-участников Евразийского экономического сообщества будут
интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую
торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства
отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.
Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать
сближению экономик государств-участников.
Политика Беларуси на российском направлении, а также в
рамках Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в
Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не
уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций современного
мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Европейскому Союзу
(ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС). По оценкам
независимых экспертов, на долю СНГ приходится 40 процентов мировых запасов
газа, а по запасам нефти Содружество уступает только Саудовской Аравии.
Промышленный потенциал Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы
основных видов природных ресурсов – четверть мировых.
Безусловно, политический вес СНГ всегда будет
адекватен его экономическим показателям. При этом активизация интеграционных
процессов в рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно
потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам.
Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято
относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные экономические
и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру, участники «пятерки» или
ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова).
Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в
рамках Содружества договоренности. В стране завершены все внутринациональные
процедуры, связанные с формированием зоны свободной торговли.
На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в
создании полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества,
необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной
инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного
сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства,
основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу
должно стать формирование реального интеграционного сообщества постсоветских
республик при максимальном использовании возможностей политического и
экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.
Республика Беларусь последовательно выступает за
развитие процесса военно-политической интеграции в рамках Договора о
коллективной безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня
Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. [18]
6. Взаимоотношения с Европейским Союзом
Территория РБ в современных границах сложилась в
результате длительного развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не
обладая практически богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент
транзитивности территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России
в Западную Европу, и прежде всего в Германию.
По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в
энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим
энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие
многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей. Эти
проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на общеевропейском
уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы, которые являются
основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают со странами –
производителями и странами транзита. А ведь именно через Беларусь проходят важнейшие
газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения Беларусь является связующим звеном
между Западом и Востоком.
Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь
видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии через
промежуточные формы экономической и политической жизни.
Немаловажным фактором интеграции Беларуси с
объединенной Европой видится и сотрудничество на микроуровне – между
общественными организациями и партиями, университетами и общественными
движениями, предприятиями и школами. Формирование гражданского общества должно
начинаться с формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не
может возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и
Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для Запада
государственную политику, следует продолжать со смещением центра тяжести в этом
сотрудничестве на микроуровень.
Смысл процессов глобализации заключается в быстром и
эффективном вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения,
мировые информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более
высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и
трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических измерений,
Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в мировое
сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское цивилизационное
пространство. Значительную роль при этом будут играть и субрегиональные
коммуникации, развитие отношений с соседними странами: Россией, Украиной,
Польшей, странами Балтии.
Особенностью интеграции в мировую экономику для
Беларуси является интеграция в Европейское сообщество. Именно это
обстоятельство значительно воздействует на развитие внешних факторов жизни
страны. Исторической ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской
эпохи разрушения границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором,
который не является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и
ЕС. Мы попали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущего
становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14]
Включение Беларуси
в общеевропейский процесс происходит сложно, трудно и болезненно в силу
непризнания европейскими государствами результатов ноябрьского референдума 1996
г. и изменений и дополнений к Конституции 1994 г. [6. стр. 327-329]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|