бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Международно-правовые нормы в области охраны товарного знака и их имплементация в законодательство А... бесплатно рефераты

установление приоритета без наличия в заявке описания знака и так далее);

включение в процесс осуществления административных процедур   типовых   бланков   (формуляров),   разработанных применительно  ко  всем  юридически  значимым  действиям, предусмотренным Договором.

   Также необходимо отметить, что в соответствии со ст. 16 Договора ТЛТ, любая договаривающаяся сторона применяет к знакам обслуживания соответствующие положения Парижской конвенции[37] в отношении товарных знаков и регистрирует их.

Важной статьей указанного Договора ТЛТ является ст. 7, которая позволяет осуществлять разделение заявки и разделение регистрации.

Разделение заявки может быть произведено заявителем или по его просьбе на две или несколько заявок путем распределения между такими   заявками  товаров   и/или  услуг,   перечисленных  в первоначальной заявке. Выделенные заявки сохраняют дату подачи первоначальной заявки и её приоритет, при наличии такового.

Указанный Договор ТЛТ не применятся к голографическим знакам и знакам, не состоящим из визуальных обозначений, в частности, к звуковым и обонятельным знакам, не применяется к коллективным, сертификационным и гарантийным знакам.

В данной главе следует упомянуть и о Соглашении ТРИПС. Известно, что в настоящее время Азербайджанская республика проводит активную работу по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из обязательных условий ее участия в ВТО является присоединение к Соглашению ТРИПС.

Соглашение   ТРИПС   в   части   охраны   промышленной собственности «подтверждает действенность для членов ВТО положений Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Но при этом Соглашение ТРИПС устанавливает ряд дополнительных обязательств для своих участников»[38]

Положения названного документа предусматривают достаточно жесткие меры наказания в связи с недобросовестной конкуренцией, включая тюремное заключение. Применение установленных санкций сопровождается  конфискацией товара и  его уничтожением. Одновременно уничтожаются материалы и оборудование, при помощи которых такие товары и товарные знаки изготовлены.

Соглашение ТРИПС предусматривает «существенное сокращение сроков осуществления ряда юридически значимых действий, что в полной мере отвечает интересам заявителей»[39].

Так,  к примеру,  Соглашения ТРИПС требует незамедлительной публикации товарного знака после его регистрации и выдачи свидетельства на товарный знак в течение одного месяца[40].

Что касается общеизвестных товарных знаков, то п. 3 ст. 16 Соглашения ТРИПС содержит требование охраны общеизвестных товарных знаков в отношении всех товаров, хотя бы и отличных от тех, для которых товарный знак зарегистрирован.

Наиболее важным документом и источником в области охраны товарных знаков является  «Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года»[41]. Выше  мною уже не раз упоминалось данное соглашение, но следует более  тщательно рассмотреть его.  По - подробнее рассмотрим данное соглашение.

Что же подразумевает под собой международная охрана товарных знаков? Как ее осуществить?

Каждая страна, желающая наделить свой товарный знак международно-правовой защитой представляет заявку в Международное бюро интеллектуальной собственности. Содержание заявки на международную регистрацию осуществляется в соответствии со ст. 3 соглашения. В соответствии со ст. 3.2 Мадридского соглашения

Заявитель должен указать товары или услуги, на которые истребована охрана знака, а также, если возможно, соответствующий им класс или классы согласно классификации, установленной Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Если заявитель не делает такого указания, Международное бюро само классифицирует изделия или услуги по соответствующим классам указанной классификации. Классификация, указанная заявителем, подлежит проверке Международным бюро, которое осуществляет ее совместно с национальной Администрацией. В случае разногласия между национальной Администрацией и Международным бюро решение последнего является окончательным. 

В соответствии со  ст. 3 bis (территориальное ограничение) каждая договаривающаяся страна может в любое время письменно уведомить Генерального директора Организации (далее именуемого "Генеральный директор") о том, что охрана, возникающая вследствие международной регистрации, будет предоставляться в этой стране только в случае, когда владелец знака прямо испросит ее в заявке. Это уведомление вступает в силу только через шесть месяцев после даты сообщения, которое будет сделано по данному поводу Генеральным директором другим договаривающимся странам. В соответствии со ст. 3 ter  требование о территориальном расширении, заявленное после международной регистрации, должно быть направлено через Администрацию страны происхождения знака на бланке, предписанном Регламентом по выполнению Соглашения. Это требование незамедлительно регистрируется Международным бюро, которое без промедления извещает о нем заинтересованные Администрации. Требование публикуется в периодическом журнале, издаваемом Международным бюро. Территориальное расширение вступает в силу с даты соответствующей записи в Международном реестре; оно прекращает свое действие по истечении срока международной регистрации знака, к которому она относится.

Очень важным моментном в плане охраны товарных знаков является последствие международной регистрации. Ст. 4.1 соглашения предусматривает, что с момента регистрации в Международном бюро в соответствии с положениями статей 3 и 3-ter, в каждой заинтересованной договаривающейся стране знаку предоставляется такая же охрана, как если бы он был заявлен там непосредственно. Классификация изделий или услуг, предусмотренная в статье 3, не связывает договаривающиеся страны в отношении определения объема охраны знака. В ст. 4.2 соглашения предусмотрено, что всякий знак, который был предметом международной регистрации, пользуется правом приоритета, установленного статьей 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности; при этом необязательно выполнение формальностей, предусмотренных в пункте D этой статьи:

1.                всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена. Каждая страна устанавливает, не позднее, какого момента должно быть подано такое заявление.   

2.                Страны Союза могут требовать от лица, подающего заявление о приоритете, представления копии ранее поданной заявки (описания, чертежей и т. д.). Копия, заверенная учреждением, принявшим эту заявку, не требует никакой легализации и может быть во всех случаях представлена в любой момент в течение трех месяцев со дня подачи последующей заявки без уплаты каких-либо сборов. Предоставляется право требовать, чтобы к ней была приложена справка о дате подачи заявки, выданная этим учреждением, и перевод.)

Таким образом, можно  сделать вывод, что международная защита товарных   знаков достаточно сложный и многогранный процесс. Как видно  из выше  написанного, наиболее  эффективным  методом международной  защиты товарного знака является  международная регистрация  товарного знака, осуществляемая на основании международный соглашений, наиболее  важным  из которых является  Мадридское  соглашение о международной  регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.  Большинство  стран  являются участниками вышеупомянутого соглашения,  что, конечно же, упрощает процедуры  международной  защиты товарных знаков и  их защиты в отдельных государствах.

Глава 2: Охрана товарных знаков в АР

§ 1: Нормы в области защиты товарных знаков в АР


С недавних пор степень интереса к товарным знакам в нашей республике возросла. Это связано с объективными факторами развития экономики страны, притоком  инвестиций, привлечением ряда зарубежных фирм в национальный  бизнесс, ростом  предпринемальской  деятельности,  созданием новых субъектов  бизнесса (фирмы, предприятия) . В связи с этим в стране выработана определенная законодательная база по защите товарных знаков.

Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений.

Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.

В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны.

Закон Азербайджанской республики "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара"[42] создает необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары, и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной продукции.

Как показывает практика общения с владельцами знаков для товаров и услуг, многие из них, если не большинство, не знают,  какие права они имеют и каким образом их реализовать. Этому не в последнюю очередь способствует нечёткость отдельных положений нормативных актов, которые регулируют эти вопросы.

Но чтобы правильно и качественно регулировать отношения, связанные с товарным знаком,  с начала следует определить, что такое товарный знак  согласно законодательству нашей республики.

Согласно  закону  товарный знак  -  графическое  изображение  знака или любая комбинация знаков, способная отличить товары и услуги одного владельца от однородных товаров и услуг другого владельца;

географический указатель - государство или регион, или участок в регионе (географический объект), связанный с происхождением товара, его особыми качествами, популярностью или другими свойствами;

коллективный знак - зарегистрированный знак или комбинация знаков на имя союза, ассоциации или любого объединения;

транслитерация - передача букв одной письменности посредством букв другой письменности.[43]

Определившись с понятием, следует также отметить из каких нормативных актов состоит законодательство по регулированию данных отношений.

Законодательство Азербайджанской Республики о товарных знаках и географических указателях состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, иных законодательских актов Азербайджанской Республики и межгосударственных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. Если международным договором, стороной которого является Азербайджанская Республика, установлены иные правила, чем те которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.[44] 

  Правовая охрана товарного знака и географических указателей, зарегистрированных соответствующим органом исполнительной власти осуществляется на основании правил, установленных настоящим Законом и в соответствии с международными соглашениями и договорами о регистрации международных знаков, к которым присоединилась Азербайджанская Республика

Правовая охрана товарного знака и географических указателей, не зарегистрированных в Азербайджанской Республике, но имеющих силу, в соответствии с международными договорами, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, осуществляется в соответствии с настоящим Законом.[45] Но первоначально нам необходимо определить, какие знаки могут быть зарегистрированы как товарный знак.

В виде товарных знаков могут быть зарегистрированы нижеследующие знаки: слова, личные имена, буквы, цифры, изобразительные обозначения, товарные формы или их упаковки, цвета или любые вышеуказанные сочетания[46]. Это в свою очередь не означает, что  только при вышеуказанных случаях не допускается регистрация знаков в качестве товарных. В ст 5 закона  представлен перечень знаков, регистрация которых не допускается. К таковым следует отнести: 

1) знаки не соответствующие понятию "товарный знак", приведенному в статье 1 настоящего Закона и знаки, не соответствующие видам знаков статьи 4;

2) не обладающие отличительной восприимчивостью, т.е. знаки, не отличающиеся основными факторами;

3) знаки, указывающие вид, качество, количество, назначение, стоимость, а также историю и место производства и другие особенности товаров и услуг;

4) товарные знаки, не относящиеся к происхождению вин и спиртных напитков, но отождествляя их, сохранив в составе географический указатель;

5) определяющие сущность товара, придавая ему важное значение и необходимые формы для технического достижения;

6) состоящие из выражений противоречащих общественному порядку, морали, нравственности, элементов способствующих упадку авторитета личности, знаков, состоящих из государственных и религиозных символов;

7) товарные знаки, состоящие из указателей и знаков, обильно используемых в разговорной речи, долгие годы используемых в торговой деятельности Азербайджанской Республики;

8) торговые знаки, способные ввести в заблуждение потребителя относительно особенностей качества товара или обслуживания, или наименования географического указателя;

9) товарные знаки, которые невозможно зарегистрировать согласно статьи 6-ter Парижской конвенции  об охране промышленной собственности. Сюда относятся запрещения, касающиеся государственных гербов, официальных клейм контроля и эмблем межправительственных организаций[47].

10) награды и другие отличительные знаки без разрешения соответствующих исполнительных органов власти.

  С момента принятия настоящего Закона регистрация вышеуказанных товарных знаков считается аннулированной.

  Если до даты принятия на регистрацию исковых документов, указанных в пунктах "б", "в" и "г" первой части настоящей статьи, но имеющих отличительные черты в период пользования, в регистрации товарных знаков отказать невозможно, и если товарный знак зарегистрирован, регистрация не может считаться недействительной[48].

  Воспрещается использование товарного знака, содержащегося в составе знаков, относящихся к пункту "ж" части первой настоящей статьи :

 торговые знаки, способные ввести в заблуждение потребителя относительно особенностей качества товара или обслуживания, или наименования географического указателя.

  Статья 6 закона  регламентирует  иные основания для отказа регистрации товарных знаков:

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с нижеследующими:

а) товарные знаки, ранее зарегистрированные или заявленные на регистрацию в Азербайджанской Республике, на имя другого лица в отношении однородных товаров;

б) товарные знаки, охраняемые в Азербайджанской Республике в силу международных договоров, к которым присоединилась Азербайджанская Республика;

в) популярные товарные знаки, охраняемые в Азербайджанской Республике, согласно статьи 7 настоящего Закона;

г) товарные знаки о фирменных названиях, принадлежащие другим лицам, заручившимся правом пользования фирменными названиями в Азербайджанской Республике ранее даты поступления исковых документов в отношении однородного или похожего товарного знака на товары или услуги (при условии их публикации в официальном бюллетене);

д) охраняемые в Азербайджанской Республике географические указатели и зарегистрированные на лицо, имеющее право использования, за исключением введенных в товарный знак как незащищенный элемент;

г) с зарегистрированными сертификационными знаками.

  Не регистрируются в качестве товарных знаков и их элементов нижеуказанные повторяющиеся знаки:

а) промышленные образцы, права на которые в Азербайджанской Республике принадлежат иным лицам;

  б) названия известных в Азербайджанской Республике произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них, цитаты или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его наследника;

в) фамилии, имена, псевдонимы известных лиц и производные от них выражения, без согласия таких лиц и их наследников[49].

Если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Азербайджанской Республики, при отсутствии известных лиц и их наследников, обозначения эти регистрируются с разрешения соответствующего органа исполнительной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6